Напоминание

ИГРА И ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В МБДОУ


Автор: Абушаева Галия Измайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад с.Яковлевка
Населённый пункт: Саратовская область, Базарно–Карабулакский район, с. Яковлевка
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: ИГРА И ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В МБДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИГРА И ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В МБДОУ

«Детский сад с.Яковлевка» воспитатель АБУШАЕВА Г.И.

Игра - путь детей к познанию мира,

в котором они живут и который призваны изменить.

А.М.Горький.

Основные понятия: профессиональное самоопределение, игровые технологии, ранняя

профориентация, ведущий вид деятельности.

Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов

социального и индивидуального развития ребёнка. Одним из эффективных решений данной

задачи является проведение профориентационной работы с дошкольниками.

Цель ранней профориентации — сформировать у ребенка эмоциональное отношение к

профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы

в доступных видах деятельности.

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий рассматривается

как неотъемлемое условие их всестороннего развития. Одной из важнейших составляющих

всестороннего развития ребёнка является его профессиональное самоопределение – процесс

сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Профессиональное

самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается

оно ещё в дошкольном детстве. В этом возрасте у ребёнка должна сформироваться определённая

наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального

самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их

занятием. В дошкольном возрасте развивается эмоциональный

компонент

психологической

готовности ребенка к

профессиональному

самоопределению, как предвестник познавательного и мотивационного его компонентов.

Ведущий вид деятельности для ребенка - это игра. Именно поэтому психолог Л.С.Выготский

назвал ее ведущей деятельностью дошкольного детства.[3] В игре развивается личность ребёнка,

его интеллект, воля, воображение и общительность, расширяется общая осведомлённость об

окружающем мире, формируется определённый элементарный опыт профессиональных

действий, но самое главное игровая деятельность порождает стремление к самореализации,

самовыражению. В игре дошкольники начинают отражать содержание деятельности

представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, учителя и

т.д.). Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой

деятельности свидетельствует о первых проявлениях "профессиональной направленности" в

развитии личности ребенка.

Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности

взрослых играют игры профориентационной направленности. В играх дети учатся

комбинировать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из

рассказов, фильмов, книг. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных

специальностей, моделируют их профессиональное поведение.

Игровые технологии в значительной мере способны реализовать эту задачу и являются

фундаментом всего дошкольного образования. Они способствуют расширению знаний

дошкольников о разнообразии профессий, обогащают представления действиях представителей

той или иной профессии, о материалах и

инструментах

.

Педагогами широко используется «педагогическая технология организации сюжетно-ролевых

игр». [8] Эта технология опирается на принцип активности ребёнка, характеризуется высоким

уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Данная

технология призвана сочетать элементы игры и обучения. В отличие от игр вообще,

педагогическая технология обладает: чётко поставленной целью и педагогическим результатом

познавательной направленности.

Самое главное правило для взрослых: ребёнку мало знать о профессии, в неё нужно поиграть! В

игре успешно развиваются личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение и

общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации,

самовыражению, в играх дети пытаются отобразить профессии своих родителей.

Игровые технологии ранней профориентации благоприятно сказываются на развитии у детей

ролевого поведения в сюжетных играх. Сюжетно-ролевая игра не только ведущая деятельность

дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентаци.[2],[10]

Педагогу необходимо научить ребёнка переводить знания, полученные из разных источников в

сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры,

последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие. В

процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты,

ситуации, профессиональная среда, модели профессионального поведения, модели

межличностных профессиональных отношений.[5] В ходе профориентационной игры, ранее

полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для

ребёнка опыт, посредством которого эти знания ребёнком присваиваются.

Одна из технологий ознакомления дошкольников с профессиями в детском саду – проектная

деятельность, которая основывается на личностно ориентированном подходе к обучению и

воспитанию, позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы,

тем самым делая образовательный процесс интересным и мотивационным.

Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что

значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Для

решения этой проблемы педагоги используют информационно-коммуникативные технологии,

эти технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые в

условиях детского сада не удалось воссоздать. Педагоги используют в работе по ранней

профориентации компьютерные экскурсии («Путешествие в театр», «Кто строит мост, дом?» и

т.д). Использование информационно-коммуникативные технологий в формировании у детей

представлений о разных профессиях имеет огромное значение, так как это то, что требует

современная модель обучения на данном этапе образования.

Музыкально-театрализованная технология занимает особое место в ранней профориентации.

Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду ориентирована на развитие

взаимодействия детского сада с семьёй, открывает новые возможности для совместного

творчества, повышает уровень эстетического развития детей и родителей. Профориентационная

работа посредством театрального искусства имеет большую воспитательную и образовательную

ценность в отношении детей и родителей, формировании основ их театральной культуры,

укрепляются взаимоотношения детей и родителей, у взрослых развиваются адекватное

восприятие, оценка и понимание действий ребёнка, у детей обогащается жизнь добрыми

впечатлениями. Для дошкольников музыкально-театрализованная деятельность – источник

новых знаний о профессиях, эмоциональных переживаний, ощущений. Театрализованная

деятельность в профориентационном направлении помогает формировать у детей уважение к

труду, развивать трудолюбие и интерес к выбору профессии. [9]

В процессе проведения праздников и развлечений также можно использовать работу по ранней

профориентации. На утренниках, посвящённых празднованию Дня защитника Отечества и

Международного женского дня, уместно напомнить о профессиях родителей и общественной

значимости их профессиональной деятельности. Спортивные праздники, Дни здоровья –

хороший повод обратить внимание детей на профессии, представителям которых необходимо

иметь физическую подготовку, например: День железнодорожника, День нефтяника, День

энергетика День учителя. Участие

детей в различных творческих конкурсах также может носить профориентационный характер.

[10]

Работу по ранней профориентации можно проводить и в процессе организованной педагогом

изобразительной деятельности дошкольников: дети не только знакомятся с профессиями

художник, скульптор, дизайнер, модельер по рассказам педагога, но и попробуют свои силы в

этих видах деятельности. Изображение детьми представителей различных профессий также

будет способствовать усвоению информации о труде взрослых. Лепка, аппликация,

конструирование – все эти виды деятельности позволяют изучать разные стороны профессий без

отрыва от общей темы.[10]

Таким образом, ранняя профориентация дошкольников – это необходимое направление

деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Помочь ребёнку сделать правильный

выбор – непростая задача для педагогов и родителей. Использование игровых технологий по

ранней профориентации поможет дошкольникам научиться быть инициативными в выборе

интересующего вида деятельности, получить представления о мире профессий, осознать

ценностное отношение к труду взрослых, проявлять самостоятельность, активность, творчество.

Это поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, в будущем сделать правильный

выбор профессии, которая будет приносить удовольствие и радость.

Список литературы

1. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядешко. - М.: Просвещение, 1978. -321 с.

2. Д. Эльконин. Воспитательное значение сюжетной ролевой игры // Дошкольное

воспитание. – 2008. – №8 2008. – с. 17-23.

3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Психология

развития. - СПб: Питер, 2001. - 512 с. С. 56-79.

4. Введение ребенка в социальный мир взрослых через сюжетно-ролевые игры. Опыт

работы негосударственных дошкольных образовательных учреждений ОАО «РЖД» // Москва

2013г.

5. Доронова Т.Н. Игра в дошкольном возрасте. – М. «Просвещение», 2005г.

6. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников /Н.Н.Захаров. - М.-1988г.

7. Кондрашов В.П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой

деятельности дошкольников: В. П. Кондрашов.- Саратов: Изд-во СГУ, 2001г.

8. Бойченко Н.А., Григоренко Г.И., Коваленко Е.И. «Сюжетно-ролевые игры

дошкольников». Киев, 1982г.

9. Званцугова А.А. Развитие эмоциональной сферы дошкольников в театрализованной

деятельности: Дошкольная педагогика №1, С.-Петербург, 2007.

10. Пасечникова Т.В. «Профориентационная работа в условиях дошкольной

образовательной организации» //Методическое пособие. – Самара: Изд-во ЦПО, 2013



В раздел образования