Автор: Антонова Татьяна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад с.Лесная Нееловка
Населённый пункт: Саратовская область, Базарно–Карабулакский район, с. Лесная Нееловка
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Играем в профориентацию
Раздел: дошкольное образование
ИГРАЕМ В ПРОФОРИЕНТАЦИЮ
В МБДОУ
«Детский сад с.Лесная Нееловка»
воспитатель Антонова Т.А.
Основные понятия: профессиональное самоопределение, игровые технологии, ранняя
профориентация, ведущий вид деятельности.
Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов
социального и индивидуального развития ребёнка. Одним из эффективных решений данной
задачи является проведение профориентационной работы с дошкольниками.
Цель ранней профориентации — сформировать у ребенка эмоциональное отношение к
профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои
силы в доступных видах деятельности.
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий
рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего развития. Одной из важнейших
составляющих всестороннего развития ребёнка является его профессиональное
самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего
профессионального пути. Профессиональное самоопределение – это не единовременное
событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном детстве. В этом
возрасте у ребёнка должна сформироваться определённая наглядная основа, на которой будет
базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное
отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятием. В дошкольном возрасте
развивается эмоциональный компонент
психологической
готовности ребенка
к
профессиональному
самоопределению, как предвестник познавательного и мотивационного
его компонентов.
Ведущий вид деятельности для ребенка - это игра. Именно поэтому психолог Л.С.Выготский
назвал ее ведущей деятельностью дошкольного детства.[3] В игре развивается личность
ребёнка, его интеллект, воля, воображение и общительность, расширяется общая
осведомлённость об окружающем мире, формируется определённый элементарный опыт
профессиональных действий, но самое главное игровая деятельность порождает стремление к
самореализации, самовыражению. В игре дошкольники начинают отражать содержание
деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя,
парикмахера, учителя и т.д.). Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям,
играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях
"профессиональной направленности" в развитии личности ребенка.
Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности
взрослых играют игры профориентационной направленности. В играх дети учатся
комбинировать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из
рассказов, фильмов, книг. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей
разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение.
Игровые технологии в значительной мере способны реализовать эту задачу и являются
фундаментом всего дошкольного образования. Они способствуют расширению знаний
дошкольников о разнообразии профессий, обогащают представления действиях представителей
той или иной профессии, о материалах и
инструментах
.
Педагогами широко используется «педагогическая технология организации сюжетно-ролевых
игр». [8] Эта технология опирается на принцип активности ребёнка, характеризуется высоким
уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Данная
технология призвана сочетать элементы игры и обучения. В отличие от игр вообще,
педагогическая технология обладает: чётко поставленной целью и педагогическим
результатом познавательной направленности.
Самое главное правило для взрослых: ребёнку мало знать о профессии, в неё нужно поиграть! В
игре успешно развиваются личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение и
общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к
самореализации, самовыражению, в играх дети пытаются отобразить профессии своих
родителей.
Игровые технологии ранней профориентации благоприятно сказываются на развитии у детей
ролевого поведения в сюжетных играх. Сюжетно-ролевая игра не только ведущая
деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней
профориентаци.[2],[10] Педагогу необходимо научить ребёнка переводить знания, полученные
из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание
предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их
взаимодействие. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются
производственные сюжеты, ситуации, профессиональная среда, модели профессионального
поведения, модели межличностных профессиональных отношений.[5] В ходе
профориентационной игры, ранее полученные знания о профессиональной деятельности
взрослых преобразуются в доступный для ребёнка опыт, посредством которого эти знания
ребёнком присваиваются.
Одна из технологий ознакомления дошкольников с профессиями в детском саду – проектная
деятельность, которая основывается на личностно ориентированном подходе к обучению и
воспитанию, позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения
проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и мотивационным.
