Автор: Колдакова Ирина Владимировна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОУ "СОШ №9" г.Печора
Населённый пункт: город Печора, Республика Коми
Наименование материала: рабочая учебная программа по химии
Тема: для средней школы профиль (УМК Кузнецовой Н.Е.)
Раздел: полное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9» г. Печора
РАССМОТРЕНО
Школьный методический совет
Протокол № ___ от ________ г.
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора МОУ «СОШ №9»
__________/ ___________/ ФИО./
«___»_______________20____г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ №9»
_________/__________/ ФИО./
«___»______________20____г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Химия
_____________________________
(наименование учебного предмета)
10-11 класс \ среднее общее образование (ПРОФИЛЬ)
_________________________
(класс \ уровень обучения)
Срок реализации программы - 2 года
2019 г.
Пояснительная записка
Программа для профильного обучения химии на уровне СОО продолжает развитие
концепции и идей программ по химии для основной школы.
Содержание курса химии соответствует федеральному компоненту государственного
образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по химии (профильный
уровень), обязательному минимуму содержания образовательных программ и требованиям к
уровню подготовки по химии выпускников полной средней школы.
В построении программы профильного обучения химии ведущими ценностными и
методологическими ориентирами выступали:
гуманистическая парадигма непрерывного образования;
наука химия, её концептуальные системы знаний, логика и история их развития;
современные
концепции
химического,
естественнонаучного
и
экологического
образования в общеобразовательнойшколе;
системный,
интегративно-дифференцированный,
личностно-деятельностный
и
комплексный психолого-методический подходы;
принципы личностно-ориентированного развивающего обучения;
психолого-педагогические и методические основы организации современного учебно-
воспитательного процесса, ориентированного на его внутреннюю дифференциацию,
собственную деятельность и развитие учащихся;
методологическая, мировоззренческая, экологическая и ценностная доминанты в
раскрытии основного содержания курса, его практическая направленность.
Основные цели изучения химии в 10 – 11 классах:
1.
Системное и сознательное усвоение основного содержания курса химии, способов
самостоятельного
получения,
переработки,
функционального
и
творческого
применения знаний, необходимых для понимания научной картины мира.
2.
Раскрытие роли химии в познании природы и её законов, в материальном обеспечении
развития
цивилизации
и
повышении
уровня
жизни
общества,
в
понимании
необходимости школьного химического образования как элемента общей культуры и
основы жизнеобеспечения человека в условиях ухудшения состояния окружающей
среды.
3.
Раскрытие универсальности и логики естественнонаучных законов и теорий, тесной
связи теории и практики, науки и производства.
4.
Развитие интереса и внутренней мотивации учащихся к изучению химии, к
химическому познанию окружающего нас мира веществ.
5.
Овладение методологией химического познания и исследования веществ, умениями
характеризовать и правильно использовать вещества, материалы и химические
реакции, объяснять, прогнозировать и моделировать химические явления, решать
конкретные проблемы.
6.
Выработка
умений и
навыков решения химических
задач
различных типов,
выполнения
лабораторных
опытов
и
проведения
простых
экспериментальных
исследований, интерпретации химических формул и уравнений и оперирования ими.
7.
Внесение значимого вклада в формирование целостной картины природы, научного
мировоззрения, системного химического мышления, формирование на их основе
гуманистических ценностных ориентиров и выбора жизненной позиции.
8.
Обеспечение вклада учебного предмета химии в экологическое образование и
воспитание химической, экологической и общей культуры учащихся.
9.
Использование возможностей химии как средства социализации и индивидуального
развития личности.
10. Развитие стремления учащихся к продолжению естественнонаучного образования и
адаптации к меняющимся условиям жизни в окружающем мире.
Первая ступень (10 класс) курса химии профильного уровня начинается с изучения
органической химии, на второй ступени (11 класс) изучаются общая и неорганическая химия.
Содержание учебного материала распределено по уровням: обязательный минимум и
информация, способствующая расширению и углублению знаний. А также имеется
дополнительный материал, отражающий новые достижения науки и её связь с жизнью, в
содержание включен и химический эксперимент.
В каждом из курсов изучение материала начинается с блока теоретических основ, что
обеспечивает
применение
дедуктивного
подхода
к
дальнейшему
его
раскрытию
и
обеспечивает
теоретическое
объяснение
изучаемых
явлений.
Усилено
внимание
к
методологии познания химических объектов и их закономерностей, к установлению
причинно-следственных связей, к проблемному изучению материала, к обобщению и
систематизации учебного материала курсов неорганической и органической химии, к
раскрытию взаимосвязей теоретических и прикладных знаний, к их пониманию и
применению.
На протяжении всего изучения курсов органической, общей и неорганической химии
осуществляется развитие и оформление систем знаний о веществе, химической реакции и
технологии как необходимом условии системного усвоения и функционального применения
знаний, формирования естественнонаучной картины мира и мировоззрения. При изучении
этого материала идет постоянное обращение к химическому эксперименту и к решению
химических задач. Это способствует превращению теоретических знаний в убеждения. В
средство дальнейшего познания химии и формирования необходимых общеучебных и
предметных умений. Содержание курса пронизано основополагающими идеями химической
науки: периодичности, химической индивидуальности веществ, зависимости свойств веществ
от их строения, протекания химических реакций от природы веществ и внешних факторов.
В данном курсе последовательно наращиваются методологический, экологический,
мировоззренческий и прикладной аспекты содержания, способствующие формированию
теоретических
систем
знаний
химии,
естественнонаучной
картины
мира,
научного
мировоззрения, ценностных ориентаций в окружающей природе.
Значительный объём учебного материала в обоих курсах отведен блоку прикладной
химии, основам технологии и производствам, выпускающим вещества и материалы.
Необходимые современному обществу. Это позволяет сформировать систему знаний о
химической технологии и её роли в химизации общества, усилить понимание роли науки и
производства в повышении уровня жизни общества. При этом много внимания уделено
различным областям применения веществ и химических реакций. В том числе в быту.
Экологические аспекты и проблемы современного использования веществ и материалов
включены практически в каждый раздел программы. Технологический и экологический
материал, отражающий тесную связь с жизнью, формирует ценностные отношения к химии, к
природе и здоровью человека, в сохранение которого химия вносит большой вклад.
Программа составлена на основе рабочей программы по химии для 10-11 классов
общеобразовательных
учреждений
(профильный
уровень
образования),
авторы
Н.Е.
Кузнецова, И.М. Титова.
На изучение предмета отводится 210 часов – по 3 часа в неделю в 10 и 11 классах.
Программа реализована в учебниках химии, выпущенных издательским центром «Вентана-
Граф»: Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия. 10 класс (профильный уровень);
Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Левкин А.Н. Химия. 11 класс. Ч.1,2 (профильный уровень).
Практическая часть соответствует обязательному минимуму содержания образования.
Экспериментальные основы химии:
Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила без-
опасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами.
Физические методы разделения смесей и очистки веществ. Кристаллизация, экстрак-
ция, дистилляция.
Синтез органических и неорганических газообразных веществ.
Синтез твердых и жидких веществ. Органические растворители.
Качественный и количественный анализ веществ. Определение характера среды. Инди-
каторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Идентификация
органических соединений, обнаружение функциональных групп. Измерение физиче-
ских свойств веществ (масса, объем, плотность). Современные физико-химические ме-
тоды установления структуры веществ. Химические методы разделения смесей.
реализуются при выполнении практических работ и лабораторных опытов.
В процессе работы используются следующие приемы и методы: рассказ, беседа, хими-
ческий эксперимент; демонстрация: таблиц, моделей молекул, коллекций; показ видеофиль-
мов; решение задач, составление уравнений химических реакций и др.
Для контроля знаний учащихся проводятся контрольные работы, практические работы,
тестовые задания, опрос, решение задач, составление уравнений химических реакций и др.
Используемые в работе средства обучения: таблицы, коллекции, модели атомов, моле-
кул, приборы, транспаранты, видеофильмы, химическое оборудование и химические реакти-
вы.
Содержание учебного предмета
10 класс
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Тема 1. Введение в органическую химию.
Органические вещества. Органическая химия. Предмет органической химии. Отличительные
признаки органических веществ и их реакций. История зарождения и развития химии.
Практическая работа № 1: Определение углерода и водорода в составе органического
вещества.
Тема 2. Теория строения органических соединений.
Теория химического строения А.М. Бутлерова: основные понятия, положения, следствия.
Развитие теории химического строения на основе электронной теории строения атома.
Современные представления о строении органических соединений. Изомеры. Изомерия.
Эмпирические,
структурные,
электронные
формулы.
Модели
молекул
органических
соединений. Жизнь, научная и общественная деятельность А.М. Бутлерова.
Тема 3. Особенности строения и свойств органических соединений. Их классификация.
