Напоминание

ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СПО


Автор: Иванов Евгений Владимирович
Должность: директор
Учебное заведение: Байкальского института работников социальной сферы
Населённый пункт: город Ангарск Иркутской области
Наименование материала: ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТНЫМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КАЧЕСТВАМ ПЕДАГОГА ОБЖ
Тема: ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СПО
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТНЫМ И

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КАЧЕСТВАМ ПЕДАГОГА ОБЖ

ИВАНОВ Евгений Владимирович,

директор Байкальского института работников социальной сферы

Основы безопасности жизнедеятельности – предмет особый. Именно

ему принадлежит миссия формирования типа безопасной личности –

личности настоящего и будущего. Учитель безопасности жизнедеятельности

должен

соответствовать

как

общему

профессиональному

стандарту,

применяемому к преподавателям различных дисциплин, так и в силу

специфики предмета иметь ряд особых качеств. Профессиональные и

личностные

качества

педагога

безопасности

жизнедеятельности

определяются

направленностью

предмета

на

формирование

культуры

безопасности

жизнедеятельности

у

учащихся

и

необходимостью

практических знаний, умений и навыков, позволяющих уверенно действовать

в опасных и чрезвычайных ситуациях различного характера, а также

способностью

привить

эти

умения

и

навыки

своим

подопечным.

Способность действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,

техногенного и социального характера предполагает, помимо обладания

конкретными знаниями и практическими навыками, наличие у педагога

особых

личностных

качеств.

Рассмотрим

эти

позиции

подробно,

проанализировав ряд работ различных авторов по этому вопросу.

Для

начала

вспомним,

какими

обстоятельствами

была

вызвана

необходимость введения предмета ОБЖ в программу обучения. Одной из

важнейших потребностей общества является обеспечение безопасности

жизнедеятельности

человека,

предусматривающее

его

подготовку

к

действиям в чрезвычайных ситуациях различного характера.

Для

организации

целенаправленного,

непрерывного

обучения

в

области

безопасности

жизнедеятельности

в

государственных

общеобразовательных учреждениях России Постановлением Совета

министров РСФСР от 14 мая 1991 года №253 был введен курс «Основы

безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Необходимость введения данного

предмета

было

обусловлено

различными

причинами.

Так,

в

предшествующий период времени произошел ряд трагических событий,

показавших слабую подготовленность как специалистов, так и населения в

целом к действиям по предупреждению ЧС и минимилизации их последствий

(авария на Чернобыльской АЭС, железнодорожная катастрофа под Ашой,

разрушительное землетрясение в Спитаке и др.).

Анализируя

нормативные

документы,

выражающие

запросы

к

профессиональным

знаниям

и

умениям

педагога,

и

теоретические

предпосылки данной проблемы, можно констатировать, что современный

педагог должен обладать целым комплексом профессионально значимых

качеств. Это высокий уровень подготовленности (знание преподаваемого

предмета); методическая грамотность (способность применить современные

педагогические технологии); умение использовать современные технические

средства на высоком уровне (знание мультимедийных технологий); высокий

уровень коммуникативных навыков; знание возрастной физиологии и

психологии

обучаемых;

знание

нормативно-правовой

документации

в

области общего образования федерального, регионального, муниципального

уровней;

организационные

способности

и

способности

управления

социальной группой.

Квалификационные

требования,

предъявляемые

к

учителю

безопасности жизнедеятельности, базируясь на вышеперечисленном составе

требований к компетентности педагога вообще, учитывают специфику его

профессиональной деятельности. Функциональные обязанности учителя

ОБЖ

определены

нормативно-правовыми

источниками

общего

и

специального назначения (Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании»,

Закон РФ «О безопасности»). Так, в Законе РФ «Об образовании» излагаются

основные принципы государственной политики в области образования,

ориентирующие учителя БЖ на приоритет общечеловеческих ценностей,

подчеркивается приоритет общечеловеческих ценностей, подчеркивается

гуманистический характер образования России, подчеркивается приоритет

сохранения жизни и здоровья человека, отмечается обеспечение свободного

и всестороннего развития личности.

Автор Е.Л. Львова в своей работе «Особенности профессиональных

компетенций учителя основ безопасности жизнедеятельности» выделяет

следующие аспекты профессиональных компетенций учителя безопасности

жизнедеятельности:

Школьный предмет «Безопасность жизнедеятельности» направлен на

подготовку

человека

к

обеспечению

собственной

безопасности

на

протяжении всей жизни. Именно в процессе воспитания, обучения и развития

личности должны закладываться основы осознания целесообразности и

важности создания всех необходимых условий для сохранения жизни и

здоровья

человека.

Поэтому

определенная

часть

профессиональных

компетенций

учителя

безопасности

жизнедеятельности

связана

с

готовностью к формированию у учащихся «безопасного мировоззрения»,

соответствующего отношения к жизни, стиля поведения, предполагающего

предупреждение

и

профилактику

опасностей

во

всех

сферах

их

жизнедеятельности.

Преподавание безопасности жизнедеятельности в школе предполагает

создание

нормативно-правовых,

организационных,

методических

и

материально-технических условий для обучения основам безопасности

жизнедеятельности, патриотического воспитания и допризывной подготовки.

Способность преподавателя безопасности жизнедеятельности создать такие

условия в школьном образовательном пространстве является одной из его

специфических компетенций.

Дисциплину

«Основы

безопасности

жизнедеятельности»

в

общеобразовательной школе образуют четыре блока: «Здоровый образ

жизни»,

«Основы

медицинских

знаний

и

правила

оказания

первой

медицинской помощи», «Безопасность и защита человека в чрезвычайных и

опасных

ситуациях»,

«Основы

военной

службы».

