Напоминание

" Книга твой друг, без нее, как без рук."


Автор: Елена Викторовна Брыкова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС компенсирующего вида №37
Населённый пункт: Пензенская область г. Кузнецк
Наименование материала: Конспект организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста.
Тема: " Книга твой друг, без нее, как без рук."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №37

города Кузнецка

( МБДОУ ДС №37 г. Кузнецка)

Конспект организованной образовательной деятельности

в группе компенсирующей направленности

для детей с тяжелыми нарушениями речи

по ознакомлению с окружающим миром на тему:

« Книга твой друг, без нее, как без рук».

Подготовила:

Брыкова Елена Викторовна

воспитатель МБДОУ ДС № 37 г. Кузнецка

Возрастная группа:

Старший дошкольный возраст

Тема недели:

« Растим читателя»

Целевой ориентир:

Развитие и закрепление устойчивого интереса детей к книге,

воспитание любви к художественному слову на примере изучения

творчества С. Я Маршака.

Задачи:

Образовательные:

Уточнить, систематизировать, обобщить знания детей о библиотеке

как о центре хранения книг, созданных писателями и поэтами;

Упражнять в установлении многообразных связей в произведении,

проникать в авторский замысел.

Знакомить с фрагментами нового произведения С. Я. Маршака

« Пудель»

Развивающие:

Совершенствовать словесно-лексическое мышление на материале

пословиц и поговорок.

Развивать кругозор детей.

Стимулировать сопереживания персонажам художественных

произведений.

Развивать навык синхронизации речи с движением.

Воспитательные:

Воспитывать культуру речевого общения, положительное

отношение к процессу познания, навык самоорганизации.

Технические

средства обучения

и ИКТ:

Интерактивная доска. Мультимедийная система,

слайд-шоу « Книга твой друг, без нее, как без рук», ноутбук.

Материал:

Три книги ( для ремонта)

Интеграция

областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», « Социально-

коммуникативное развитие», « Художественно—эстетическое

развитие», « Физическое развитие»

Предварительная

работа:

Чтение и просмотр книг С. Я. Маршака « Детки в клетки», « Вот

какой рассеянный», « Багаж», « Рассказ о неизвестном герое»,

« Двенадцать месяцев», « Книжка про книжку», « Мяч».

Разучивание пословиц о книге и правил бережного отношения к

книгам, беседа о библиотеке.

Этапы

занятия

Цели этапа

Содержание деятельности педагога

Содержание

деятельности и

ожидаемые

ответы детей

.Организа

ционный

момент

Задачи: Введение в

тему занятия,

создания

положительного

настроя,

активизация словаря.

1.Двое детей сидят, рассматривают

книгу.

( Воспитатель привлекает внимание

детей).

- Ребята, посмотрите какую красивую,

большую книгу принесла Катя в

группу. Как она называется?

- Мы с вами сегодня совершим

путешествие, а чтобы узнать куда –

надо отгадать загадку:

Снаружи смотришь – дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нем,

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными

И Черномор, и князь Гвидон,

И добрый дед Мазай:

Как называется этот дом

Попробуй, отгадай?

Проходите, ребята в библиотеку. Кто

из вас уже был в библиотеке?

Как называется человек, который

здесь работает?

(Катя называет

название книги.)

Библиотека.

( слайд1:

библиотека)

Библиотекарь.

Основная

часть

Цель:

Обобщить знания

детей о библиотеке,

как о центре

хранения книг.

В библиотеку можно записаться,

взять интересную книгу домой и

почитать, а можно почитать и

посмотреть ее в читальном зале.

Библиотека – это центр хранения

книг. Любой человек может

бесплатно взять книгу почитать

домой и вернуть ее обратно. Книги

стоят аккуратно на полочках и ждут

Цель:

Упражнять в

установлении

многообразных

связей в

произведении,

проникать в

авторский замысел.

Цель:

Совершенствовать

словесно –

лексическое

мышление на

материале пословиц.

своих читателей.

( слайд 2 : портрет С.Я. Маршака в

библиотек)

Ребята, я вижу в библиотеке чей-то

портрет. Как вы думаете, кто

изображен на портрете?

Правильно - это С.Я. Маршак –

детский писатель. Его книги знаете

вы, знают ваши мамы и папы и даже

бабушки и дедушки. С детства всем

известны его стихи и сказки. Какие

произведения С.Я Маршака знаете

вы?

С.Я .Маршак давал своим

произведениям яркие названия, из

которых легко можно узнать- о чем

расскажет книга. Как вы думаете,

чему можно научиться, прочитав

книгу:

« Детки в клетке»?

« Круглый год»?

« Разноцветная книга»?

Воспитатель:

Люди всегда ценили книгу. Про них

было придумано много пословиц и

поговорок. А пословицы и поговорки

– это народная мудрость, к которой

всегда надо прислушиваться.

Какие, вы знаете пословицы о книге?

( Ответы детей)

« Детки в

клетки»,

« Вот какой

рассеянный»,

«Двенадцать

месяцев», «

Сказка о глупом

мышонке»

и т. д.

-О животных, чем

они питаются и

т.д.

- О времени года,

об изменениях в

природе и т.д.

- Узнавать цвета

и т.д.

« Книга твой

друг, без нее как

Цель: Закрепить

знания детей о

произведениях С. Я

Маршака.

Как вы, понимаете эти слова?

(голос с экрана)

-Ой-ой, помогите мне! Что за шутки!

