Напоминание

О некоторых подходах к оценке профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа


Автор: Цапля Светлана Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ СО "НТПК № 1"
Населённый пункт: город Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: О некоторых подходах к оценке профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Цапля Светлана Николаевна,

преподаватель ГАПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж № 1»

О некоторых подходах к оценке профессиональных компетенций

студентов педагогического колледжа

Переход

среднего

профессионального

образования

на

новые

федеральные

стандарты

влечёт

изменение

подходов

к

оценке

профессиональных компетенций студентов. Остановимся на описании

нашего

опыта

оценки

профессиональных

компетенций

студентов,

обучающихся по специальности 050146 Преподавание в начальных классах.

Как известно, в структуру компетенции входят практический опыт,

умения и знания. Оценка осуществляется в процессе освоения студентами

учебных

дисциплин,

междисциплинарных

курсов,

прохождения

педагогической

практики

и

других

видов

работ.

Поскольку

нами

осуществляется профессиональная подготовка будущих учителей начальных

классов, то и в образовательном процессе колледжа мы используем

некоторые подходы к оценке результатов начального общего образования.

По нашему глубокому убеждению только то, что пережито лично, может

быть присвоено, осознано, понято и эффективно использовано в дальнейшей

профессиональной деятельности.

Система оценивания в начальном общем образовании строится на

основе следующих принципов [1, с. 31]

1.Оценивание является постоянным процессом, естественным образом

интегрированным в образовательную практику.

2.Оценивание

может

быть

только

критериальным.

Основными

критериями

оценивания

выступают

ожидаемые

результаты,

соответствующие учебным целям.

3.Оцениваться

с

помощью

отметки

могут

только

результаты

деятельности ученика, но не его личные качества.

4.Оценивать можно только то, чему учат.

5.Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее

известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими

совместно.

6.Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся

включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и

привычку к самооценке.

Нельзя

не

согласиться,

что

описанные

принципы

являются

общепедагогическими, следовательно, и профессиональное педагогическое

образование может строиться в соответствии с ними.

В системе оценивания начальной школы используются:

экспертные и объективизированные методы оценивания;

оценивание процесса и результатов образования;

разнообразные формы и инструментарий оценивания;

интегральная оценка, в том числе – портфолио, выставки, презентации;

дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения.

При этом источниками информации для оценивания служат:

работы учащихся;

индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе

выполнения работ;

статистические данные;

результаты

тестирования

(результаты

устных

и

письменных

проверочных работ).

самоанализ и самооценка обучающихся.

В

качестве

инструментов

оценивания

выступают

критериальные

описания, эталоны, памятки, линейки достижений.

Практически все указанные методы, формы и инструментарий оценки

применяются нами и в педагогическом колледже. Приведём примеры.

Критериальные описания используются:

1.

В процессе наблюдения педагогической деятельности студентов на

практике.

Таблица № 1

Лист оценки уровня сформированности профессиональных компетенций на

практике пробных уроков и занятий

Код и название

профессиональной

компетенции

Показатели оценки

Критерии оценки

ПК 1.1. Определять

цели и задачи,

планировать уроки.

1. Определяет цель, задачи и результаты

урока

Шкала

оценивания:

0 баллов –

компетенция

выражена слабо;

1 балл –

компетенция

выражена частично;

2 балла –

компетенция

выражена

2. Подбирает и использует необходимые для

подготовки урока методическую литературу

и другие источники информации

3. Планирует урок с учётом особенностей

учебного предмета

4. Планирует урок с учётом особенностей

возраста обучающихся

5. Планирует

урок

в

соответствии

с

санитарно-гигиеническими нормами

достаточно.

Перевод баллов в

отметку:

От 38 до 42 – «5»

От 30 до 37 – «4»

От 21 до 29 – «3»

От 0 до 20 - «2»

6. Оформляет конспект урока в соответствии

с методическими рекомендациями

7. Разрабатывает

(подбирает)

учебно-

методическое сопровождение урока

8. Своевременно

заверяет

конспект

у

учителя и руководителя практики

ПК 1.2. Проводить

уроки.

1. Доводит

цель

и

задачи

учебной

деятельности

до

обучающихся

в

соответствии с этапом урока

2. Использует

целесообразные

средства,

методы и формы организации учебной

деятельности обучающихся на уроке

3. Демонстрирует разнообразные способы

мотивации детей к учебной деятельности на

уроке

4. Устанавливает

педагогически

целесообразные

взаимоотношения

с

обучающимися

5. Использует в педагогическом процессе

учебно-методическое сопровождение урока

6. Соблюдает нормы и правила русского

языка

в

устной

и

письменной

речи,

каллиграфически

выполняет

записи

на

доске

7. Соблюдает

санитарно-гигиенические

нормы

проведения

урока,

технику

безопасности на уроке

8. Владеет содержанием обучения

ПК 1.3.

Осуществлять

педагогический

контроль, оценивать

процесс и

результаты

обучения.

1. Оценивает

процесс

и

результаты

деятельности обучающихся на уроке

2.

Подводит

итоги

работы

детей

в

соответствии с этапом урока

ПК 1.4.

Анализировать

уроки.

1. Осуществляет

самоконтроль

при

проведении урока

2. Анализирует

урок

для

установления

соответствия содержания, средств, методов,

форм организации и контроля учебной

деятельности обучающихся поставленным

целям и задачам

3. Принимает

решения

по

коррекции

и

совершенствованию

педагогической

деятельности

2.

При

оценке

работ

проектировочного

характера

по

темам

«Составление проверочной работы по окружающему миру для учащихся

начальной школы», «Составление плана изучения понятия», «Составление

плана экскурсии», «Разработка и защита модели уголка природы в учебном

кабинете» и пр.

Показатели и критерии оценки подобных работ вырабатываются, как

правило, в совместной деятельности студентов и педагога.

Таблица № 2

Лист оценки уровня сформированности профессиональных умений студентов

по теме «Разработка и защита модели уголка природы в учебном кабинете»

п/п

Ф. И. О.

студентов,

проверявш

их работу

Ф. И. О.

студентов,

выполнивш

их работу

Показатели оценки

Оценка

Правильн

ость

определе

ния задач

Соответств

ие

структуры

уголка

требования

м

Креативн

ость

Обоснова

нность

выбора

объектов

уголка

Итого

балло

в

Ито

гова

я

отм

етка

Памятки позволяют нам организовывать и оценивать самостоятельную

работу студентов по проектированию, подготовке и защите различного вида

методической продукции - конспектов, проверочных работ, педагогической

характеристики, моделей и пр.

Эталоны помогают при оценке такой профессиональной компетенции ,

как

ПК

1.5.

«Вести

документацию,

обеспечивающую

обучение

по

программам

начального

общего

образования».

В

качестве

таковых

используются журналы учёта успеваемости и посещаемости, лучшие работы

студентов педагогического колледжа за прошлые года, конспекты уроков,

разработанные авторами УМК. Студенты при выполнении данного вида

работ, например, заполняют модель классного журнала.

Анализируя полученный опыт, можно сделать вывод, что использование

разнообразных методов, форм и инструментария оценки начального общего

образования позволяет оценивать качество образования студентов более

объективно. При этом формирование профессиональных компетенций

будущих

учителей

начальных

классов

происходит

в

практической

деятельности. Это придаёт результатам профессионального образования

осознанный

характер,

способствует

значимости

дальнейшего

профессионального самосовершенствования.

Список литературы:

1.

Логинова,

О.

Б.

Разработка и апробация технологии достижения

планируемых результатов освоения программ начальной школы по

предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий

мир».

2.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе.

Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А.

Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М. :

Просвещение, 2009. — 216 с.

3.

Колычева, М. В. Опыт внедрения оценки общих и профессиональных

компетенций выпускников на государственной итоговой аттестации. / М.

В. Колычева, Е. Г. Татаринова.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники