Напоминание

для средней школы профиль (УМК Кузнецовой Н.Е.)


Автор: Колдакова Ирина Владимировна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОУ "СОШ №9" г.Печора
Населённый пункт: город Печора, Республика Коми
Наименование материала: рабочая учебная программа по химии
Тема: для средней школы профиль (УМК Кузнецовой Н.Е.)
Раздел: полное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9» г. Печора

РАССМОТРЕНО

Школьный методический совет

Протокол № ___ от ________ г.

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора МОУ «СОШ №9»

__________/ ___________/ ФИО./

«___»_______________20____г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «СОШ №9»

_________/__________/ ФИО./

«___»______________20____г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Химия

_____________________________

(наименование учебного предмета)

10-11 класс \ среднее общее образование (ПРОФИЛЬ)

_________________________

(класс \ уровень обучения)

Срок реализации программы - 2 года

2019 г.

Пояснительная записка

Программа для профильного обучения химии на уровне СОО продолжает развитие

концепции и идей программ по химии для основной школы.

Содержание курса химии соответствует федеральному компоненту государственного

образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по химии (профильный

уровень), обязательному минимуму содержания образовательных программ и требованиям к

уровню подготовки по химии выпускников полной средней школы.

В построении программы профильного обучения химии ведущими ценностными и

методологическими ориентирами выступали:

гуманистическая парадигма непрерывного образования;

наука химия, её концептуальные системы знаний, логика и история их развития;

современные

концепции

химического,

естественнонаучного

и

экологического

образования в общеобразовательнойшколе;

системный,

интегративно-дифференцированный,

личностно-деятельностный

и

комплексный психолого-методический подходы;

принципы личностно-ориентированного развивающего обучения;

психолого-педагогические и методические основы организации современного учебно-

воспитательного процесса, ориентированного на его внутреннюю дифференциацию,

собственную деятельность и развитие учащихся;

методологическая, мировоззренческая, экологическая и ценностная доминанты в

раскрытии основного содержания курса, его практическая направленность.

Основные цели изучения химии в 10 – 11 классах:

1.

Системное и сознательное усвоение основного содержания курса химии, способов

самостоятельного

получения,

переработки,

функционального

и

творческого

применения знаний, необходимых для понимания научной картины мира.

2.

Раскрытие роли химии в познании природы и её законов, в материальном обеспечении

развития

цивилизации

и

повышении

уровня

жизни

общества,

в

понимании

необходимости школьного химического образования как элемента общей культуры и

основы жизнеобеспечения человека в условиях ухудшения состояния окружающей

среды.

3.

Раскрытие универсальности и логики естественнонаучных законов и теорий, тесной

связи теории и практики, науки и производства.

4.

Развитие интереса и внутренней мотивации учащихся к изучению химии, к

химическому познанию окружающего нас мира веществ.

5.

Овладение методологией химического познания и исследования веществ, умениями

характеризовать и правильно использовать вещества, материалы и химические

реакции, объяснять, прогнозировать и моделировать химические явления, решать

конкретные проблемы.

6.

Выработка

умений и

навыков решения химических

задач

различных типов,

выполнения

лабораторных

опытов

и

проведения

простых

экспериментальных

исследований, интерпретации химических формул и уравнений и оперирования ими.

7.

Внесение значимого вклада в формирование целостной картины природы, научного

мировоззрения, системного химического мышления, формирование на их основе

гуманистических ценностных ориентиров и выбора жизненной позиции.

8.

Обеспечение вклада учебного предмета химии в экологическое образование и

воспитание химической, экологической и общей культуры учащихся.

9.

Использование возможностей химии как средства социализации и индивидуального

развития личности.

10. Развитие стремления учащихся к продолжению естественнонаучного образования и

адаптации к меняющимся условиям жизни в окружающем мире.

Первая ступень (10 класс) курса химии профильного уровня начинается с изучения

органической химии, на второй ступени (11 класс) изучаются общая и неорганическая химия.

Содержание учебного материала распределено по уровням: обязательный минимум и

информация, способствующая расширению и углублению знаний. А также имеется

дополнительный материал, отражающий новые достижения науки и её связь с жизнью, в

содержание включен и химический эксперимент.

В каждом из курсов изучение материала начинается с блока теоретических основ, что

обеспечивает

применение

дедуктивного

подхода

к

дальнейшему

его

раскрытию

и

обеспечивает

теоретическое

объяснение

изучаемых

явлений.

Усилено

внимание

к

методологии познания химических объектов и их закономерностей, к установлению

причинно-следственных связей, к проблемному изучению материала, к обобщению и

систематизации учебного материала курсов неорганической и органической химии, к

раскрытию взаимосвязей теоретических и прикладных знаний, к их пониманию и

применению.

На протяжении всего изучения курсов органической, общей и неорганической химии

осуществляется развитие и оформление систем знаний о веществе, химической реакции и

технологии как необходимом условии системного усвоения и функционального применения

знаний, формирования естественнонаучной картины мира и мировоззрения. При изучении

этого материала идет постоянное обращение к химическому эксперименту и к решению

химических задач. Это способствует превращению теоретических знаний в убеждения. В

средство дальнейшего познания химии и формирования необходимых общеучебных и

предметных умений. Содержание курса пронизано основополагающими идеями химической

науки: периодичности, химической индивидуальности веществ, зависимости свойств веществ

от их строения, протекания химических реакций от природы веществ и внешних факторов.

В данном курсе последовательно наращиваются методологический, экологический,

мировоззренческий и прикладной аспекты содержания, способствующие формированию

теоретических

систем

знаний

химии,

естественнонаучной

картины

мира,

научного

мировоззрения, ценностных ориентаций в окружающей природе.

Значительный объём учебного материала в обоих курсах отведен блоку прикладной

химии, основам технологии и производствам, выпускающим вещества и материалы.

Необходимые современному обществу. Это позволяет сформировать систему знаний о

химической технологии и её роли в химизации общества, усилить понимание роли науки и

производства в повышении уровня жизни общества. При этом много внимания уделено

различным областям применения веществ и химических реакций. В том числе в быту.

Экологические аспекты и проблемы современного использования веществ и материалов

включены практически в каждый раздел программы. Технологический и экологический

материал, отражающий тесную связь с жизнью, формирует ценностные отношения к химии, к

природе и здоровью человека, в сохранение которого химия вносит большой вклад.

Программа составлена на основе рабочей программы по химии для 10-11 классов

общеобразовательных

учреждений

(профильный

уровень

образования),

авторы

Н.Е.

Кузнецова, И.М. Титова.

На изучение предмета отводится 210 часов – по 3 часа в неделю в 10 и 11 классах.

Программа реализована в учебниках химии, выпущенных издательским центром «Вентана-

Граф»: Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия. 10 класс (профильный уровень);

Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Левкин А.Н. Химия. 11 класс. Ч.1,2 (профильный уровень).

Практическая часть соответствует обязательному минимуму содержания образования.

Экспериментальные основы химии:

Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила без-

опасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами.

Физические методы разделения смесей и очистки веществ. Кристаллизация, экстрак-

ция, дистилляция.

Синтез органических и неорганических газообразных веществ.

Синтез твердых и жидких веществ. Органические растворители.

Качественный и количественный анализ веществ. Определение характера среды. Инди-

каторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Идентификация

органических соединений, обнаружение функциональных групп. Измерение физиче-

ских свойств веществ (масса, объем, плотность). Современные физико-химические ме-

тоды установления структуры веществ. Химические методы разделения смесей.

реализуются при выполнении практических работ и лабораторных опытов.

В процессе работы используются следующие приемы и методы: рассказ, беседа, хими-

ческий эксперимент; демонстрация: таблиц, моделей молекул, коллекций; показ видеофиль-

мов; решение задач, составление уравнений химических реакций и др.

Для контроля знаний учащихся проводятся контрольные работы, практические работы,

тестовые задания, опрос, решение задач, составление уравнений химических реакций и др.

Используемые в работе средства обучения: таблицы, коллекции, модели атомов, моле-

кул, приборы, транспаранты, видеофильмы, химическое оборудование и химические реакти-

вы.

Содержание учебного предмета

10 класс

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Тема 1. Введение в органическую химию.

Органические вещества. Органическая химия. Предмет органической химии. Отличительные

признаки органических веществ и их реакций. История зарождения и развития химии.

Практическая работа № 1: Определение углерода и водорода в составе органического

вещества.

Тема 2. Теория строения органических соединений.

Теория химического строения А.М. Бутлерова: основные понятия, положения, следствия.

Развитие теории химического строения на основе электронной теории строения атома.

Современные представления о строении органических соединений. Изомеры. Изомерия.

Эмпирические,

структурные,

электронные

формулы.

Модели

молекул

органических

соединений. Жизнь, научная и общественная деятельность А.М. Бутлерова.

Тема 3. Особенности строения и свойств органических соединений. Их классификация.

Электронное

и пространственное строение органических соединений. Гибридизация

электронных орбиталей. Типы гибридизации электронных орбиталей атомов углерода.

Простая и кратная ковалентные связи. Механизм образования ковалентной связи. Понятие о

гомологических рядах органических соединений. Методы исследования органических

соединений.

Тема 4. Теоретические основы, механизмы и закономерности протекания реакций

органических соединений.

Органические реакции как химические системы. Гомогенные и гетерогенные системы.

Реакционная способность. Особенности протекания реакций органических соединений. Типы

разрыва ковалентных связей в органических веществах. Механизмы и типы реакций.

Скорость химических реакций.

РАЗДЕЛ II. КЛАССЫ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

Тема 5. Углеводороды

Алканы.

Строение молекул алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия.

Конформеры (конформация). Физические свойства алканов. Химические свойства: горение,

галогенирование, термическое разложение, изомеризация. Нахождение алканов в природе.

Получение применение алканов и их производных. Экологическая роль галогенпроизводных

алканов.

Циклоалканы.

Строение

молекул,

гомологический

ряд,

физические

свойства,

распространение в природе. Химические свойства. Конформация циклоалканов.

Алкены. Строение молекул. Физические свойства. Изомерия: углеродной цепи, положения

кратной

связи,

цис-,

транс-изомерия.

Номенклатура.

Химические

свойства:

реакции

окисления, присоединения, полимеризации. Правило В.В. Марковникова. Полиэтилен.

Способы получения этилена в лаборатории и промышленности.

Алкадиены. Строение. Физические свойства. Химические свойства. Реакции присоединения

и полимеризации. Мезомерный эффект. Природный каучук. Резина.

Алкины. Строение молекул. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и

замещения. Получение.Применение.

Ароматические углеводороды (арены).

Бензол и его гомологи. Строение, физические

свойства,

изомерия,

номенклатура.

Химические

свойства:

реакции

галогенирования,

нитрования, алкилирования (на примере взаимодействия с хлорметаном), присоединения,

окисления. Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола (реакции

бензольного кольца и боковой цепи). Источники промышленного получения и применения

бензола и его гомологов. Ориентирующее действие заместителей в бензольном кольце.

Генетическая связь углеводородов. Применение углеводородов.

Практическая работа №2: Получение этилена и изучение его свойств.

Лабораторный опыт № 1: Сборка шаростержневых моделей алканов.

Лабораторный опыт № 2: Изучение свойств каучука.

Тема 6. Спирты. Фенолы. Простые эфиры

Одноатомные спирты. Классификация, номенклатура и изомерия спиртов. Предельные

одноатомные спирты. Гомологический ряд, строение и физические свойства. Водородная

связь. Химические свойства. Важнейшие представители одноатомных спиртов. Спиртовое

брожение. Получение и применение спиртов. Спирты в жизни человека. Спирты и здоровье.

Простые эфиры.

Состав, физические свойства, способность образовывать с воздухом

взрывчатые смеси, применение, получение. Диэтиловый эфир.

Многоатомные спирты. Этиленгликоль и глицерин. Состав, строение, водородная связь.

Физические и химические свойства. Применение. Качественные реакции на многоатомные

спирты.

Фенолы.

Фенол: состав, строение молекулы, физико-химические свойства. Применение

фенола и его соединений. Их токсичность. Изомерия в двух- и трехатомных фенолах по

положению гидроксильных групп. Пирокатехин, резорцин, гидрохинон.

Лабораторный опыт № 3: Реакция окисления этилового спирта оксидом меди (II).

Лабораторный опыт № 4: Изучение физических свойств глицерина (вязкость, летучесть,

растворимость в воде). Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди (II).

Лабораторный опыт № 5: Растворение фенола в воде и изучение его свойств. Качественные

реакции на фенол.

Тема 7. Альдегиды и кетоны

Альдегиды.

Классификация альдегидов. Гомологический ряд предельных альдегидов.

Номенклатура.

Физические

свойства.

Химические

свойства:

реакции

окисления,

присоединения, поликонденсации. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение.

Акролеин – представитель непредельных альдегидов.

Кетоны. Ацетон: строение, физические свойства, получение, применение. Изомерия.

Генетическая связь углеводородов, спиртов и альдегидов.

Лабораторный опыт № 6: Окисление формальдегида аммиачным раствором оксида серебра

(I). Реакция ацетальдегида с гидроксидом меди (II).

Тема 8. Карбоновые кислоты и сложные эфиры.

Карбоновые кислоты.

Классификация карбоновых кислот. Одноосновные насыщенные

карбоновые кислоты: гомологический ряд, номенклатура, строение, способность кислот к

образованию водородной связи. Физические свойства. Химические свойства. Реакция

галогенирования. Особые свойства, применение и получение муравьиной, уксусной, масляной

кислот.

Высшие

жирные

кислоты:

пальмитиновая

и

стеариновая.

Краткие

сведения

о

распространении в природе, составе, строении, свойствах и применении. Мыла.

Одноосновные непредельные карбоновые кислоты: акриловая, олеиновая, линолевая.

Состав, строение, распространение в природе. Реакция гидрогенизации и окисления.

Изомерия.

Краткие сведения о двухосновных ненасыщенных карбоновых кислотах: щавелевой,

янтарной.

Их

состав,

строение,

физические

и

химические

свойства,

применение,

распространение в природе. Краткие сведения об

ароматических кислотах: бензойной,

ацетилсалициловой.

Сложные эфиры. Состав и номенклатура. Физические и химические свойства. Применение

меченных атомов для изучения механизма реакции этерификации. Гидролиз сложных эфиров.

Распространение в природе и применение. Эфирные масла.

Практическая работа № 3: Получение карбоновых кислот в лаборатории и изучение их

свойств (на примере уксусной кислоты).

Лабораторный опыт № 7: Взаимодействие олеиновой кислоты с бромной водой.

Тема 9. Азотсодержащие соединения.

Амины. Классификация, состав, изомерия и номенклатура. Гомологический ряд. Строение.

Реакция окисления аминов. Применение и получение. Анилин – представитель ароматических

аминов. Строение молекулы. Физические и химические свойства, качественная реакция.

Способы получения. Применение. Ароматические гетероциклические соединения. Пиридин и

пиррол: состав, строение молекул, основные свойства.

Табакокурение и наркомания – угроза жизни человека.

Практическая работа № 4: Исследование свойств анилина.

Практическая работа № 5: Решение экспериментальных задач по теме «Характерные свойства

изученных органических веществ и качественные реакции на них.

РАЗДЕЛ III. ВЕЩЕСТВА ЖИВЫХ КЛЕТОК

Тема 10. Жиры.

Понятие о липидах. Жиры: состав, физические и химические свойства жиров. Классификация

жиров. Промышленный гидролиз жиров. Жиры в жизни человека и человечества. Жиры как

питательные вещества.

Тема 11. Углеводы.

Классификация углеводов. Образование углеводов в процессе фотосинтеза. Глобальный

характер фотосинтеза. Роль углеводов в метаболизме живых организмов.

Моносахариды.

Глюкоза: физические свойства. Строение молекулы: альдегидная и

циклические формы. Таутомерия. Химические свойства. Природные источники, способы

получения и применения. Превращение глюкозы в организме человека. Фруктоза. Рибоза и

дезоксирибоза. Олигосахариды: лактоза, мальтоза и раффиноза.

Дисахариды.Сахароза. Нахождение в природе. Биологическое значение. Состав. Физические

и химические свойства. Промышленное получение. Гидролиз. Восстанавливающие и не

восстанавливающие дисахариды.

Полисахариды.Крахмал. Строение: амилаза и амилопектин. Свойства. Распространение в

природе. Применение. Декстрины. Гликоген. Пектин.

Целлюлоза – природный полимер. Состав, структура, свойства, нахождение в природе,

применение. Нитраты и ацетаты целлюлозы: получение и свойства. Применение. Пироксилин.

Хитин.

Лабораторный опыт № 8: Гидролиз сахарозы.

Лабораторный опыт № 9: Изучение химических свойств сахарозы: получение сахаратов

металлов.

Лабораторный опыт № 10: Взаимодействие крахмала с йодом.

Лабораторный опыт № 11: Взаимодействие крахмала с гидроксидом меди (II).

Лабораторный опыт № 12: Гидролиз крахмала.

Тема 12. Аминокислоты.Пептиды. Белки.

Аминокислоты. Состав, строение, номенклатура. Изомерия по положению аминогруппы и

оптическая изомерия. Гомологический ряд аминокислот. Образование биполярного иона.α-

аминокислоты, входящие в состав белков. Физические свойства. Нейтральные, основные и

кислотные аминокислоты. Химические свойства. Двойственность химических реакций.

Распространение в природе. Применение и получение аминокислот в лаборатории.

