Автор: Овчинникова Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №34"
Населённый пункт: Томская обл.ЗАТО г.Северск, п.Самусь
Наименование материала: статья
Тема: « Развитие коммуникативных способностей у детей».
Раздел: дошкольное образование
Тема: « Развитие коммуникативных способностей у детей».
Воспитатель: Овчинникова Т.С.
Социализация является важным условием гармоничного развития ребёнка. С
момента рождения малыш является социальным существом, требующим для
удовлетворения своих потребностей участия другого человека. Освоение
ребёнком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без
взаимодействия и общения с другими людьми.
В социальном развитии
ребёнка – дошкольника ведущую роль играют коммуникативные
способности.
Коммуникативные способности – это система социально-психологических
свойств личности, определяющих или обеспечивающих её участие в
общении с другими людьми или её вхождение в сотрудничество, совместную
деятельность, а тем самым и в человеческую общность.
Через коммуникацию
происходит развитие сознания и высших психических функций.
Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста включают в себя:
желание вступать в контакт, умение организовать общение, знание норм и
правил в общении со сверстниками и взрослыми. В дошкольном возрасте
существуют две сферы общения – со взрослыми и со сверстниками, причём
обе необходимы для нормального развития личности ребёнка.
Умение
ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе
людей; благодаря общению ребёнок не только познаёт другого человека, но и
самого себя. Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка
приходит в дошкольный период детства и зависит, прежде всего, от опыта
общения со сверстниками. Именно этот опыт является базисом его
дальнейшего личностного и социального развития. По мнению
Т.Д.Марцинковской, погашение таких негативных явлений в поведении, как
агрессивность, отчужденность, жестокость, враждебность, зависит от
своевременной помощи, и от полноценности развития ребенка в период
дошкольного детства.
Эмоциональное общение взрослого с ребенком до года, закладывает в нем
чувство базового доверия или недоверия к людям, к окружающему миру. В
последующем это общение обуславливает его доброжелательность,
коммуникативность. Интерес к общению и коммуникативная
избирательность с возрастом постоянно увеличиваются. До 3 лет ребенок
концентрирует внимание на общении с близкими взрослыми. В 3-4 года уже
обращает внимание на своих сверстников, легко меняет партнеров по игре. В
6- 7 лет начинает дружить с определенными детьми, с теми - кого трудно
заменить в игре. В игровой деятельности – в групповой иерархии –
формируется его половая матрица поведения, самооценка, статус. Появляется
возможность оценить себя и сравнить свои возможности с возможностями
партнеров.
В сюжетно-ролевой игре заложены большие возможности для развития
коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.
Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее
создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный
самодеятельный и творческий характер. Игра способствует становлению
произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка. Игра создает
реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых
ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.
В условиях игрового и реального общения со сверстниками ребёнок
вынужден применять на практике социальные нормы поведения,
использовать их в различных ситуациях. Игровое сотрудничество требует от
детей согласованности действий, умения договариваться, проявлять
симпатию и сочувствие.
Таким образом, роль сюжетно-ролевой игры в формировании
коммуникативной деятельности, навыков и развития взаимоотношений
детей друг с другом чрезвычайно велика. Конечно, далеко не всегда детям
это удаётся. Обучение детей осознанию и выражению своих чувств, создание
проблемных ситуаций и, конечно, предоставление творческой инициативы
позволяют детям чувствовать себя более уверенными, успешно
адаптироваться и демонстрировать адекватное поведение.
Надо научить
ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства,
проявлять доброжелательность к сверстникам.