Л.Н.Трубина

отмечает:

«В

настоящее

время

учитель-организатор

безопасности жизнедеятельности

должен быть

организатором учебно-

пространственной среды, а поэтому должен быть не только носителем

информации,

проводником

предметно-дисциплинарных

знаний,

учить

разнообразным формам мышления, но и помощником в становлении

личности безопасного типа».

Таким образом, функции выполняемые учителем БЖ, достаточно

специфичны, сложны и многообразны. Они отражают как общее назначение

учителя,

так

и

тот

особый

социальный

заказ,

который

обусловлен

спецификой курса ОБЖ и современными требованиями к нему.

В сферу специфических компетенций учителя ОБЖ входят знания:

-

психологии

поведения

человека

в

экстремальных

и

чрезвычайныхситуациях различного происхождения;

- нейрофизиологических основ поведения человека;

- основных современных теорий и методов оздоровления, укрепления и

сохранения здоровья;

- методов, средств, способов оказания первой медицинской помощи в

условиях ЧС различного происхождения;

- гигиенических норм, требований и правил сохранения и укрепления

здоровья;

- профилактики соматических и инфекционных заболеваний;

-

современных

теорий

и

практики

обеспечения

безопасности

жизнедеятельности в условиях ЧС природного, техногенного и социального

происхождения;

-

теории риска и факторов, обуславливающих возникновение ЧС

различного происхождения;

-

методов прогнозирования ЧС и их последствий;

-

основных способов, средств и методов индивидуальной и коллективной

защиты в ЧС.

В процессе своей деятельности учитель БЖ должен ставить перед

собой широкий спектр педагогических задач, таких как:

-

утверждение во взаимоотношениях учащихся общечеловеческих

ценностей;

- формирование законопослушного гражданина;

-

привитие учащимся осознания необходимости здорового образа

жизни и физического совершенствования, взаимозависимости физического,

психического и социального здоровья личности;

-

передача технологий оптимального взаимодействия с природой,

техникой, человеком;

- развитие навыков защиты от угроз различного характера;

-

формирование навыков поведения и действий во всех областях

безопасности: правовой, информационной, психологической, физической и

коммуникативной;

-

обучение приемам психической саморегуляции при пребывании в

сложных социальных условиях и нестандартных жизненных ситуациях;

- допризывная подготовка, патриотическое воспитание;

-

планирование индивидуальных программ формирования личности

безопасного типа;

- участие в составлении комплексного плана формирования личности

безопасного типа в конкретном образовательном учреждении;

- интегрирование курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в

другие предметы школьной программы;

-

организация

сотрудничества

и

обмен

опытом

с

другими

государственными и общественными структурами по БЖ.

А.В. Матвеев пишет, что профессиограмма учителя БЖ базируется на

следующих положениях:

- учитель- это, прежде всего, образованный человек с высоким уровнем

нравственных и морально-волевых качеств;

- учитель – это педагог, обладающий глубокими знаниями психолого-

педагогических, медико-биологических наук, хорошо разбирающийся в

смежных областях знаний;

- учитель – это специалист-профессионал, владеющий всем арсеналом

средств и методов и форм организации занятий, имеющий оптимальный

уровень профессиональной готовности. Принимая во внимание личностную

составляющую, профессинально компетентным является такой труд учителя,

в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая

деятельность, педагогическое общение, реализуются такие аспекты личности

учителя, как мотивация, личностные свойства (педагогические способности,

черты

характера,

психологические

процессы

и

состояния

личности),

интегральные

характеристики

(педагогическое

самосознание,

индивидуальный

стиль,

креативность

как

творческий

потенциал).

Компетенции же представляют собой способность реализовывать данные

качества

с

целью

успешной

педагогической

деятельности.

Системообразующим компонентом профессиональной компетенции является

личностный компонент, в структуру которого входят прежде всего качества,

обеспечивающие решение педагогических задач на уровне социально-

нравственной ответственности.

Для учителя БЖ важны также такие личностные качества, как

психологическая устойчивость, умение обдуманно и адекватно действовать в

экстремальных

ситуациях,

решительность,

умение

принять

на

себя

ответственность, стремление развиваться и совершенствоваться. Также

учитель БЖ сам должен вести здоровый образ жизни и придерживаться всех

принципов безопасного существования, которые прививает на своих уроках

ученикам.

Таким образом, деятельность учителя безопасности жизнедеятельности

требует

знаний,

умений

и

навыков

междисциплинарного

характера,

базирующихся на высокой физической, практической и методической

готовности, а для успешного выполнения профессиональной деятельности

учитель БЖ должен обладать определенными личностными качествами.

Литература:

Е.Л. Львова «Особенности профессиональных компетенций учителя

основ безопасности жизнедеятельности»

Горина

Л.Н.

«Культура

безопасности

жизнедеятельности:

методологический и технологический аспекты»

Митина Л.М. «Учитель как личность и профессионал (психологические

проблемы)

Попков А. «Педагогические условия эффективного обучения ОБЖ»

Сериков В.В. «Личностный подход в образовании: концепции и

технологии»

Елагина

В.С.,

Трубина

Л.Н.

«Результаты

изучения

готовности

студентов к осуществлению межпредметных связей в курсе «Основы

безопасности жизнедеятельности»

Клюшникова И.А. Формирование профессиональной устойчивости

студентов

к

педагогической

деятельности

(на

материале

подготовки

специалиста с квалификацией учитель безопасности жизнедеятельности)



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники