Автор: Чудородова Татьяна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 16 комбинированного вида
Населённый пункт: г. Балашиха, мкр. Керамик, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Методы погашения конфликтов в общении детей»
Раздел: дошкольное образование
«Методы погашения конфликтов в
общении детей.»
Чудородова Татьяна Владимировна
Воспитатель МБДОУ детский сад № 16 комбинированного вида
Московская область, г. Балашиха, мкр.Керамик
Дошкольный возраст — очень ответственный период в воспитании, это
возраст первоначального становления личности ребенка. Мир ребенка в
дошкольном возрасте неразрывно связан с другими детьми. Общение со
сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Чем старше
становится ребенок, тем большее значение для него приобретают такие
контакты.
Общение ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизне-
деятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми.
Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к малышу, они
окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со
сверстниками
все
происходит
иначе.
Дети
менее
внимательны
и
доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь, поддержать и
понять друг друга. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая внимания
на слезы. В общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные
взаимоотношения, которые существенным образом влияют на развитие его
личности. И все же общение с другими детьми приносит дошкольнику ни с чем
не сравнимое удовольствие.
В
дошкольный
период
детства
у
ребёнка
формируются
основы
коллективистских качеств, а также гуманное отношения к другим людям. Если
основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся
личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот
пробел будет чрезвычайно трудно. И где ещё, как ни в детском саду
воспитывать эти качества? Посещение ребенком дошкольного учреждения ,
однако, далеко не всегда гарантирует положительные мотивации общения и
коммуникативных навыков.
Нарушения в сфере общения со сверстниками могут обрести стойкий
характер в результате рано сложившихся неблагоприятных взаимоотношений с
детьми.
Эмоциональное
неблагополучие,
связанное
с
затруднениями
в
общении, может приводить к различным типам поведения ребенка. И чем
сильнее
эмоциональное
неблагополучие,
тем
вероятнее
возможность
возникновения ситуаций, вызывающих трудности его взаимодействия с
внешним
миром.
Одни
-
становятся
малоконтактными,
испытывают
разнообразные стойкие страхи (неадекватная самооценка). Другие - начинают
проявлять агрессивное поведение, что приводит к серьезным нарушениям во
взаимоотношениях с окружающими. В более легких случаях агрессия
выражается в словесной форме, в более тяжелых – это физическая агрессия
(драка, разрушение, нанесение повреждений себе или другим, что представляет
опасность как для самого ребенка, так и для других детей.
Конфликтная ситуация между детьми часто сопровождается отсутствием
сопереживания другому и взаимных уступок. Дошкольник еще не совсем
осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы,
поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только
внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т. д.,
но не понимает, что каждый сверстник — личность, со своим внутренним
миром, интересами, желаниями. Вот почему очень важно, на данном этапе
развития ребенка, помочь ему посмотреть на себя и сверстника со стороны.
В
детском
коллективе
провоцируют
конфликты
трудные
или
конфликтные дети:
1.
агрессивисты
– задирают других раздражаются сами, если их не
слушают;
2.
жалобщики
– всегда на что-нибудь жалуются, но сами обычно ничего не
делают для разрешения проблем;
3.
молчуны
– спокойные и немногословные, но узнать, о чем они думают и
чего хотят, весьма сложно;
4.
сверхпокладистые
– со всеми соглашаются;
5.
всезнайки
– считают себя выше, умнее других детей и всячески
демонстрируют свое превосходство;
6.
нерешительные
– медлят с принятием решения, потому что боятся
ошибиться;
7.
максималисты
– хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет
необходимости;
8.
скрытые
– затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика;
9.
невинные лгуны
(фантазеры) – вводят других в заблуждение ложью и
обманом.
Предупреждения отклонений в развитии отношений на самых первых этапах
становления личности представляется актуальным и важным прежде всего
потому, что конфликт в отношениях дошкольника со сверстниками может
выступать в качестве серьезной угрозы для личностного и социального
развития.
К проблеме детских конфликтов, отклоняющимся формам поведения в
дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные
исследователи:
Л.С.
Выготский,
Д.Б.
Эльконин,
А.В.
Запорожец,
Я.Л.
Коломинский и другие. Опираясь на их исследования, публикации и личные
наблюдения можно сказать, что конфликтные проявления детей имеют свою
специфику. Для многих из них конфликтные проявления выступают как
средство компенсации неудовлетворенности своим положением и как средство
самоутверждения.
Причины и факторы возникновения конфликтов между детьми.
В настоящее время конфликты рассматриваются как сложное социальное
явление и неизбежный спутник социальных отношений. В них проявляются и
разрешаются противоречия,
возникающие между людьми. Конфликтные
процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Наблюдения
показывают, что 80% конфликтов возникает помимо желания их участников.
Происходит это из-за особенностей нашей психики. Конфликты могут быть
скрытыми или явными, но в их основе лежит отсутствие согласия.
Причинами возникновения конфликта в дошкольном коллективе можно
назвать:
Разрушение игры;
Выбор общей темы игры;
Состав участников игры;
Роли в игре;
Игрушки;
Сюжет игры;
Правильность игровых действий.
У младших детей конфликты возникают из-за игрушек.
У детей среднего возраста – из-за ролей.
В более старшем возрасте – из-за правил игры.
Конфликтность и агрессивность в поведении детей
Причины агрессивного поведения в дошкольном возрасте могут быть как
психологические,
обнаруживающие
нарушения
в
мотивационной,
эмоциональной,
волевой
и
нравственной
сферах,
так
и
социально-
психологические, такие, как распад или конфликты в семье, нарушение
эмоциональных связей в детско-родительских отношениях.
В
процессе
выражения
агрессии
у
детей
неизбежно
формируются
межличностные
отношения.
Дети,
имеющие
агрессивную
ориентацию,
довольно часто отвергаются и игнорируются сверстниками в игре. Таким
образом, они выпадают из нормального круга общения, что создает для них
особые трудности в общении и в реализации игровой деятельности. Однако
следует признать, что дефицит общения как с близкими взрослыми, так и со
сверстниками вызывает у ребенка необходимость проявлять агрессию.
Отличительные особенности состоят в следующем:
1.
Конфликтные проявления выступают как форма активности личности
ребенка и ориентированы на удовлетворение потребностей.
2.
Агрессия
рассматривается
как
инстинкт
борьбы,
обусловленной
выживанием или ситуативными моментами, сопровождающимися
проявлениями злости, непослушания, скрытой готовности к мести и
асоциальным поведением (что в целом усложняет проблемность ситуации
и не способствует ее разрешению).
Конфликтность и агрессивность в поведении детей тесно переплетены и часто
являются ответной формой действия на неудовлетворенные потребности.
Конфликт как форма проявления позитивной активности
Конфликтные проявления в детском возрасте могут являться формой
позитивной активности, направленной на разрешение проблемных ситуаций,
возникающих в процессе обучения и воспитания. Их качественные особенности
обусловлены направленностью личности ребенка и стадией развития.
В детском возрасте конфликтные проявления оказывают не только
деструктивное, но и конструктивное влияние на разрешение проблемных
ситуаций и последующее формирование личности ребенка. Конфликтные
проявления возникают в младенческом возрасте и в дальнейшем они
функционируют
в
соответствии
с
возрастными
стадиями
и
выражают
отношение ребенка с окружающими.
Функции конфликтных проявлений состоят в том, что последние могут
способствовать разрешению проблемных ситуаций, отражать возрастную
преемственность развития и обнаружить социально обусловленный результат
межличностного взаимодействия.
Конфликтные проявления включают коммуникативные, компенсаторные и
воспитательные
функции,
соотносящиеся
с
ценностными
ориентациями
личности ребенка.
Включение
конфликтных
проявлений
в
освоение
основных
видов
деятельности выступает как инструмент развития детей и служит адекватному
формированию личности. В межличностном взаимодействии конфликтные
проявления подтягиваются к социальным образцам и вносят вклад в процесс
саморегуляции и адаптации психической деятельности ребенка.
Своевременная и адекватная диагностика конфликтных проявлений даст
возможность
эффективно
осуществлять
профилактику
нарушений
и
социальную реабилитацию детей.
Разрешение конфликтов, методы погашения.
В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие
согласования
действий
и
проявления
доброжелательного
отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний
ради достижения общих целей. Но в таких ситуациях дети не всегда
находят нужные способы поведения, и это часто приводит к
конфликту, в котором, с одной стороны, находятся желания и права
одних детей, а с другой стороны, — желания и права других.
Воспитатель должен помочь детям разобрать любую конфликтную
ситуацию. Цель воспитания заключается не в том, чтобы победить,
навязать ребенку свое решение, а, наоборот, укрепить его волю и
разум, пробудить добрые чувства. Для этого очень важно изучить
проблему и пути преодоления конфликтов для расширения своего
уровня знаний и как можно больше узнать о конфликтах и жалобах
детей дошкольного возраста, чтобы попытаться использовать
различные способы для разрешения конфликтов, для уменьшения
степени конфликтности у детей дошкольного возраста.
Прямые и косвенные методы разрешения конфликтов
Воспитатель или педагог имеет возможность уладить и погасить
конфликт между детьми прямыми и косвенными методами.
Прямые методы погашения конфликтов:
1. Примирение - на основе компромисса, который не ущемлял бы личного
достоинства обеих сторон:
воспитатель поочередно приглашает к себе враждующих и просит каждого
изложить суть и причины столкновения. При этом пресекаются попытки
очернить другого, выслушиваются только факты, а не эмоции. Затем педа-
гог принимает решение;
конфликтующие высказывают свои претензии друг к другу в классе. Решение
принимается на основе выступления детей и объявляется от лица группы.
Но в этом случае группа должна находиться на достаточно высоком уровне
развития и способна выступать посредником в разрешении конфликта.
2. Если конфликт не утихает, педагог прибегает к санкциям в отношении
конфликтующих.
3. Если и это не помогает - как вынужденная мера представляется
необходимость ввести конфликтующих по разным группам.
Прямые методы позволяют зачастую снять внешнее напряжение, сгладить
ситуацию, но при этом могут загнать конфликт «вглубь», а не разрешить его.
Поэтому предпочтительнее использовать другие методы.
Косвенные методы погашения конфликтов
1.
Прежде всего, надо дать конфликтующим возможность выговориться,
«выпустить пар». Задача педагога - не оценивать, не делать замечания, а
внимательно слушать до тех пор, пока не выйдут все отрицательные
эмоции и конфликтующие не будут готовы принять спокойно и разумно
доводы педагога и друг друга.
2.
Затем воспитатель повторяет, уточняет высказанное обеими сторонами,
пытается
помочь им определить суть разногласий, сформулировать
проблему, которую надо решить.
2.
После этого следует предложение конфликтующим найти выход: «Что
будем делать?» Посредник выслушивает предложения обеих сторон,
подталкивает их к достижению компромисса или совместному решению
проблемы.
Несомненно, поскольку ведущая деятельность детей заключается в игре,
воспитателю
необходимо
использовать
для
профилактики
и
решения
конфликтов игровые педагогические приёмы («Режим молчания», «Большой
разговор», «Обнаженная агрессия», «Суд», «Улучшение отношений» и т. д.).
Формулы согласия и несогласия
В психологической педагогике для решения проблемы конфликтов также
применимы такие формулы выражения согласия и несогласия, которые не
оттолкнут воспитанника, а будут побуждать к взаимодействию с вами или со
сверстником.
Правила поведения педагога во время конфликта между детьми
Роль педагога
– посредник в конфликтной ситуации; переориентация
поведения ребенка в конфликтной ситуации не просто запретом, окриком,
замечанием, а позитивным сообщением, состоящим из:
описания произведенного им действия;
описания возможного результата этого действия;
предложение альтернативного варианта поведения.
Методы разрешения конфликта.
Активное слушание.
Активно слушать ребенка – это значит возвращать ему в беседе то, что он
поведал, при этом обозначив его чувство.
Выслушать нужно каждую из сторон-участников конфликта. Слушая одного,
дать понять другому, что его так же выслушают.
Обсуждается следующее:
1.
Что произошло? (суть конфликта)
2.
Что привело к конфликту? Почему это произошло? (ку, что его
действительно слушают, понимают и сочувствуют, то тем самым
снижается острота конфликта: ребенку важно почувствовать себя
услышанным и понятым.
3.
По принципу: разгневанному человеку нужно дать выразить свои эмоции
словами и дать понять, что ему выражается доля сочувствия.
Профилактика конфликтов.
Формулы согласия:
Да, конечно, вы правы, согласен (на),
не возражаю, я разделяю ваше мнение.
Несомненно, само собой
разумеется, совершенно верно.
Формулы несогласия:
Нет, не правильно, позвольте мне с вами не согласиться,
боюсь, что нет, с вами невозможно согласиться,
ни в коем случае, простите, но я не могу,
я бы с радостью сделал, но…, я не могу вам дать обещание,
не вижу необходимости в том…, не буду, и не просите.
Развитие навыков общения детей со сверстниками. В качестве основных
методов, приемов, форм обучения детей конструктивным способом разрешения
конфликтов используются:
1.
сюжетно-ролевые игры (с наличием проблемной ситуации);
2.
имитационные игры (имитация человеческого процесса);
3.
интерактивные игры (игры на взаимодействие);
4.
социально-поведенческие
тренинги
(обучение
конструктивному
поведению в конфликтной ситуации);
5.
обыгрывание конфликтных ситуаций и моделировании выхода из них;
6.
психогимнастика;
7.
чтение художественных произведений и их обсуждение;
8.
просмотр и обсуждение мультфильмов;
9.
дискуссии;
10.беседы в соответствующе оборудованном месте с примерным названием:
«Солнечный круг», «Уголок доверия», «Остров желаний»; «Островок
чувств», «Секретная комната», «Уютный уголок», «Стол переговоров»,
«Уголок тишины» и т.д.
Выяснение причины конфликта.
Какие чувства вызвал конфликт у участников (назвать чувства)
Как быть в этой ситуации? (найти решение)
Рекомендуемая техника предполагает, что если показать ребенку, что его
действительно слушают, понимают и сочувствуют, то тем самым снижается
острота конфликта: ребенку важно почувствовать себя услышанным и
понятым.
По принципу: разгневанному человеку нужно дать выразить свои эмоции
словами и дать понять, что ему выражается доля сочувствия.
Правило 1.
Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Ведь как в
любой другой деятельности, можно научиться решать конфликты только путем
участия в них. Педагог не должен мешать детям получать такой жизненно
важный опыт. Однако бывают ситуации, когда невмешательство взрослого
может привести к серьезным проблемам для физического или эмоционального
благополучия детей. Так, если один из ссорящихся значительно младше или
слабее другого участника конфликта и при этом они весьма близки к
выяснению отношений кулаками, то нужно остановить их и постараться
перевести ссору опять в "речевое" русло. То же относится к ситуации
взаимодействия двоих ребят, один из которых традиционно оказывается
побежденным в споре и вынужден все время уступать. В этом случае, если не
вмешаться педагогу в течение спора, то у одного из детей может развиться
робость и неуверенность в своих силах и даже в своих правах.
Правило 2.
Вмешиваясь в детский конфликт, педагогу не следует занимать сразу
позицию одного из ребят, даже если кажется очевидным, кто здесь прав, а кто
виноват. Ведь для ребенка, ведущего себя неправильно, это совсем не так
просто. Поэтому
скорый суд он воспримет как несправедливость и
пристрастность, а значит, не станет продолжать общение, в котором педагог
выступаете арбитром. Необходимо объективно разобраться в причинах
конфликта и его течении, тем более что обычно взрослые видят лишь часть
"айсберга", а эта надводная часть далеко не всегда позволяет судить об
истинных проблемах и вкладе детей в конфликт.
Правило 3.
Разбирая конкретную ситуацию ссоры, педагогу не нужно стремиться
выступать верховным судьей, определяя правых и виноватых и выбирая меру
наказания. Лучше не делать из личных конфликтов аналог юридического
разбирательства. Необходимо попробовать приучить детей к мысли, что, кто бы
ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда
двое. Поэтому, вмешиваясь в общение детей, педагог должен показать им, как
можно найти способ выхода из трудной ситуации, который устроил бы их
обоих (делать акцент не на "кто виноват? ", а на "что делать? "). Направить в
это русло внимание поссорившихся и жаждущих отмщения ребят часто
помогает чувство юмора. Если пошутить и показать ситуацию в забавном свете,
то сразу можно заметить, как вместе со смехом у детей постепенно меняется их
эмоциональное состояние.
Правило 4.
Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся
обиды и злости, педагогу нужно следить за тем, чтобы они не переходили на
личности. Говоря о том, что их огорчило или возмутило, дети должны
описывать именно действия и слова партнера, а не его физические или
личностные недостатки (т. е. допустимо, когда ребенок жалуется на то, что
другой наступил ему на ногу или грубо ответил, но не выражения типа: "Да
он медведь косолапый! " или "Он всегда такой нервный ! ").
Правила, соблюдение которых позволяет воздействовать на воспитанников не
оскорбляя их и не вызывая чувства обиды.
1. Начинайте общение с похвалы и искреннего признания достоинств ребенка.
2. Указывайте на его ошибки не прямо, а косвенно (например, сначала
поговорите о своих ошибках, а затем уже критикуйте воспитанника).
3. Отмечайте каждый успех ребенка, но не перехвалите.
4. Задавайте воспитаннику вопросы вместо того, чтобы приказывать.
5.
Стремитесь к созданию хорошей репутации воспитанников, которую они
впоследствии сами будут поддерживать.
Правила, позволяющие склонить воспитанников к вашей точке зрения.
1. Единственный верный способ одержать верх в споре, это уклониться от него.
2. Проявляйте уважение к мнению ребенка.
3. Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.
4. С самого начала придерживайтесь дружеского тона.
5. Пусть большую часть времени говорит ваш воспитанник.
6. Встаньте на его позицию.
7. Заставьте ребенка сразу ответить вам «да».
8. Корректно подавайте и драматизируйте свои идеи.
9. Заденьте за живое, бросьте вызов, при этом, учитывайте социально-
психологический уровень развития каждого воспитанника
Профилактика конфликтов.
Развитие навыков общения детей со сверстниками.
В качестве основных методов, приемов, форм обучения детей конструктивным
способом разрешения конфликтов используются:
1.
сюжетно-ролевые игры (с наличием проблемной ситуации);
2.
имитационные игры (имитация человеческого процесса);
3.
интерактивные игры (игры на взаимодействие);
4.
социально-поведенческие
тренинги
(обучение
конструктивному
поведению в конфликтной ситуации);
5.
обыгрывание конфликтных ситуаций и моделировании выхода из них;
6.
психогимнастика;
7.
чтение художественных произведений и их обсуждение;
8.
просмотр и обсуждение мультфильмов;
9.
дискуссии;
10.беседы в соответствующе оборудованном месте с примерным названием:
«Солнечный круг», «Уголок доверия», «Остров желаний»; «Островок
чувств», «Секретная комната», «Уютный уголок», «Стол переговоров»,
«Уголок тишины» и т.д.
Когда родители устраивают малыша в детский сад, они ожидают
определённых эффектов: ребёнок приобретёт нужные навыки, научится
общаться, найдёт первых друзей, будет готовиться к школе. И ни один из
родителей не ожидает от пребывания малыша в детском саду особенных
проблем, тем не менее, они иногда возникают. Общение со сверстниками
играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием
формирования общественных качеств личности дошкольника, проявление и
развитие
начал
коллективных
взаимоотношений
детей.
Но,
посещение
ребенком дошкольного учреждения далеко не всегда гарантирует наличие
мотивации общения и коммуникативных навыков. Напротив, серьезные
нарушения в сфере общения со сверстниками могут обрести стойкий характер в
результате рано сложившихся неблагоприятных взаимоотношений с детьми в
группе детского сада.
Полностью предотвратить конфликты между детьми в детском саду нельзя,
да и не нужно. Эти ситуации и выход из них – основа социализации ребенка в
будущем. Помочь малышу правильно вести себя в ссорах и спорах – задача не
только воспитателей, но и родителей, уже в процессе подготовки ребенка к
детскому саду.
На
протяжении
дошкольного
детства
характер
общения
детей
и
способность согласованно взаимодействовать друг с другом постепенно
изменяется. Общаясь со сверстником, маленькому ребенку гораздо важнее
высказаться
самому,
чем
выслушать
собеседника.
Именно
поэтому
самостоятельное
общение
между
детьми
чаще
всего
распадается
или
становится конфликтным. На протяжении дошкольного детства характер
общения детей и способность согласованно взаимодействовать друг с другом
постепенно изменяется.
Следует отметить, что сфера взаимоотношений детей в семье и в детском
коллективе представляет для них основной источник напряжений, конфликтов,
психологических проблем и трудностей, поэтому очень важно для сохранения
психического
здоровья
дошкольника,
успешного
его
развитие,
создать
необходимые
комфортные
социально-психолого-педагогические
условия,
обеспечивающие его эмоциональное благополучие.