Авторы: Сиденкова Людмила Александровна, Гафурова Сирина Юсуповна
Должность: Воспитатель,воспитатель
Учебное заведение: МОУ Центр развития ребенка 1 Дзержинского района
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Закаливание в ДОУ-как основа здоровья!"
Раздел: дошкольное образование
Закаливание в ДОУ – как основа здоровья!
С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными
средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода.
На сегодняшний день тема здоровья и его сохранение является очень актуальной.
Поэтому сотрудники детского сада, заботясь о здоровье детей в детском саду, активно
привлекают родителей в совместную эффективную деятельность.
Всем известно, что закаливание очень полезно для детского организма.
- Эти процедуры способны повысить защитные силы организма, увеличить стойкость к
инфекциям и перепадам температур. А поскольку большую часть времени малыши
проводят в коллективе, то закаливание детей в детском саду является обязательной мерой.
Основной целью закаливания малышей в детском саду является оздоровление и
профилактика простудных и инфекционных заболеваний. Закаливание можно проводить
только при положительном отношении ребенка к процедуре. Также необходимо
учитывать состояние здоровья ребенка, особенности его высшей нервной деятельности.
Более осторожно проводить закаливание ослабленных и часто болеющих детей. -
Воспитатели детского сада проводят большую оздоровительную работу.
Одним из важных педагогических условий реализации процедур закаливания в ДОУ –
является наличие необходимой материальной базы: площадки для игр, спортивный зал,
процедурный кабинет, спортивный инвентарь, ножные ванны, инвентарь для
закаливающих мероприятий, игровая комната, дорожка здоровья.
Прежде всего, закаливающие процедуры следует проводить систематически, а не от
случая к случаю. Только регулярно проводимые закаливающие процедуры позволят
нервной системе приспособиться к меняющимся условиям внешней среды. Закаливание
надо проводить ежедневно. Практика показала, что организм привыкает к холоду быстрее,
если охлаждение проводить каждый день по 5 мин., а не через день по 10 мин.
Длительные перерывы в закаливании ведут к угасанию, а то и полной утрате
приобретенных защитных реакций. Обычно уже через 2-3 недели после прекращения
процедур организм теряет устойчивость к простуде. Значит перерывы недопустимы. Если
же перерыв был, то закаливание возобновляется с «мягких» процедур. Очень важно
выработать привычку к закаливающим процедурам, чтобы они со временем переросли в
насущную потребность на всю жизнь.
ВОДА
Вода - общепризнанное средство закаливания. Преимущество воды перед другими
средствами закаливания заключается в том, что водные процедуры легко дозировать.
Принцип постепенности легче всего выдержать именно при применении воды: можно
взять воду той температуры, которая нужна в данном случае, постепенно снижая ее.
Есть несколько способов закаливания с помощью воды.
1.
Обтирание
2.
Обливание
ВОЗДУХ
Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей -
непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей.
Из специальных мер закаливания воздухом в детских садах применяются: сон на воздухе,
в холодное время и воздушные ванны. В детском саду мы используем воздушный режим.
СОЛНЦЕ
Солнечные ванны лучше принимать с 8 до 9 ч и с 15 ч до 16 ч. Начинать надо после еды,
чтобы прошло не меньше полутора часа, и до начала еды за полчаса. Надо опасаться
перегревов. Нужны светлые панамки. Если ребенок перегрелся, надо накрыть лицо
полотенцем, отвести в тень, умыть, дать воды.
Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать всю жизнь, изменяя
формы и методы его в зависимости от возраста.
Закаляя детей дошкольного возраста, мы ставим перед собой следующие конкретные
задачи:
- повысить стойкость детского организма в борьбе с заболеваниями (так называемыми
"простудными" и другими);
- приучать детей чувствовать себя хорошо в различных меняющихся условиях;
- воспитывать у детей потребность в свежем воздухе, приучать их не бояться холодной
воды и других факторов закаливания;
- воспитывать умение преодолевать трудности.
Наиболее широкие возможности для оздоровления предоставляются летом.
Использование в полной мере таких естественных факторов природы, как солнце, воздух,
вода, обогащение питания свежими фруктами, повышение двигательной активности, все
это благоприятно влияет на здоровье детей.
Закаливание в режиме повседневной жизни сводится к следующему:
- создание привычки к широкому пользованию свежим наружным воздухом в помещении;
- рациональная одежда;
- длительное пребывание на воздухе независимо от погоды
- привычка к прохладной воде.
Дошкольный возраст:
1.
Температура воздуха в помещении 19 - 17
о
С.
2.
Воздушная ванна . продолжительностью 10 - 15 минут при смене белья после
ночного и дневного сна, во время утренней гигиенической гимнастики, умывания.
3.
Прогулка 2 раза в день при температуре воздуха от - 15 до + 30
О
С.
4.
Дневной сон на открытом воздухе на веранде при открытых окнах круглый год.
5.
Умывание водой при температуре +14 -16
о
С. Моют лицо, шею, верхнюю часть
груди и руки до локтя. Дети старшего возраста обтираются до пояса.
6.
Общее обливание или душ после прогулки с начальной температурой воды 34-35
0
С
и дальнейшим снижением до + 24
0
С.
7.
Обмывание ног водой перед дневным сном с начальной температурой воды +28
о
С
и постепенным ее снижением до 16°С.
8.
Общая ванна (2 раза в неделю перед ночным сном) при температуре воды 35
0
С.
Ежедневная утренняя гимнастика, и подвижные игры на свежем воздухе,
умывание прохладной водой после сна и мытье рук перед каждым
употреблением пищи, воздушные ванны после сна ,хождение босиком и
многое другое. Все процедуры, включающиеся в процесс закаливания,
формируют полноценный день ребенка и создают здоровый образ его жизни.