Игровая деятельность как метод экологического воспитания дошкольников
Автор: Ананченко Татьяна Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ детский сад "Тополек" Населённый пункт: Саратовская область, р.п.Дергачи Наименование материала: методическая разработка Тема: Игровая деятельность как метод экологического воспитания дошкольников Раздел: дошкольное образование
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
«Игра - это огромное светлое окно, через которое
в духовный мир ребенка вливается живительный поток
представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это
искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
В.А. Сухомлинский
К числу методов, которые способствуют формированию у дошкольников
начало экологической культуры, относится игра. Это наиболее естественный
и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, доступный
способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений.
Усвоение знаний о природе при помощи игры не может не оказать
влияние
на
формирование
у
дошкольников
бережного
внимательного
отношения к объектам растительного и животного мира.
В настоящее время многие из пособий демонстрируют лишь некоторые
аспекты
воспитательно-образовательной
работы
с
детьми
по
природе,
осуществляемые
в
основном
с
помощью
дидактических
игр.
Мои
наблюдения за самостоятельной игровой деятельностью детей показали, что
сведения о природе, которые получают ребята на занятиях, редко включаются
в игру, отсутствуют сюжеты природоведческого характера, дети не берут на
себя роли людей, регулирующих взаимоотношения человека с природой.
Поэтому
в
работе
с
детьми
активно
использую
игры
экологического
содержания.
Они
отличаются
по
содержанию
и
организации,
правилам,
характеру
проявления
детей,
по
воздействию
на
ребенка,
по
видам
используемых предметов и т.д. Одним из самых важных моментов явилось
включение
регионального
компонента
в
содержание
игр.
Мною
сделана
попытка представить используемые игры с 2 позиций - теоретической и
практической:
-показать
значение
и
возможность
использования
целого
спектра
разнообразных
видов
игровой
деятельности
в
рамках
экологического
воспитания;
-представить
конкретные
образцы
и
раскрыть
механизм
в
практике
работы с детьми.
Все игры экологического содержания направлены:
-на обогащение экологических представлений и приобщение детей к
экологически-ориентированной деятельности;
-на воспитание эмоционально-ценностного отношения детей к природе.
Игры-путешествия приемлемы для детей разного дошкольного возраста.
При
организации
таких
игр
основное
внимание
уделяю
следующим
моментам:
совершение действий поездки (продумываю остановки или станции,
вид транспорта, билеты, распределение ролей);
соблюдение ролевых взаимоотношений во время поездки.
Главным звеном в таких играх является воображаемая ситуация, которая
поддерживается мною на протяжении всего путешествия
следующими
приемами:
ходьба
по
воображаемому
лесу;
переодевание;
устройство на ночлег; установка на осторожную ходьбу (болото); соблюдение
правил поведения (не наступать на муравьев, не мять цветы, прислушиваться
к пению птиц). Тематика игр-путешествий может быть самой разнообразной,
зависит от интереса и возраста детей.
В
своей
работе
использую
такие
игры-путешествия:
«Зоопарк»;
«Путешествие по Дергачевской земле»; «Фотоохота в лесу»; «Путешествие к
реке
Алтата»;
«Экспедиция
на
Север»;
«Кругосветное
путешествие»
(по
природным зонам) и другие. Во время таких игр ребята берут на себя роли
членов экспедиции или перевоплощаются в настоящих путешественников.
Проявляют готовность к отлету, отплытию, продумывают вещи и предметы,
необходимые
им
в
дороге.
Во
время
путешествий
мы
совершаем
ряд
остановок, ориентируемся по схемам, картам, знакомимся с животным и
растительным миром, оказываем помощь нуждающимся.
Главным
моментом
в
играх-путешествиях
является
создание
проблемной
ситуации
или
провокации.
Например,
чем
можно
потушить
огонь, как спасти животных? А после возвращения дети отражают свои
впечатления от путешествия в рисунках.
Экологические
игры с
игрушками
в
основном
направлены
на
сравнение
живых
объектов
и
реалистического
изображения
животных,
растений
с
игрушками
аналогами.
Игрушка
помогает
создавать
игровые
ситуации,
воспроизводить
игровые
действия,
ролевые
взаимоотношения.
Например,
«Встреча с елочкой». Во время прогулки организовали встречу игрушечной
ели с живой елкой. Вначале мы рассматривали, сравнивали, отмечали красоту
живой ели, Определяли условия необходимые для её роста. Особый интерес
у ребят вызывали проблемные вопросы: Могут ли люди обидеть ель? Каким
образом? Дети развивают воображение, придумывают невероятные
истории,
обращения
к
людям,
письма-обращения.
Участвовали
в
акции
«Елочка – зеленая иголочка».
Экологические игры с использованием литературных персонажей ,
где литературными персонажами в наших игровых ситуациях выступают
полюбившиеся детям герои мультфильмов, литературных произведений. В
младшей
группе
это
Колобок,
Винни-Пух,
Айболит,
затем
Чебурашка,
Незнайка.