Электронное
и пространственное строение органических соединений. Гибридизация
электронных орбиталей. Типы гибридизации электронных орбиталей атомов углерода.
Простая и кратная ковалентные связи. Механизм образования ковалентной связи. Понятие о
гомологических рядах органических соединений. Методы исследования органических
соединений.
Тема 4. Теоретические основы, механизмы и закономерности протекания реакций
органических соединений.
Органические реакции как химические системы. Гомогенные и гетерогенные системы.
Реакционная способность. Особенности протекания реакций органических соединений. Типы
разрыва ковалентных связей в органических веществах. Механизмы и типы реакций.
Скорость химических реакций.
РАЗДЕЛ II. КЛАССЫ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
Тема 5. Углеводороды
Алканы.
Строение молекул алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия.
Конформеры (конформация). Физические свойства алканов. Химические свойства: горение,
галогенирование, термическое разложение, изомеризация. Нахождение алканов в природе.
Получение применение алканов и их производных. Экологическая роль галогенпроизводных
алканов.
Циклоалканы.
Строение
молекул,
гомологический
ряд,
физические
свойства,
распространение в природе. Химические свойства. Конформация циклоалканов.
Алкены. Строение молекул. Физические свойства. Изомерия: углеродной цепи, положения
кратной
связи,
цис-,
транс-изомерия.
Номенклатура.
Химические
свойства:
реакции
окисления, присоединения, полимеризации. Правило В.В. Марковникова. Полиэтилен.
Способы получения этилена в лаборатории и промышленности.
Алкадиены. Строение. Физические свойства. Химические свойства. Реакции присоединения
и полимеризации. Мезомерный эффект. Природный каучук. Резина.
Алкины. Строение молекул. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и
замещения. Получение.Применение.
Ароматические углеводороды (арены).
Бензол и его гомологи. Строение, физические
свойства,
изомерия,
номенклатура.
Химические
свойства:
реакции
галогенирования,
нитрования, алкилирования (на примере взаимодействия с хлорметаном), присоединения,
окисления. Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола (реакции
бензольного кольца и боковой цепи). Источники промышленного получения и применения
бензола и его гомологов. Ориентирующее действие заместителей в бензольном кольце.
Генетическая связь углеводородов. Применение углеводородов.
Практическая работа №2: Получение этилена и изучение его свойств.
Лабораторный опыт № 1: Сборка шаростержневых моделей алканов.
Лабораторный опыт № 2: Изучение свойств каучука.
Тема 6. Спирты. Фенолы. Простые эфиры
Одноатомные спирты. Классификация, номенклатура и изомерия спиртов. Предельные
одноатомные спирты. Гомологический ряд, строение и физические свойства. Водородная
связь. Химические свойства. Важнейшие представители одноатомных спиртов. Спиртовое
брожение. Получение и применение спиртов. Спирты в жизни человека. Спирты и здоровье.
Простые эфиры.
Состав, физические свойства, способность образовывать с воздухом
взрывчатые смеси, применение, получение. Диэтиловый эфир.
Многоатомные спирты. Этиленгликоль и глицерин. Состав, строение, водородная связь.
Физические и химические свойства. Применение. Качественные реакции на многоатомные
спирты.
Фенолы.
Фенол: состав, строение молекулы, физико-химические свойства. Применение
фенола и его соединений. Их токсичность. Изомерия в двух- и трехатомных фенолах по
положению гидроксильных групп. Пирокатехин, резорцин, гидрохинон.
Лабораторный опыт № 3: Реакция окисления этилового спирта оксидом меди (II).
Лабораторный опыт № 4: Изучение физических свойств глицерина (вязкость, летучесть,
растворимость в воде). Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди (II).
Лабораторный опыт № 5: Растворение фенола в воде и изучение его свойств. Качественные
реакции на фенол.
Тема 7. Альдегиды и кетоны
Альдегиды.
Классификация альдегидов. Гомологический ряд предельных альдегидов.
Номенклатура.
Физические
свойства.
Химические
свойства:
реакции
окисления,
присоединения, поликонденсации. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение.
Акролеин – представитель непредельных альдегидов.
Кетоны. Ацетон: строение, физические свойства, получение, применение. Изомерия.
Генетическая связь углеводородов, спиртов и альдегидов.
Лабораторный опыт № 6: Окисление формальдегида аммиачным раствором оксида серебра
(I). Реакция ацетальдегида с гидроксидом меди (II).
Тема 8. Карбоновые кислоты и сложные эфиры.
Карбоновые кислоты.
Классификация карбоновых кислот. Одноосновные насыщенные
карбоновые кислоты: гомологический ряд, номенклатура, строение, способность кислот к
образованию водородной связи. Физические свойства. Химические свойства. Реакция
галогенирования. Особые свойства, применение и получение муравьиной, уксусной, масляной
кислот.
Высшие
жирные
кислоты:
пальмитиновая
и
стеариновая.
Краткие
сведения
о
распространении в природе, составе, строении, свойствах и применении. Мыла.
Одноосновные непредельные карбоновые кислоты: акриловая, олеиновая, линолевая.
Состав, строение, распространение в природе. Реакция гидрогенизации и окисления.
Изомерия.
Краткие сведения о двухосновных ненасыщенных карбоновых кислотах: щавелевой,
янтарной.
Их
состав,
строение,
физические
и
химические
свойства,
применение,
распространение в природе. Краткие сведения об
ароматических кислотах: бензойной,
ацетилсалициловой.
Сложные эфиры. Состав и номенклатура. Физические и химические свойства. Применение
меченных атомов для изучения механизма реакции этерификации. Гидролиз сложных эфиров.
Распространение в природе и применение. Эфирные масла.
Практическая работа № 3: Получение карбоновых кислот в лаборатории и изучение их
свойств (на примере уксусной кислоты).
Лабораторный опыт № 7: Взаимодействие олеиновой кислоты с бромной водой.
Тема 9. Азотсодержащие соединения.
Амины. Классификация, состав, изомерия и номенклатура. Гомологический ряд. Строение.
Реакция окисления аминов. Применение и получение. Анилин – представитель ароматических
аминов. Строение молекулы. Физические и химические свойства, качественная реакция.
Способы получения. Применение. Ароматические гетероциклические соединения. Пиридин и
пиррол: состав, строение молекул, основные свойства.
Табакокурение и наркомания – угроза жизни человека.
Практическая работа № 4: Исследование свойств анилина.
Практическая работа № 5: Решение экспериментальных задач по теме «Характерные свойства
изученных органических веществ и качественные реакции на них.
РАЗДЕЛ III. ВЕЩЕСТВА ЖИВЫХ КЛЕТОК
Тема 10. Жиры.
Понятие о липидах. Жиры: состав, физические и химические свойства жиров. Классификация
жиров. Промышленный гидролиз жиров. Жиры в жизни человека и человечества. Жиры как
питательные вещества.
Тема 11. Углеводы.
Классификация углеводов. Образование углеводов в процессе фотосинтеза. Глобальный
характер фотосинтеза. Роль углеводов в метаболизме живых организмов.
Моносахариды.
Глюкоза: физические свойства. Строение молекулы: альдегидная и
циклические формы. Таутомерия. Химические свойства. Природные источники, способы
получения и применения. Превращение глюкозы в организме человека. Фруктоза. Рибоза и
дезоксирибоза. Олигосахариды: лактоза, мальтоза и раффиноза.
Дисахариды.Сахароза. Нахождение в природе. Биологическое значение. Состав. Физические
и химические свойства. Промышленное получение. Гидролиз. Восстанавливающие и не
восстанавливающие дисахариды.
Полисахариды.Крахмал. Строение: амилаза и амилопектин. Свойства. Распространение в
природе. Применение. Декстрины. Гликоген. Пектин.
Целлюлоза – природный полимер. Состав, структура, свойства, нахождение в природе,
применение. Нитраты и ацетаты целлюлозы: получение и свойства. Применение. Пироксилин.
Хитин.
Лабораторный опыт № 8: Гидролиз сахарозы.
Лабораторный опыт № 9: Изучение химических свойств сахарозы: получение сахаратов
металлов.
Лабораторный опыт № 10: Взаимодействие крахмала с йодом.
Лабораторный опыт № 11: Взаимодействие крахмала с гидроксидом меди (II).
Лабораторный опыт № 12: Гидролиз крахмала.
Тема 12. Аминокислоты.Пептиды. Белки.
Аминокислоты. Состав, строение, номенклатура. Изомерия по положению аминогруппы и
оптическая изомерия. Гомологический ряд аминокислот. Образование биполярного иона.α-
аминокислоты, входящие в состав белков. Физические свойства. Нейтральные, основные и
кислотные аминокислоты. Химические свойства. Двойственность химических реакций.
Распространение в природе. Применение и получение аминокислот в лаборатории.