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что
значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Для
решения этой проблемы педагоги используют информационно-коммуникативные технологии,
эти технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые
в условиях детского сада не удалось воссоздать. Педагоги используют в работе по ранней
профориентации компьютерные экскурсии («Путешествие в театр», «Кто строит мост,
дом?» и т.д). Использование информационно-коммуникативные технологий в формировании у
детей представлений о разных профессиях имеет огромное значение, так как это то, что
требует современная модель обучения на данном этапе образования.
Музыкально-театрализованная технология занимает особое место в ранней профориентации.
Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду ориентирована на развитие
взаимодействия детского сада с семьёй, открывает новые возможности для совместного
творчества, повышает уровень эстетического развития детей и родителей.
Профориентационная работа посредством театрального искусства имеет большую
воспитательную и образовательную ценность в отношении детей и родителей, формировании
основ их театральной культуры, укрепляются взаимоотношения детей и родителей, у взрослых
развиваются адекватное восприятие, оценка и понимание действий ребёнка, у детей
обогащается жизнь добрыми впечатлениями. Для дошкольников музыкально-театрализованная
деятельность – источник новых знаний о профессиях, эмоциональных переживаний, ощущений.
Театрализованная деятельность в профориентационном направлении помогает формировать у
детей уважение к труду, развивать трудолюбие и интерес к выбору профессии. [9]
В процессе проведения праздников и развлечений также можно использовать работу по ранней
профориентации. На утренниках, посвящённых празднованию Дня защитника Отечества и
Международного женского дня, уместно напомнить о профессиях родителей и общественной
значимости их профессиональной деятельности. Спортивные праздники, Дни здоровья –
хороший повод обратить внимание детей на профессии, представителям которых необходимо
иметь физическую подготовку, например: День железнодорожника, День нефтяника, День
энергетика День учителя. Участие
детей в различных творческих конкурсах также может носить профориентационный
характер. [10]
Работу по ранней профориентации можно проводить и в процессе организованной педагогом
изобразительной деятельности дошкольников: дети не только знакомятся с профессиями
художник, скульптор, дизайнер, модельер по рассказам педагога, но и попробуют свои силы в
этих видах деятельности. Изображение детьми представителей различных профессий также
будет способствовать усвоению информации о труде взрослых. Лепка, аппликация,
конструирование – все эти виды деятельности позволяют изучать разные стороны профессий
без отрыва от общей темы.[10]
Таким образом, ранняя профориентация дошкольников – это необходимое направление
деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Помочь ребёнку сделать
правильный выбор – непростая задача для педагогов и родителей. Использование игровых
технологий по ранней профориентации поможет дошкольникам научиться быть
инициативными в выборе интересующего вида деятельности, получить представления о мире
профессий, осознать ценностное отношение к труду взрослых, проявлять самостоятельность,
активность, творчество. Это поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, в
будущем сделать правильный выбор профессии, которая будет приносить удовольствие и
радость.
Список литературы
1. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядешко. - М.: Просвещение, 1978. -321 с.
2. Д. Эльконин. Воспитательное значение сюжетной ролевой игры // Дошкольное
воспитание. – 2008. – №8 2008. – с. 17-23.
3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Психология
развития. - СПб: Питер, 2001. - 512 с. С. 56-79.
4. Введение ребенка в социальный мир взрослых через сюжетно-ролевые игры. Опыт
работы негосударственных дошкольных образовательных учреждений ОАО «РЖД» // Москва
2013г.
5. Доронова Т.Н. Игра в дошкольном возрасте. – М. «Просвещение», 2005г.
6. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников /Н.Н.Захаров. - М.-1988г.
7. Кондрашов В.П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой
деятельности дошкольников: В. П. Кондрашов.- Саратов: Изд-во СГУ, 2001г.
8. Бойченко Н.А., Григоренко Г.И., Коваленко Е.И. «Сюжетно-ролевые игры
дошкольников». Киев, 1982г.
9. Званцугова А.А. Развитие эмоциональной сферы дошкольников в театрализованной
деятельности: Дошкольная педагогика №1, С.-Петербург, 2007.
10. Пасечникова Т.В. «Профориентационная работа в условиях дошкольной
образовательной организации» //Методическое пособие. – Самара: Изд-во ЦПО, 2013