Еду я вторые сутки, а приехал я

назад, а приехал в Ленинград!

Воспитатель: Ребята, кто это?

Почему, человека называют

рассеянным?

( голос с экрана)

- У меня есть вопросы, и я никак не

могу на них ответить, помогите мне.

Воспитатель: Поможем. Слушаем,

твои вопросы.

( Игра: « Найди правильный ответ.»)

Куда сдавала дама свои вещи в

произведении « Багаж»?

( на почту, в багаж, в магазин)

Во что играл мышонок с

кошкой в произведении

« Сказка об умном мышонке»?

( в прятки, в жмурки, в

чехарду)

Кого спас неизвестный герой в

произведении « Рассказ о

неизвестном герое»?

( девочку, мальчика, собачку)

без рук».

« Хлеб питает

тело, а книга

разум»

( ответы детей)

Дети:

Человек

рассеянный, с

улицы Бассейной.

( слайд 3: Человек

рассеянный)

Он

невнимательный,

забывчивый и

т. д…

Дети:

- В багаж.

- Мышонок играл

в жмурки.

- Герой спас

Цель: Формировать

навык синхронизации

речи с движениями.

Какой братец – месяц из сказки

« Двенадцать месяцев» подарил

девушке кольцо?

( март, апрель, май)

(Голос с экрана)

- Спасибо, ребята, за помощь, до

свидания!

( слайд 4: обложка книги « Мой

веселый звонкий мяч»)

Воспитатель: У меня есть любимое

стихотворение С. Я Маршака, я

помню его с детства, и вы его тоже

знаете.

« Мой веселый звонкий мяч»

Мне, кажется, стихотворение зовет

нас поиграть, вставайте, ребята, в

круг.

( Физкультминутка)

Мой веселый, звонкий мяч

Ты куда помчался вскачь

Желтый, красный, голубой

Не умчаться за тобой

Я тебя ладонью хлопал

Ты скакал и громко топал

Воспитатель: Труд писателя не

простой, но очень интересный. Не

хотите ли и вы попробовать стать

поэтами?

Ребята, я начну читать вам новое

стихотворение

С.Я. Маршака « Пудель», а вы

попробуете добавить последнее слово

в предложении.

девочку.

- Месяц апрель.

( прыжки на двух

ногах)

(Прыжки с

чередованием

прыжков на левой

ноге и на правой)

( хлопки в

ладоши)

( топают

ногами)

Цель: Формировать

чувство рифмы и

ритма.

( Игра «Доскажи словечко»)

На свете старушка

Спокойно жила,

Сухарики ела и кофе………

Старушка сказала:

- Открою буфет

И косточку пуделю дам на ….

Подходит к буфету,

На полку глядит,

А пудель на блюдце

В буфете………

Старушка бежит

И зовет докторов.

Приходит обратно,

А пудель……..

Воспитатель: А чем закончилась

история про пуделя, мы узнаем в

следующий раз.

Нам пора вернуться в библиотеку.

Ой,что это ребята? Что случилось с

книгами?

( слайд 5: книги рваные, грязные)

Давайте у них спросим.

( голос с экрана)

- У Скворцова Гришки

Жили – были книжки

Грязные, лохматые

Рваные, горбатые

Без конца и без начала

Переплеты – как мочала

На листах – каракули

Книжки горько плакали

Дрался Гришка с Мишкой

Замахнулся книжкой

Дал разок по голове –

Вместо книжки стало две…

Воспитатель: Мне жалко эти книги.

Дети:

…( пила)

…(обед)

...(сидит)

…( здоров)

Дети: Что с вами

случилось?

3.Заключи

тельная

часть

Цель: Упражнять в

подборе слов,

противоположных

по значению.

Цель: Закрепить

правила обращения с

книгой.

Давайте превратимся с вами в добрых

волшебников и попробуем спасти их.

Поиграем в игру « Скажи наоборот»

Книги были грязные – пусть

будут …….

Книги были рваные – пусть

будут………

Книги плакали – теперь

пусть…….

Читатели были злые –

станут…….

Воспитатель: Добрые читатели знают

правила обращения с книгами. Я

предлагаю вспомнить их:

Воспитатель: Как можно помочь этим

книгам?

Ребята, у нас тоже есть несколько

книг, которые требуют ремонта. Вот

они. Я предлагаю вам вечером

« полечить» их, и они снова будут

красоваться на наших полках.

..чистые

…целые

..смеются

..добрые

Дети:

Книгу нельзя

брать грязными

руками или

класть на грязный

стол.

Перед тем, как

перевернуть

страницу, не

следует лизать

палец, т. к. от

этого страница

портится.

Перелистовать

страницу нужно

только за верхний

угол.

Нельзя читать и

смотреть книги во

время еды.

Их нужно

отправить в

книжную

мастерскую, там

их заклеят.

Цель: Подведение

итогов занятия.

Пришло время прощаться нам с С.Я.

Маршаком. Он оставил нам свое

пожелание, послушайте его.

( слайд 6: портрет С.Я. Маршака)

« Пожелание друзьям»

Желаю вам цвести, расти.

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я

Друзьям всего хорошего

А все хорошее друзья, дается нам

недешево! С.Я. Маршак.

Воспитатель:

Ребята, что мы с вами можем

ответить Самуилу Яковлевичу?

За что?

Спасибо писателю за такие

прекрасные книги!

Дети:

Сказать

« Спасибо».

( развернутые

ответы детей)



В раздел образования