Автор: Зайцева Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: поселок Урмары
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Белая береза"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД
по образовательной области
Художественно-эстетическое
развитие в старшей группе
«Белая береза»
Подготовила воспитатель первой
квалификационной категории
МБДОУ» Детский сад №4 «Ромашка»
Зайцева Татьяна Николаевна
Цель:
Создать условие для формирования художественно - творческих
способностей детей
Задачи:
1. Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования –
рисование солью.
2. Развивать способность наблюдать, всматриваться в объекты природы.
3. Продолжать развивать умение детей рисовать кистью разными способами:
широкие линии – всем ворсом, тонкие – концом кисти
4. Совершенствовать овладению композиционными умениями: учить
располагать изображение на листе с учетом его пропорции (береза вытянут в
высоту, его следует расположить на листе по вертикали)
5. Совершенствовать умение детей рассматривать рисунки, радоваться
достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения
изображения.
Ожидаемые результаты:
1.Дети освоили новую технику рисования-рисование солью.
2.Дети освоили прием рисования разными способами: всем ворсом-широкие
линии, концом кисти-тонкие.
3.Дети умеют располагать изображение на листе с учетом его пропорции.
4.Дети радуются достигнутому результату.
Материалы: бумага синего и оранжевого цвета, простой карандаш, гуашь
белого и черного цвета, кисть для красок, баночка с водой, клей ПВА, соль
крупного помола..
Материалы: бумага синего или голубого цвета, , гуашь белого и черного
цвета, кисть для красок, баночка с водой, клей ПВА, соль крупного помола.
Ход занятия.
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами будем художниками. Но сначала
послушайте и отгадайте загадку.
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
Белом сарафане.
Дети: береза.
(Показать картинку березки)
Воспитатель:
Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую,
белоствольную, её на Руси всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой,
ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники.
Береза получила свое название по цвету коры. Раньше в языке существовало
слово БЕР, что значит «светлый, белый», от которого и образовалось сначала
БЕРЗА, а впоследствии – БЕРЕЗА.
Русская березка красива в любое время года. Вспомните, какая береза бывает
весной?
Дети: береза наряжается в желто-зеленые сережки, распускаются зеленые,
клейкие, нежные листочки.
(Показ картинки «Березка весной»)
Воспитатель: наступило лето, и чем же береза радует нас?
Дети: березы наряжаются в красивый зеленый наряд. На ветвях березы
птицы вьют гнезда и поют свои песни.
(Показ картинки «Березка летом»)
Воспитатель: что происходит с березой осенью?
Дети: осенью березка меняет зеленые листочки на желтые, становится
«словно золотой». Под березой вырастают грибы подберезовики.
(Показ картинки «Березка осенью»)
Воспитатель: а, какая березка зимой?
Дети: на березке нет листьев, она покрыта снегом.
(Показ картинки «Березка зимой»)
Воспитатель: послушайте, как поэт С. Есенин рассказал о зимней березке.
Белая береза под моим окном.
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
- Что это за серебро, которым принакрылась березка?
Дети: березка накрылась снегом или инеем.
Воспитатель: сейчас зима, на деревьях нет листьев. Почему поэт называет
ветки пушистыми с белой бахромой?
Дети: ветки покрыты белым пушистым снегом.
Физкультминутка «Берёзка»
Мы берёзку посадили, Имитация посадки дерева.
Мы водой её полили, Имитация полива дерева из лейки.
И берёзка подросла, Потянуть руки вверх.
К солнцу ветки подняла,
А потом их наклонила Руки вниз, спина прямая.
И ребят благодарила. Поклоны головой.
Воспитатель: сегодня мы с вами будем рисовать березку в зимнем уборе.
Возьмем лист бумаги синего цвета и положим его вертикально.
-Проводим линию снизу-вверх, чуть изогнутую снизу.
-Проводим еще одну линию снизу-вверх, чуть изогнутую в другую сторону.
Линии должны сойтись в одной точке вверху.
Это ствол нашей березки.
-Теперь рисуем ветки. Начинаем рисовать с нижних веток, они самые
длинные. В конце ветки сгибаются вниз. Чем выше ветки, тем они становятся
короче.
-Около ствола ветки утолщаем.
-Снизу рисуем корни дерева.
-Теперь рисуем мелкие ветки. Они спускаются вниз волнистой линией.
Рисуем на каждой центральной ветке по две ветки меньшего размера.
-На каждой мелкой ветке рисуем по две, три ветки меньшего размера.
-Ствол и крупные ветки окрашиваем белой гуашью.
--На белом фоне ствола и крупных веток рисуем черной гуашью пятнышки.
Корни дерева рисуем крупными линиями черной гуашью.
-После того, как высохнет гуашь, ветки дерева и около корней дерева
несколькими мазками наносим клей ПВА.
-Когда все ветки и место около корня покрыты клеем ПВА, все дерево
посыпаем солью.
-Лишнюю соль убираем с рисунка. Ветки получаются как будто покрытые
«снегом», а около корня получились «сугробы». .
Воспитатель: Вот такая березка в зимнем уборе у меня получилась.
Воспитатель включает музыку, дети приступают к рисованию.
По окончанию работы воспитатель предлагает детям рассмотреть все
рисунки, отметить наиболее выразительные рисунки и детали.
Воспитатель: Молодцы, вы замечательные художники.