Пептиды и полипептиды. Состав и строение. Полипептиды в природе и их биологическая

роль. Названия полипептидов. Гормоны (инсулин), антибиотики (пенициллин), природные

токсины.

Белки. Классификация белков по составу и пространственному строению. Пространственное

строение белков. Четвертичная структура. Физические свойства. Методы изучения белков

(УФ-спектроскопия

и

метод

анализа

концевых

групп).

Характеристика

связей,

поддерживающих эти структуры. Химические свойства. Денатурация и ренатурация.

Качественные реакции на белки. Гидролиз. Синтез белков. Инсулин, гемоглобин, лизоцим,

коллаген.

Единство биохимических функций белков, жиров и углеводов.

Практическая работа № 6: Приготовление растворов белков и изучение их свойств.

Практическая работа № 7: Решение экспериментальных задач по теме: «Вещества живых

клеток».

Тема 13. Нуклеиновые кислоты.

Понятие

о

нуклеиновых

кислотах

как

природных

полимерах.

РНК

и

ДНК,

их

местонахождение в живой клетке и биологические функции. Строение молекул нуклеиновых

кислот:

азотистые

основания,

нуклеотиды.

Принцип

комплементарности.

Общие

представления о структуре ДНК. Редупликация ДНК. Роль нуклеиновых кислот в биосинтезе

белка. Матричные, рибосомные, транспортные РНК. Транскрипция. Трансляция. Триплетный

генетический код. История открытия структуры ДНК. Современные представления о роли и

функциях ДНК.

РАЗДЕЛ IV. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Тема 14. Природные источники углеводородов

Нефть. Физические свойства. Способы переработки нефти. Перегонка. Крекинг термический

и каталитический. Детонационная стойкость бензина. Коксохимическое производство.

Проблемы получения жидкого топлива из угля. Природный и попутный нефтяной газы, их

состав и использование в промышленности.

Лабораторный опыт № 13: Ознакомление с образцами нефти, каменного угля и продуктами их

переработки.

Тема 15. Промышленное производство органических соединений.

Химическая технология. Материалы. Продукты. Промышленный органический синтез.

Научные принципы химического производства.

Тема 16. Полимеры и полимерные материалы.

Общие

понятия

о

синтетических

высокомолекулярных

соединениях:

полимер,

макромолекула, мономер, структурное звено, степень полимеризации, геометрическая форма

макромолекул. Физические и химические свойства полимеров. Классификация полимеров.

Реакции

полимеризации

и

поликонденсации.

Механизм

реакции

полимеризации.

Синтетические каучуки: бутадиеновый и дивиниловый. Синтетические волокна: ацетатное

волокно,

лавсан

и

капрон;

пластмассы:

полиэтилен,

поливинилхлорид,

полистирол.

Практическое использование полимеров и возникшие в результате этого экологические

проблемы. Вторичная переработка полимеров.

Композиционные материалы. Краски. Лаки. Клеи. Красители. Органические красители.

Практическая работа № 8: Распознавание пластмасс.

Практическая работа № 9: Распознавание волокон.

Лабораторный опыт № 14: Изучение свойств полиэтилена (термопластичности, горючести,

отношения к растворам кислот, щелочей, окислителям).

Лабораторный опыт № 15: Расплавление капрона и вытягивание из него нитей.

Тема17. Защита окружающей среды от воздействия вредных органических веществ.

Экология. Понятие о химической экологии. Химические отходы. Углеводороды, вредные для

здоровья человека. Влияние на окружающую среду производных углеводородов. Химическая

экология как комплексная наука, изучающая состояние окружающей среды. Комплексный

характер воздействия на окружающую среду и популяции живых особей различных

органических

веществ.

Способы

уменьшения

негативного

воздействия

на

природу

органических соединений. Продукты человеческой деятельности - источник загрязнения

окружающей среды. Понятие о хемофобии.

Обобщающее послесловие.

11 класс

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ХИМИИ

Тема 1. Основные понятия и законы химии. Теория строения атома.

Основные понятия химии.

Атом. Вещество. Простые и сложные вещества. Элемент.

Изотопы. Массовое число. Число Авогадро. Моль. Молярный объем. Химическая реакция.

Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Электрон. Дуализм электрона. Квантовые числа.

Атомная орбиталь. Распределение электронов по орбиталям. Электронная конфигурация

атомов. Валентные электроны. Основное и возбужденное состояние атомов. s-, p-, d-, f-

элементы.

Основные законы химии.

Закон сохранения массы, закон постоянства состава, закон

Авогадро. Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева. Теория строения

атома – научная основа изучения химии. Принципы заполнения электронами атомных

орбиталей.

Лабораторный опыт № 1: Нагревание стекла в пламени спиртовки.

Лабораторный опыт № 2: Растворение хлорида натрия.

Лабораторный опыт № 3: Прокаливание медной проволоки.

Лабораторный опыт № 4: Действие соляной кислоты на мел или мрамор.

Тема 2. Методы научного познания.

Методология. Метод. Научное познание и его уровни. Эмпирический уровень познания и его

методы (опыт, измерение). Научное описание. Стадии эмпирического исследования.

Теоретический уровень познания и его методы (описание, объяснение, обобщение).

Логические приёмы и методы. Общенаучные подходы в химии. Химический эксперимент.

Химический анализ и синтез веществ. Промышленный органический синтез. Качественные

реакции на неорганические вещества и ионы. Моделирование химических объектов и

явлений. Естественнонаучная картина мира. Химическая картина природы.

Практическая работа № 1: Экспериментальный анализ как метод идентификации химических

соединений и определения их качественного состава (на примере соединений элементов II-А

группы).

РАЗДЕЛ II. ХИМИЧЕСКАЯ СТАТИКА (УЧЕНИЕ О ВЕЩЕСТВАХ)

Тема 3. Строение веществ.

Химическая связь и её виды. Ковалентная связь, её разновидности и механизмы образования.

Электроотрицательность.

Валентность.

Степень

окисления.

Гибридизация

атомных

орбиталей. Пространственное строение молекул. Полярность молекул. Ионная связь.

Металлическая связь. Водородная связь. Межмолекулярное взаимодействие. Вещества

молекулярного и немолекулярного строения. Аморфное и кристаллическое состояние

веществ. Кристаллические решетки и их типы. Комплексные соединения: строение,

номенклатура, свойства, практическое значение. Причины многообразия веществ: изомерия,

гомология, аллотропия, изотопия, изоморфизм и полиморфизм.

Лабораторный опыт № 5: Изучение моделей кристаллических решёток и веществ с различной

структурой (кварц, хлорид натрия, железо, графит).

Тема 4. Вещества и их системы.

Система.

Фаза.

Система

гомогенная

и

гетерогенная.

Химическое

соединение.

Индивидуальное вещество. Чистые вещества и смеси. Дисперсность. Дисперсные и

коллоидные системы. Лиофильные и лиофобные дисперсные системы. Истинные растворы.

Растворитель и растворенное вещество. Показатели растворимости вещества. Растворение как

физико-химический процесс. Тепловые явления при растворении. Способы выражения

концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная и моляльная

концентрации. Микромир и макромир. Внутримолекулярные и межмолекулярные связи.

Уровни организации веществ: субатомный, атомный, молекулярный, макромолекулярный.

Система знаний о веществе.

Практическая работа № 2: Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией.

РАЗДЕЛ III. ХИМИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА (УЧЕНИЕ О ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЯХ)

Тема 5. Химические реакции и их общая характеристика. Основы химической

энергетики.

Химические реакции в системе природных взаимодействий. Реагенты и продукты реакций.

Реакционная способность веществ. Классификации органических и неорганических реакций:

экзотермические и эндотермические; обратимые и необратимые; электродинамические и

электростатические. Виды окислительно-восстановительных реакций: межмолекулярные,

внутримолекулярные. Тепловые эффекты реакции. Термохимические уравнения. Внутренняя

энергия.

Энтальпия.

Энтропия.

Стандартная

молярная

энтропия.

Энергия

Гиббса.

Энтальпийный и энтропийный факторы. Термодинамическая вероятность. Прогнозирование

направлений реакции. Система знаний о химической реакции. Закон Гесса, его следствия и

практическое

значение.

Первый

и

второй

законы

термодинамики.

Энергетические

закономерности протекания реакций.

Лабораторный опыт № 6: Осуществление химических реакций разных типов.

Тема 6. Кинетические понятия и закономерности протекания химических реакций.

Скорость химической реакции. Активированный комплекс. Энергия активации. Факторы,

влияющие на скорость реакции. Константа скорости. Катализ и катализаторы. Гомогенный и

гетерогенный катализ. Ингибиторы. Промоторы. Каталитические яды. Ферментативные

катализаторы. Химическое равновесие. Обратимые и необратимые реакции. Константа

химического равновесия. Факторы, смещающие равновесие. Принцип Ле Шателье. Закон

действующих масс. Основы теорий активных столкновений и образования переходных

комплексов. Простые и сложные реакции.

