Автор: Цурган Анжела Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: СП"Детский сад №6" ГБОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Сызрань,Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Календарно-тематическое планирование в средней группе. Тема недели: «Я – человек».
Раздел: дошкольное образование
Календарно-тематическое планирование средней группы
. Тема недели: «Я – человек».
Цель:
активизировать мыслительную аналитическую деятельность ребенка – самопознание собственной личности. Учить осознавать
собственную значимость среди людей; уметь видеть сходство и различии людей, отличие человека от животного. Формировать
представления детей о себе как о человеке, о разных ступенях развития человека
.
Итоговое мероприятие:
фотовыставка
« Я – человек ».
Совместная деятельность взрослого и детей
Организация
развивающей среды
для
самостоятельной
деятельности детей
и поддержки
детской
инициативы
Вовлечение
родителей в
ОД
НОД
Образовательная деятельность в режимных моментах
Понедельник
1. 9-00-9-20
Познавательно
–
исследовательская
деятельность (ФЭМП)
Занятие 1
Продолжать учить считать в
пределах 5, знакомить с
порядковым значением числа 5,
отвечать на вопросы
«Сколько?», «Который по
счету?».
1 половина дня
Утренняя гимнастика.
Инд. работа, игровое упражнение «Сортировка». Цель: развивать мышление,
логику, формировать умение различать формы.
Инд. работа(Изо), д/и «Подбери по цвету». Цель: закреплять представление о
четырех цветах. Учить выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предмета.
С/р игра «Салон красоты»
Развивать интерес в игре. Содействовать желанию
детей самостоятельно подбирать игрушки, атрибуты для игры.
Воспитывать вежливость, дружеские отношения, бережное отношение к
игрушкам.
Д/и «Все начинается с мамы». Цель: способствовать развитию заботливого и
уважительного отношения к маме.
Внести в группу
плакат «Тело
человека».
Внести настольные
игры, конструктор.
Внести атрибуты для
с/р игры.
Консультация
для родителей
«Закаливание
ребенка».
Подобрать
родителям
материал к
фотовыставки
«Я– человек»
Учить сравнивать предметы по
двум признакам величины
(длине и ширине), обозначать
результаты сравнения
выражениями, например:
«Красная ленточка длиннее и
шире зеленой, а зеленая
ленточка короче и уже красной
ленточки».
Совершенствовать умение
определять пространственное
направление от себя:
Логика образовательной
деятельности: В.И. Помораева,
В.А Позина
«Занятия по ФЭМП
средняя группа» стр 40
Рассматривание плаката «Строение человека». Цель: закрепить названия частей
тела человека.
Прогулка.
Наблюдение за погодой . Цели: продолжать формировать представления о
сезонных изменениях; развивать наблюдательность, учить анализировать,
делать выводы.
П/и «Мыши в кладовой». Цели: учить бегать легко, не наталкиваясь друг
на друга; двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление
движения.
Спорт. упр. «Попади в круг». Цели: совершенствовать умение
обращаться с предметами; учить попадать в цель, развивать глазомер,
ловкость
Муз.- дид. Игра «Едет красная машина». Цель: закрепить знания цвета,
отработка ритма.
Игры с выносным материалом.Цель: развивать умение играть в малых группах,
придумывать самостоятельно игровые ситуации.
2 половина дня.
Гимнастика после сна.
Этюд «Бедный зайка». Цель: формировать умение проявлять сочувствие к
сверстникам.
С/р игра «Магазин». Цель: формирование у детей; интереса к игровой
деятельности, коллективной деятельности.
Рисование «Дорисуй лицо». Цель: развивать глазомер, творческие способности.
Инд. работа по развитию речи, д/и «Узнай по описанию». Цель: продолжать
учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию
Внести материал для
игровой,
двигательной
деятельности.
Внести атрибуты для
с/р игры « Магазин»,
настольные игры,
карандаши, бумагу,
конструктор,
шнуровку.
2. 9-30-9-50 Восприятия
смысла музыки ( по плану
Муз.раб.)
Инд. работа ( ФЭМП) «Шнуровка». Цель: развитие мелкой моторики.
Самостоятельная игровая деятельность по замыслу. Цель: учить играть в малых
группах по самостоятельному замыслу.
Прогулка 2.
Наблюдение за птицами. Цель: учить находить различие во внешнем виде
разных птиц, обращая внимание на величину, способы передвижения.
Ситуативный разговор «Зачем нужны перчатки?». Цель: способствовать заботе о
своем теле.
Опыт « Тени». Цель: показать свойства предметов образовать тени от света
естественного и искусственного.
П/и «Кот и мыши».Цель: развивать умение выполнять движение по сигналу.
Инд. раб. «Домашние и дикие животные». Цель: закрепить название домашних и
диких животных.
Инд. раб. по Физо «Выше и точнее!». Цель: упражнять отбивать мяч.
Инд. раб. по ознакомлению с окружающим «Моя семья». Цель: расширить
представление о составе семьи.
Игры с выносным материалом.Цель: развивать умение играть в малых группах,
придумывать самостоятельно игровые ситуации.
Внести материал для
самостоятельной
игровой
деятельности.
Совместная деятельность взрослого и детей
Организация
развивающей среды
для
самостоятельной
деятельности детей
и поддержки
детской
Вовлечение
родителей в
ОД
НОД
Образовательная деятельность в режимных моментах
инициативы
Вторник
1. 9-00-9-20
Двигательная деятельность( по
плану Физ.раб.)
2. 9-30-9-50
Восприятие художественной
литературыи
фольклора/конструирование из
разного материала/
Конспект занятия в средней
группе «Я — человек».
Цель: активизировать
мыслительную аналитическую
деятельность ребенка –
самопознание собственной
личности.
Задачи:Учить осознавать
собственную значимость среди
людей; уметь видеть сходство и
различии людей,
отличие человека от животного.
Формировать представления
1 половина дня
Утренняя гимнастика.
Инд. работа (ФЭМП) «Заплатки». Цель: упражнять классифицировать
предметы по признаку.
Инд. работа ( Изо). «Улитка». Цель: упражнять в лепке, скатывать колбаски.
Ситуативный разговор «Как пользоваться салфетками».
Рассматривание иллюстрации «Наше лицо». Цель: познакомить детей со
строением своего тела, уточнить органы, их назначение.
Подготовка к НОД.
Прогулка.
Наблюдение за сорокой. Цели: —формировать представления о внешнем
виде сороки, ее характерных признаках, повадках; воспитывать
потребность заботиться о зимующих птицах.
Опыт « Что теплее ствол дерева или железное ведерко». Цель: учить
распознавать предметы по качеству.
П/ игра«Кот и мыши».Цель: учить бегать легко, не наталкиваясь друг на друга,
ориентироваться в пространстве.
Инд.раб. по Физо, забава «Попади в обруч».Цель: развитие меткости.
Игры с выносным материалом (обручи, мешочки с песком для метания). Цель:
развивать умение играть в малых группах, придумывать самостоятельно
игровые ситуации.
2 половина дня.
Гимнастика после сна.
Внести настольные
игры, пластилин для
лепки, иллюстрации
с изображением лица
человека.
Внести материал для
экспериментальной,
игровой,
двигательной
деятельности.
Индивидуальн
ые беседы по
вопросам
родителей.
Подобрать
родителям
материал к
фотовыставки
«Я– человек»
Консультация
для родителей:
«Правила
поведения на
улице».
детей о себе как о человеке, о
разных ступенях
развития человека (младенец,
ребенок – дошкольник,
подросток, взрослый человек и
старый человек); развивать
навыки самообследования.
Воспитывать интерес,
доброжелательное отношение к
сверстникам.
Материалы и оборудование:
зеркала (большие); маленькое
солнышко; мягкая игрушка
кошка; картинки по теме;
ростомер; кукла Катя и Ваня;
альбомные листы, карандаши;
схемы развития человека.
Логика
образовательной
деятельности :см.конспект
Чтение сказки «Три поросенка». Цель: знакомство с литературным
произведением.
Д/и «Кто спрятался на картинке»(наложение силуэтов)Тренировка устойчивого
внимания, восприятия.
С/р игры « Семья» Цель: развивать доброе отношение к членам семьи.
Музыкальная ритмика (песенки с движениями). Цель: развивать умение
выполнять движения под ритм музыки в сопровождении худ. слова.
Работа с конструктором «Дом для поросят». Цель: развивать способность
создавать постройки по плану.
Инд. работа по развитию речи. Д/и «Противоположности»Цель: упражнять
подбирать слова – антонимы.
Инд. раб. по ФЭМП «Давай считать». Цель: упражнять в счете.
Самостоятельная игровая деятельность по замыслу. Цель: учить играть в малых
группах по самостоятельному замыслу.
Прогулка 2.
Наблюдение за солнцем. Цель: обратить внимание на солнце на закате, ввести
понятие «вечер».
Опыт «Тени». Цель: обратить внимание, что вечером тени длинные, но
тусклые.
П/и «Мы веселые ребята». Цель: упражнять выполнять движения, согласовывая
со словами.
Инд. раб. по Физо «С кочки на кочку». Цель: упражнять перепрыгивать с
одного места на другое.
Д/и « Животные и детеныши». Цель: закрепить название животных.
Инд. раб. по ознакомлению с окружающим «Профессии». Цель: расширить
Внести атрибуты для
с/р игры «
Семья» ;настольные
игры, карандаши,
бумагу; конструктор.
Внести материал для
самостоятельной
игровой
деятельности.
представление о профессиях.
Совместная деятельность взрослого и детей
Организация
развивающей среды
для
самостоятельной
деятельности детей
и поддержки
детской
инициативы
Вовлечение
родителей в
ОД
НОД
Образовательная деятельность в режимных моментах
Среда
1. 9-00-9-20
Изобразительная
деятельность
(рисование)
Тема : Рисование Украшение
свитера.
Закреплять умение украшать
предмет одежды, используя ли-
нии, мазки, точки, кружки и
другие знакомые элементы;
оформлять украшенными
полосками « одежду,
вырезанную из бумаги. Учить
подбирать краски в со-
ответствии с цветом свитера.
Развивать эстетическое вос-
приятие, самостоятельность,
инициативу.
Логика образовательной
деятельности: Комарова Т. С.
1 половина дня
Утренняя гимнастика.
Инд. работа по ФЭМП «Что где растет». Цель: закрепить знания детей о
садовых, огородных культурах.
Инд. работа по Изо «Раскрась-ка». Цель: закрепить навыки закрашивания
фигуры в одном направлении, не выходя за контур.
Инд. работа по развитию речи , д/и «Разложи предметы по полкам». Цель:
упражнять в правильном проговаривании слов.
Инд. раб по «Ознак. с окруж», д/и «Третий лишний?». Цель: Развивать
логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
Беседа «Кто я?»- дать детям представление о внешнем виде человека, о
его особенностях как живого организма. Вызвать у ребенка потребность
рассказать о себе.
Подготовка к НОД.
Прогулка.
Наблюдение за проезжей частью. Цель: ввести понятия «пешеход, пассажир,
Внести настольно-
печатные игры.,
раскраски.
Внести настольные
игры, карандаши,
бумагу.
Индивидуальн
ые беседы по
вопросам
родителей.
Подобрать
родителям
материал к
фотовыставки
«Я– человек»
стр. 40.
2. 9-30-9-50
Двигательная деятельность( на
прогулки) 1 неделя ( см. план
«Перспективное
планирование
по физкультуре на прогулке в
средней группе».)
водитель».
Игра « Мы участники дорожного движения». Цель: закрепить знания ПДД.
П/и «К названному месту беги». Цель: развивать умение ориентироваться в
пространстве.
Инд.раб. по Физо, «Меткий стрелок». Цель: упражнять в попадании в заданную
цель.
Инд. раб по развитию речи «Какой? Какая? Какое?». Цель: упражнять
согласовывать прилагательные и существительные.
Игры с выносным материалом. Цель: развивать умение играть в малых группах,
придумывать самостоятельно игровые ситуации.
2 половина дня.
Гимнастика после сна.
С/р игра « Семья». Цель: развивать доброе отношение к членам семьи.
Инд. работа (Изо), упражнять лепить фигуру человека .
Лепить из целого
куска и по частям. (подгруппа детей)
Дид. игра “Что у тебя, а что у куклы?”-закрепить знания детей о частях
тела.
Настольная игра «Что из чего». Цель: учить распределять предметы по
группам.
Инд. раб. по ФЭМП «Найди нужное». Цель: учить выделять нужные детали,
развивать абстрактное мышление.
Инд. работа по развитию речи. Д/и «
Узнай по описанию». Цель: продолжать
учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию.
Инд. раб. по «Ознакомлению с окружающим» «Поймай- скажи». Цель:
Внести материал для
игровой,
двигательной
деятельности.
Внести настольные
игры, карандаши,
бумагу, атрибуты для
с/р игры.
упражнять различать овощи и фрукты.
Самостоятельная игровая деятельность по замыслу. Цель: учить играть в малых
группах по самостоятельному замыслу.
Прогулка 2.
Наблюдение за прохожими. Цель: обратить внимание на одежду, походку
прохожих. Напомнить о безопасности.
П/и «Мыши надоели». Цель: упражнять в беге, не наталкиваясь друг на друга.
Дид. игра «Эхо». Цель: учить внимательно слушать и повторять только после
сигнала.
Инд. раб. по Физо «К названному месту беги». Цель: упражнять выполнять
движения по сигналу.
Внести материал для
самостоятельной
игровой
деятельности.
Совместная деятельность взрослого и детей
Организация
развивающей
среды для
самостоятельной
деятельности
детей и поддержки
детской
инициативы
Вовлечение
родителей в
ОД
НОД
Образовательная деятельность в режимных моментах
Четверг
1. 9-00-9-20
Восприятия
смысла
музыки
( по плану Муз. раб.)
1 половина дня
Утренняя гимнастика.
Работа с малой группой. Д/и «Цепочка
». Цель: упражнять составлять цепочки
Внести материал
для д/и «Цепочка»,
«Найди пару», изо
материал.
Внести атрибуты
для с/р игры.
Индивидуальн
ые беседы по
вопросам
родителей.
Консультации
для родителей:
2. 9-30-9-50
Коммуникативная
деятельность (развитие речи)
Познавательно-
исследовательская
деятельность (Ознакомление с
окружающим.)
Чтение любимых
стихотворений. Заучивание
стихотворения А. Барто «Я
знаю, что надо придумать».
Помочь детям запомнить новое
стихотворение.
Логика образовательной
деятельности:
Гербова
В.В.,
стр.51
из кубиков и шаров.
Инд. работа (Изо), упражнять лепить фигуру человека .
Лепить из целого куска
и по частям. (подгруппа детей).
С\р. Игра «Кафе» Цель
: Продолжать знакомить детей с трудом взрослых.
Воспитывать навыки культуры общения. Способствовать обогащению
игровых навыков.
Игра “Ухо, нос, рука»-развитие внимания.
Инд. работа( Озн. с окр.) Д/и
«Найди пару». Цель: закрепить умение
подбирать предметы.
Пальчиковая гимнастика «Стирка»
Постираю чисто, с толком
Рубашку, кофту и футболку,
Свитерок и брюки -
Делают движения кулачками, имитирующие стирку.
Пальцами
правой руки поочередно потряхивают пальцы левой руки.
(При повторе то же с другой рукой.)
Устали мои руки!
Встряхивают обе руки.
Подготовка к НОД.
Прогулка.
Наблюдение за березой. Цель: продолжить знакомство с березой. Проговорить,
что береза – наше русское дерево.
Подвижная игра «Птички в гнездышке».Цель игры. Учить детей бегать в разных
направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать
сигнал и начинать движение по словесному сигналу.
Д/и «Назови предмет, растение ласково». Цель: упражнять в подборе разных
форм одного слова.
Внести мячи,
обручи, мелки.
«Влияние
телевидения на
детей».
Подобрать
родителям
материал к
фотовыставки
«Я– человек»
Индивид. работа по Физо «Лови - не зевай!» Цель: упражнять в ловле мяча.
Игры с выносным материалом (мячи, скакалки, мелки). Цель: развивать умение
играть в малых группах, придумывать самостоятельно игровые ситуации.
2 половина
Гимнастика после сна.
С\р игра « Укладываем кукол спать
». Развивать интерес в игре.
Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки,
атрибуты для игры. Воспитывать вежливость, дружеские отношения,
бережное отношение к игрушкам.
Настольная игра «Мозаика». Цель: развитие мелкой моторики.
Настольная игра «Лото». Цель»: развитие внимания.
Исполнение новогодних песен.
Инд. работа ( ФЭМП) , «Длиннее- короче». Цель: упражнять в сравнивании
разных по количеству групп предметов.
Самостоятельная игровая деятельность по замыслу. Цель: учить играть в малых
группах по самостоятельному замыслу.
Прогулка 2.
Наблюдение за транспортом. Цель: расширить представления о видах
транспорта, его назначении.
П/и ««Мы – шоферы». Цель: учить ориентироваться в пространстве.
Д/и «Эхо». Цель: упражнять в подборе слов, близких по созвучию.
Инд. раб. по Физо.»Меткий стелок»..
Игры с выносным материалом. Цель: развивать умение играть в малых группах,
Внести настольные
игры, карандаши,
бумагу, атрибуты
для с/р игры.
Внести материал
для
самостоятельной
игровой
деятельности.
придумывать самостоятельно игровые ситуации.
Совместная деятельность взрослого и детей
Организация
развивающей
среды для
самостоятельной
деятельности
детей и поддержки
детской
инициативы
Вовлечение
родителей в
ОД
НОД
Образовательная деятельность в режимных моментах
Пятница
1.
9-00-9-20
Изобразительная деятельность
(лепка, аппликация)
Лепка (коллективная) “Птички на
кормушке”
Учить передавать простую позу.
Учить объединять свою работу с
товарищами.
Логика образовательной
деятельности:
стр. 65. Комарова Т.С. «Занятия
по ИЗО. деятельности в детсаду
1 половина дня
Утренняя гимнастика.
Беседа «Что умеет кожа?»- познакомить детей с назначением и
свойствами кожи, научить детей обрабатывать мелкие раны, объяснять
назначение йода и зеленки, воспитывать желание соблюдать правила
личной гигиены.
Работа с малой группой. Д/и «
Чьи вещи?». Цель: упражнять находить вещи,
которые принадлежат их близким.
Инд. работа (Изо), развивать умение наклеивать фигуры, чередуя их.
Инд. работа( Озн. с окр.) Д/и
«Что для чего?». Цель: развивать умение
классифицировать предметы по группам.
Подготовка к НОД.
Прогулка.
Наблюдение за работой дворника Цель: воспитывать уважительное отношение к
труду взрослых, учить приходить на помощь окружающим.
Внести
иллюстрации с
изображением
детских игр,
мальчиков и
девочек.
Внести настольно-
печатные игры,
изоматериал.
Индивидуальн
ые беседы по
вопросам
родителей.
Консультация
для родителей
в средней
группе по
ПДД.
2. 9-30-9-50
Двигательная деятельность
( по плану Физ. раб.)
(Подвижные игры)
Загадка: скручена, связана,
На кол привязана по двору пляшет. (метла)
Трудовая деятельность. Подметание веничками веранды, дорожек.
П/и «Мы – шоферы». Цель: учить ориентироваться в пространстве.
П/и «Найдем грибок». Цель: учить согласовывать свои действия с действиями
товарищей, действовать по сигналу.
Индивид. работа по Физо «Лови - не зевай!» Цель: упражнять в ловле мяча.
Игры с выносным материалом. Цель: развивать умение играть в малых группах,
придумывать самостоятельно игровые ситуации.
2 половина
Гимнастика после сна.
Беседа
«Мальчики и девочки». Задачи: Побеседовать с детьми об их
интересах, любимых игрушках, предпочтениях в одежде, любимых играх,
о том, кем они станут в будущем. Выделить ответы, характерные для
мальчиков и девочек.
Фотовыставка
«Я – человек»
Цель: активизировать мыслительную
аналитическую
деятельность
ребенка
–
самопознание
собственной
личности.
Работа с конструктором «Дворец для Царевны Несмеяны». Цель: учить делать
постройки по образцу, обыгрывать свои постройки, используя мелкие игрушки.
Муз. пауза, танец «Бибика», «Ложкари».
Настольная игра «Прищепки». Цель: развитие мелкой моторики.
Инд. работа по развитию речи, « Вежливые слова». Цель: учить правильно
выражать свою просьбу.
Внести рули,
маски-эмблемы,
венички, совочки.
Внести настольные
игры, карандаши,
бумагу,
конструктор,
Инд. работа ( ФЭМП) , «Больше- меньше». Цель: упражнять в сравнивании
разных по количеству групп предметов.
Самостоятельная игровая деятельность по замыслу. Цель: учить играть в малых
группах по самостоятельному замыслу.
Прогулка 2.
Беседа
«Светофор» .3адачи: Продолжать знакомить детей с правилами
безопасности дорожного движения в качестве пешеходов, с работой
светофора.
П/и «У медведя во бору». Цель: упражнять в беге, не наталкиваясь на
других.
Д/и «Добавь словечко». Цель: упражнять в подборе слов, близких по
созвучию.
Инд. раб. по Физо. Прыжки с продвижением вперед.
Игры с выносным материалом . Цель: развивать умение играть в малых группах,
придумывать самостоятельно игровые ситуации.
пластилин.
Внести материал
для
самостоятельной
игровой
деятельности.