Автор: Кулахметова Гузель Ришатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад с.Яковлевка
Населённый пункт: Саратовская область, Базарно–Карабулакский район, с. Яковлевка
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: ПРОФСТАНДАРТ В МБДОУ
Раздел: дошкольное образование
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В МБДОУ
«Детский сад с.Яковлевка» воспитатель Кулахметова Г.Р.
Игра - путь детей к познанию мира,
в котором они живут и который призваны изменить.
А.М.Горький.
Основные понятия: профессиональное самоопределение, игровые технологии, ранняя
профориентация, ведущий вид деятельности.
Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов
социального и индивидуального развития ребёнка. Одним из эффективных решений данной
задачи является проведение профориентационной работы с дошкольниками.
Цель ранней профориентации — сформировать у ребенка эмоциональное отношение к
профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы
в доступных видах деятельности.
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий рассматривается
как неотъемлемое условие их всестороннего развития. Одной из важнейших составляющих
всестороннего развития ребёнка является его профессиональное самоопределение – процесс
сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Профессиональное
самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается
оно ещё в дошкольном детстве. В этом возрасте у ребёнка должна сформироваться определённая
наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального
самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их
занятием. В дошкольном возрасте развивается эмоциональный
компонент
психологической
готовности ребенка к
профессиональному
самоопределению, как предвестник познавательного и мотивационного его компонентов.
Ведущий вид деятельности для ребенка - это игра. Именно поэтому психолог Л.С.Выготский
назвал ее ведущей деятельностью дошкольного детства.[3] В игре развивается личность ребёнка,
его интеллект, воля, воображение и общительность, расширяется общая осведомлённость об
окружающем мире, формируется определённый элементарный опыт профессиональных
действий, но самое главное игровая деятельность порождает стремление к самореализации,
самовыражению. В игре дошкольники начинают отражать содержание деятельности
представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, учителя и
т.д.). Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой
деятельности свидетельствует о первых проявлениях "профессиональной направленности" в
развитии личности ребенка.
Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности
взрослых играют игры профориентационной направленности. В играх дети учатся
комбинировать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из
рассказов, фильмов, книг. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных
специальностей, моделируют их профессиональное поведение.
Игровые технологии в значительной мере способны реализовать эту задачу и являются
фундаментом всего дошкольного образования. Они способствуют расширению знаний
дошкольников о разнообразии профессий, обогащают представления действиях представителей
той или иной профессии, о материалах и
инструментах
.
Педагогами широко используется «педагогическая технология организации сюжетно-ролевых
игр». [8] Эта технология опирается на принцип активности ребёнка, характеризуется высоким
уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Данная
технология призвана сочетать элементы игры и обучения. В отличие от игр вообще,
педагогическая технология обладает: чётко поставленной целью и педагогическим результатом
познавательной направленности.
Самое главное правило для взрослых: ребёнку мало знать о профессии, в неё нужно поиграть! В
игре успешно развиваются личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение и
общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации,
самовыражению, в играх дети пытаются отобразить профессии своих родителей.
Игровые технологии ранней профориентации благоприятно сказываются на развитии у детей
ролевого поведения в сюжетных играх. Сюжетно-ролевая игра не только ведущая деятельность
дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентаци.[2],[10]
Педагогу необходимо научить ребёнка переводить знания, полученные из разных источников в
сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры,
последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие. В
процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты,
ситуации, профессиональная среда, модели профессионального поведения, модели
межличностных профессиональных отношений.[5] В ходе профориентационной игры, ранее
полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для
ребёнка опыт, посредством которого эти знания ребёнком присваиваются.
Одна из технологий ознакомления дошкольников с профессиями в детском саду – проектная
деятельность, которая основывается на личностно ориентированном подходе к обучению и
воспитанию, позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы,
тем самым делая образовательный процесс интересным и мотивационным.
