Автор: Андреева Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: филиал №1 МБДОУ №31
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего
возраста»
Ранний возраст является периодом существенных перемен в жизни
маленького ребенка.
В жизни он сталкивается с многообразием форм, красок и других
свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И
конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или
иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без
разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается
поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное
воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с
сенсорной культурой человечества.
В качестве средств сенсорного воспитания детей раннего возраста
используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная
деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и др.
Сенсорное
воспитание
детей
раннего
возраста
направлено
на
формирование полноценного восприятия окружающей действительности,
служит основой познания мира, первой ступенью которого является
чувственный опыт.
Для
развития
познавательных
процессов
(воображения,
памяти,
наблюдательности, восприятия, сообразительности, скорости мышления и
т.д.) необходимы дидактические игры.
В них ребенок закрепляет свои знания, совершенствует умения
использовать эти знания при решении различных задач.
Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а
возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться
результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством
активной, интересной для них деятельности – отличительная особенность
дидактических игр.
1
Следовательно, можно с уверенностью утверждать, что ведущей
формой сенсорного воспитания являются дидактические игры.
Все вышеизложенное говорит об актуальности выбранной темы
исследования.
Объект исследования – сенсорное развитие детей раннего возраста.
Предмет исследования – дидактическая игра как средство сенсорного
развития детей раннего возраста.
Цель исследования – раскрытие возможностей дидактических игр в
формировании сенсорных способностей детей третьего года жизни.
В первую очередь мною было рассмотрено основное понятие данной
работы: дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего
возраста.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное
педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей
дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой
деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы
деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного
выбора, самовыражение.
Основная
особенность
дидактических
игр
–
обучающая
направленность
В дидактических играх и упражнениях надо предоставлять детям
возможность:
1) повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства,
упражнять в их узнавании и различении;
2) оформлять чувственное впечатление, уточнять названия предметов и
их характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не
только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;
3) делать первичные обобщения, группировать предметы по общим
свойствам;
2
4)
соотносить,
сравнивать
жизненные
свойства
предмета
с
имеющимися мерками, сенсорными эталонами (например, форму предметов
с геометрическими фигурами)
Видными представителями дошкольной педагогики, таким как Я.А.
Коменским, Ф. Фребелем, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеевой и
другими
были
разработаны
разнообразные
дидактические
игры
и
упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
Таким образом, дидактическая игра помогает ребенку узнать, как
устроен окружающий мир и расширить его кругозор. Дидактическая игра
направлена
на
развитие
таких
психических
процессов,
как
память,
мышление, творческое воображение. Она вырабатывает усидчивость, дает
простор для проявления самостоятельности. Дидактические игры и занятия
необходимы для умственного развития маленьких детей.
Для выявления и оценки уровня сенсорного развития детей младшего
возраста мною была проведена диагностика. Детям были предложены
задания для выявления уровня развития практической ориентировки на
форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня
развития восприятия целостного образа предмета.
Задания
предъявлялись
ребенку
сразу
для
самостоятельного
выполнения.
Предлагалось
каждому
ребёнку
вставить
фигуры
в
соответствующие
прорези;
разобрать
и
собрать
пирамиду;
раскрыть
матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все
задания должны были сопровождаться естественными жестами.
При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно,
демонстрировалось соответствующее действие, а затем ребёнок должен был
воспроизвести его. Если ребенок не справлялся, в этом случае использовался
метод совместных действий. Например, руками ребёнка вставлялись фигуры
в соответствующие прорези; собиралась пирамидка с учётом величины
колец; складывалась разрезная картинка. Вслед за этим ребёнку предлагалось
действовать самостоятельно.
3
По каждому заданию фиксировалось:
желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность
обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате
деятельности;
способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после
совместных действий, невыполнение);
результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное
соответствие, невыполнение.
Результаты исследования заносились в сводную таблицу.
В процессе наблюдения за характером выполнения указанных выше
заданий, производилась оценка уровня сенсорного развития детей раннего
возраста.
Основываясь на результатах диагностики, мы пришли к выводу о
необходимости проведения дальнейшей работы по развитию сенсорной
культуры
детей
раннего
возраста
с
помощью
дидактических
игр,
направленных на улучшение усвоения знаний о свойствах предметов.
В работе по сенсорному воспитанию детей раннего возраста я
использовала несколько вариантов дидактических игр.
1. Игры и упражнения на развитие зрительного восприятия у детей
основаны
на
практических
действиях,
требующих
опоры
на
форму
предметов. Я использовала такие игры, как «Что катится, что не катится»,
«Волшебная коробочка», «Варежки».
2. Игры и упражнения на восприятие величины которые
я
проводила параллельно с играми на восприятие формы, чтобы дети
овладевали способом проб на разном материале. Я использовала такие
игры, как «Опусти шарик в коробку», «Построй башню», «Сложи матрешку»,
«Пирамидки».
3. Игры и упражнения на восприятие цвета я проводила с
предметами, резко различающимися по цвету. Сначала дети осуществляли
выбор по образцу. Действуя с цветом, они стали запоминать и сами цвета, и
4
их названия. Однако я заметила, что бессмысленно говорить им название
цвета, если они не выделяют его зрительно, не отличают от другого. Поэтому
игры и упражнения мы строили так, чтобы ребенок вычленил цвет, как
значимый признак и выполнил задание. Только после этого он мог назвать
цвет. Я использовала такие игры, как «Оденем кукол», «Найди бантик к
платью»,
«Подбери чашки к блюдцам»,
«Посади бабочку на цветок»,
«Спрячь зайку», «Разложи грибы на полянке».
4.
Игры на ориентировку в пространстве.
В первую очередь я
обучала детей правильно различать отношения предметов и их частей по
вертикали (на, над, под), потом горизонтальные положения (рядом, около), а
в последствии справа, слева, за, перед. Я использовала такие игры как:
«Дом для матрешки», «Кто внимательный?», «Что стоит внизу, наверху,
рядом?».
5. Игры, которые помогают в развитии тактильно-двигательного
восприятия,
а также игры на различение и
узнавание, восприятие и
представление
предметов.
Кроме
того,
большое
значение
отводила
сочетанию
разных
видов
чувствительности
(зрительной,
тактильной,
двигательной).
С этой целью проводила игры на узнавание предметов на ощупь:
«Найди свою игрушку в мешочке», «Чудесный мешочек». Использовали
работу с тактильными плашками (мнемотехника), Монтессори – упражнение
«Шершавые фигуры».
6.
Дидактические игры на формирование целостного образа
предмета. Я использовали такие игры, как «Назови свою игрушку», «Что
изменилось?», «Чего не хватает?», «Отгадай-ка». Давала детям понять, что
целый предмет может состоять из отдельных частей, каждая из которых не
только имеет свою функцию, но и свою форму, величину, свое определенное
место в целом.
Работа с детьми проводилась в основном в индивидуальной форме, но
использовалась и фронтальная, и подгрупповая.
5
В результате проведенной работы у детей наметилась положительная
динамика сенсорного развития в сфере обследования предметов (появился
такой тип обследования, как примеривание, тщательнее стали обследовать
предметы); зрительного восприятия; восприятия формы, цвета, величины,
ориентировки в пространстве (лучше стали ориентироваться в групповой
комнате, на участке, на листе бумаги).
В результате использования дидактических игр сенсорного характера
было
замечено,
что
многие
малыши
научились
распознавать
цвета
предметов, выделять их характерные признаки.
Также было отмечено, что в результате проведенной работы с детьми
раннего возраста повысилась сенсорная культура детей: малыши стали более
сосредоточеннее
относиться
к
выполнению
заданий
и
стараться
анализировать свои практические действия.
Использование
дидактических
игр
стимулировало
и
развитие
психических процессов: многие дети стали более наблюдательными и
внимательными.
Таким образом, дидактическая игра является действенным средством
сенсорного развития детей раннего возраста.
6