Автор: Якимова Нина Шариповна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ МО г. Нягань д/сад №8 "Росинка" Населённый пункт: ХМАО г. Нягань Наименование материала: Статья для воспитателей и родителей Тема: Этот волшебный мир сказки Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального
образования город Нягань «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей №8
«Росинка»
Статья для воспитателей и родителей.
«Этот волшебный мир сказки»
Подготовила:
Якимова Н.Ш. – воспитатель первой
Квалификационной категории
Нягань 2016
Если педагог с народными произведениями методически грамотно, если он сознательно
выбирает приемы, адекватные возрастным возможностям малышей, то у них происходит
постепенное формирование образного, художественного восприятия сюжетов, более
широких по объему глубоких по содержанию. Это позволяет педагогам начинать
знакомство детей ещё одним видом устного народного творчества – сказкой.
Выразительно, с притягательной силой, в доступной для ребенка форме сказки
раскрывают исторически сложившиеся национальные и общечеловеческие ценности.
Знакомя ребенка со сказкой, взрослый должен задуматься: что же лежит в основе ее
содержания, с какой целью она создана первым автором (чему – то научить, удивить или
позабавить)? Для практической работы педагогу необходимы знания по фольклористике
народной сказки, чтобы методически грамотно раскрыть детям богатство национальной
культуры.
Среди различных жанров разновидностей сказки фольклористы выделяют три
разновидности: бытовые, волшебные и сказки о животных.
Бытовые сказки. Уже само название говорит, что посвящены они житейской тематике,
что в основе их содержания - семейные или социально - бытовые отношения людей
(животные не действуют, но если вводятся в контекст, то только в реальном виде, не
обладая никакими качествами и признаками). Действие обычно происходит в избе, на
огороде, в деревне, в поле, в лесу. Но вот что главное: именно с бытовой сказки и
начинается ознакомление самых маленьких детей с этим жанром («Курочка Ряба», «Репка»
и др.)
Волшебные сказки. Изобилуют они чудесами, различными превращениями и носят
волшебно – приключенческий характер («Иван –Царевич и серый волк», «Лягушка –
царевна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др.). Особенность всех волшебных
сказок: герои или поздно в открытой или в скрытой форме обязательно вступают в
определенные взаимоотношения с волшебными, чудесными силами. Это дает почву для
развития фантастического сюжета. В этом и главный интерес волшебной сказки. Как
правило, волшебные сказки еще не доступны для восприятия детей раннего возраста
(конец второго и третьего года жизни) в силу конкретности их мышления и отсутствия
развитого воображения, а, следовательно, возможности «откликнуться» на волшебство.
Любимыми они станут уже в дошкольную пору, на пятом – седьмом году жизни.
Сказки о животных существенно отличаются от других видов сказочного жанра, потому
что главные герои – звери и птицы – наделены человеческими чертами и действуют как
люди. Произведения для самых маленьких и составляют в основном именно
разновидность сказки («Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Снегурушка и
лиса», «Маша и медведь», «Лиса, заяц и петух», «Кот, лиса и петух» и многие другие).
Познавательная ценность и воспитательное значение первых сказок для самых
заключается в усвоении ими простейших жизненных взаимосвязей, ориентированных
взрослым на положительное начало, которое должно присутствовать в любом сказочном
сюжете. Сказка должна преподноситься в светлых тонах, при этом ярко выделяются
позитивные, положительные моменты, негативные стороны как преодолимые на фоне
действенного, доброго восприятия мира ребенка. Ребенка нельзя сталкивать с
безысходностью, с непреодолимой несправедливостью, у него не должно возникать
чувство страха и подавленности. Можно ли радоваться тому, что мышка разбила золотое
яичко, лиса съела колобка, а медведь раздавил теремок? Но педагог может выйти из этих
щекотливых ситуаций, подчеркнув: курочка принесет деду и бабе яичко, звери построят
домик еще крепче и краше, а колобок вновь окажется на окошке, как только баба замесит
тесто и испечет его.
Сказка должна нести радостное оптимистическое восприятие мира. Мастерство педагога –
это умение раскрыть произведение так, чтобы свет и тепло его озарили сердце ребенка,
чтобы сказка подспудно готовила ребенка к жизни, воспитывала добрые чувства,
побуждала к положительным поступкам, действиям. Так воспитывается оптимизм, умение
действенно преодолевать трудности, творить добро.
Утверждению доброго начала в сказках для самых маленьких способствует
копозиционное построение произведения, когда педагог неоднократно возвращает детей к
обыгрыванию какого - то центрального эпизода. Сказки с повторяющимися эпизодами – с
нарастанием напряжения, усложнением действия – специалисты называют
кумулятивными.
Кумуляция не бессодержательна, она имеет педагогическую направленность: сказки с
повторами содействуют пониманию и запоминанию. В них много действия, движения,
«процессуальности», энергии, т.е.того, что необходимо детям. Достоинством сказок для
маленьких можно считать и насыщенность диалогической речью, что особенно полезно
для детей третьего года жизни, когда они овладевают грамматическими формами родного
языка. Часто проза перемежается с небольшими песенками, которые повторяются в
эпизодах и эмоционально обогащают восприятие.
Комическое содержание сказок о животных просто веселит, но взрослый должен уметь
раскрыть его. Ребенка может огорчить любой пустяк, но столь же легко и утешить.
Чувства, вызываемые сказкой, столь же ярки и настойчивы, как эмоции у маленького
ребенка. Очень хорошо подчеркнул особенности сказки для маленьких исследователь –
фольклорист В.П.Аникин: «Резкое разграничение света и тени, положительного и
отрицательного также в природе детской сказки. У ребенка никогда не возникает
сомнения, как отнестись к тем или иным персонажам: петух – герой, лиса –коварная, волк
– жадный, медведь – глупый. Это не примитивность подачи жизненного материала, а та
необходимая простота, которая усваивается ребенком прежде, чем он будет готов
воспринимать сложные вещи.
Художественная литература:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку
дошкольников. 3-е изд., – М.: Академия, 2000. – 400 с.
2. «Знакомство детей с русским народным творчеством» И Т.А. Бударина, О.Н. Крепанова,
А.С. Куприна, О.А. Маркеева.
3. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. –
М.: Линка-пресс, 2003.
4. В.Маркова, Л. Трегубова. Только книга может обогатить мир ребенка. //Дошкольное
воспитание. -2009. №6. -С.62-69.