Автор: Галкина Тамара Федоровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: пгт.Зеленогорский Кемеровская обл. Крапивинский район
Наименование материала: Научная статья
Тема: "Модульный подход в духовно-нравственном воспитании
Раздел: дошкольное образование
Модульный подход
к формированию духовно-нравственных качеств
личности дошкольника
Галкина Т. Ф.,
воспитатель МБДОУ- комбинированного вида «Зеленогорский детский сад
«Мишутка»
1
слайд
Происходящие
в
стране
политические
и
социально-
экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и
деятельности современного общества, что привело к изменению ценностных
ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и
взглядов, к неправильному пониманию понятий «долг», «честь», «совесть»,
«духовность», «патриотизм». Именно поэтому в российском образовании
появились
ряд
государственных
нормативно-правовых
документов,
регламентирующих
приоритет
и
значимость
духовно-нравственного
воспитания.
2 слайд
Учёные Российской академии наук А. Я. Данилюк, А. М.
Кондаков,
В.
А.
Тишков,
выполняя
государственный,
общественный,
педагогический заказ в серии «Стандарты второго поколения» разработали и
выпустили
«Концепцию
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности гражданина России», где
отметили значимость и приоритетность
духовно-нравственного воспитания для развития России в целом.
В сложившейся ситуации разработан комплексный, системный подход
и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей
и
молодежи,
представленный
в
Федеральных
государственных
образовательных стандартах (ФГОС), где определены духовно-нравственное
развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной
образовательной системы, начиная с дошкольного возраста.
3
слайд
Создание условий для воспитания у детей активной
гражданской позиции рекомендует стратегия развития и воспитания в Р.Ф. на
период до 2025г. ФГОС дошкольного образования обозначил новые подходы
к воспитательным технологиям как средствам воспитания направленного на
формирование и развитие личности
дошкольников в рамках духовно-
нравственного воспитания.
4
слайд
Для
обеспечения
духовно-нравственного
развития
и
воспитания личности в рамках образовательной дошкольной организации
нами выбран модульный подход. В последние десятилетия понятие “модуль”
достаточно
интенсивно
используется
для
структурной
организации
образовательных
процессов,
для
обеспечения
качества
и
управления
качеством современного образования.
5 слайд
Мы основываемся в своей педагогической практике на
исследованиях Г. Оуенса,
который понимал модуль как «обучающий
замкнутый комплекс, в состав которого входят педагог, обучаемые, учебный
материал
и
средства,
помогающие
обучающемуся
и
преподавателю
реализовать
индивидуализированный
подход,
обеспечить
их
взаимодействие».
В нашем случае ещё и уникальность этнического направления.
Для
более
успешной
реализации
программы
по
духовно-
нравственному
воспитанию
в
организации
разработаны
тематические
модули, где понятие «модуль» рассматривается, как специальная среда для
формирования значимых духовно-нравственных качеств. Задачи каждого
модуля вытекают из общей цели всей системы работы и охватывает пять
образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО.
Каждый модуль реализуются посредством организации работы внутри
учреждения,
с
помощью
зонированного
пространства,
а
так
же
предусматривают широкий круг взаимодействия с социальными субъектами,
специалистами и семьёй.
о каждом модуле.
6 слайд «Мини-музей»
– самый значимый модуль, который является центром духовно-
нравственного воспитания как внутри учреждения, так и в сетевом
пространстве социума. Для него выделено специальное помещение, собраны
экспонаты
домашней
утвари,
функционируют
экспозиции:
«История
поселка»,
«История
детского
сада»,
районная
экспозиция
«Живем
Крапивинской судьбой».
Действует «уголок» духовного воспитания,
представлен Храмовый путеводитель России и элементы христианских
служб.
7 слайд «Зимний сад»
модуль направлен на развитие у детей понимания, что природа главное
богатство нашей Родины, на воспитание у дошкольников экологической
культуры, заботливого отношения к природе, положительного отношение к
труду.Среди форм работы можно выделить походы (в том числе семейные),
экскурсии, сюжетно-ролевые игры, участие в акциях (всероссийских,
областных, районных), высадка и уход за саженцами, работа в огороде,
мастер-классы
по
уходу
за
растениями.
Кроме
этого
практическая
деятельность проходит внутри помещения и на территории:
«Экологическая тропа» «Мини-огород» «Цветник» «Метеостанция»
«Рябиновая алея», «Хвойный бор», уголок «Зеленый Айболит»
8 слайд «Литературная чайная»
В данном модуле идёт ознакомление дошкольников с литературными
произведениями русских классиков, поэтов Кузбасса и Крапивинского р-на.
Писателей, в произведениях которых отражены образы Родины, духовно-
нравственное направление развития человека. А также, произведения малого
фольклора, сказочного, песенного, игрового.
Викторины, развлечения, выставки, экскурсии, творческие встречи,
литературные чтения в чайной,
способствуют духовно-нравственному
развитию дошкольников. В библиотеке воскресной школы дети знакомятся с
детской Библией, православными и земледельческими календарями.
9 слайд «Изостудия»
способствует формированию пониманию основ декоративно-прикладного
искусства, знакомит дошкольников с народным творчеством и ремёслами
России, развивает интерес к этническому региональному декору и храмовой
живописи, дети изучают и пользуются семантикой народного орнамента
России
и
этническими
рисунками
региона.
Мастер-классы
народных
умельцев, выставки, творческие занятия, конкурсы, семейные мастерские,
проходят в атмосфере и совместной деятельности, и самостоятельности, и
творчества.
10 слайд «Тренажёрный зал»
Данный модуль направлен на укрепление психического и физического
здоровья дошкольников с осознанием и мотивацией того, что здоровье – это
главное богатство человека, ничего нет важнее здоровья. В основе модуля
идёт формирование здорового образа жизни, развитие навыков координации
движений,
выносливости,
ловкости,
быстроты,
гибкости,
которые
необходимы для участия в соревнованиях. В данный модуль включена
бальшая серия семейных спортивных праздников и мероприятий
11 слайд Данные
формы работы, разработанные, организованные и
реализованные в рамах модульного подхода, позволяют более эффективно
выстроить
деятельность
по
духовно-нравственному
воспитанию
дошкольников
в
образовательной
организации.
Воспитательные
и
развивающие
аспекты
каждого
модуля
систематизированы,
логичны,
последовательны, что увеличивает воздействие на формирование личности
дошкольника
и
его
личностные
характеристики.
Модульность
педагогической деятельности также расширяет формы и круг социального
взаимодействия,
создавая
духовно-нравственное
пространство
всего
социума.
Данная система прошла опробацию участвуя на вэб .семинаре в крип и про,
областном семинаре на базе нашего доу, в журнале «Источник» издательства
Авангард вышла научная статья, сертифицированна в конкурсе За
нравственный подвиг учителя, получена рецензия от Русской православной
церкви и отдела религиозного образования и катехизации и от них же к дню
учителя Благодарственное письмо.