Напоминание

Ребёнок познаёт мир


Автор: Вахромова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: филиал №1 МБДОУ №31
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Ребёнок познаёт мир
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей

«Ребенок познает мир»

Воспитатель: Вахромова Татьяна

Владимировна

У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но,

пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения

окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на

грани экологической катастрофы, что ежедневно на Земле исчезают все новые

и новые виды растений и животных; мы физически страдаем от загрязненности

воздуха, воды, почвы. Погруженные в повседневные дела и заботы, мы, к

сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не вечен, он не

может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию человека. Мы хорошо

владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем правильно

вести себя по отношению к природе.

Основы экологического воспитания должны закладываться еще в младшем

дошкольном возрасте. Необходимо интеллектуальное и творческое развитие

ребенка через специфические, выработанные человеческой культурой средства,

которыми являются условные знаки, диаграммы, схемы, планы. Они могут

использоваться для обобщения полученных знаний, их закрепления. На них

дети опираются, вспоминая те или иные события и явления. Так, посмотреть на

круговую диаграмму смены времени года, дети запомнят, сколько времен года,

что происходит в каждое из них; условный значок на полосе с книгами,

игрушками, коробочками с природным материалом покажет, что куда нужно

убирать; капелька с изображением капельки, напомнит, что и растениям нужна

вода, подскажет: «Полей меня».

Давайте подумаем вместе, как родители, самые близкие ребенку люди, могут

приобщить его к живой и неживой природе, что доступно пониманию малыша

3-5 лет в области явлений и объектов нерукотворного мира; какие средства и

методы нужно выбирать, чтобы помочь дошкольнику разобраться в таком

таинственном, загадочном и в то же время очень привлекательном мире.

Влияние природы на ребенка огромно. Дети ежедневно в той или иной форме

соприкасаются с ее объектами или явлениями: на прогулке наблюдают за

птицами и насекомыми, падающими снежинками; дома слушают стихи и

рассказы, смотрят телепередачи о животном и растительном мире Земли;

ухаживают за растениями на приусадебном участке.

Объекты

природы

привлекают

малышей

прежде

всего

красотой,

яркостью красок, разнообразием, являются источником первых, конкретных

знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Такое

общение с окружающим, с одной стороны, обогащает чувственный опыт

ребенка, с другой – будит его фантазию и способствует возникновению

различных вопросов, ответы на которые он далеко не всегда может найти

самостоятельно, без помощи взрослых. В процессе приобщения детей к миру

природы взрослому нельзя ограничиваться работой по организации познания

явлений и объектов окружающего.

Очень важно предоставить ребенку возможность не только обобщить, но

и выразить свой эмоционально-познавательный опыт. Так в движениях, танцах,

интонациях ребенок отображает свое отношение к таким явлениям природы,

как листопад, метель; имитирует повадки различных животных. Только в

сочетании этих двух сфер – познание действительности и выражение

отношения к ней – возможно развитие экологической культуры ребенка, т.е.

1

умение присваивать и использовать исторически накопленные знания и

практический опыт для осознанного отношения к миру живой и неживой

природы.

Детей 3-5 лет целесообразно знакомить с явлениями и объектами

ближайшего окружения, т.е. природой тех мест, где они живут; с растениями и

животными, живущими в парке, лесу, дома, во дворе, с сезонными явлениями

(дождь, снег, гроза…); со свойствами воды, песка и т.д. Ребенку данного

возраста важно ощутить на себе непосредственное воздействие этих объектов

или явлений: посмотреть, потрогать, понюхать, послушать, попробовать на

вкус, проэкспериментировать. При этом взрослому не следует перегружать

детей информацией, так как может привести к хаотичности знаний.

Развитию творческого познания природы способствует не совокупность

знаний о ее объектах, а представления об основных закономерностях природы.

В младшем дошкольном возрасте – это сменяемость времен года и зависимость

изменений в живой природе (т.е. в жизни растений и животных) от

меняющихся условий неживой природы.

Для того, чтобы научить малыша выделять простейшие связи в

наблюдаемых природных процессах, работу с ним можно начинать уже в 3

года. В этом возрасте мы развиваем представления об отдельных, часто

встречающихся явлениях неживой природы (учим различать день и ночь,

состояние погоды – солнечно, пасмурно, холодно, жарко, сыро; осадки – снег,

дождь; выделять свойства воды, песка), а также знакомим с объектами живой

природы (комнатными, дикорастущими растениями, дикими и домашними

животными).

При ознакомлении с объектами или явлениями природы нужно опираться

на чувственный опыт ребенка и использовать наглядность. Например, гуляя с

ребенком, вы обращаете внимание на состояние погоды («Посмотри, какая

сегодня теплая погода. Светит солнышко, ему радуются птички, бабочки,

цветочки. И нам с тобой весело гулять»). Если пошел дождь, можно

предложить ребенку подставит свои ладошки и таким образом он почувствует

холодный дождь (осенью) или теплый (летом).

Особенностью детей младшего дошкольного возраста является в том, что

они проявляют заинтересованное и заботливое отношение только к тем

объектам и явлениям природы, которые вызывают у них положительные

эмоции. Положительный эмоциональный настрой зависит от организации

работы с детьми (наблюдения, чтение книг, игры, простейшие опыты, беседы и

т.п.) привлечь внимание ребенка к тем или иным средствам и способам

познания окружающего может любой сказочный персонаж, например старичок-

лесовичок. Этот персонаж будет приходить в гости к ребенку и приглашать его

на прогулку в парк или лес, приносить разнообразный природный материал

(плоды, семена, камушки, ветки деревьев, ракушки, перья птиц,…) если вы

ненадолго вернетесь в свое детство, то несомненно вспомните, как делали бусы

из рябины, причудливых человечков из желудей и шиповника, забавных

зверюшек из початок кукурузы, орехов, семян деревьев…

Изготовление поделок не только сближает малыша с природой, но и дает

радость созидания, творчества. Дети рассматривают материал, ощупывают,

2

исследуют его. Таким образом, развивается восприятие ребенка: он начинает

различать форму, цвет и другие свойства предметов, например: грецкие орехи

круглые, светло-коричневые, твердые с шершавой поверхностью; кукурузный

початок овальный, желтый, с блестящими зернами. Работа с природным

материалом

развивает

мышление,

внимание

ребенка:

он

рассматривает

сделанный вами образец поделки, анализирует из каких частей состоит и из

чего ее можно сделать, продумывает, какой дополнительный материал

используется.

Не

забудьте

вместе

с

лесовичком

похвалить

малыша,

полюбоваться сделанной игрушкой. Это вызовет у него желание выполнять

новые, более сложные поделки, поможет преодолеть трудности, развитию

таких качеств, как настойчивость, умение доводить начатое до конца.

Что

еще

доступно

пониманию

ребенка

3

лет?

Очевидно,

это

представления о растениях и животных ближайшего окружения. Знакомясь с

растениями парка, леса, сквера, дети учатся отличать деревья от травянистых

растений (у деревьев – толстые и прочные стволы, у трав – тонкие и гибкие

стебли, они легко гнутся и ломаются). Обратите внимание на разнообразную

форму листьев, на окраску, запах цветов. Прочтите ребенку небольшое

стихотворение, загадайте загадки о тех деревьях и кустах, которые встретились

на прогулке.

Иногда старичок-лесовичок будет присылать ребенку посылки с книгами.

Яркий, образный язык произведений создает у детей определенное настроение,

повышает познавательный интерес к природе. В сказках, стихах Б.Житкова,

А.Барто, С.Маршака, Е.Чарушина эмоционально живо описаны сценки из

жизни знакомых детям животных (собака, кошка, воробей…). Наблюдая за

животными, дети трех лет в основном выделяют у них один-два отличительных

признака (у зайца – длинные уши, у ежа – иголки, у кошки – мягкая шерсть и

пушистый хвост). Взрослый может помочь увидеть и узнать гораздо больше о

внешнем виде, повадках животных, их значении для человека. Для малыша это

первый шаг не только к расширению кругозора, но и к развитию логического

мышления. Для взрослого очевидно, какие животные дикие, какие – домашние.

Маленький человечек еще не владеет этой сложной операцией, не знает, на что

ему опереться: на внешний вид, на повадки, на цвет. Да и о самих этих

животных он имеет смутное представление. Как же помочь ему?

Одним из наиболее привычных способов является – чтение детской

литературы. Особенно хороши и красочные книжки:»На нашем дворе»

Е.Чарушина, «Васька», «Петушок с семьей», «Уточки» К.Ушинского. но нельзя

ограничиться только чтением, проводятся с детьми игры-занятия, беседы о

животных. Домашние животные поселятся в одном домике и придумайте

значок домика. Он может иметь такой вид:

Знакомство с дикими может проходить по той же схеме: чтение

литературы, беседы, отгадывание загадок и обобщение. Чтение «Бобровый

пруд», «Ёж», «Что за зверь?» Е.Чарушина. Загадки должны быть простыми,

описывающими внешний вид и некоторые повадки животных. Условное

обозначение диких животных должно опираться на особенности их проживания

(в лесу). Условное обозначение:

3

Свои впечатления от услышанного дети отражают в играх, представляя

себя то веселыми белочками, то пугливыми зайчиками, то ласковыми котятами.

Экспериментирования,

так

же

как

и

игра,

являются

наиболее

естественными

путями

познания

в

дошкольном

возрасте.

Наиболее

привлекательными для детей являются опыты с водой. Принесите миску,

наполненную водой, разложите разнообразные предметы: гвоздик, палочку,

деревянный брусок, монетку. Предложите игру «Кто умеет плавать?» Не

забывайте задавать наводящие вопросы, которые помогут малышу сделать

вывод.

Уже в три года дети видят сезонные изменения в природе (зимой –

холодно, идет снег; летом – жарко, ярко светит солнце…). При знакомстве

малышей с особенностями сезонов также нужно опираться на чувственный

опыт (холодной ветреной зимой дети и взрослые надевают меховые шапки и

теплые пальто; дождливой осенью берут зонты…)

Таким образом, знакомя трехлетнего ребенка с природой, мы обогащаем

его личный опыт, предоставляя его вниманию новые впечатления в процессе

организованной предметно-чувственной и игровой деятельности.

Литература:

С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду»

С.Н.Николаева «Юный эколог» - программа.

С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры в детском саду».

4



В раздел образования