Напоминание

"Проявление тревожности у детей дошкольного возраста"


Автор: Аптикова Эльвира Айратовна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ "ДС " ИВУШКА"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: Статья
Тема: "Проявление тревожности у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕИЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Тревожные дети – это обычно очень не уверенные в себе дети, с

неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха

перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют

инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя

внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду,

стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей — не

нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей иногда

считают

скромными

или

застенчивыми.

Однако

их

примерность,

аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер — ребенок

делает все, чтобы избежать неудачи.

Для каждого возрастного периода существуют определенные области,

объекты

действительности,

которые

вызывают

повышенную

тревогу

большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или

тревожности как устойчивого образования.

Эти «возрастные тревожности» являются следствием наиболее значимых

социальных потребностей. В возрасте 6-7 лет главную роль играет адаптация

к школе.

У тревожного ребенка могут развиться невротические черты. Неуверенный

в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок

нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышено внушаем.

Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не

справляется с задачей в игре, с делом. Это способствует образованию

реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других.

Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные

дети, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не боятся, нужно

сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает

тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в

глубине души у них — все та же тревожность, растерянность и

неуверенность, отсутствие твердой опоры. Также реакция психологической

защиты выражается в отказе от общения и избегание лиц, от которых

исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.

Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую защиту,

уходя в мир фантазий. В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые

конфликты,

в

мечтах

находят

удовлетворение

его

невоплощенные

потребности. У тревожных детей происходит отрыв от реальности.

Замечено, что уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В

дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем

девочки. Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою

тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее

эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К

людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не

только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых «опасных

людей» —

пьяниц,

хулиганов

и

т.д. Мальчики же

боятся физических

травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от

родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д.

У детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста тревожность

еще не является устойчивой чертой личности и относительно обратима при

проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а

также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и

родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники