Напоминание

"Модульный подход в духовно-нравственном воспитании


Автор: Галкина Тамара Федоровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: пгт.Зеленогорский Кемеровская обл. Крапивинский район
Наименование материала: Научная статья
Тема: "Модульный подход в духовно-нравственном воспитании
Раздел: дошкольное образование





Назад




Модульный подход

к формированию духовно-нравственных качеств

личности дошкольника

Галкина Т. Ф.,

воспитатель МБДОУ- комбинированного вида «Зеленогорский детский сад

«Мишутка»

1

слайд

Происходящие

в

стране

политические

и

социально-

экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и

деятельности современного общества, что привело к изменению ценностных

ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и

взглядов, к неправильному пониманию понятий «долг», «честь», «совесть»,

«духовность», «патриотизм». Именно поэтому в российском образовании

появились

ряд

государственных

нормативно-правовых

документов,

регламентирующих

приоритет

и

значимость

духовно-нравственного

воспитания.

2 слайд

Учёные Российской академии наук А. Я. Данилюк, А. М.

Кондаков,

В.

А.

Тишков,

выполняя

государственный,

общественный,

педагогический заказ в серии «Стандарты второго поколения» разработали и

выпустили

«Концепцию

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

личности гражданина России», где

отметили значимость и приоритетность

духовно-нравственного воспитания для развития России в целом.

В сложившейся ситуации разработан комплексный, системный подход

и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей

и

молодежи,

представленный

в

Федеральных

государственных

образовательных стандартах (ФГОС), где определены духовно-нравственное

развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной

образовательной системы, начиная с дошкольного возраста.

3

слайд

Создание условий для воспитания у детей активной

гражданской позиции рекомендует стратегия развития и воспитания в Р.Ф. на

период до 2025г. ФГОС дошкольного образования обозначил новые подходы

к воспитательным технологиям как средствам воспитания направленного на

формирование и развитие личности

дошкольников в рамках духовно-

нравственного воспитания.

4

слайд

Для

обеспечения

духовно-нравственного

развития

и

воспитания личности в рамках образовательной дошкольной организации

нами выбран модульный подход. В последние десятилетия понятие “модуль”

достаточно

интенсивно

используется

для

структурной

организации

образовательных

процессов,

для

обеспечения

качества

и

управления

качеством современного образования.

5 слайд

Мы основываемся в своей педагогической практике на

исследованиях Г. Оуенса,

который понимал модуль как «обучающий

замкнутый комплекс, в состав которого входят педагог, обучаемые, учебный

материал

и

средства,

помогающие

обучающемуся

и

преподавателю

реализовать

индивидуализированный

подход,

обеспечить

их

взаимодействие».

В нашем случае ещё и уникальность этнического направления.

Для

более

успешной

реализации

программы

по

духовно-

нравственному

воспитанию

в

организации

разработаны

тематические

модули, где понятие «модуль» рассматривается, как специальная среда для

формирования значимых духовно-нравственных качеств. Задачи каждого

модуля вытекают из общей цели всей системы работы и охватывает пять

образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО.

Каждый модуль реализуются посредством организации работы внутри

учреждения,

с

помощью

зонированного

пространства,

а

так

же

предусматривают широкий круг взаимодействия с социальными субъектами,

специалистами и семьёй.

о каждом модуле.

6 слайд «Мини-музей»

– самый значимый модуль, который является центром духовно-

нравственного воспитания как внутри учреждения, так и в сетевом

пространстве социума. Для него выделено специальное помещение, собраны

экспонаты

домашней

утвари,

функционируют

экспозиции:

«История

поселка»,

«История

детского

сада»,

районная

экспозиция

«Живем

Крапивинской судьбой».

Действует «уголок» духовного воспитания,

представлен Храмовый путеводитель России и элементы христианских

служб.

7 слайд «Зимний сад»

модуль направлен на развитие у детей понимания, что природа главное

богатство нашей Родины, на воспитание у дошкольников экологической

культуры, заботливого отношения к природе, положительного отношение к

труду.Среди форм работы можно выделить походы (в том числе семейные),

экскурсии, сюжетно-ролевые игры, участие в акциях (всероссийских,

областных, районных), высадка и уход за саженцами, работа в огороде,

мастер-классы

по

уходу

за

растениями.

Кроме

этого

практическая

деятельность проходит внутри помещения и на территории:

«Экологическая тропа» «Мини-огород» «Цветник» «Метеостанция»

«Рябиновая алея», «Хвойный бор», уголок «Зеленый Айболит»

8 слайд «Литературная чайная»

В данном модуле идёт ознакомление дошкольников с литературными

произведениями русских классиков, поэтов Кузбасса и Крапивинского р-на.

Писателей, в произведениях которых отражены образы Родины, духовно-

нравственное направление развития человека. А также, произведения малого

фольклора, сказочного, песенного, игрового.

Викторины, развлечения, выставки, экскурсии, творческие встречи,

литературные чтения в чайной,

способствуют духовно-нравственному

развитию дошкольников. В библиотеке воскресной школы дети знакомятся с

детской Библией, православными и земледельческими календарями.

9 слайд «Изостудия»

способствует формированию пониманию основ декоративно-прикладного

искусства, знакомит дошкольников с народным творчеством и ремёслами

России, развивает интерес к этническому региональному декору и храмовой

живописи, дети изучают и пользуются семантикой народного орнамента

России

и

этническими

рисунками

региона.

Мастер-классы

народных

умельцев, выставки, творческие занятия, конкурсы, семейные мастерские,

проходят в атмосфере и совместной деятельности, и самостоятельности, и

творчества.

10 слайд «Тренажёрный зал»

Данный модуль направлен на укрепление психического и физического

здоровья дошкольников с осознанием и мотивацией того, что здоровье – это

главное богатство человека, ничего нет важнее здоровья. В основе модуля

идёт формирование здорового образа жизни, развитие навыков координации

движений,

выносливости,

ловкости,

быстроты,

гибкости,

которые

необходимы для участия в соревнованиях. В данный модуль включена

бальшая серия семейных спортивных праздников и мероприятий

11 слайд Данные

формы работы, разработанные, организованные и

реализованные в рамах модульного подхода, позволяют более эффективно

выстроить

деятельность

по

духовно-нравственному

воспитанию

дошкольников

в

образовательной

организации.

Воспитательные

и

развивающие

аспекты

каждого

модуля

систематизированы,

логичны,

последовательны, что увеличивает воздействие на формирование личности

дошкольника

и

его

личностные

характеристики.

Модульность

педагогической деятельности также расширяет формы и круг социального

взаимодействия,

создавая

духовно-нравственное

пространство

всего

социума.

Данная система прошла опробацию участвуя на вэб .семинаре в крип и про,

областном семинаре на базе нашего доу, в журнале «Источник» издательства

Авангард вышла научная статья, сертифицированна в конкурсе За

нравственный подвиг учителя, получена рецензия от Русской православной

церкви и отдела религиозного образования и катехизации и от них же к дню

учителя Благодарственное письмо.



В раздел образования