Напоминание

« Развитие коммуникативных способностей у детей».


Автор: Овчинникова Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №34"
Населённый пункт: Томская обл.ЗАТО г.Северск, п.Самусь
Наименование материала: статья
Тема: « Развитие коммуникативных способностей у детей».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: « Развитие коммуникативных способностей у детей».

Воспитатель: Овчинникова Т.С.

Социализация является важным условием гармоничного развития ребёнка. С

момента рождения малыш является социальным существом, требующим для

удовлетворения своих потребностей участия другого человека. Освоение

ребёнком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без

взаимодействия и общения с другими людьми.

В социальном развитии

ребёнка – дошкольника ведущую роль играют коммуникативные

способности.

Коммуникативные способности – это система социально-психологических

свойств личности, определяющих или обеспечивающих её участие в

общении с другими людьми или её вхождение в сотрудничество, совместную

деятельность, а тем самым и в человеческую общность.

Через коммуникацию

происходит развитие сознания и высших психических функций.

Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста включают в себя:

желание вступать в контакт, умение организовать общение, знание норм и

правил в общении со сверстниками и взрослыми. В дошкольном возрасте

существуют две сферы общения – со взрослыми и со сверстниками, причём

обе необходимы для нормального развития личности ребёнка.

Умение

ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе

людей; благодаря общению ребёнок не только познаёт другого человека, но и

самого себя. Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка

приходит в дошкольный период детства и зависит, прежде всего, от опыта

общения со сверстниками. Именно этот опыт является базисом его

дальнейшего личностного и социального развития. По мнению

Т.Д.Марцинковской, погашение таких негативных явлений в поведении, как

агрессивность, отчужденность, жестокость, враждебность, зависит от

своевременной помощи, и от полноценности развития ребенка в период

дошкольного детства.

Эмоциональное общение взрослого с ребенком до года, закладывает в нем

чувство базового доверия или недоверия к людям, к окружающему миру. В

последующем это общение обуславливает его доброжелательность,

коммуникативность. Интерес к общению и коммуникативная

избирательность с возрастом постоянно увеличиваются. До 3 лет ребенок

концентрирует внимание на общении с близкими взрослыми. В 3-4 года уже

обращает внимание на своих сверстников, легко меняет партнеров по игре. В

6- 7 лет начинает дружить с определенными детьми, с теми - кого трудно

заменить в игре. В игровой деятельности – в групповой иерархии –

формируется его половая матрица поведения, самооценка, статус. Появляется

возможность оценить себя и сравнить свои возможности с возможностями

партнеров.

В сюжетно-ролевой игре заложены большие возможности для развития

коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.

Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее

создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный

самодеятельный и творческий характер. Игра способствует становлению

произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка. Игра создает

реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых

ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

В условиях игрового и реального общения со сверстниками ребёнок

вынужден применять на практике социальные нормы поведения,

использовать их в различных ситуациях. Игровое сотрудничество требует от

детей согласованности действий, умения договариваться, проявлять

симпатию и сочувствие.

Таким образом, роль сюжетно-ролевой игры в формировании

коммуникативной деятельности, навыков и развития взаимоотношений

детей друг с другом чрезвычайно велика. Конечно, далеко не всегда детям

это удаётся. Обучение детей осознанию и выражению своих чувств, создание

проблемных ситуаций и, конечно, предоставление творческой инициативы

позволяют детям чувствовать себя более уверенными, успешно

адаптироваться и демонстрировать адекватное поведение.

Надо научить

ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства,

проявлять доброжелательность к сверстникам.



В раздел образования