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что
значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Для
решения этой проблемы педагоги используют информационно-коммуникативные технологии,
эти технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые в
условиях детского сада не удалось воссоздать. Педагоги используют в работе по ранней
профориентации компьютерные экскурсии («Путешествие в театр», «Кто строит мост, дом?» и
т.д). Использование информационно-коммуникативные технологий в формировании у детей
представлений о разных профессиях имеет огромное значение, так как это то, что требует
современная модель обучения на данном этапе образования.
Музыкально-театрализованная технология занимает особое место в ранней профориентации.
Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду ориентирована на развитие
взаимодействия детского сада с семьёй, открывает новые возможности для совместного
творчества, повышает уровень эстетического развития детей и родителей. Профориентационная
работа посредством театрального искусства имеет большую воспитательную и образовательную
ценность в отношении детей и родителей, формировании основ их театральной культуры,
укрепляются взаимоотношения детей и родителей, у взрослых развиваются адекватное
восприятие, оценка и понимание действий ребёнка, у детей обогащается жизнь добрыми
впечатлениями. Для дошкольников музыкально-театрализованная деятельность – источник
новых знаний о профессиях, эмоциональных переживаний, ощущений. Театрализованная
деятельность в профориентационном направлении помогает формировать у детей уважение к
труду, развивать трудолюбие и интерес к выбору профессии. [9]
В процессе проведения праздников и развлечений также можно использовать работу по ранней
профориентации. На утренниках, посвящённых празднованию Дня защитника Отечества и
Международного женского дня, уместно напомнить о профессиях родителей и общественной
значимости их профессиональной деятельности. Спортивные праздники, Дни здоровья –
хороший повод обратить внимание детей на профессии, представителям которых необходимо
иметь физическую подготовку, например: День железнодорожника, День нефтяника, День
энергетика День учителя. Участие
детей в различных творческих конкурсах также может носить профориентационный характер.
[10]
Работу по ранней профориентации можно проводить и в процессе организованной педагогом
изобразительной деятельности дошкольников: дети не только знакомятся с профессиями
художник, скульптор, дизайнер, модельер по рассказам педагога, но и попробуют свои силы в
этих видах деятельности. Изображение детьми представителей различных профессий также
будет способствовать усвоению информации о труде взрослых. Лепка, аппликация,
конструирование – все эти виды деятельности позволяют изучать разные стороны профессий без
отрыва от общей темы.[10]
Таким образом, ранняя профориентация дошкольников – это необходимое направление
деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Помочь ребёнку сделать правильный
выбор – непростая задача для педагогов и родителей. Использование игровых технологий по
ранней профориентации поможет дошкольникам научиться быть инициативными в выборе
интересующего вида деятельности, получить представления о мире профессий, осознать
ценностное отношение к труду взрослых, проявлять самостоятельность, активность, творчество.
Это поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, в будущем сделать правильный
выбор профессии, которая будет приносить удовольствие и радость.
Список литературы
1. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядешко. - М.: Просвещение, 1978. -321 с.
2. Д. Эльконин. Воспитательное значение сюжетной ролевой игры // Дошкольное
воспитание. – 2008. – №8 2008. – с. 17-23.
3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Психология
развития. - СПб: Питер, 2001. - 512 с. С. 56-79.
4. Введение ребенка в социальный мир взрослых через сюжетно-ролевые игры. Опыт
работы негосударственных дошкольных образовательных учреждений ОАО «РЖД» // Москва
2013г.
5. Доронова Т.Н. Игра в дошкольном возрасте. – М. «Просвещение», 2005г.
6. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников /Н.Н.Захаров. - М.-1988г.
7. Кондрашов В.П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой
деятельности дошкольников: В. П. Кондрашов.- Саратов: Изд-во СГУ, 2001г.
8. Бойченко Н.А., Григоренко Г.И., Коваленко Е.И. «Сюжетно-ролевые игры
дошкольников». Киев, 1982г.
9. Званцугова А.А. Развитие эмоциональной сферы дошкольников в театрализованной
деятельности: Дошкольная педагогика №1, С.-Петербург, 2007.
10. Пасечникова Т.В. «Профориентационная работа в условиях дошкольной
образовательной организации» //Методическое пособие. – Самара: Изд-во ЦПО, 2013