Автор: Щупова Наталия Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №41
Населённый пункт: ХМАО-ЮГРА г.Сургут
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитываем добротой"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Воспитываем добротой»
Воспитатель: Щупова Наталия Юрьевна
Многие дети понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки бывают
добрыми. И наша задача, задача взрослых, состоит в том, чтобы воспитывать
у них с раннего детства потребность совершать добрые поступки. Для этого
надо раскрыть смысл слова доброта. Что такое доброта? На этот вопрос
ответ прочитаем в толковом словаре Ожегова: «Доброта – это отзывчивость,
душевное расположение к людям, стремление делать добро другим»
Доброта – это очень сложное и многогранное качество личности. В книге
выделено семь основных «ступеней» доброты.
Дружелюбие – открытое и доверительное отношение к людям.
Честность – искренность и правдивость в поступках и мыслях.
Отзывчивость – готовность помогать другим людям.
Совесть – нравственная ответственность за свои поступки.
Сострадание – сочувствие, сопереживание, умение чувствовать чужую боль.
Благородство – высокая нравственность, самоотверженность.
Любовь – глубокое сердечное чувство, высшая степень положительного
отношения.
Не секрет, что многие молодые родители полагают, что в ребенке надо
воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни.
По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого
отличают себялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой
ценой.
Подобная педагогическая позиция ошибочна и вредна не только для
общества, но и для самих детей, независимо от того, растет в семье мальчик
или девочка. Настоящие волевые качества не только не исключают доброты,
отзывчивости и чуткости, но в значительной мере должны предопределяться
ими. В противном же случае из человека вырастает жестокосердный эгоист.
Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с
большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое
главное – воспитать доброту можно только добром.
Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его
поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы
ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и
сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать.
Задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье
атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи.
Родители
–
первые
проводники
малыша
в
понимании
и
усвоении
нравственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт.
То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А
«сеют» родители главным образом с помощью личного нравственного
примера.
Воспитание строится на примере жизни отца и матери, оно всегда активно,
независимо от того, говорят в семье о морали и нормах поведения или нет.
В наши дни произошла, если можно так сказать, подмена понятий. Иногда
приходится слышать нечто подобное: «Мальчик из благополучной семьи.
Мама – экономист преуспевающей компании. У папы свой бизнес. Как же
этот ребенок мог так ужасно поступить?»
Но благополучие семьи определяется не ее материальным положением, а
высоким уровнем внутрисемейной нравственности, когда взрослые члены
семьи всем своим поведением (а не нравоучениями) воспитывают у детей
чуткость, отзывчивость, сопереживание.
Сущность
доброты –
способность
сопереживать.
Нередко
взрослые
позволяют ребенку обижать животных. Если карапуз замахнулся палкой на
птичку или кошку, не стоит смеяться, оправдывать его, полагая, что он еще
маленький, ничего не понимает. Нужно спокойно, но уверенно сказать о
недовольстве его поведением. Возможно, малыш захочет повторить свой
эксперимент, но родители должны быть непреклонны.
Таких уроков потребуется немало. Начинать их надо очень рано. Прививать
добрые чувства нужно, опираясь на то хорошее, что уже сформировалось в
характере или начинает складываться.
Начинать воспитывать в детях такие, казалось бы, «старомодные», но
необходимые
для
выживания
в
социуме
качества,
как
доброта,
взаимопомощь, уступчивость, нужно уже с самых ранних лет. Не стоит
думать, что дети в возрасте до 3-х лет мало что понимают и ничего не
запоминают. Как раз-таки в этот период все их существо готово учиться и
познавать мир, усваивать его законы и правила. Все, что он видит и слышит в
первые годы жизни, откладывается на подкорке головного мозга. Так что
впоследствии он может и не вспомнить, что именно в 1 год и 1 месяц мама
ему сказала: «Нужно заботиться о братьях наших меньших», но будет это
знать, как бы интуитивно, как само собой разумеющееся.
Начните прививать своим детям сочувствие к людям, умение сопереживать,
радоваться чужому счастью, любовь и уважение к природе, растениям,
животным. Для этого придется начать с себя, ведь родители – это самый
главный образец для подражания. Самым важным моментом в воспитании
доброты у ребенка является личный пример самих родителей. Авторитет
родителей у ребенка всегда стоит на первом месте. Именно на Ваших
примерах воспитываются наши дети, они как губка впитывают и ваше
мнение, и ваше поведение и ваше отношение к доброте. Взаимоотношения
ребенка и родителя строятся в эмоционально-нравственном плане, ребенок
живет в ожидании доброго слова и с удовольствием творит добро в ответ.
Когда ребенок проявляет свои лучшие душевные качества взрослые должны
отнестись к нему с пристальным вниманием, избегая безразличия и резких
слов. Однако перебарщивать с лаской тоже не стоит, постоянное сюсюканье
и вседозволенность делает ребенка капризным, а самое главное, он перестает
понимать ценность доброты.
Доброта в сочетании с благоразумной
требовательностью способствует осознанию ребенком важности хорошего
отношения. Желание нести людям добро надо всячески культивировать в
ребенке, потому что это делает из него гуманную личность
Поощрять стремление ребенка к доброте – задача родителей. Любовь к
природе и живым существам так же развивает в ребенке самые хорошие
качества: доброту, отзывчивость, щедрость. С этой точки зрения важно
приобщать ребенка к выращиванию растений (дома и за городом), прогулкам
на природе, уходу за братьями нашими меньшими. Знакомство ребенка с
миром искусства способствует развитию личности, формирует понятие добра
и зла, гуманизма. Отсюда следует, что очень многое зависит от Вас,
уважаемые родители в нелёгком, но благородном деле – воспитании детей.
Говорите о сложном просто.
Для духовного воспитания детей очень важно читать малышу поучительные
сказки со счастливым концом, в которых добро всегда побеждает зло. Лучше,
если в детской книжке со сказками будут красочные рисунки, по которым
можно объяснить самым маленьким деткам своими словами, что происходит.
Детям
постарше
(от
2-3
лет)
можно
разрешать
смотреть
добрые
поучительные мультфильмы или детские телепередачи, где главные герои
учатся творить добро. Дети намного ярче воспринимают зрительные образы.
Также очень важно поощрять ребенка за правильные поступки, давая ему
понять, что люди на добрые. Если же ваш ребенок совершил какую-то
пакость (ударил дворовую кошку, вырвал с корнем ни в чем неповинный
цветок), поговорите с ним, как со взрослым, объясните, что за такие поступки
всегда наказывают. Но если вы видите, что малыш раскаивается, помогите
ему загладить свою вину (погладьте и накормите обиженную кошку,
посадите вырванный цветок на место).
Самое главное – не забывайте, что ребенок, как зеркало, отражает
поведение своих родителей. Развивайтесь сами духовно, и ваш малыш
будет расти вслед за вами!
Наказывать или прощать?
Нередко мы, взрослые, сами провоцируем ребенка на плохое поведение
требованиями, с которыми он не может справиться. Важно понять: мы
должны научиться быть последовательными и спокойными, твердыми, но
доброжелательными, осознать, что ребенку нужна не только наша любовь, но
и уважение. Любой ребенок, даже самый непослушный, вправе рассчитывать
на ваше понимание, помощь и поддержку. Неслучайно в Международной
Конвенции ООН о правах ребенка определено, что « родители обязаны:
заниматься
воспитанием
своих
детей;
заботиться
об
их
здоровье,
физическом, духовном и нравственном развитии; обеспечивать, защищать
права и интересы своих детей, не причинять вред их развитию и здоровью;
воспитывать
детей,
исключая
пренебрежительное,
жестокое,
грубое,
унижающее человеческое достоинство обращение».
Недопустимы, даже в критических ситуациях, грубость, унижение, злость,
выражения типа « теперь не могу», « ты меня извел, надоел», «у меня нет
больше сил». Повторяемые постоянно эти выражения перестают быть
значимыми для ребенка, он их просто не замечает.
Не разговаривайте с ребенком раздраженно, всем своим видом показывая,
что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь,
если не можете уделить ему сейчас время, и обязательно поговорите с ним
позже. Во время разговора помните: важны тон, мимика, жесты – без
демонстрации недовольства, раздражения, нетерпения. На них ребенок
реагирует
сильнее,
чем
на
слова.
Разговаривая,
задавайте
вопросы,
требующие простого ответа. Поощряйте ребенка в ходе разговора, покажите,
что вам интересно и важно то, о чем он говорит.
Не оставляйте без внимания любую детскую просьбу. Если ее нельзя
выполнить по какой-то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь
коротким «нет», а объясните причину отказа.
Никогда не наказывайте, если проступок совершен впервые, случайно или
из-за ошибки взрослых.
Не отождествляйте поступок и ребенка. Тактика «Ты плохо себя ведешь – ты
плохой» порочна, она закрывает выход из ситуации, снижает самооценку,
порождает страх.
Обязательно объясните, в чем заключается проступок и почему так вести
себя нельзя. Однако если сам взрослый чуть что срывается на крик, более
того готов шлепнуть, вряд ли ребенок поймет, что кричать и драться
нехорошо.
Не стоит злословить по поводу проступка, напоминать о нем, стыдить
ребенка перед другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, рождает
обиду и боль. Ребенок может не осознавая, ответить тем же.
Не ставьте в пример непослушному ребенку хороших братьев и сестер,
сверстников по группе, укоряя его тем, что есть нормальные дети.
Что эффективнее – похвала или наказание?
Практика показывает: взрослые очень скупы на одобрение, похвалу. На
вопрос, часто ли тебя хвалят, дети обычно отвечают долгим молчанием.
Обращать внимание только на проблемы очень легко. А вот увидеть
наметившееся улучшение непросто. Но без поддержки взрослого ребенок его
тоже не заметит. Одобрение и похвала стимулируют ребенка, повышают
мотивацию
на
успех.
Замечания,
угрозы,
наказания
иногда
бывают
эффективны, но срок действия этих мер кратковремен. У большинства детей
они вызывают обиду, тревогу, усиливают боязнь неудачи. А тревога и боязнь
провоцируют новые проступки, хотя страх наказания нередко создает
иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание
зачастую достигаются за счет накапливаемого ожесточения, отрицательных
эмоций, нарушения взаимоотношений. Страх – достаточный мотив для
достижения какого – то результата, но чувство обиды обычно дает обратный
эффект.
Советы родителям в воспитании детей
1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении.
2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка и объясните ему это. А также
узнайте, что он думает по этому поводу.
3. Представьте ребенку самостоятельность, не контролируйте его каждый
шаг.
4. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные
поступки – не одно и то же.
5. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему,
верите в него. Несмотря на его оплошности.
6. Родитель (воспитатель) должен быть твердым, но добрым.
Одна из заповедей в воспитании детей – ребенок должен быть добрым,
щедрым, уметь делится с друзьями, с большой радостью отдавать, чем брать.
Памятка «Искусство наказывать и прощать»
Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте, подбадривайте, а не подмечайте
неудачи, вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить
ситуацию невозможно.
Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это прежде всего должны
поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее.
Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг
запретов. Если вы что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и
сегодня. Будьте последовательны.
Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.
Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.
Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.
Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой
проступок.
Если есть сомнение, наказывать или нет, - не наказывайте!
Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические
мотивы:
Нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре
внимания;
Проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных
впечатлений;
Упрямство – свидетельство желания быть независимым;
Агрессия – ребенок ищет способ самозащиты;
Суета, беготня – ребенок дает выход энергии.