Пептиды и полипептиды. Состав и строение. Полипептиды в природе и их биологическая
роль. Названия полипептидов. Гормоны (инсулин), антибиотики (пенициллин), природные
токсины.
Белки. Классификация белков по составу и пространственному строению. Пространственное
строение белков. Четвертичная структура. Физические свойства. Методы изучения белков
(УФ-спектроскопия
и
метод
анализа
концевых
групп).
Характеристика
связей,
поддерживающих эти структуры. Химические свойства. Денатурация и ренатурация.
Качественные реакции на белки. Гидролиз. Синтез белков. Инсулин, гемоглобин, лизоцим,
коллаген.
Единство биохимических функций белков, жиров и углеводов.
Практическая работа № 6: Приготовление растворов белков и изучение их свойств.
Практическая работа № 7: Решение экспериментальных задач по теме: «Вещества живых
клеток».
Тема 13. Нуклеиновые кислоты.
Понятие
о
нуклеиновых
кислотах
как
природных
полимерах.
РНК
и
ДНК,
их
местонахождение в живой клетке и биологические функции. Строение молекул нуклеиновых
кислот:
азотистые
основания,
нуклеотиды.
Принцип
комплементарности.
Общие
представления о структуре ДНК. Редупликация ДНК. Роль нуклеиновых кислот в биосинтезе
белка. Матричные, рибосомные, транспортные РНК. Транскрипция. Трансляция. Триплетный
генетический код. История открытия структуры ДНК. Современные представления о роли и
функциях ДНК.
РАЗДЕЛ IV. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Тема 14. Природные источники углеводородов
Нефть. Физические свойства. Способы переработки нефти. Перегонка. Крекинг термический
и каталитический. Детонационная стойкость бензина. Коксохимическое производство.
Проблемы получения жидкого топлива из угля. Природный и попутный нефтяной газы, их
состав и использование в промышленности.
Лабораторный опыт № 13: Ознакомление с образцами нефти, каменного угля и продуктами их
переработки.
Тема 15. Промышленное производство органических соединений.
Химическая технология. Материалы. Продукты. Промышленный органический синтез.
Научные принципы химического производства.
Тема 16. Полимеры и полимерные материалы.
Общие
понятия
о
синтетических
высокомолекулярных
соединениях:
полимер,
макромолекула, мономер, структурное звено, степень полимеризации, геометрическая форма
макромолекул. Физические и химические свойства полимеров. Классификация полимеров.
Реакции
полимеризации
и
поликонденсации.
Механизм
реакции
полимеризации.
Синтетические каучуки: бутадиеновый и дивиниловый. Синтетические волокна: ацетатное
волокно,
лавсан
и
капрон;
пластмассы:
полиэтилен,
поливинилхлорид,
полистирол.
Практическое использование полимеров и возникшие в результате этого экологические
проблемы. Вторичная переработка полимеров.
Композиционные материалы. Краски. Лаки. Клеи. Красители. Органические красители.
Практическая работа № 8: Распознавание пластмасс.
Практическая работа № 9: Распознавание волокон.
Лабораторный опыт № 14: Изучение свойств полиэтилена (термопластичности, горючести,
отношения к растворам кислот, щелочей, окислителям).
Лабораторный опыт № 15: Расплавление капрона и вытягивание из него нитей.
Тема17. Защита окружающей среды от воздействия вредных органических веществ.
Экология. Понятие о химической экологии. Химические отходы. Углеводороды, вредные для
здоровья человека. Влияние на окружающую среду производных углеводородов. Химическая
экология как комплексная наука, изучающая состояние окружающей среды. Комплексный
характер воздействия на окружающую среду и популяции живых особей различных
органических
веществ.
Способы
уменьшения
негативного
воздействия
на
природу
органических соединений. Продукты человеческой деятельности - источник загрязнения
окружающей среды. Понятие о хемофобии.
Обобщающее послесловие.
11 класс
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ХИМИИ
Тема 1. Основные понятия и законы химии. Теория строения атома.
Основные понятия химии.
Атом. Вещество. Простые и сложные вещества. Элемент.
Изотопы. Массовое число. Число Авогадро. Моль. Молярный объем. Химическая реакция.
Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Электрон. Дуализм электрона. Квантовые числа.
Атомная орбиталь. Распределение электронов по орбиталям. Электронная конфигурация
атомов. Валентные электроны. Основное и возбужденное состояние атомов. s-, p-, d-, f-
элементы.
Основные законы химии.
Закон сохранения массы, закон постоянства состава, закон
Авогадро. Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева. Теория строения
атома – научная основа изучения химии. Принципы заполнения электронами атомных
орбиталей.
Лабораторный опыт № 1: Нагревание стекла в пламени спиртовки.
Лабораторный опыт № 2: Растворение хлорида натрия.
Лабораторный опыт № 3: Прокаливание медной проволоки.
Лабораторный опыт № 4: Действие соляной кислоты на мел или мрамор.
Тема 2. Методы научного познания.
Методология. Метод. Научное познание и его уровни. Эмпирический уровень познания и его
методы (опыт, измерение). Научное описание. Стадии эмпирического исследования.
Теоретический уровень познания и его методы (описание, объяснение, обобщение).
Логические приёмы и методы. Общенаучные подходы в химии. Химический эксперимент.
Химический анализ и синтез веществ. Промышленный органический синтез. Качественные
реакции на неорганические вещества и ионы. Моделирование химических объектов и
явлений. Естественнонаучная картина мира. Химическая картина природы.
Практическая работа № 1: Экспериментальный анализ как метод идентификации химических
соединений и определения их качественного состава (на примере соединений элементов II-А
группы).
РАЗДЕЛ II. ХИМИЧЕСКАЯ СТАТИКА (УЧЕНИЕ О ВЕЩЕСТВАХ)
Тема 3. Строение веществ.
Химическая связь и её виды. Ковалентная связь, её разновидности и механизмы образования.
Электроотрицательность.
Валентность.
Степень
окисления.
Гибридизация
атомных
орбиталей. Пространственное строение молекул. Полярность молекул. Ионная связь.
Металлическая связь. Водородная связь. Межмолекулярное взаимодействие. Вещества
молекулярного и немолекулярного строения. Аморфное и кристаллическое состояние
веществ. Кристаллические решетки и их типы. Комплексные соединения: строение,
номенклатура, свойства, практическое значение. Причины многообразия веществ: изомерия,
гомология, аллотропия, изотопия, изоморфизм и полиморфизм.
Лабораторный опыт № 5: Изучение моделей кристаллических решёток и веществ с различной
структурой (кварц, хлорид натрия, железо, графит).
Тема 4. Вещества и их системы.
Система.
Фаза.
Система
гомогенная
и
гетерогенная.
Химическое
соединение.
Индивидуальное вещество. Чистые вещества и смеси. Дисперсность. Дисперсные и
коллоидные системы. Лиофильные и лиофобные дисперсные системы. Истинные растворы.
Растворитель и растворенное вещество. Показатели растворимости вещества. Растворение как
физико-химический процесс. Тепловые явления при растворении. Способы выражения
концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная и моляльная
концентрации. Микромир и макромир. Внутримолекулярные и межмолекулярные связи.
Уровни организации веществ: субатомный, атомный, молекулярный, макромолекулярный.
Система знаний о веществе.
Практическая работа № 2: Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией.
РАЗДЕЛ III. ХИМИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА (УЧЕНИЕ О ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЯХ)
Тема 5. Химические реакции и их общая характеристика. Основы химической
энергетики.
Химические реакции в системе природных взаимодействий. Реагенты и продукты реакций.
Реакционная способность веществ. Классификации органических и неорганических реакций:
экзотермические и эндотермические; обратимые и необратимые; электродинамические и
электростатические. Виды окислительно-восстановительных реакций: межмолекулярные,
внутримолекулярные. Тепловые эффекты реакции. Термохимические уравнения. Внутренняя
энергия.
Энтальпия.
Энтропия.
Стандартная
молярная
энтропия.
Энергия
Гиббса.
Энтальпийный и энтропийный факторы. Термодинамическая вероятность. Прогнозирование
направлений реакции. Система знаний о химической реакции. Закон Гесса, его следствия и
практическое
значение.
Первый
и
второй
законы
термодинамики.
Энергетические
закономерности протекания реакций.
Лабораторный опыт № 6: Осуществление химических реакций разных типов.
Тема 6. Кинетические понятия и закономерности протекания химических реакций.
Скорость химической реакции. Активированный комплекс. Энергия активации. Факторы,
влияющие на скорость реакции. Константа скорости. Катализ и катализаторы. Гомогенный и
гетерогенный катализ. Ингибиторы. Промоторы. Каталитические яды. Ферментативные
катализаторы. Химическое равновесие. Обратимые и необратимые реакции. Константа
химического равновесия. Факторы, смещающие равновесие. Принцип Ле Шателье. Закон
действующих масс. Основы теорий активных столкновений и образования переходных
комплексов. Простые и сложные реакции.
Практическая работа № 3: Влияний условий на скорость реакции.
Лабораторный опыт № 7: Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами.
Лабораторный опыт № 8: Взаимодействие цинка с концентрированной и с разбавленной
серной кислотой.
Тема 7. Растворы электролитов. Реакции в растворах электролитов.
Теория электролитической
диссоциации.
Протолитическая
теория
кислотно-основного
взаимодействия Бренстеда-Лоури. Электролиты. Анионы и катионы. Сильные и слабые
электролиты.
Электролитическая
диссоциация.
Степень
диссоциации.
Константа
диссоциации. Реакции ионного обмена. Кислотно-основные взаимодействия в растворах.
Электрофил. Нуклеофил. Реакция нейтрализации. Протолиты. Протолитические реакции.
Амфотерность.
Ионное
произведение
воды.
Водородный
показатель
(рН)
раствора.
Индикаторы.
Гидролиз органических и неорганических соединений.
Окислительно-
восстановительные реакции. Общие закономерности протекания ОВР в водных растворах.
Ряд стандартных электродных потенциалов. Методы электронного и электронно-ионного
баланса. Химические источники тока, гальванические элементы и аккумуляторы. Электролиз
растворов и расплавов. Коррозия металлов и способы защиты от неё.
Лабораторный опыт № 9: Определение рН биологических жидкостей с помощью
универсального индикатора.
Лабораторный опыт № 10: Одноцветные и двухцветные индикаторы.
Лабораторный опыт № 11: Окраска индикаторов в различных средах.
Лабораторный опыт № 12: Обнаружение гидролиза солей на примерах хлорида натрия,
карбоната натрия, хлорида алюминия.
Лабораторный опыт № 13: Влияние температуры на степень гидролиза (на примере гидролиза
сахарозы).
РАЗДЕЛ IV. ОБЗОР ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ И ИХ СОЕДИНЕНИЙ НА
ОСНОВЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.
Тема 8. Неметаллы и их характеристика.
Водород.
Строение атома. Изотопы водорода. Соединения водорода с металлами и
неметаллами, характеристика их свойств. Вода: строение молекулы и свойства. Пероксид
водорода. Получение водорода в лаборатории и промышленности.
Галогены. Общая характеристика галогенов – химических элементов, простых веществ и их
соединений. Химические свойства и способы получения галогенов. Галогеноводороды.
Галогениды. Кислородсодержащие соединения хлора.
Общая характеристика элементов VI А-группы.Кислород: строение атома, физические и
химические свойства, получение и применение.
Озон: строение молекулы, свойства,
применение. Оксиды и пероксиды.
Сера:
строение атома, аллотропные модификации,
свойства. Сероводород. Сульфиды. Оксиды серы. Сернистая и серная кислоты и их соли. Их
основные свойства и области применения.
Общая характеристика элементов V А-группы.Азот:
строение молекулы, свойства.
Нитриды. Аммиак: строение молекулы, физические и химические свойства, области
применения и получение. Соли аммония. Качественная реакция на ион аммония. Оксиды
азота. Азотистая и азотная кислоты и их соли: физические и химические свойства способы
получения и применение.
Фосфор:
аллотропия. Важнейшие водородные и кислородные
соединения фосфора: фосфин, оксиды фосфора, фосфорные кислоты, ортофосфаты: свойства,
способы получения и области применения.
Общая характеристика элементов IV А-группы.
Сравнительная характеристика р-
элементов IV А-группы и форм их соединений.
Углерод:аллотропные видоизменения:
графит, алмаз, поликумуллен, фуллерен. Физические и химические свойства углерода.
Оксиды
углерода:
строение
молекул
и
свойства.
Угольная
кислота
и
её
соли.
Кремний:аллотропные видоизменения, физические и химические свойства. Силан, оксид
кремния (IV), кремниевые кислоты силикаты. Производство стекла.
Практическая работа № 4: Распознавание карбонатов и решение экспериментальных задач.
Практическая работа № 5: Получение аммиака и оксида углерода (IV) и изучение их свойств.
Лабораторный опыт № 14: Качественная реакция на галогенид-ионы.
Лабораторный опыт № 15: Качественная реакция на нитраты (проведение кольцевой пробы).
Тема 9. Металлы и их важнейшие соединения.
Общая характеристика металлов I А-группы. Щелочные металлы и их соединения
(пероксиды, надпероксиды): строение, основные свойства, области применения и получение.
Общая характеристика металлов II А-группы. Щелочноземельные металлы и их
важнейшие соединения. Жесткость воды и способы её устранения.
Краткая
характеристика
металлов
III
А-группы.
Алюминий
и
его
соединения.
Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Алюминотермия. Получение и применение
алюминия.
Железо как представитель d-элементов. Аллотропия железа. Основные соединения железа
(II), (III). Качественные реакции на катионы железа.
Краткая характеристика отдельных d-элементов
(медь, серебро, цинк, ртуть, хром,
марганец, железо) и их соединений. Особенности строения атомов и свойства металлов.
Комплексные соединения переходных металлов. Сплавы металлов и их практическое
значение.
Практическая работа № 6: Жёсткость воды и способы её устранения.
Практическая работа № 7: Исследование свойств соединений алюминия и цинка.
Практическая работа № 8: Соединения меди и железа.
Лабораторный опыт № 16: Получение и изучение свойств комплексных соединений d-
элементов.
Тема 10. Обобщение знаний о металлах и неметаллах.
Сравнительная характеристика металлов и неметаллов и их соединений. Оксиды, гидроксиды
и соли: основные свойства и способы получения. Сравнительная характеристика свойств
оксидов и гидроксидов неметаллов и металлов. Классификация и генетическая связь
неорганических веществ.
Обобщение знаний о неорганических и органических реакциях и их классификации: по
тепловому эффекту, по изменению степеней окисления элементов, по числу фаз в
реакционной системе, по признаку молекулярности, по обратимости и способу воздействия на
скорость реакции, по видам частиц, участвующих в элементарном акте реакции, по числу
направлений осуществления реакций.
РАЗДЕЛ V. ВЗАИМОСВЯЗЬ НЕОРГАНИЧЕСКИХ И ОРГАНИЧЕСКИХ
СОЕДИНЕНИЙ
Тема 11. Классификация и взаимосвязь неорганических и органических веществ.
Неорганические
вещества.
Органические
вещества.
Их
классификация.
Взаимосвязь
неорганических и органических реакций. Органические и неорганические вещества в живой
природе. Строение, элементарный состав и взаимосвязи объектов живой и неживой природы.
Элементы – органогены и их биологические функции. Круговороты элементов в природе.
Неорганические и органические соединения живой клетки (вода, минеральные соли, липиды,
белки, углеводы, аминокислоты, ферменты). Обмен веществ и энергии в живой клетке.
Элементоорганические соединения и их роль в жизни человека.
Практическая работа № 9: Решение экспериментальных задач на распознавание органических
и неорганических веществ.
Тема 12. Химия и жизнь.
Биогенные элементы. Биологически активные вещества (ферменты, витамины, гормоны).
Химические процессы в живых организмах (протолитические реакции, окислительно-
восстановительные
реакции,
реакции
комплексообразования).
Химия
и
здоровье.
Анальгетики. Антигистаминные препараты. Антибиотики. Анестезирующие препараты.
Наиболее общие правила применения лекарств. Средства бытовой химии. Моющие и
чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Химия на
дачном участке. Минеральные удобрения. Пестициды. Правила их использования. Химия
средств гигиены и косметики.
Практическая работа № 10: Знакомство с образцами лекарственных веществ.
РАЗДЕЛ VI. ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛУЧЕНИЯ НЕОРГАНИЧЕСКИХ И ОРГАНИЧНСКИХ
ВЕЩЕСТВ. ОСНОВЫ ХИМИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИИ
Тема 13. Технологические основы получения веществ и материалов.
Химическая технология. Принципы организации современного производства. Химическое
сырьё.
Металлические
руды.
Общие
способы
получения
металлов.
Металлургия,
металлургические процессы. Химическая технология синтеза аммиака.
Тема 14. Экологические проблемы химии.
Источники и виды химических загрязнений окружающей среды. Поллютанты. Химические
производства и их токсичные, горючие и взрывоопасные отходы, выбросы. Химико-
экологические
проблемы
охраны
атмосферы,
стратосферы,
гидросферы,
литосферы.
Парниковый эффект. Смог. Кислотные дожди. Разрушение озонового слоя. Сточные воды.
Захоронение отходов. Экологический мониторинг. Экологические проблемы и здоровье
человека. Химия и здоровый образ жизни.
Практическая работа № 11: Анализ питьевой воды на кислотность и содержание некоторых
ионов.
Заключение.
Информация,
образование
и
культура
как
общечеловеческие
ценности.
Источники
химической информации. Компьютерные программы базы данных. Интернет как источник
информации.
Для формирования у учащихся понимания взаимосвязи учебного предмета «Химия» с особен-
ностями профессий и профессиональной деятельности в рабочую учебную программу вклю-
чены следующие вопросы:
Профессии, связанные с добычей углеводородного сырья: бурильщик, инженер нефте-
добывающей промышленности;
Профессия – эколог
Профессия лаборант
Профессия химик - лаборант
В поурочном планировании рабочей программ учебного предмета «Химия» в разделе «Опыт
практической деятельности» даны указания на различные виды деятельности, которые будут
способствовать использованию учащимся приобретенных знаний и умений в практической
деятельности и повседневной жизни:
Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту, на производстве;
Определение возможности протекания химических превращений в различных услови-
ях и оценки их последствий;
Экологически грамотное поведение в окружающей среде;
Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и
другие живые организмы;
Безопасного обращения с горючими веществами, лабораторным оборудованием;
Приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
Критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных
источников.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 класс
№
п.п
.
Наименование раздела
Количество
часов
Лабораторные
опыты
Практические
работы
Контрольные
работы
I
Теоретические основы орга-
нической химии
18
1
1
1
Введение в органическую хи-
мию
4
1
2
Теория строения органических
соединений
4
3
Особенности
строения
и
свойств органических соедине-
ний. Их классификация
5
4
Теоретические основы, меха-
низмы и закономерности про-
текания реакций органических
соединений
5
1
II
Классы органических соедине-
ний
50
7
4
2
5
Углеводороды
23
2
1
1
6
Спирты. Фенолы. Простые эфи-
ры
7
3
7
Альдегиды и кетоны
5
1
8
Карбоновые кислоты и слож-
ные эфиры
9
1
1
1
9
Азотсодержащие соединения
6
2
III
Вещества живых клеток
18
5
2
1
10
Жиры
2
11
Углеводы
6
5
12
Аминокислоты. Пептиды. Бел-
ки
6
2
13
Нуклеиновые кислоты
4
1
IV
Органическая химия в жизни
человека
16
3
2
14
Природные источники углево-
дородов
5
1
15
Промышленное производство
органических соединений
2
16
Полимеры и полимерные ма-
териалы
7
2
2
17
Защита окружающей среды от
воздействия вредных органи-
ческих веществ
2
Заключение
6
1
ИТОГО
108
15
9
5
Содержание учебного материала
10 класс
Тема раздела
Кол-
во
часов
Тема урока
Лабораторные
опыты
Практические
работы
I. Теоретические
основы органи-
ческой химии
18
часов
Тема 1. Введе-
ние в органиче-
скую химию
4
часа
1) Предмет и значение
органической химии.
2) История зарождения и
развития химии. Отличи-
тельные признаки орга-
нических соединений.
3) Определение углерода
и водорода в составе ор-
ганического вещества
Практическая
работа № 1
4) Методы исследования
органических
соедине-
ний.
Тема 2. Теория
строения органи-
ческих соедине-
ний
4
часа
5)
Теория
химического
строения
органических
соединений А.М. Бутле-
рова. Жизнь и деятель-
ность А.М. Бутлерова.
6)
Современные
пред-
ставления о строении ор-
ганических
соединений.
Эмпирические, структур-
ные, электронные форму-
лы. Гомологи и гомологи-
ческий ряд.
7) Изомеры. Изомерия и
ее
виды:
структурная,
пространственная.
8) Выполнение упражне-
ний по основам изоме-
рии.
Тема 3. Особен-
ности строения и
свойств органи-
ческих соедине-
ний. Их класси-
5
часов
9) Электронное и про-
странственное
строение
органических
соедине-
ний.
10) Гибридизация элек-
фикация
тронных орбиталей при
образовании
ковалент-
ных связей: простых и
кратных. Способы разры-
ва связей.
11) Классификация и но-
менклатура органических
соединений в зависимо-
сти от строения углерод-
ной цепи. Радикалы. Уг-
леродный скелет.
12) Понятие о функцио-
нальной группе. Класси-
фикация и номенклатура
органических веществ по
типу
функциональной
группы.
13) Выполнение упраж-
нений по теме «Особен-
ности строения органиче-
ских
соединений.
Их
классификация»
Тема 4. Теорети-
ческие основы,
механизмы и за-
кономерности
протекания ре-
акций органиче-
ских соединений
5
часов
14) Теоретические осно-
вы протекания органиче-
ских реакций. Катализа-
торы. Особенности орга-
нических реакций. Меха-
низмы
реакций:
ради-
кальный и ионный.
15) Классификация реак-
ций в органической хи-
мии: реакции присоеди-
нения, отщепления,
за-
мещения, изомеризации.
16) Решение задач на на-
хождение молекулярной
формулы вещества по от-
носительной
плотности
газа и массовым долям
химических элементов.
17)
Обобщение
знаний
по разделу «Теоретиче-
ские
основы
органиче-
ской химии».
18) Контрольная работа
по разделу «Теоретиче-
ские
основы
органиче-
ской химии».
II. Классы орга-
нических соеди-
нений
50
часов
Тема 5. Углево-
дороды
23
часа
19) Гомологический ряд
алканов. Строение алка-
нов.
Номенклатура
и
изомерия. Конформеры.
№1 Сборка шаро-
стержневых
моде-
лей алканов.
20) Физические и химиче-
ские свойства алканов.
21) Нахождение алканов
в природе. Получение в
промышленности и лабо-
ратории.
22) Применение алканов
и их производных. Эколо-
гическая роль галогено-
производных алканов
23) Циклоалканы: строе-
ние молекул, конформа-
ция, гомологический ряд.
Химические свойства.
24)
Решение
задач
и
упражнений
по
теме:
«Предельные
углеводо-
роды».
25) Гомологический ряд
алкенов. Строение моле-
кулы. Изомерия: углерод-
ной
цепи,
положения
кратной
связи,
цис-,
транс-изомерия.
26) Физические и хими-
ческие свойства алкенов.
Реакция присоединения.
Правило Марковникова.
27) Химические свойства
алкенов Реакции окисле-
ния и полимеризации.
28) Способы получения
алкенов: промышленный
и лабораторный.
29) Получение этилена и
изучение его свойств.
Практическая
работа № 2
30)
Алкадиены.
Строе-
ние. Физические и хими-
ческие свойства – реак-
ции присоединения. Ме-
зомерный эффект.
31) Реакции полимериза-
ции алкадиенов. Получе-
ние диенов. Каучук. Рези-
на.
№2 Изучение
свойств каучука.
32) Алкины. Строение мо-
лекул. Свойства.
33) Алкины. Применение
и получение.
34)
Решение
задач
и
упражнений
по
теме:
«Непредельные
углево-
дороды».
35) Ароматические угле-
водороды (арены). Бен-
зол: строение и свойства.
36)
Гомологи
бензола.
Ориентирующее
дей-
ствие
заместителей
в
бензольном кольце. Осо-
бенности
химических
свойств толуола. Стирол.
Получение бензола и его
гомологов.
37) Решение задач на на-
хождение молекулярной
формулы
углеводорода
по
массе
или
объёму
продуктов горения.
38)
Галогенопроизвод-
ные углеводородов. Ре-
шение задач
39) Генетическая связь уг-
леводородов.
40) Повторение и обоб-
щение
материала
по
теме «Углеводороды».
41) Контрольная работа-
по теме «Углеводороды».
Тема 6. Спирты.
Фенолы. Про-
стые эфиры
7
часов
42) Классификация, но-
менклатура и изомерия
спиртов. Строение одно-
атомных спиртов, водо-
родная связь. Важнейшие
представители одноатом-
ных спиртов их физиче-
ские свойства.
43) Химические свойства,
спиртовое брожение. По-
лучение. Спирты и здоро-
вье человека.
№3 Реакция окис-
ления
этилового
спирта
оксидом
меди (II)
44) Простые эфиры. Со-
став, свойства на приме-
ре
диэтилового
эфира.
Получение
и
примене-
ние.
45) Многоатомные спир-
ты:
состав,
строение,
свойства.
№4 Изучение физи-
ческих свойств гли-
церина, его взаимо-
действие с гидрок-
сидом меди (II).
46) Фенолы и их изоме-
рия.
Фенол:
состав,
строение, свойства.
47) Качественные реак-
ции
на
многоатомные
спирты и фенолы. При-
менение спиртов и фено-
ла.
№5
Растворение
фенола
в
воде
и
изучение
его
свойств. Качествен-
ная реакция на фе-
нол.
48)
Решение
задач
и
упражнений
по
теме:
«Гидроксильные
соеди-
нения»
Тема 7. Альдеги-
ды и кетоны
5
часов
49) Понятие о карбок-
сильных соединениях. Го-
мологические ряды аль-
дегидов и кетонов. Изо-
мерия и номенклатура.
Физические свойства кар-
бонильных соединений.
50) Химические свойства
альдегидов и кетонов.
№6 Окисление аль-
дегида аммиачным
раствором
оксида
серебра (I). Реакция
альдегида с гидрок-
сидом меди (II).
51) Формальдегид и аце-
тальдегид: получение и
применение. Акролеин –
представитель
непре-
дельных
альдегидов.
Ацетон – представитель
кетонов.
52) Генетическая связь уг-
леводородов, спиртов и
альдегидов.
53)
Решение
задач
и
упражнений
по
теме:
«Альдегиды и кетоны».
Тема 8. Карбоно-
вые
кислоты
и
сложные эфиры
9
часов
54) Понятие о карбоно-
вых кислотах, классифи-
кация.
Гомологический
ряд
предельных
одно-
основных
карбоновых
кислот, их номенклатура
и изомерия. Строение.
55) Физические свойства,
способность к образова-
нию водородной связи.
Химические
свойства.
Функциональные
произ-
водные карбоновых кис-
лот.
56)
Получение
кислот.
Особые
свойства
мура-
вьиной кислоты. Высшие
жирные кислоты: паль-
митиновая
и
стеарино-
вая. Мыла.
57) Одноосновные непре-
дельные
карбоновые
кислоты: акриловая, оле-
иновая, линолевая. Крат-
кие
сведения
о
двух-
основных ненасыщенных
и ароматических кисло-
тах.
№7
Взаимодей-
ствие
олеиновой
кислоты с бромной
водой.
58) Получение карбоно-
вых кислот в лаборато-
рии
и
изучение
их
свойств
(на
примере
уксусной кислоты).
Практическая
работа № 3
59)
Сложные
эфиры.
Строение и номенклату-
ра. Химические свойства
– гидролиз. Распростра-
нение в природе и при-
менение.
60) Повторение и обоб-
щение материала по те-
мам
«Спирты.
Фенолы.
Альдегиды.
Карбоновые
кислоты. Эфиры».
61) Решение задач по те-
мам
«Спирты.
Фенолы.
Альдегиды.
Карбоновые
кислоты. Эфиры».
62) Контрольная работа
по темам «Спирты. Фено-
лы. Альдегиды. Карбоно-
вые кислоты. Эфиры».
Тема 9. Азотсо-
держащие со-
единения
6
часов
63) Понятие о нитросо-
единениях.
Классифика-
ция и изомерия аминов.
Строение, свойства и по-
лучение.
64) Анилин – представи-
тель ароматических ами-
нов. Строение молекулы.
Химические
свойства.
Способы получения.
65)
Исследование
свойств анилина.
Практическая
работа № 4
66) Ароматические гете-
роциклические соедине-
ния:
пиррол,
пиридин.
Табакокурение и нарко-
мания – угроза жизни че-
ловека.
67) Решение эксперимен-
тальных задач по теме
«Характерные
свойства
изученных
органических
веществ и качественные
реакции на них».
Практическая
работа № 5
68) Повторение и обоб-
щение
материала
по
теме
«Азотсодержащие
соединения».
III. Вещества жи-
вых клеток
18
часов
Тема 10. Жиры
2
часа
69) Понятие о липидах.
Жиры
–
триглицериды:
классификация,
состав,
строение, свойства.
70) Промышленный гид-
ролиз жиров. Биологиче-
ская роль жиров, их ис-
пользование
в
быту
и
промышленности.
Кало-
рийность.
Тема 11. Углево-
ды
6
часов
71) Классификация угле-
водов и роль фотосинте-
за в их образовании. Роль
углеводов в метаболизме
живых организмов. Кало-
рийность.
72) Моносахариды. Глю-
коза:строение
(таутоме-
рия), свойства.
73) Природные источни-
ки, способы получения и
применения
глюкозы.
Фруктоза. Рибоза и дез-
оксирибоза.
74) Дисахариды. Сахаро-
за:
строение,свойства.
Нахождение в природе.
№8 Гидролиз саха-
розы.
№9 Изучение хими-
ческих свойств саха-
розы: получение са-
харатов металлов.
75). Полисахариды: крах-
мал и целлюлоза. Строе-
ние, свойства, нахожде-
ние в природе и при-
менение. Гликоген и хи-
тин.
№10
Взаимодей-
ствие
крахмала
с
йодом.
№11
Взаимодей-
ствие
крахмала
с
гидроксидом меди
(II).
№12
Гидролиз
крахмала.
76) Повторение и обоб-
щение
материала
по
теме «Углеводы».
Тема 12. Амино-
кислоты. Пепти-
ды. Белки
6
часов
77) Аминокислоты: изо-
мерия, состав, строение,
свойства. Двойственность
аминокислот.
Примене-
ние и получение в лабо-
ратории.
78) Пептиды. Белки. Клас-
сификация.
Про-
странственное строение.
Методы изучения струк-
туры белков. Профессии,
связанные с биотехноло-
гиями.
79)
Свойства
и
синтез
белков. Качественные ре-
акции на белки.
80)
Приготовление
растворов белков и изу-
чение их свойств.
Практическая
работа № 6
81) Решение эксперимен-
тальных задач по теме
«Вещества
живых
кле-
ток».
Практическая
работа № 7
82) Решение расчётных
задач по теме «Вещества
живых клеток».
Тема 13. Нуклеи-
новые кислоты
4
часа
83) Нуклеиновые кислоты
– природные биополиме-
ры. Строение: пуриновые
и пиримидиновые осно-
вания, нуклеотиды. Роль
НК в биосинтезе белка.
84)Химия и здоровье че-
ловека. Проблемы, свя-
занные с применением
лекарственных
препара-
тов. Витамины. Профес-
сии, связанные с медици-
ной
85) Повторение и обоб-
щение материала по раз-
делу
«Вещества
живых
клеток».
86) Контрольная работа
по
разделу
«Вещества
живых клеток».
IV. Органиче-
ская химия в
жизни человека.
16
часов
Тема 14. При-
родные источни-
ки углеводоро-
дов
5
часов
87) Природные источни-
ки углеводородов. Про-
фессии, связанные с до-
бычей
углеводородного
№13 Ознакомление
с образцами нефти,
каменного
угля
и
продуктами
их
сырья в РК
переработки.
88) Нефть. Нахождение в
природе, состав и физи-
ческие свойства. Способы
переработки нефти. Рек-
тификация нефти, основ-
ные фракции ее разделе-
ния и их использование.
89) Переработка нефти.
Крекинг нефти: термиче-
ский
и
каталитический.
Риформинг
и
пиролиз
нефтепродуктов. Профес-
сии, связанные с перера-
боткой углеводородного
сырья в РК.
90) Природный и попут-
ный нефтяные газы.
91) Каменный уголь. Кок-
сохимическое
произ-
водство, важнейшие про-
дукты
этого
произ-
водства.
Тема
15.
Про-
мышленное
производство
органических со-
единений
2
часа
92) Химическая техноло-
гия. Материалы. Продук-
ты.
Научные
принципы
химического
произ-
водства. Профессии, свя-
занные
с
химическими
технологиями.
93) Решение расчетных
задач на выход продукта.
Тема 16. Поли-
меры
и
поли-
мерные матери-
алы
7
часов
94) Общие понятия о син-
тетических ВМС. Класси-
фикация полимеров, их
свойства и способы полу-
чения: полимеризация и
поликонденсация.
95) Пластмассы.
№ 14 Изучение
свойств полиэтиле-
на (термопластич-
ности, горючести,
отношения к
растворам кислот,
щелочей, окислите-
лям).
96) Синтетические каучу-
ки.
97) Синтетические волок-
на.
№ 15 Расплавление
капрона и вытягива-
ние из него нитей.
98) Распознавание пласт-
масс.
Практическая
работа №8
99) Распознавание синте-
тических волокон.
Практическая
работа №9
100) Понятие о компози-
ционных
материалах.
Краски. Лаки. Клеи. Кра-
сители.
Тема 17. Защита
окружающей
среды от воздей-
ствия
вредных
органических ве-
ществ
2
часа
101) Проблемы безопас-
ного использования ве-
ществ
в
современной
жизни. Химические отхо-
ды – токсичные, горючие
и взрывоопасные веще-
ства. Влияние производ-
ных
углеводородов
на
окружающую
среду
и
здоровье человека.
102) Способы уменьше-
ния негативного воздей-
ствия на природу органи-
ческих соединений.
Заключение
6
часов
103) Обобщение знаний
по курсу «Органическая
химия».
104) Обобщение знаний
по курсу «Органическая
химия».
105)
Решение
задач
и
упражнений
по
курсу
«Органическая химия».
106) Промежуточная ат-
тестационная работа за
курс «Органическая хи-
мия»
107) Анализ работы.
108) Новые вещества и
материалы в технике.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
11 класс
№
п.п
.
Наименование раздела
Количество
часов
Лабораторных
опытов
Практических
работ
Контрольных
работ
I
Теоретические основы общей
химии
14
4
1
1
1
Основные понятия и законы
химии. Теория строения атома
9
4
1
2
Методы научного познания
5
1
II
Химическая статика (учение о
веществе)
16
1
1
1
3
Строение вещества
9
1
4
Вещества и их системы
7
1
1
III
Химическая динамика (уче-
ние о химических реакциях)
26
8
1
2
5
Химические реакции и их об-
щая характеристика. Основы
химической энергетики
6
1
6
Кинетические понятия и зако-
номерности протекания хими-
ческих реакций.
7
2
1
1
7
Растворы электролитов. Реак-
ции в растворах электролитов.
13
5
1
IV
Обзор химических элементов
и их соединений на основе
периодической системы
25
3
5
1
8
Неметаллы и их характеристи-
ка.
14
2
2
9
Металлы и их важнейшие со-
единения.
9
1
3
10
Обобщение знаний о металлах
и неметаллах.
2
1
V
Взаимосвязь неорганических
и органических соединений
7
2
11
Классификация и взаимосвязь
неорганических
и
органиче-
ских веществ.
4
1
12
Химия и жизнь
3
1
VI
Технология получения неор-
ганических
и
органических
веществ. Основы химической
экологии.
8
1
13
Технологические основы полу-
чения веществ и материалов.
5
14
Экологические проблемы хи-
мии.
3
1
Заключение
6
1
ИТОГО
102
16
11
6
Содержание учебного материала
11 класс
Тема раздела
Кол-
во
ча-
сов
Тема урока
Лабораторные
опыты
Практиче-
ские работы
I. Теоретические
основы
общей
химии
14
ча-
сов
Тема
1. Основ-
ные
понятия и законы
химии.
Теория
строения атома.
9
часов
1) Важнейшие понятия
химии и их взаимосвязи.
№ 1 Нагревание
стекла в пламени
спиртовки.
№ 2 Растворение
хлорида натрия.
№ 3 Прокаливание
медной проволоки.
№ 4 Действие
соляной кислоты
на мел или
мрамор.
2) Основные законы хи-
мии и расчеты на их
основе.
3) Решение задач на зако-
ны химии.
4) Теория строения атома
как научная основа изуче-
ния химии. Атом. Модели
строения атома. Ядро и
нуклоны. Нуклиды и изо-
топы. Дуализм электрона.
Квантовые числа. Атом-
ная орбиталь.
5) Решение упражнений
на строение атома. Рас-
пределение электронов по
орбиталям.
Электронная
конфигурация атома ва-
лентные
электроны.
Основное и возбуждённое
состояния атомов
6) Современная формули-
ровка периодического за-
кона и современное со-
стояние
периодической
системы Д.И. Менделее-
ва.
7) Общая характеристика
s-,p-,d-,f-элементов. Элек-
тронные
конфигурации
атомов переходных эле-
ментов. Положение ме-
таллических
неметалли-
ческих элементов в пери-
одической системе.
8) Характеристика эле-
мента по положению в
периодической системе
химических элементов
Д.И. Менделеева.
9) Контрольная работа по
теме «Основные понятия
и законы химии. Теория
строения атома»
Тема 2. Методы
научного
позна-
ния.
5
часов
10) Научные методы ис-
следования
химических
веществ и превращений.
11) Химический экспери-
мент и его роль в позна-
нии природы.
12) Химический анализ и
синтез
веществ.
Каче-
ственные
реакции
на
неорганические вещества
и ионы.
13) Экспериментальный
анализ как метод иденти-
фикации химических со-
единений и определения
состава (на примере со-
единений элементов II А
группы).
Практическая
работа № 1
14) Моделирование хими-
ческих явлений. Взаимо-
связь химии, физики, ма-
тематики
и
биологии.
Естественнонаучная кар-
тина мира.
II.
Химическая
статика
16
ча-
сов
Тема 3. Строение
вещества.
9
часов
15) Молекулы и химиче-
ская связь. Ковалентная
связь, её разновидности и
механизмы
образования.
Характеристики
кова-
лентной связи.
16) Электроотрицатель-
ность. Степень окисле-
ния. Валентность. Гибри-
дизация атомных орбита-
лей. Пространственное
строение молекул.
17) Полярность молекул.
Ионная связь. Металличе-
ская
связь.
Водородная
связь. Межмолекулярное
взаимодействие.
Единая
природа химических свя-
зей.
18) Вещества молекуляр-
ного и немолекулярного
строения.
Современные
представления о строении
твердых, жидких и газо-
образных веществ.
19)
Кристаллические
решётки и их типы.
№
5
Изучение
моделей
кристаллических
решёток и веществ
с
различной
структурой (кварц,
хлорид
натрия,
железо, графит).
20) Решение упражнений
на химическую связь.
21) Комплексные соеди-
нения: строение, номен-
клатура, свойства, прак-
тическое применение.
22) Причины многообра-
зия
веществ:
изомерия,
гомология,
аллотропия,
изотопия.
23) Обобщение знаний по
теме: Строение вещества.
Тема 4. Вещества
и их системы.
7
часов
24) Система гомо- и гете-
рогенная. Чистые веще-
ства и смеси. Дисперсные
и коллоидные системы.
25) Истинные растворы.
Растворение как физико-
химический процесс. Теп-
ловые
явления
при
растворении.
26) Способы выражения
концентрации растворов:
массовая доля растворён-
ного вещества, молярная
и моляльная концентра-
ции.
27)
Приготовление
растворов заданной кон-
центрации.
Практическая
работа № 2
28)
Решение
задач
на
растворы.
29) Система знаний о ве-
ществе.
Повторение
по
разделу «Химическая ста-
тика».
30) Контрольная работа
по разделу «Химическая
статика».
III. Химическая
динамика
26
ча-
сов
Тема 5. Химиче-
ские реакции и
их общая
характеристика.
Основы химиче-
ской энергетики
6
часов
31) Классификация
хи-
мических реакций. Зако-
номерности
протекания
химических реакций.
№6
Осуществле-
ние
химических
реакций
разных
типов.
32)
Тепловые
эффекты
реакций.
Термохимиче-
ские уравнения. Энталь-
пия. Энтропия.
33) Решение расчетных
задач
по
термохимиче-
ским уравнениям.
34)
Энергия
Гиббса.
Прогнозирование направ-
ления реакции.
35) Закон Гесса, его след-
ствия и практическое зна-
чение.
36) Обобщение знаний по
теме «Химические реак-
ции. Основы химической
энергетики»
Тема 6. Кинети-
ческие понятия и
закономерности
протекания хими-
ческих реакций.
7
часов
37) Понятие о скорости
химической
реакции.
Энергия активации. Эле-
ментарные и сложные ре-
акции.
Механизм
реак-
ции. Константа скорости.
38) Зависимость скорости
реакции
от
различных
факторов. Катализ и ката-
лизаторы. Закон действу-
ющих масс.
№ 7
Взаимодействие
цинка с соляной и
уксусной
кислотами.
№ 8
Взаимодействие
цинка с
концентрированно
й и с разбавленной
серной кислотой.
39) Обратимость реакций.
Химическое
равновесие.
Константа
химического
равновесия.
40) Факторы, смещающие
равновесие. Принцип Ле
Шателье.
41) Влияние условий на
скорость химической ре-
акции.
Практическая
работа № 3.
42) Обобщение знаний по
темам: Основы химиче-
ской энергетики. Кинети-
ческие понятия и законо-
мерности протекания хи-
мических реакций.
43) Контрольная работа
по темам: «Основы хими-
ческой энергетики. Зако-
номерности
протекания
химических реакций»
Тема 7. Растворы
электролитов. Ре-
акции в раство-
рах электролитов.
13
часов
44) Теория электролити-
ческой диссоциации, её
научное и практическое
значение. Сильные и сла-
бые
электролиты.
Сте-
пень и константа диссо-
циации.
45) Реакции ионного об-
мена.
Произведение
растворимости.
Кис-
лотно-основные
взаимо-
действия в растворах. Ам-
фотерность.
46) Решение упражнений
на реакции ионного обме-
на.
47) Ионное произведение
№ 9 Определение
воды. Водородный пока-
затель (рН) раствора. Ин-
дикаторы.
рН биологических
жидкостей
с
помощью
универсального
индикатора.
№ 10 Одноцветные
и
двухцветные
индикаторы.
№
11
Окраска
индикаторов
в
различных средах.
48) Гидролиз органиче-
ских
и
неорганических
соединений.
№ 12 Обнаружение
гидролиза солей на
примерах хлорида
натрия, карбоната
натрия,
хлорида
алюминия.
№
13
Влияние
температуры
на
степень гидролиза
(на
примере
гидролиза
сахарозы).
49) Решение упражнений
на гидролиз неорганиче-
ских и органических ве-
ществ
50) Окислительно-восста-
новительные реакции
(ОВР).
51) Методы составления
уравнений
ОВР:
элек-
тронный и электронно-
ионный баланс.
52) Ряд стандартных
электродных потенциа-
лов. Химические источ-
ники тока. Электролиз
как электрохимический
процесс.
53) Решение упражнений
на электролиз расплавов
и растворов
солей.
54) Коррозия металлов и
способы защиты от неё.
55) Повторение и обоб-
щение материала по теме
«Растворы электролитов.
Реакции в растворах элек-
тролитов».
56) Контрольная работа
по теме «Растворы элек-
тролитов.
Реакции
в
растворах электролитов».
IV. Обзор хими-
ческих
элемен-
тов и их соеди-
нений на основе
периодической
системы
25
ча-
сов
Тема 8. Неметал-
лы и их характе-
ристика.
14
часов
57) Водород, изотопы во-
дорода. Соединения водо-
рода с металлами и неме-
таллами. Вода. Пероксид
водорода.
58) Общая характеристи-
ка галогенов – простых
веществ. Галогеноводоро-
ды. Галогениды.
№ 14 Качественная
реакция на галоге-
нид-ионы.
59) Кислородсодержащие
соединения хлора. Реше-
ние задач
60) Элементы VI А –
группы. Кислород и озон.
Оксиды и пероксиды.
61) Сера. Сероводород.
Сульфиды.
62) Оксиды серы. Серни-
стая и серная кислоты и
их соли.
63) Элементы VА- груп-
пы. Азот. Аммиак. Соли
аммония.
64) Оксиды азота. Азоти-
стая и азотная кислоты и
их соли.
№ 15 Качественная
реакция
на
нитраты
(проведение
кольцевой пробы).
65) Фосфор и его соеди-
нения: фосфин, оксиды
фосфора, фосфорные кис-
лоты, ортофосфаты.
66) Элементы IVА – груп-
пы. Углерод и его соеди-
нения:
метан,
карбиды
кальция, алюминия и же-
леза, угарный и углекис-
лый газы, угольная кисло-
та и её соли.
67) Элементы IVА – груп-
пы. Кремний и его соеди-
нения: силан, оксид крем-
ния, кремниевые кисло-
ты, силикаты.
68) Получение аммиака и
оксида углерода (IV) и
изучение их свойств.
Практическая
работа № 4
69) Распознавание карбо-
натов и решение экспери-
ментальных задач
Практическая
работа № 5
70)
Благородные
газы.
Обобщение
знаний
по
теме «Неметаллы».
Тема 9. Металлы
и их важнейшие
соединения.
9
часов
71) Общая характеристи-
ка
щелочных
металлов
(IА группа) и их соедине-
ния.
72) Общая характеристи-
ка
щелочно-земельных
металлов (IIА группа) и
их соединения.
73) Жёсткость воды и
способы её
устранения.
Практическая
работа № 6.
74) Общая характеристи-
ка металлов IIIА группы.
Алюминий и его соедине-
ния.
75) Исследование свойств
соединений алюминия и
цинка.
Практическая
работа № 7.
76) Железо как предста-
витель d-элементов. Каче-
ственные реакции на ка-
тионы железа.
77)
Краткая
характери-
стика
отдельных
d-эле-
ментов
(медь,
серебро,
цинк, ртуть, хром, марга-
нец). Их соединения.
№ 16 Получение и
изучение
свойств
комплексных
со-
единений
d-эле-
ментов.
78) Соединения меди и
железа.
Практическая
работа № 8
79) Обобщение знаний по
теме «Металлы».
Тема 10. Обобще-
ние знаний о ме-
таллах и неметал-
лах.
2
часа
80) Сравнительная харак-
теристика свойств метал-
лов, неметаллов и их со-
единений.
Обобщение
знаний о химических ре-
акциях и их классифика-
ции.
81) Контрольная работа
по разделу «Обзор хими-
ческих элементов и их со-
единений».
V.
Взаимосвязь
неорганических
и органических
соединений
7
ча-
сов
Тема 11. Класси-
фикация и взаи-
мосвязь
неорга-
нических и орга-
нических
ве-
ществ.
4
часа
82) Общая характеристи-
ка неорганических и орга-
нических соединений, их
классификация и номен-
клатура.
83) Взаимосвязь неорга-
нических и органических
реакций. Их классифика-
ция.
84) Решение эксперимен-
тальных задач на распо-
знавание органических и
неорганических веществ.
Практическая
работа № 9
85) Органические и неор-
ганические
вещества
в
живой
природе.
Эле-
менты-органогены и их
биологические функции.
Круговороты элементов в
природе.
Тема 12. Химия и
жизнь.
3
часа
86) Биологически актив-
ные вещества (ферменты,
витамины, гормоны). Хи-
мические процессы в жи-
вых организмах.
87) Химия и здоровье.
Проблемы, связанные с
применением лекарствен-
ных препаратов.
ПР: Знакомство с образ-
цами лекарственных ве-
ществ.
Практическая
работа № 10
88) Химия в повседнев-
ной жизни. Моющие и
чистящие средства. Хи-
мия на дачном участке.
Химия средств гигиены и
косметики. Правила без-
опасной работы.
VI.
Технология
получения неор-
ганических и ор-
ганических
ве-
ществ.
Основы
химической эко-
логии
8
ча-
сов
Тема 13. Техно-
логические осно-
вы получения ве-
ществ и материа-
лов.
5
часов
89) Общие принципы хи-
мической
технологии.
Научные основы органи-
зации
современного
производства. Природные
источники
химических
веществ.
90) Общие способы полу-
чения металлов.
91) Металлургия, метал-
лургические
процессы.
Сплавы (черные и цвет-
ные).
92) Химическая техноло-
гия синтеза аммиака.
93) Решение задач на вы-
ход продукта.
Тема 14. Эколо-
гические пробле-
мы химии.
3
часа
94) Источники и виды хи-
мических
загрязнений
окружающей среды.
95) Последствия химиче-
ского загрязнения и охра-
на атмосферы,
стратосферы,
гидросфе-
ры, литосферы.
96)
Анализ
питьевой
воды на кислотность и
содержание
некоторых
ионов.
Практическая
работа № 11
Заключение
6
ча-
сов
97) Обобщение знаний по
разделу «Химическая ста-
тика».
98) Обобщение знаний по
разделу «Химическая ди-
намика».
99)
Решение
задач
и
упражнений на свойства
неорганических веществ.
100) Промежуточная ат-
тестационная
работа за
курс.
101) Анализ работы.
102) Новое в химии из
различных
источников
химической информации.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен:
знать/понимать:
- роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни
современного общества;
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса
атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные S-, P-, D-орбитали,
химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация
орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем,
вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные
системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в
водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической
реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота
образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет,
функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный
и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и
органической химии;
- основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон
постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и
термодинамике;
-
основные
теории
химии:
строения
атома,
химической
связи,
электролитической
диссоциации,
кислот
и
оснований,
строения
органических
соединений
(включая
стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
- классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
- природные источники углеводородов и способы их переработки;
- вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы,
графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические
кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль,
глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка,
аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие
средства;
уметь:
- называть изученные вещества по "тривиальной" и международной номенклатурам;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип
химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки,
характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения
равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ
к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в
молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
- характеризовать: S- , P- и D-элементы по их положению в Периодической системе Д.И.
Менделеева;
общие
химические
свойства
металлов,
неметаллов,
основных
классов
неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов,
спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и
углеводов);
- объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от
положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических
веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи;
зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности
органических соединений от строения их молекул;
- выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и
органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам
соединений;
- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
-
осуществлять
самостоятельный
поиск
химической
информации
с
использованием
различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных
баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и
передачи информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
-
понимания
глобальных
проблем,
стоящих
перед
человечеством:
экологических,
энергетических и сырьевых;
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие
живые организмы;
- безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и
оценки их последствий;
- распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
- оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных
источников;
- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в
основе которой лежит данный учебный предмет.
Список литературы для учащихся
1)
Химия: 10 класс: углубленный уровень: учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений/ Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., И.М.Титова - М.: Вентана –
Граф, 2014
2)
Химия:
Учебник
для
учащихся
11
класса
общеобразовательных
учреждений
(профильный уровень): в 2 частях. Под редакцией проф. Н.Е. Кузнецовой. - М.:
Вентана-Граф, 2014
3)
Задачник по химии для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений:
Профильный уровень/ Кузнецова Н.Е., Лёвкин А.Н.. – М.: Вентана-Граф, 2007
4)
Задачник по химии: 11 класс / Лёвкин А.Н., Кузнецова Н.Е.. – М.: Вентана-Граф, 2012