Практическая работа № 3: Влияний условий на скорость реакции.

Лабораторный опыт № 7: Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами.

Лабораторный опыт № 8: Взаимодействие цинка с концентрированной и с разбавленной

серной кислотой.

Тема 7. Растворы электролитов. Реакции в растворах электролитов.

Теория электролитической

диссоциации.

Протолитическая

теория

кислотно-основного

взаимодействия Бренстеда-Лоури. Электролиты. Анионы и катионы. Сильные и слабые

электролиты.

Электролитическая

диссоциация.

Степень

диссоциации.

Константа

диссоциации. Реакции ионного обмена. Кислотно-основные взаимодействия в растворах.

Электрофил. Нуклеофил. Реакция нейтрализации. Протолиты. Протолитические реакции.

Амфотерность.

Ионное

произведение

воды.

Водородный

показатель

(рН)

раствора.

Индикаторы.

Гидролиз органических и неорганических соединений.

Окислительно-

восстановительные реакции. Общие закономерности протекания ОВР в водных растворах.

Ряд стандартных электродных потенциалов. Методы электронного и электронно-ионного

баланса. Химические источники тока, гальванические элементы и аккумуляторы. Электролиз

растворов и расплавов. Коррозия металлов и способы защиты от неё.

Лабораторный опыт № 9: Определение рН биологических жидкостей с помощью

универсального индикатора.

Лабораторный опыт № 10: Одноцветные и двухцветные индикаторы.

Лабораторный опыт № 11: Окраска индикаторов в различных средах.

Лабораторный опыт № 12: Обнаружение гидролиза солей на примерах хлорида натрия,

карбоната натрия, хлорида алюминия.

Лабораторный опыт № 13: Влияние температуры на степень гидролиза (на примере гидролиза

сахарозы).

РАЗДЕЛ IV. ОБЗОР ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ И ИХ СОЕДИНЕНИЙ НА

ОСНОВЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.

Тема 8. Неметаллы и их характеристика.

Водород.

Строение атома. Изотопы водорода. Соединения водорода с металлами и

неметаллами, характеристика их свойств. Вода: строение молекулы и свойства. Пероксид

водорода. Получение водорода в лаборатории и промышленности.

Галогены. Общая характеристика галогенов – химических элементов, простых веществ и их

соединений. Химические свойства и способы получения галогенов. Галогеноводороды.

Галогениды. Кислородсодержащие соединения хлора.

Общая характеристика элементов VI А-группы.Кислород: строение атома, физические и

химические свойства, получение и применение.

Озон: строение молекулы, свойства,

применение. Оксиды и пероксиды.

Сера:

строение атома, аллотропные модификации,

свойства. Сероводород. Сульфиды. Оксиды серы. Сернистая и серная кислоты и их соли. Их

основные свойства и области применения.

Общая характеристика элементов V А-группы.Азот:

строение молекулы, свойства.

Нитриды. Аммиак: строение молекулы, физические и химические свойства, области

применения и получение. Соли аммония. Качественная реакция на ион аммония. Оксиды

азота. Азотистая и азотная кислоты и их соли: физические и химические свойства способы

получения и применение.

Фосфор:

аллотропия. Важнейшие водородные и кислородные

соединения фосфора: фосфин, оксиды фосфора, фосфорные кислоты, ортофосфаты: свойства,

способы получения и области применения.

Общая характеристика элементов IV А-группы.

Сравнительная характеристика р-

элементов IV А-группы и форм их соединений.

Углерод:аллотропные видоизменения:

графит, алмаз, поликумуллен, фуллерен. Физические и химические свойства углерода.

Оксиды

углерода:

строение

молекул

и

свойства.

Угольная

кислота

и

её

соли.

Кремний:аллотропные видоизменения, физические и химические свойства. Силан, оксид

кремния (IV), кремниевые кислоты силикаты. Производство стекла.

Практическая работа № 4: Распознавание карбонатов и решение экспериментальных задач.

Практическая работа № 5: Получение аммиака и оксида углерода (IV) и изучение их свойств.

Лабораторный опыт № 14: Качественная реакция на галогенид-ионы.

Лабораторный опыт № 15: Качественная реакция на нитраты (проведение кольцевой пробы).

Тема 9. Металлы и их важнейшие соединения.

Общая характеристика металлов I А-группы. Щелочные металлы и их соединения

(пероксиды, надпероксиды): строение, основные свойства, области применения и получение.

Общая характеристика металлов II А-группы. Щелочноземельные металлы и их

важнейшие соединения. Жесткость воды и способы её устранения.

Краткая

характеристика

металлов

III

А-группы.

Алюминий

и

его

соединения.

Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Алюминотермия. Получение и применение

алюминия.

Железо как представитель d-элементов. Аллотропия железа. Основные соединения железа

(II), (III). Качественные реакции на катионы железа.

Краткая характеристика отдельных d-элементов

(медь, серебро, цинк, ртуть, хром,

марганец, железо) и их соединений. Особенности строения атомов и свойства металлов.

Комплексные соединения переходных металлов. Сплавы металлов и их практическое

значение.

Практическая работа № 6: Жёсткость воды и способы её устранения.

Практическая работа № 7: Исследование свойств соединений алюминия и цинка.

Практическая работа № 8: Соединения меди и железа.

Лабораторный опыт № 16: Получение и изучение свойств комплексных соединений d-

элементов.

Тема 10. Обобщение знаний о металлах и неметаллах.

Сравнительная характеристика металлов и неметаллов и их соединений. Оксиды, гидроксиды

и соли: основные свойства и способы получения. Сравнительная характеристика свойств

оксидов и гидроксидов неметаллов и металлов. Классификация и генетическая связь

неорганических веществ.

Обобщение знаний о неорганических и органических реакциях и их классификации: по

тепловому эффекту, по изменению степеней окисления элементов, по числу фаз в

реакционной системе, по признаку молекулярности, по обратимости и способу воздействия на

скорость реакции, по видам частиц, участвующих в элементарном акте реакции, по числу

направлений осуществления реакций.

РАЗДЕЛ V. ВЗАИМОСВЯЗЬ НЕОРГАНИЧЕСКИХ И ОРГАНИЧЕСКИХ

СОЕДИНЕНИЙ

Тема 11. Классификация и взаимосвязь неорганических и органических веществ.

Неорганические

вещества.

Органические

вещества.

Их

классификация.

Взаимосвязь

неорганических и органических реакций. Органические и неорганические вещества в живой

природе. Строение, элементарный состав и взаимосвязи объектов живой и неживой природы.

Элементы – органогены и их биологические функции. Круговороты элементов в природе.

Неорганические и органические соединения живой клетки (вода, минеральные соли, липиды,

белки, углеводы, аминокислоты, ферменты). Обмен веществ и энергии в живой клетке.

Элементоорганические соединения и их роль в жизни человека.

Практическая работа № 9: Решение экспериментальных задач на распознавание органических

и неорганических веществ.

Тема 12. Химия и жизнь.

Биогенные элементы. Биологически активные вещества (ферменты, витамины, гормоны).

Химические процессы в живых организмах (протолитические реакции, окислительно-

восстановительные

реакции,

реакции

комплексообразования).

Химия

и

здоровье.

Анальгетики. Антигистаминные препараты. Антибиотики. Анестезирующие препараты.

Наиболее общие правила применения лекарств. Средства бытовой химии. Моющие и

чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Химия на

дачном участке. Минеральные удобрения. Пестициды. Правила их использования. Химия

средств гигиены и косметики.

Практическая работа № 10: Знакомство с образцами лекарственных веществ.

РАЗДЕЛ VI. ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛУЧЕНИЯ НЕОРГАНИЧЕСКИХ И ОРГАНИЧНСКИХ

ВЕЩЕСТВ. ОСНОВЫ ХИМИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИИ

Тема 13. Технологические основы получения веществ и материалов.

Химическая технология. Принципы организации современного производства. Химическое

сырьё.

Металлические

руды.

Общие

способы

получения

металлов.

Металлургия,

металлургические процессы. Химическая технология синтеза аммиака.

Тема 14. Экологические проблемы химии.

Источники и виды химических загрязнений окружающей среды. Поллютанты. Химические

производства и их токсичные, горючие и взрывоопасные отходы, выбросы. Химико-

экологические

проблемы

охраны

атмосферы,

стратосферы,

гидросферы,

литосферы.

Парниковый эффект. Смог. Кислотные дожди. Разрушение озонового слоя. Сточные воды.

Захоронение отходов. Экологический мониторинг. Экологические проблемы и здоровье

человека. Химия и здоровый образ жизни.

Практическая работа № 11: Анализ питьевой воды на кислотность и содержание некоторых

ионов.

Заключение.

Информация,

образование

и

культура

как

общечеловеческие

ценности.

