Напоминание

Этот волшебный мир сказки


Автор: Якимова Нина Шариповна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО г. Нягань д/сад №8 "Росинка"
Населённый пункт: ХМАО г. Нягань
Наименование материала: Статья для воспитателей и родителей
Тема: Этот волшебный мир сказки
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей №8 «Росинка»
Статья для воспитателей и родителей.

«Этот волшебный мир сказки»
Подготовила: Якимова Н.Ш. – воспитатель первой Квалификационной категории Нягань 2016
Если педагог с народными произведениями методически грамотно, если он сознательно выбирает приемы, адекватные возрастным возможностям малышей, то у них происходит постепенное формирование образного, художественного восприятия сюжетов, более широких по объему глубоких по содержанию. Это позволяет педагогам начинать знакомство детей ещё одним видом устного народного творчества – сказкой. Выразительно, с притягательной силой, в доступной для ребенка форме сказки раскрывают исторически сложившиеся национальные и общечеловеческие ценности. Знакомя ребенка со сказкой, взрослый должен задуматься: что же лежит в основе ее содержания, с какой целью она создана первым автором (чему – то научить, удивить или позабавить)? Для практической работы педагогу необходимы знания по фольклористике народной сказки, чтобы методически грамотно раскрыть детям богатство национальной культуры. Среди различных жанров разновидностей сказки фольклористы выделяют три разновидности: бытовые, волшебные и сказки о животных.
Бытовые сказки.
Уже само название говорит, что посвящены они житейской тематике, что в основе их содержания - семейные или социально - бытовые отношения людей (животные не действуют, но если вводятся в контекст, то только в реальном виде, не обладая никакими качествами и признаками). Действие обычно происходит в избе, на огороде, в деревне, в поле, в лесу. Но вот что главное: именно с бытовой сказки и начинается ознакомление самых маленьких детей с этим жанром («Курочка Ряба», «Репка» и др.)
Волшебные сказки.
Изобилуют они чудесами, различными превращениями и носят волшебно – приключенческий характер («Иван –Царевич и серый волк», «Лягушка – царевна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др.). Особенность всех волшебных сказок: герои или поздно в открытой или в скрытой форме обязательно вступают в определенные взаимоотношения с волшебными, чудесными силами. Это дает почву для развития фантастического сюжета. В этом и главный интерес волшебной сказки. Как правило, волшебные сказки еще не доступны для восприятия детей раннего возраста (конец второго и третьего года жизни) в силу конкретности их мышления и отсутствия развитого воображения, а, следовательно, возможности «откликнуться» на волшебство. Любимыми они станут уже в дошкольную пору, на пятом – седьмом году жизни.
Сказки о животных
существенно отличаются от других видов сказочного жанра, потому что главные герои – звери и птицы – наделены человеческими чертами и действуют как люди. Произведения для самых маленьких и составляют в основном именно разновидность сказки («Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Снегурушка и лиса», «Маша и медведь», «Лиса, заяц и петух», «Кот, лиса и петух» и многие другие). Познавательная ценность и воспитательное значение первых сказок для самых заключается в усвоении ими простейших жизненных взаимосвязей, ориентированных взрослым на положительное начало, которое должно присутствовать в любом сказочном сюжете. Сказка должна преподноситься в светлых тонах, при этом ярко выделяются позитивные, положительные моменты, негативные стороны как преодолимые на фоне действенного, доброго восприятия мира ребенка. Ребенка нельзя сталкивать с безысходностью, с непреодолимой несправедливостью, у него не должно возникать чувство страха и подавленности. Можно ли радоваться тому, что мышка разбила золотое яичко, лиса съела колобка, а медведь раздавил теремок? Но педагог может выйти из этих щекотливых ситуаций, подчеркнув: курочка принесет деду и бабе яичко, звери построят
домик еще крепче и краше, а колобок вновь окажется на окошке, как только баба замесит тесто и испечет его. Сказка должна нести радостное оптимистическое восприятие мира. Мастерство педагога – это умение раскрыть произведение так, чтобы свет и тепло его озарили сердце ребенка, чтобы сказка подспудно готовила ребенка к жизни, воспитывала добрые чувства, побуждала к положительным поступкам, действиям. Так воспитывается оптимизм, умение действенно преодолевать трудности, творить добро. Утверждению доброго начала в сказках для самых маленьких способствует копозиционное построение произведения, когда педагог неоднократно возвращает детей к обыгрыванию какого - то центрального эпизода. Сказки с повторяющимися эпизодами – с нарастанием напряжения, усложнением действия – специалисты называют кумулятивными. Кумуляция не бессодержательна, она имеет педагогическую направленность: сказки с повторами содействуют пониманию и запоминанию. В них много действия, движения, «процессуальности», энергии, т.е.того, что необходимо детям. Достоинством сказок для маленьких можно считать и насыщенность диалогической речью, что особенно полезно для детей третьего года жизни, когда они овладевают грамматическими формами родного языка. Часто проза перемежается с небольшими песенками, которые повторяются в эпизодах и эмоционально обогащают восприятие. Комическое содержание сказок о животных просто веселит, но взрослый должен уметь раскрыть его. Ребенка может огорчить любой пустяк, но столь же легко и утешить. Чувства, вызываемые сказкой, столь же ярки и настойчивы, как эмоции у маленького ребенка. Очень хорошо подчеркнул особенности сказки для маленьких исследователь – фольклорист В.П.Аникин: «Резкое разграничение света и тени, положительного и отрицательного также в природе детской сказки. У ребенка никогда не возникает сомнения, как отнестись к тем или иным персонажам: петух – герой, лиса –коварная, волк – жадный, медведь – глупый. Это не примитивность подачи жизненного материала, а та необходимая простота, которая усваивается ребенком прежде, чем он будет готов воспринимать сложные вещи.
Художественная литература: 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. 3-е изд., – М.: Академия, 2000. – 400 с. 2. «Знакомство детей с русским народным творчеством» И Т.А. Бударина, О.Н. Крепанова, А.С. Куприна, О.А. Маркеева. 3. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-пресс, 2003. 4. В.Маркова, Л. Трегубова. Только книга может обогатить мир ребенка. //Дошкольное воспитание. -2009. №6. -С.62-69.


В раздел образования