Автор: Осипова Лариса Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Бийск, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: Возрастные особенности детей 2-3 лет
Раздел: дошкольное образование
Содержание
Анатомо-физиологические особенности ребенка от 2 до 3 лет
Режим дня ребенка в старший ясельный период
Возрастные особенности ребенка от 2 до 3 лет по линиям развития
Анатомо-физиологические особенности ребенка от 2 до 3 лет
Вот уже пролетел второй день рождения у малыша, но каждый новый день
по-прежнему полон ярких эмоций и впечатлений от общения с ним. Давайте
разберемся, что знают специалисты про этот год в развитии ребенка и как
можно подготовиться к первому кризису в развитии малыша - «кризису 3
лет».
Начнем с рассмотрения анатомо-физиологических особенностей ребенка.
Специалисты заметили, что рост и вес ребенка от 2 до 3 лет уже имеет
различие между мальчиками и девочками.
Но к особенностям этого периода специалисты относят замедление темпа
физического развития. Так они установили, что если за второй год жизни
рост ребенка может увеличиться на 10-11см, масса тела - до 2,5-3кг, то за
третий год жизни рост – на 7-8см, а масса – может увеличиться всего на 2 кг.
До 3 лет в детском организме происходит активное формирование костно-
мышечной, эндокринной, пищеварительной и нервной систем. Так же
постепенно происходит совершенствование всех функциональных
возможностей детского организма, а также терморегуляторной,
выделительной и защитной функций.
Возможно, Вы заметили, что у ребенка происходит:
- постепенное уменьшение количество естественных складочек
- снижается функция сальных желез
- становится заметным рост бровей и ресничек
- может измениться цвет волос.
Если к двум годам малыш уже имел 20 зубов, то теперь у него формируется
молочный прикус.
Специалисты рекомендуют в этот период начать обучать малыша навыкам
гигиены:
1.
Умываться
2.
Чистить зубы
3.
Подмываться
Гигиеническую ванну в холодное время года для ребенка от 2 до 3 лет
специалисты рекомендуют проводить 2 раза в неделю.
ИТОГ:
В возрасте от 2 до 3 лет малыш постоянно находится в состоянии высокой
степени ранимости и восприимчивости к различным заболеваниям.
Режим дня ребенка в ясельный период
Теперь рассмотрим все изменения по режиму дня для ребенка в возрасте от 2
до 3 лет.
1. По количеству дневного и ночного сна изменений нет. Все нормы сна
сохраняются, как и были до 2 лет дальше до 3 лет.
2. В режим дня ребенка вводится время для занятий.
Если Ваш малыш уже пошел в детский сад, тогда там по 10-15 минут в день
он уже участвует в групповых занятиях. Вы дома можете просто повторить
это же, но индивидуально. Если ребенок находится с Вами дома –
продумайте, в какое время Вы можете позаниматься с ним ежедневно
разными играми.
ИТОГ:
До 3 лет в основном сохраняется режим дня ребенка, как и был до 2 лет, но
только вносятся некоторые поправки по продолжительности сна и
добавляются занятия.
Возрастные особенности ребенка от 2 до 3 лет по линиям развития
Теперь, как и в предыдущие возрастные периоды рассмотрим вопросы по
общему развитию отдельно по каждому направлению:
Перечислим достижения для этого возраста по общей моторике и моторике
рук:
o
От уверенной ходьбы в разных направлениях ребенок переходит на бег
o
Учится ходить на носочках
o
Старается сохранить равновесие, стоя на одной ноге
o
Умеет сидеть на корточках
o
Легко спрыгивает с последней нижней ступеньки
o
Любит открывать ящики и опрокидывать их содержимое
o
С удовольствием играет с песком и глиной
o
Учится открывать крышки и пользоваться ножницами
o
Любит рисовать пальчиковыми красками
o
Умеет нанизывать бусы
o
Учится бросать теннисный мячик из-за головы
o
Старается вставить палочку в трубку
o
Учится опускать цепочку в трубку
По зрительно-моторной координации наблюдаются такие достижения
ребенка в возрасте от 2 до 3 лет:
o
Ребенок учится крутить пальчиком диск на телефоне
o
Старается рисовать черточки и круги
o
Учится воспроизводить на бумаге простые формы предметов
o
Отрабатывает навык резать ножницами
o
Может по образцу нарисовать крест
o
Старается аккуратно переливать воду из сосуда в сосуд
o
Учится складывать лист пополам.
Социальное развитие ребенка тоже выходит на новый уровень и имеет свои
достижения:
o
Малыш уже узнает соседей и своих друзей
o
Узнает знакомые места
o
Может играть самостоятельно
o
Любит фантазировать
o
Старается понравиться другим
o
Все чаще подражает своим сверстникам
o
Уже умеет играть в простую групповую игру.
Познавательная линия тесно связана с психическим развитием. А здесь к
достижениям можно отнести:
o
Умение слушать простые рассказы
o
Понимание некоторых абстрактных слов (большой-маленький, сухой-
мокрый)
o
Умение задавать уже вопросы («Что это?»)
o
Старание понять мнение другого человека
o
Уже может ответить «Нет!» на абсурдный вопрос
o
Начинает понимать количество (больше-меньше, полный-пустой)
o
Запоминает и знает свою одежду
Восприятие ребенком нового материала и его предметно-игровая
деятельность тоже имеют свои достижения:
o
Малыш может рассматривать картинки и различить род деятельности
на них
o
Умеет разбирать и складывать пирамидку с любым количеством колец
o
Может разложить картинки на две отдельные стопки или по образцу
найти парную картинку
o
Любит сортировать ложки и вилки, а к 3 годам - чайные и столовые
ложки
o
Четко различает 2 разных предмета, 2 разные геометрические формы и
2 цвета
o
Понимает где «один», а где «много»
o
Любит находить спрятанные предметы
ИТОГ:
Чтобы Ваш малыш мог всесторонне ежедневно развиваться не обязательно
садиться с ним за стол и проводить занятия. Ведь эти 10-15 минут могут
только познакомить малыша с новым для него материалом или закрепить то,
что он уже знает и умеет. А ведь в течение дня есть еще почти 6 часов, когда
он бодрствует. Используйте это время с пользой! Позволяйте ребенку
помогать Вам по дому и принимать участие в ежедневных семейных
обязанностях.