Источники

химической информации. Компьютерные программы базы данных. Интернет как источник

информации.

Для формирования у учащихся понимания взаимосвязи учебного предмета «Химия» с особен-

ностями профессий и профессиональной деятельности в рабочую учебную программу вклю-

чены следующие вопросы:

Профессии, связанные с добычей углеводородного сырья: бурильщик, инженер нефте-

добывающей промышленности;

Профессия – эколог

Профессия лаборант

Профессия химик - лаборант

В поурочном планировании рабочей программ учебного предмета «Химия» в разделе «Опыт

практической деятельности» даны указания на различные виды деятельности, которые будут

способствовать использованию учащимся приобретенных знаний и умений в практической

деятельности и повседневной жизни:

Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту, на производстве;

Определение возможности протекания химических превращений в различных услови-

ях и оценки их последствий;

Экологически грамотное поведение в окружающей среде;

Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и

другие живые организмы;

Безопасного обращения с горючими веществами, лабораторным оборудованием;

Приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

Критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных

источников.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

10 класс

п.п

.

Наименование раздела

Количество

часов

Лабораторные

опыты

Практические

работы

Контрольные

работы

I

Теоретические основы орга-

нической химии

18

1

1

1

Введение в органическую хи-

мию

4

1

2

Теория строения органических

соединений

4

3

Особенности

строения

и

свойств органических соедине-

ний. Их классификация

5

4

Теоретические основы, меха-

низмы и закономерности про-

текания реакций органических

соединений

5

1

II

Классы органических соедине-

ний

50

7

4

2

5

Углеводороды

23

2

1

1

6

Спирты. Фенолы. Простые эфи-

ры

7

3

7

Альдегиды и кетоны

5

1

8

Карбоновые кислоты и слож-

ные эфиры

9

1

1

1

9

Азотсодержащие соединения

6

2

III

Вещества живых клеток

18

5

2

1

10

Жиры

2

11

Углеводы

6

5

12

Аминокислоты. Пептиды. Бел-

ки

6

2

13

Нуклеиновые кислоты

4

1

IV

Органическая химия в жизни

человека

16

3

2

14

Природные источники углево-

дородов

5

1

15

Промышленное производство

органических соединений

2

16

Полимеры и полимерные ма-

териалы

7

2

2

17

Защита окружающей среды от

воздействия вредных органи-

ческих веществ

2

Заключение

6

1

ИТОГО

108

15

9

5

Содержание учебного материала

10 класс

Тема раздела

Кол-

во

часов

Тема урока

Лабораторные

опыты

Практические

работы

I. Теоретические

основы органи-

ческой химии

18

часов

Тема 1. Введе-

ние в органиче-

скую химию

4

часа

1) Предмет и значение

органической химии.

2) История зарождения и

развития химии. Отличи-

тельные признаки орга-

нических соединений.

3) Определение углерода

и водорода в составе ор-

ганического вещества

Практическая

работа № 1

4) Методы исследования

органических

соедине-

ний.

Тема 2. Теория

строения органи-

ческих соедине-

ний

4

часа

5)

Теория

химического

строения

органических

соединений А.М. Бутле-

рова. Жизнь и деятель-

ность А.М. Бутлерова.

6)

Современные

пред-

ставления о строении ор-

ганических

соединений.

Эмпирические, структур-

ные, электронные форму-

лы. Гомологи и гомологи-

ческий ряд.

7) Изомеры. Изомерия и

ее

виды:

структурная,

пространственная.

8) Выполнение упражне-

ний по основам изоме-

рии.

Тема 3. Особен-

ности строения и

свойств органи-

ческих соедине-

ний. Их класси-

5

часов

9) Электронное и про-

странственное

строение

органических

соедине-

ний.

10) Гибридизация элек-

фикация

тронных орбиталей при

образовании

ковалент-

ных связей: простых и

кратных. Способы разры-

ва связей.

11) Классификация и но-

менклатура органических

соединений в зависимо-

сти от строения углерод-

ной цепи. Радикалы. Уг-

леродный скелет.

12) Понятие о функцио-

нальной группе. Класси-

фикация и номенклатура

органических веществ по

типу

функциональной

группы.

13) Выполнение упраж-

нений по теме «Особен-

ности строения органиче-

ских

соединений.

Их

классификация»

Тема 4. Теорети-

ческие основы,

механизмы и за-

кономерности

протекания ре-

акций органиче-

ских соединений

5

часов

14) Теоретические осно-

вы протекания органиче-

ских реакций. Катализа-

торы. Особенности орга-

нических реакций. Меха-

низмы

реакций:

ради-

кальный и ионный.

15) Классификация реак-

ций в органической хи-

мии: реакции присоеди-

нения, отщепления,

за-

мещения, изомеризации.

16) Решение задач на на-

хождение молекулярной

формулы вещества по от-

носительной

плотности

газа и массовым долям

химических элементов.

17)

Обобщение

знаний

по разделу «Теоретиче-

ские

основы

органиче-

ской химии».

18) Контрольная работа

по разделу «Теоретиче-

ские

основы

органиче-

ской химии».

II. Классы орга-

нических соеди-

нений

50

часов

Тема 5. Углево-

дороды

23

часа

19) Гомологический ряд

алканов. Строение алка-

нов.

Номенклатура

и

изомерия. Конформеры.

№1 Сборка шаро-

стержневых

моде-

лей алканов.

20) Физические и химиче-

ские свойства алканов.

21) Нахождение алканов

в природе. Получение в

промышленности и лабо-

ратории.

22) Применение алканов

и их производных. Эколо-

гическая роль галогено-

производных алканов

23) Циклоалканы: строе-

ние молекул, конформа-

ция, гомологический ряд.

Химические свойства.

24)

Решение

задач

и

упражнений

по

теме:

«Предельные

углеводо-

роды».

25) Гомологический ряд

алкенов. Строение моле-

кулы. Изомерия: углерод-

ной

цепи,

положения

кратной

связи,

цис-,

транс-изомерия.

26) Физические и хими-

ческие свойства алкенов.

Реакция присоединения.

Правило Марковникова.

27) Химические свойства

алкенов Реакции окисле-

ния и полимеризации.

28) Способы получения

алкенов: промышленный

и лабораторный.

29) Получение этилена и

изучение его свойств.

Практическая

работа № 2

30)

Алкадиены.

Строе-

ние. Физические и хими-

ческие свойства – реак-

ции присоединения. Ме-

зомерный эффект.

31) Реакции полимериза-

ции алкадиенов. Получе-

ние диенов. Каучук. Рези-

на.

№2 Изучение

свойств каучука.

32) Алкины. Строение мо-

лекул. Свойства.

33) Алкины. Применение

и получение.

34)

Решение

задач

и

упражнений

по

теме:

«Непредельные

углево-

дороды».

35) Ароматические угле-

водороды (арены). Бен-

зол: строение и свойства.

36)

Гомологи

бензола.

Ориентирующее

дей-

ствие

заместителей

в

бензольном кольце. Осо-

бенности

химических

свойств толуола. Стирол.

Получение бензола и его

гомологов.

37) Решение задач на на-

хождение молекулярной

формулы

углеводорода

по

массе

или

объёму

продуктов горения.

38)

Галогенопроизвод-

ные углеводородов. Ре-

шение задач

39) Генетическая связь уг-

леводородов.

40) Повторение и обоб-

щение

материала

по

теме «Углеводороды».

41) Контрольная работа-

по теме «Углеводороды».

Тема 6. Спирты.

Фенолы. Про-

стые эфиры

7

часов

42) Классификация, но-

менклатура и изомерия

спиртов. Строение одно-

атомных спиртов, водо-

родная связь. Важнейшие

представители одноатом-

ных спиртов их физиче-

ские свойства.

43) Химические свойства,

спиртовое брожение. По-

лучение. Спирты и здоро-

вье человека.

№3 Реакция окис-

ления

этилового

спирта

оксидом

меди (II)

44) Простые эфиры. Со-

став, свойства на приме-

ре

диэтилового

эфира.

Получение

и

примене-

ние.

45) Многоатомные спир-

ты:

состав,

строение,

свойства.

№4 Изучение физи-

ческих свойств гли-

церина, его взаимо-

действие с гидрок-

сидом меди (II).

46) Фенолы и их изоме-

рия.

Фенол:

состав,

строение, свойства.

47) Качественные реак-

ции

на

многоатомные

спирты и фенолы. При-

менение спиртов и фено-

ла.

№5

Растворение

фенола

в

воде

и

изучение

его

свойств. Качествен-

ная реакция на фе-

нол.

48)

Решение

задач

и

упражнений

по

теме:

«Гидроксильные

соеди-

нения»

Тема 7. Альдеги-

ды и кетоны

5

часов

49) Понятие о карбок-

сильных соединениях. Го-

мологические ряды аль-

дегидов и кетонов. Изо-

мерия и номенклатура.

Физические свойства кар-

бонильных соединений.

50) Химические свойства

альдегидов и кетонов.

№6 Окисление аль-

дегида аммиачным

раствором

оксида

серебра (I). Реакция

альдегида с гидрок-

сидом меди (II).

51) Формальдегид и аце-

тальдегид: получение и

применение. Акролеин –

представитель

непре-

дельных

альдегидов.

Ацетон – представитель

кетонов.

52) Генетическая связь уг-

леводородов, спиртов и

альдегидов.

53)

Решение

задач

и

упражнений

по

теме:

«Альдегиды и кетоны».

Тема 8. Карбоно-

вые

кислоты

и

сложные эфиры

9

часов

54) Понятие о карбоно-

вых кислотах, классифи-

кация.

Гомологический

ряд

предельных

одно-

основных

карбоновых

кислот, их номенклатура

и изомерия. Строение.

55) Физические свойства,

способность к образова-

нию водородной связи.

Химические

свойства.

Функциональные

произ-

водные карбоновых кис-

лот.

56)

Получение

кислот.

Особые

свойства

мура-

вьиной кислоты. Высшие

жирные кислоты: паль-

митиновая

и

стеарино-

вая. Мыла.

57) Одноосновные непре-

дельные

карбоновые

кислоты: акриловая, оле-

иновая, линолевая. Крат-

кие

сведения

о

двух-

основных ненасыщенных

и ароматических кисло-

тах.

№7

Взаимодей-

ствие

олеиновой

кислоты с бромной

водой.

58) Получение карбоно-

вых кислот в лаборато-

рии

и

изучение

их

свойств

(на

примере

уксусной кислоты).

Практическая

работа № 3

59)

Сложные

эфиры.

Строение и номенклату-

ра. Химические свойства

– гидролиз. Распростра-

нение в природе и при-

менение.

60) Повторение и обоб-

щение материала по те-

мам

«Спирты.

Фенолы.

Альдегиды.

Карбоновые

кислоты. Эфиры».

61) Решение задач по те-

мам

«Спирты.

Фенолы.

Альдегиды.

Карбоновые

кислоты. Эфиры».

62) Контрольная работа

по темам «Спирты. Фено-

лы. Альдегиды. Карбоно-

вые кислоты. Эфиры».

Тема 9. Азотсо-

держащие со-

единения

6

часов

63) Понятие о нитросо-

единениях.

Классифика-

ция и изомерия аминов.

Строение, свойства и по-

лучение.

64) Анилин – представи-

тель ароматических ами-

нов. Строение молекулы.

Химические

свойства.

Способы получения.

65)

Исследование

свойств анилина.

Практическая

работа № 4

66) Ароматические гете-

роциклические соедине-

ния:

пиррол,

пиридин.

Табакокурение и нарко-

мания – угроза жизни че-

ловека.

67) Решение эксперимен-

тальных задач по теме

«Характерные

свойства

изученных

органических

веществ и качественные

реакции на них».

Практическая

работа № 5

68) Повторение и обоб-

щение

материала

по

теме

«Азотсодержащие

соединения».

III. Вещества жи-

вых клеток

18

часов

Тема 10. Жиры

2

часа

69) Понятие о липидах.

Жиры

триглицериды:

классификация,

состав,

строение, свойства.

70) Промышленный гид-

ролиз жиров. Биологиче-

ская роль жиров, их ис-

пользование

в

быту

и

промышленности.

Кало-

рийность.

Тема 11. Углево-

ды

6

часов

71) Классификация угле-

водов и роль фотосинте-

за в их образовании. Роль

углеводов в метаболизме

живых организмов. Кало-

рийность.

72) Моносахариды. Глю-

коза:строение

(таутоме-

рия), свойства.

73) Природные источни-

ки, способы получения и

применения

глюкозы.

Фруктоза. Рибоза и дез-

оксирибоза.

74) Дисахариды. Сахаро-

за:

строение,свойства.

Нахождение в природе.

№8 Гидролиз саха-

розы.

№9 Изучение хими-

ческих свойств саха-

розы: получение са-

харатов металлов.

75). Полисахариды: крах-

мал и целлюлоза. Строе-

ние, свойства, нахожде-

ние в природе и при-

менение. Гликоген и хи-

тин.

№10

Взаимодей-

ствие

крахмала

с

йодом.

№11

Взаимодей-

ствие

крахмала

с

гидроксидом меди

(II).

№12

Гидролиз

крахмала.

76) Повторение и обоб-

щение

материала

по

теме «Углеводы».

Тема 12. Амино-

кислоты. Пепти-

ды. Белки

6

часов

77) Аминокислоты: изо-

мерия, состав, строение,

свойства. Двойственность

аминокислот.

Примене-

ние и получение в лабо-

ратории.

78) Пептиды. Белки. Клас-

сификация.

Про-

странственное строение.

Методы изучения струк-

туры белков. Профессии,

связанные с биотехноло-

гиями.

79)

Свойства

и

синтез

белков. Качественные ре-

акции на белки.

80)

Приготовление

растворов белков и изу-

чение их свойств.

Практическая

работа № 6

81) Решение эксперимен-

тальных задач по теме

«Вещества

живых

кле-

ток».

Практическая

работа № 7

82) Решение расчётных

задач по теме «Вещества

живых клеток».

Тема 13. Нуклеи-

новые кислоты

4

часа

83) Нуклеиновые кислоты

– природные биополиме-

ры. Строение: пуриновые

и пиримидиновые осно-

вания, нуклеотиды. Роль

НК в биосинтезе белка.

84)Химия и здоровье че-

ловека. Проблемы, свя-

занные с применением

лекарственных

препара-

тов. Витамины. Профес-

сии, связанные с медици-

ной

85) Повторение и обоб-

щение материала по раз-

делу

«Вещества

живых

клеток».

86) Контрольная работа

по

разделу

«Вещества

живых клеток».

IV. Органиче-

ская химия в

жизни человека.

16

часов

Тема 14. При-

родные источни-

ки углеводоро-

дов

5

часов

87) Природные источни-

ки углеводородов. Про-

фессии, связанные с до-

бычей

углеводородного

№13 Ознакомление

с образцами нефти,

каменного

угля

и

продуктами

их

сырья в РК

переработки.

88) Нефть. Нахождение в

природе, состав и физи-

ческие свойства. Способы

переработки нефти. Рек-

тификация нефти, основ-

ные фракции ее разделе-

ния и их использование.

89) Переработка нефти.

Крекинг нефти: термиче-

ский

и

каталитический.

Риформинг

и

пиролиз

нефтепродуктов. Профес-

сии, связанные с перера-

боткой углеводородного

сырья в РК.

90) Природный и попут-

ный нефтяные газы.

91) Каменный уголь. Кок-

сохимическое

произ-

водство, важнейшие про-

дукты

этого

произ-

водства.

Тема

15.

Про-

мышленное

производство

органических со-

единений

2

часа

92) Химическая техноло-

гия. Материалы. Продук-

ты.

Научные

принципы

химического

произ-

водства. Профессии, свя-

занные

с

химическими

технологиями.

93) Решение расчетных

задач на выход продукта.

Тема 16. Поли-

меры

и

поли-

мерные матери-

алы

7

часов

94) Общие понятия о син-

тетических ВМС. Класси-

фикация полимеров, их

свойства и способы полу-

чения: полимеризация и

поликонденсация.

95) Пластмассы.

№ 14 Изучение

свойств полиэтиле-

на (термопластич-

ности, горючести,

отношения к

растворам кислот,

щелочей, окислите-

лям).

96) Синтетические каучу-

ки.

97) Синтетические волок-

на.

№ 15 Расплавление

капрона и вытягива-

ние из него нитей.

98) Распознавание пласт-

масс.

Практическая

работа №8

99) Распознавание синте-

тических волокон.

Практическая

работа №9

100) Понятие о компози-

ционных

материалах.

Краски. Лаки. Клеи. Кра-

сители.

Тема 17. Защита

окружающей

среды от воздей-

ствия

вредных

органических ве-

ществ

2

часа

101) Проблемы безопас-

ного использования ве-

ществ

в

современной

жизни. Химические отхо-

ды – токсичные, горючие

и взрывоопасные веще-

ства. Влияние производ-

ных

углеводородов

на

окружающую

среду

и

здоровье человека.

102) Способы уменьше-

ния негативного воздей-

ствия на природу органи-

ческих соединений.

Заключение

6

часов

103) Обобщение знаний

по курсу «Органическая

химия».

104) Обобщение знаний

по курсу «Органическая

химия».

105)

Решение

задач

и

упражнений

по

курсу

«Органическая химия».

106) Промежуточная ат-

тестационная работа за

курс «Органическая хи-

мия»

107) Анализ работы.

108) Новые вещества и

материалы в технике.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

11 класс

п.п

.

