Напоминание

«Экспериментирование, как основной вид деятельности старших дошкольников».


Автор: Овчинникова Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №34"
Населённый пункт: Томская обл.ЗАТО г.Северск, п.Самусь
Наименование материала: статья
Тема: «Экспериментирование, как основной вид деятельности старших дошкольников».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Экспериментирование, как основной вид деятельности старших

дошкольников».

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их

любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание

самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

.

Чтобы поддержать познавательную активность детей, нужно создать

условия для самостоятельного поиска. Ведь знания формируются как

результат взаимодействия ребенка, с разного рода информацией. Как

говорила Л.А Парамонова «именно присвоение информации через ее

изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях

и порождает знание. Взрослый должен организовать осмысленную

деятельность, в процессе которой детям предоставляется возможность

открывать новые свойства предметов, их сходство и различие. Одним из

эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно –

экспериментирование

Н.Н Подъяков выделяет экспериментирование, как основной вид

ориентировочно - исследовательской деятельности. Ученый считает, что

экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период

дошкольного детства, основу которой составляет познавательное

ориентирование. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе

возникновения и развития исследовательской деятельности, направленной на

познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая

деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее

и полноценнее он развивается. Причем поисковая деятельность отличается от

любой другой. Суть в том, образ цели, определяющий эту деятельность, сам

еще не сформировании и характеризуется неопределенностью,

неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это и

накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую

деятельность.

Н.Н. Подьяков выделяет два основных вида ориентировочно-

исследовательской деятельности.

1.активнось в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале

ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как

полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность. Ставит

цель, ищет пути и способы достижения. В этом случае ребенок

удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

2. Деятельность организует взрослый. Он выделяет существенные элементы

ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Дети получают

те результаты, которые им заранее определили.

Первый вид экспериментирования имеет огромное значение для развития

познавательной активности, поскольку дети самостоятельно знакомятся с

различными свойствами объекта как с равнозначными, не выделяя «главные»

и «неглавные», включает эти объекты в различные системы. Этот процесс

обогащает «исследования», творчески развивает.

Согласно логике экспериментально – исследовательского процесса, педагог

определяет проблему (например выявить свойства воды), объект (понятие

«жидкость»), правила (четко выполнять указания). Дети учатся

формулировать понятие (жидкость текущее, капельное вещество),

анализировать проблему (определить способы выявления свойств

жидкостей). Самостоятельно с помощью предложенных педагогом

инструментов дети ищут разнообразные способы решения поставленной

проблемы, ориентируясь на правила (переливают воду из одной емкости в

другую, отличающуюся формой, цветом и т.п.; с помощью пипетки наносят

на бумагу разноцветные капли; зубной щеткой и расческой делают на бумаге

набрызг; растворяют в воде соль, сахар и т.п.; моют что-либо, с помощью

воды и т.д.). Результатом экспериментирования является определение

свойств воды и их группировка: прозрачная, безвкусная, без запаха, но эти

качества меняются в зависимости от растворенных в ней веществ; принимает

форму емкости, в которую налита, и т.д. Дети в процессе диалога с педагогом

обнаруживают сходство свойств воды и воздуха (в нем распространяются

вещества, как в воде растворяются). Вывод о свойствах воды дети делают

самостоятельно на основании собственного опыта по постановке

эксперимента.

Экспериментальная деятельность во время наблюдений за явлениями или

объектами

предполагает закрепление знаний или понимание связей между

происходящим. Наблюдения на прогулках, в уголке природы, в окружающей

действительности занимает от 1 до 5 минут времени и, учитывая эти данные,

планируются кратковременные опыты уместные по тематике.

Например, выпал град, с детьми обязательно надо проверить, действительно

ли это кусочки льда, как быстро он растает на наших ладошках, чистая

получится ли вода. В рамках трудовой деятельности проводится основная

работа по изучению условий, необходимых для жизни растений. Непрерывно

и постепенно увеличивается этот объем знаний путем экспериментов и

наблюдений на природе и в уголке природы. Отдельные опыты помогут

запомнить, из чего состоит почва и почему ее нужно рыхлить; как растения

зависят от тепла, света (во время выращивания рассады, проращивания

семян). Зимой во время уборки снега, дошкольники узнают о защитных

свойствах снега. Осенью во время листопада дети выясняют, как влияет

погода на его интенсивность, а во время уборки листвы можно выяснить,

почему листья шуршат, а иногда нет. На весь сезон работы на цветнике и в

огороде выделяется экспериментальный участок земли, где не во вред всем

растениям будет можно ставить эксперименты над отдельными

экземплярами.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к

экспериментальной деятельности организуется «Уголок

экспериментирования». В уголке экспериментирования имеются: различные

виды материалов: природный, бросовый, технический, медицинский;

пищевые красители, продукты (мука, соль, ), сосуды и много других

предметов необходимых для проведения тех или иных опытов. Главное, что

они должны быть безопасными для детей и храниться в удобных для

пользования контейнерах.

Правильно организованная экспериментальная деятельность дает

возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях,

впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного

ребенка.



В раздел образования