Персонажей
наделяем
ролью,
которую
в
созданной
игровой
ситуации берут на себя функцию защитника животных, растений или герои
выступают в роли незнающих, непонимающих, ищущих подсказку и помощь
от детей. Например, Незнайка в коробке приносит землю, которая покрыта
льдом. Проблема: все жители цветочного города выращивают цветы, вот и
Незнайка решил принять участие. Всё ли у него получится? Чем помочь? Что
для этого нужно? Результатом явилось желание детей посадить цветы.
Как правило, в таких игровых ситуациях дети всегда включаются в
практическую
деятельность,
в
ходе
которой
уточняют
все
необходимые
условия для роста растений (вода, тепло, почва, свет) и способы ухода за
ними. Тематика игровых ситуаций разнообразна: «Айболит лечит
комнатные растения», «Путешествие колобка по лесу».
В научно-познавательных играх повышенную потребность ощущают
дети старшего дошкольного возраста. В таких играх присутствуют элементы
соревнования (2 или 3 команды). Это дает возможность обсудить проблему,
найти
правильное
решение,
доказательно
отстаивать
точку
зрения
своей
команды. Длительность таких игр регулирую, опираясь на желания и интерес
детей.
Игры
организуем
как
по
типу
телевизионных
передач,
например:
«Своя игра», «Поле чудес», «Брейринг», так и придумываем собственные:
«Экологический букварь», «Экологический калейдоскоп», «Знатоки родного
края», «Сокровища Дергачевской Земли» и другие.
В
содержание
научно-познавательных
игр
включаем
выполнение
разнообразных заданий (отгадывание загадок, решение логических задач,
разгадывание кроссвордов, чтение стихов, придумывание историй, включаем
подвижные и развивающие игры экологического содержания, сюрпризные
моменты).
Спортивно-развлекательные
игры
организую
совместно
с
инструктором
по
физической
культуре.
В
процесс
такой
игровой
деятельности привлекаю детей старшего дошкольного возраста, так как они
направлены не только на уточнение, усвоение экологических представлений,
но и на выполнение основных видов движений, выполнение разнообразных
физических упражнений (бег, прыжки, лазанье, перепрыгивание и т.д.) В ходе
выполнения
эстафетных
заданий
у
детей
развивается
быстрота
реакций,
мышлений, ловкость. Например: «Экологическая эстафета», «Спасатели»,
«Служба спасения», «Экологические забеги».
П р а к т и ч е с к и
в
л ю б о й
сюжетно – ролевой игре экологического содержания можно решать задачи
экологического
воспитания.
Главное,
создать
соответствующие
условия,
атрибуты, игровую проблемную ситуацию
и привнести ее в содержание
действующей
сюжетно-ролевой
игры.
Например,
в
игре
«Почта» задачи
экологического воспитания решаю, используя следующую ситуацию. Дети
знают, что многие животные (голуби, собаки) могут доставлять почту так же,
как люди и транспорт. В процессе игры сообщаю, что собака Жучка принесла
весть: во время пожара в лесу пострадало много животных и растений.
Задача - необходимо собрать посылку для животных и растений, и оправить
в
лес.
Дети
с
удовольствием
включаются
в
деятельность,
собирают
медикаменты (бинт, вату, йод и т.д.)
Среди художественных произведений, с которыми мы знакомим детей,
есть
экологические
сказки,
которые
дети
с
удовольствием
проигрывают,
драматизируют.
Поэтому
широко
используем сюжетно-ролевую
игру
«Театр». Заранее вывешиваем объявление, раздаем билеты, артистам готовим
костюмы, к такой деятельности привлекаем и родителей.
Но особый интерес у детей вызывают показ сказки, в которую включили
проблемную ситуацию. Например, при показе сказки «Репка»: у деда в этом
году неурожай, репка не выросла. Как ему помочь?
Вначале
проблема
ставила
детей
в
тупик,
но
затем
ребята
стали
придумывать разнообразные ситуации, истории. Это способствует развитию
у детей творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к
природе.
Дидактические
игры
я вл я ют с я
э фф е кт и в н ы м
с р е д с т в о м
экологического
воспитания.
Игры
проводим
с
небольшой
подгруппой,
вариативно,
с
учетом
сформированности
у
детей
экологических
представлений.
Знакомлю с некоторыми играми, в которых используется региональный
компонент. Например: «Веселый поезд», «Экологическая столовая», «Птицы
нашего края».
Подвижные
и
динамические
игры
систематизировала
согласно
времени
года,
экологического
календаря
и
с
учетом
использования
регионального компонента. Например,
«Путешествие
капельки
и
тучки»,
целью
которой
является
закрепление
материала
о
круговороте
воды
в
природе, развитие воображения, эмоционального отношения к природе.
Таким образом, использование в работе с детьми игр экологического
содержания обеспечивает:
возможность усвоения экологических представлений;
развитие интереса к природе и ценностное отношение к ней;
возможность проявление детьми самостоятельности,
инициативности, сотрудничества, способность принимать
правильные
решения,
контролировать
и
оценивать
результаты
собственной экологической деятельности;
возможность обогащения содержания и способов
самостоятельной игровой деятельности дошкольников.
Литература:
1.
Николаева
С.Н.
Место
игры
в
экологическом
воспитании дошкольников. - М.,1996 - 48с.
2.
Усова
А.П. Роль игры в воспитании детей. - М.:
Просвещение, 1976. - 96 с.