Автор: Толкачева Светлана Владимировна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: КГУ СО КК КРЦ
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: Логопедическая статья
Тема: Квест-технология в работе логопеда
Раздел: дошкольное образование
«Квест технология в работе учителя -логопеда»
Краснодар 2020
Квест (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) —
один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой
интерактивную
историю
с
главным
героем,
управляемым
игроком.
Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно
повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе
играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных
усилий.
Квест – игра, в которой игроку или игрокам необходимо искать различные
предметы, выполняя задания и решая головоломки. Выполнив одно задание,
дети
получают
подсказку
к
выполнению
следующего,
что
является
эффективным
средством
повышения
познавательной
активности
и
мотивационной готовности к исследованию.
В коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи
использование квест-игр возможно при фронтальной работе с детьми по
развитию лексико-грамматических средств языка и занятиях по обучению
элементам грамоты. Т.к. уже было сказано, что квест – это командная игра.
Но помимо фронтальной работы, элементы квест – технологии могут быть
использованы и при индивидуальной работе с ребенком-логопатом. Надо
всего
лишь
переложить
структуру
индивидуального
занятия
на
так
называемую
«КАРТУ»
и,
таким
образом,
занятие
превращается
в
увлекательное
приключение,
в
конце
которого,
ребенок
получает
долгожданный клад – приз. В нашем случае – это наклейки. Благодаря
приключенческому механизму на индивидуальном занятии создается условие
для более активного включения в игру застенчивых (неуверенных) детей и
наоборот, данная карта помогает в работе с гипер-активными детьми, т.к.
является неким условным обозначением. Ребенок знает, что он закончит
заниматься только тогда, когда пройдет и выполнит все задания квеста,
которые есть на карте.
Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных
игровых задач можно узнать много нового.
В ходе организации работы по квест-технологии реализуются следующие
задачи:
● образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный творческий
процесс;
● развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения,
поисковой активности, стремления к новизне;
● воспитательная - воспитание толерантности, личной ответственности за
выполнение работы.
Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке
квеста
необходимо
следовать
следующим
принципам:
1.
Доступность
-
задания
не
должны
быть
чересчур
сложными.
2. Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.
3.
Эмоциональная
окрашенность
заданий.
4. Разумность по времени - необходимо рассчитать время на выполнение
заданий таким
образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения
квеста.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
Формы организации квест - игр:
● путешествие;
● детектив;
● журналистское расследование;
● научное исследование.
Я в своей работе в основном использую квесты: по количеству участников
как одиночные, так и групповые; по продолжительности –краткосрочные; по
содержанию- сюжетные; по структуре сюжетов –линейные и кольцевые; по
форме организации – путешествие.
Для составления маршрута можно использовать разные варианты
● маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно
станции
и
где
они
расположены;
а
могут
быть
загадки,
ребусы,
зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо
последовать);
● «волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены
записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно
разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
● карта (схематическое изображение маршрута);
●
«волшебный
экран»
(планшет
или
ноутбук,
где
последовательно
расположены фотографии тех мест, куда должны последовать дети)
Наблюдая за детьми и анализируя результат своей работы могу отметить, что
процесс внедрения в практику квест-технологии помогли дошкольникам с
нарушением речи справиться с застенчивостью, способствовали развитию
речи, памяти, внимания, расширению кругозора, развили умение слушать и
слышать другого, активизировали речевое общение.
Обучение с применением квестов в логопедической работе положительно
сказывается на состоянии речи, что повышает эффективность коррекционной
работы.
Для изучения этого метода работы с детьми использовала литературу:
1.Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б.,
Плеханова Е.М.. Образовательный квест – современная интерактивная
технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015.
2.Сокол И.Н. Классификация квестов // Молодийвчений. – 2014.
3.Щелина
Т.
Т.
Потенциал
квеста
как
педагогической
технологии
формирования у подростков установки ведения здорового образа жизни
[Текст] / Т. Т. Щелина, А. О. Чудакова // Молодой ученый. — 2014.