Наименование раздела

Количество

часов

Лабораторных

опытов

Практических

работ

Контрольных

работ

I

Теоретические основы общей

химии

14

4

1

1

1

Основные понятия и законы

химии. Теория строения атома

9

4

1

2

Методы научного познания

5

1

II

Химическая статика (учение о

веществе)

16

1

1

1

3

Строение вещества

9

1

4

Вещества и их системы

7

1

1

III

Химическая динамика (уче-

ние о химических реакциях)

26

8

1

2

5

Химические реакции и их об-

щая характеристика. Основы

химической энергетики

6

1

6

Кинетические понятия и зако-

номерности протекания хими-

ческих реакций.

7

2

1

1

7

Растворы электролитов. Реак-

ции в растворах электролитов.

13

5

1

IV

Обзор химических элементов

и их соединений на основе

периодической системы

25

3

5

1

8

Неметаллы и их характеристи-

ка.

14

2

2

9

Металлы и их важнейшие со-

единения.

9

1

3

10

Обобщение знаний о металлах

и неметаллах.

2

1

V

Взаимосвязь неорганических

и органических соединений

7

2

11

Классификация и взаимосвязь

неорганических

и

органиче-

ских веществ.

4

1

12

Химия и жизнь

3

1

VI

Технология получения неор-

ганических

и

органических

веществ. Основы химической

экологии.

8

1

13

Технологические основы полу-

чения веществ и материалов.

5

14

Экологические проблемы хи-

мии.

3

1

Заключение

6

1

ИТОГО

102

16

11

6

Содержание учебного материала

11 класс

Тема раздела

Кол-

во

ча-

сов

Тема урока

Лабораторные

опыты

Практиче-

ские работы

I. Теоретические

основы

общей

химии

14

ча-

сов

Тема

1. Основ-

ные

понятия и законы

химии.

Теория

строения атома.

9

часов

1) Важнейшие понятия

химии и их взаимосвязи.

№ 1 Нагревание

стекла в пламени

спиртовки.

№ 2 Растворение

хлорида натрия.

№ 3 Прокаливание

медной проволоки.

№ 4 Действие

соляной кислоты

на мел или

мрамор.

2) Основные законы хи-

мии и расчеты на их

основе.

3) Решение задач на зако-

ны химии.

4) Теория строения атома

как научная основа изуче-

ния химии. Атом. Модели

строения атома. Ядро и

нуклоны. Нуклиды и изо-

топы. Дуализм электрона.

Квантовые числа. Атом-

ная орбиталь.

5) Решение упражнений

на строение атома. Рас-

пределение электронов по

орбиталям.

Электронная

конфигурация атома ва-

лентные

электроны.

Основное и возбуждённое

состояния атомов

6) Современная формули-

ровка периодического за-

кона и современное со-

стояние

периодической

системы Д.И. Менделее-

ва.

7) Общая характеристика

s-,p-,d-,f-элементов. Элек-

тронные

конфигурации

атомов переходных эле-

ментов. Положение ме-

таллических

неметалли-

ческих элементов в пери-

одической системе.

8) Характеристика эле-

мента по положению в

периодической системе

химических элементов

Д.И. Менделеева.

9) Контрольная работа по

теме «Основные понятия

и законы химии. Теория

строения атома»

Тема 2. Методы

научного

позна-

ния.

5

часов

10) Научные методы ис-

следования

химических

веществ и превращений.

11) Химический экспери-

мент и его роль в позна-

нии природы.

12) Химический анализ и

синтез

веществ.

Каче-

ственные

реакции

на

неорганические вещества

и ионы.

13) Экспериментальный

анализ как метод иденти-

фикации химических со-

единений и определения

состава (на примере со-

единений элементов II А

группы).

Практическая

работа № 1

14) Моделирование хими-

ческих явлений. Взаимо-

связь химии, физики, ма-

тематики

и

биологии.

Естественнонаучная кар-

тина мира.

II.

Химическая

статика

16

ча-

сов

Тема 3. Строение

вещества.

9

часов

15) Молекулы и химиче-

ская связь. Ковалентная

связь, её разновидности и

механизмы

образования.

Характеристики

кова-

лентной связи.

16) Электроотрицатель-

ность. Степень окисле-

ния. Валентность. Гибри-

дизация атомных орбита-

лей. Пространственное

строение молекул.

17) Полярность молекул.

Ионная связь. Металличе-

ская

связь.

Водородная

связь. Межмолекулярное

взаимодействие.

Единая

природа химических свя-

зей.

18) Вещества молекуляр-

ного и немолекулярного

строения.

Современные

представления о строении

твердых, жидких и газо-

образных веществ.

19)

Кристаллические

решётки и их типы.

5

Изучение

моделей

кристаллических

решёток и веществ

с

различной

структурой (кварц,

хлорид

натрия,

железо, графит).

20) Решение упражнений

на химическую связь.

21) Комплексные соеди-

нения: строение, номен-

клатура, свойства, прак-

тическое применение.

22) Причины многообра-

зия

веществ:

изомерия,

гомология,

аллотропия,

изотопия.

23) Обобщение знаний по

теме: Строение вещества.

Тема 4. Вещества

и их системы.

7

часов

24) Система гомо- и гете-

рогенная. Чистые веще-

ства и смеси. Дисперсные

и коллоидные системы.

25) Истинные растворы.

Растворение как физико-

химический процесс. Теп-

ловые

явления

при

растворении.

26) Способы выражения

концентрации растворов:

массовая доля растворён-

ного вещества, молярная

и моляльная концентра-

ции.

27)

Приготовление

растворов заданной кон-

центрации.

Практическая

работа № 2

28)

Решение

задач

на

растворы.

29) Система знаний о ве-

ществе.

Повторение

по

разделу «Химическая ста-

тика».

30) Контрольная работа

по разделу «Химическая

статика».

III. Химическая

динамика

26

ча-

сов

Тема 5. Химиче-

ские реакции и

их общая

характеристика.

Основы химиче-

ской энергетики

6

часов

31) Классификация

хи-

мических реакций. Зако-

номерности

протекания

химических реакций.

№6

Осуществле-

ние

химических

реакций

разных

типов.

32)

Тепловые

эффекты

реакций.

Термохимиче-

ские уравнения. Энталь-

пия. Энтропия.

33) Решение расчетных

задач

по

термохимиче-

ским уравнениям.

34)

Энергия

Гиббса.

Прогнозирование направ-

ления реакции.

35) Закон Гесса, его след-

ствия и практическое зна-

чение.

36) Обобщение знаний по

теме «Химические реак-

ции. Основы химической

энергетики»

Тема 6. Кинети-

ческие понятия и

закономерности

протекания хими-

ческих реакций.

7

часов

37) Понятие о скорости

химической

реакции.

Энергия активации. Эле-

ментарные и сложные ре-

акции.

Механизм

реак-

ции. Константа скорости.

38) Зависимость скорости

реакции

от

различных

факторов. Катализ и ката-

лизаторы. Закон действу-

ющих масс.

№ 7

Взаимодействие

цинка с соляной и

уксусной

кислотами.

№ 8

Взаимодействие

цинка с

концентрированно

й и с разбавленной

серной кислотой.

39) Обратимость реакций.

Химическое

равновесие.

Константа

химического

равновесия.

40) Факторы, смещающие

равновесие. Принцип Ле

Шателье.

41) Влияние условий на

скорость химической ре-

акции.

Практическая

работа № 3.

42) Обобщение знаний по

темам: Основы химиче-

ской энергетики. Кинети-

ческие понятия и законо-

мерности протекания хи-

мических реакций.

43) Контрольная работа

по темам: «Основы хими-

ческой энергетики. Зако-

номерности

протекания

химических реакций»

Тема 7. Растворы

электролитов. Ре-

акции в раство-

рах электролитов.

13

часов

44) Теория электролити-

ческой диссоциации, её

научное и практическое

значение. Сильные и сла-

бые

электролиты.

Сте-

пень и константа диссо-

циации.

45) Реакции ионного об-

мена.

Произведение

растворимости.

Кис-

лотно-основные

взаимо-

действия в растворах. Ам-

фотерность.

46) Решение упражнений

на реакции ионного обме-

на.

47) Ионное произведение

№ 9 Определение

воды. Водородный пока-

затель (рН) раствора. Ин-

дикаторы.

рН биологических

жидкостей

с

помощью

универсального

индикатора.

№ 10 Одноцветные

и

двухцветные

индикаторы.

11

Окраска

индикаторов

в

различных средах.

48) Гидролиз органиче-

ских

и

неорганических

соединений.

№ 12 Обнаружение

гидролиза солей на

примерах хлорида

натрия, карбоната

натрия,

хлорида

алюминия.

13

Влияние

температуры

на

степень гидролиза

(на

примере

гидролиза

сахарозы).

49) Решение упражнений

на гидролиз неорганиче-

ских и органических ве-

ществ

50) Окислительно-восста-

новительные реакции

(ОВР).

51) Методы составления

уравнений

ОВР:

элек-

тронный и электронно-

ионный баланс.

52) Ряд стандартных

электродных потенциа-

лов. Химические источ-

ники тока. Электролиз

как электрохимический

процесс.

53) Решение упражнений

на электролиз расплавов

и растворов

солей.

54) Коррозия металлов и

способы защиты от неё.

55) Повторение и обоб-

щение материала по теме

«Растворы электролитов.

Реакции в растворах элек-

тролитов».

56) Контрольная работа

по теме «Растворы элек-

тролитов.

Реакции

в

растворах электролитов».

IV. Обзор хими-

ческих

элемен-

тов и их соеди-

нений на основе

периодической

системы

25

ча-

сов

Тема 8. Неметал-

лы и их характе-

ристика.

14

часов

57) Водород, изотопы во-

дорода. Соединения водо-

рода с металлами и неме-

таллами. Вода. Пероксид

водорода.

58) Общая характеристи-

ка галогенов – простых

веществ. Галогеноводоро-

ды. Галогениды.

№ 14 Качественная

реакция на галоге-

нид-ионы.

59) Кислородсодержащие

соединения хлора. Реше-

ние задач

60) Элементы VI А –

группы. Кислород и озон.

Оксиды и пероксиды.

61) Сера. Сероводород.

Сульфиды.

62) Оксиды серы. Серни-

стая и серная кислоты и

их соли.

63) Элементы VА- груп-

пы. Азот. Аммиак. Соли

аммония.

64) Оксиды азота. Азоти-

стая и азотная кислоты и

их соли.

№ 15 Качественная

реакция

на

нитраты

(проведение

кольцевой пробы).

65) Фосфор и его соеди-

нения: фосфин, оксиды

фосфора, фосфорные кис-

лоты, ортофосфаты.

66) Элементы IVА – груп-

пы. Углерод и его соеди-

нения:

метан,

карбиды

кальция, алюминия и же-

леза, угарный и углекис-

лый газы, угольная кисло-

та и её соли.

67) Элементы IVА – груп-

пы. Кремний и его соеди-

нения: силан, оксид крем-

ния, кремниевые кисло-

ты, силикаты.

68) Получение аммиака и

оксида углерода (IV) и

изучение их свойств.

Практическая

работа № 4

69) Распознавание карбо-

натов и решение экспери-

ментальных задач

Практическая

работа № 5

70)

Благородные

газы.

Обобщение

знаний

по

теме «Неметаллы».

Тема 9. Металлы

и их важнейшие

соединения.

9

часов

71) Общая характеристи-

ка

щелочных

металлов

(IА группа) и их соедине-

ния.

72) Общая характеристи-

ка

щелочно-земельных

металлов (IIА группа) и

их соединения.

73) Жёсткость воды и

способы её

устранения.

Практическая

работа № 6.

74) Общая характеристи-

ка металлов IIIА группы.

Алюминий и его соедине-

ния.

75) Исследование свойств

соединений алюминия и

цинка.

Практическая

работа № 7.

76) Железо как предста-

витель d-элементов. Каче-

ственные реакции на ка-

тионы железа.

77)

Краткая

характери-

стика

отдельных

d-эле-

ментов

(медь,

серебро,

цинк, ртуть, хром, марга-

нец). Их соединения.

№ 16 Получение и

изучение

свойств

комплексных

со-

единений

d-эле-

ментов.

78) Соединения меди и

железа.

Практическая

работа № 8

79) Обобщение знаний по

теме «Металлы».

Тема 10. Обобще-

ние знаний о ме-

таллах и неметал-

лах.

2

часа

80) Сравнительная харак-

теристика свойств метал-

лов, неметаллов и их со-

единений.

Обобщение

знаний о химических ре-

акциях и их классифика-

ции.

81) Контрольная работа

по разделу «Обзор хими-

ческих элементов и их со-

единений».

V.

Взаимосвязь

неорганических

и органических

соединений

7

ча-

сов

Тема 11. Класси-

фикация и взаи-

мосвязь

неорга-

нических и орга-

нических

ве-

ществ.

4

часа

82) Общая характеристи-

ка неорганических и орга-

нических соединений, их

классификация и номен-

клатура.

83) Взаимосвязь неорга-

нических и органических

реакций. Их классифика-

ция.

84) Решение эксперимен-

тальных задач на распо-

знавание органических и

неорганических веществ.

Практическая

работа № 9

85) Органические и неор-

ганические

вещества

в

живой

природе.

Эле-

менты-органогены и их

биологические функции.

Круговороты элементов в

природе.

Тема 12. Химия и

жизнь.

3

часа

86) Биологически актив-

ные вещества (ферменты,

витамины, гормоны). Хи-

мические процессы в жи-

вых организмах.

87) Химия и здоровье.

Проблемы, связанные с

применением лекарствен-

ных препаратов.

ПР: Знакомство с образ-

цами лекарственных ве-

ществ.

Практическая

работа № 10

88) Химия в повседнев-

ной жизни. Моющие и

чистящие средства. Хи-

мия на дачном участке.

Химия средств гигиены и

косметики. Правила без-

опасной работы.

VI.

Технология

получения неор-

ганических и ор-

ганических

ве-

ществ.

Основы

химической эко-

логии

8

ча-

сов

Тема 13. Техно-

логические осно-

вы получения ве-

ществ и материа-

лов.

5

часов

89) Общие принципы хи-

мической

технологии.

Научные основы органи-

зации

современного

производства. Природные

источники

химических

веществ.

90) Общие способы полу-

чения металлов.

91) Металлургия, метал-

лургические

процессы.

Сплавы (черные и цвет-

ные).

92) Химическая техноло-

гия синтеза аммиака.

93) Решение задач на вы-

ход продукта.

Тема 14. Эколо-

гические пробле-

мы химии.

3

часа

94) Источники и виды хи-

мических

загрязнений

окружающей среды.

95) Последствия химиче-

ского загрязнения и охра-

на атмосферы,

стратосферы,

гидросфе-

ры, литосферы.

96)

Анализ

питьевой

воды на кислотность и

содержание

некоторых

ионов.

Практическая

работа № 11

Заключение

6

ча-

сов

97) Обобщение знаний по

разделу «Химическая ста-

тика».

98) Обобщение знаний по

разделу «Химическая ди-

намика».

99)

Решение

задач

и

упражнений на свойства

неорганических веществ.

100) Промежуточная ат-

тестационная

работа за

курс.

101) Анализ работы.

102) Новое в химии из

различных

источников

химической информации.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен:

знать/понимать:

- роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни

современного общества;

- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса

атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные S-, P-, D-орбитали,

химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация

орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем,

вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные

системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в

водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической

реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота

образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет,

функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный

и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и

органической химии;

- основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон

постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и

термодинамике;

-

основные

теории

химии:

строения

атома,

химической

связи,

электролитической

диссоциации,

кислот

и

оснований,

строения

органических

соединений

(включая

стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;

- классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;

- природные источники углеводородов и способы их переработки;

- вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы,

графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические

кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль,

глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка,

аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие

средства;

уметь:

- называть изученные вещества по "тривиальной" и международной номенклатурам;

- определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип

химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки,

характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения

равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ

к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в

молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;

- характеризовать: S- , P- и D-элементы по их положению в Периодической системе Д.И.

Менделеева;

общие

химические

свойства

металлов,

неметаллов,

основных

классов

неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов,

спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и

углеводов);

- объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от

положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических

веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи;

зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности

органических соединений от строения их молекул;

- выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и

органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам

соединений;

- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

-

осуществлять

самостоятельный

поиск

химической

информации

с

использованием

различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных

баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и

передачи информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

-

понимания

глобальных

проблем,

стоящих

перед

человечеством:

экологических,

энергетических и сырьевых;

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие

живые организмы;

- безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и

оценки их последствий;

- распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;

- оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных

источников;

- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в

основе которой лежит данный учебный предмет.

Список литературы для учащихся

1)

Химия: 10 класс: углубленный уровень: учебник для учащихся общеобразовательных

учреждений/ Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., И.М.Титова - М.: Вентана –

Граф, 2014

2)

Химия:

Учебник

для

учащихся

11

класса

общеобразовательных

учреждений

(профильный уровень): в 2 частях. Под редакцией проф. Н.Е. Кузнецовой. - М.:

Вентана-Граф, 2014

3)

Задачник по химии для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений:

Профильный уровень/ Кузнецова Н.Е., Лёвкин А.Н.. – М.: Вентана-Граф, 2007

4)

Задачник по химии: 11 класс / Лёвкин А.Н., Кузнецова Н.Е.. – М.: Вентана-Граф, 2012



В раздел образования