Автор: Иванов Евгений Владимирович
Должность: директор
Учебное заведение: Байкальского института работников социальной сферы
Населённый пункт: город Ангарск Иркутской области
Наименование материала: ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТНЫМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КАЧЕСТВАМ ПЕДАГОГА ОБЖ
Тема: ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СПО
Раздел: среднее профессиональное
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТНЫМ И
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КАЧЕСТВАМ ПЕДАГОГА ОБЖ
ИВАНОВ Евгений Владимирович,
директор Байкальского института работников социальной сферы
Основы безопасности жизнедеятельности – предмет особый. Именно
ему принадлежит миссия формирования типа безопасной личности –
личности настоящего и будущего. Учитель безопасности жизнедеятельности
должен
соответствовать
как
общему
профессиональному
стандарту,
применяемому к преподавателям различных дисциплин, так и в силу
специфики предмета иметь ряд особых качеств. Профессиональные и
личностные
качества
педагога
безопасности
жизнедеятельности
определяются
направленностью
предмета
на
формирование
культуры
безопасности
жизнедеятельности
у
учащихся
и
необходимостью
практических знаний, умений и навыков, позволяющих уверенно действовать
в опасных и чрезвычайных ситуациях различного характера, а также
способностью
привить
эти
умения
и
навыки
своим
подопечным.
Способность действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера предполагает, помимо обладания
конкретными знаниями и практическими навыками, наличие у педагога
особых
личностных
качеств.
Рассмотрим
эти
позиции
подробно,
проанализировав ряд работ различных авторов по этому вопросу.
Для
начала
вспомним,
какими
обстоятельствами
была
вызвана
необходимость введения предмета ОБЖ в программу обучения. Одной из
важнейших потребностей общества является обеспечение безопасности
жизнедеятельности
человека,
предусматривающее
его
подготовку
к
действиям в чрезвычайных ситуациях различного характера.
Для
организации
целенаправленного,
непрерывного
обучения
в
области
безопасности
жизнедеятельности
в
государственных
общеобразовательных учреждениях России Постановлением Совета
министров РСФСР от 14 мая 1991 года №253 был введен курс «Основы
безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Необходимость введения данного
предмета
было
обусловлено
различными
причинами.
Так,
в
предшествующий период времени произошел ряд трагических событий,
показавших слабую подготовленность как специалистов, так и населения в
целом к действиям по предупреждению ЧС и минимилизации их последствий
(авария на Чернобыльской АЭС, железнодорожная катастрофа под Ашой,
разрушительное землетрясение в Спитаке и др.).
Анализируя
нормативные
документы,
выражающие
запросы
к
профессиональным
знаниям
и
умениям
педагога,
и
теоретические
предпосылки данной проблемы, можно констатировать, что современный
педагог должен обладать целым комплексом профессионально значимых
качеств. Это высокий уровень подготовленности (знание преподаваемого
предмета); методическая грамотность (способность применить современные
педагогические технологии); умение использовать современные технические
средства на высоком уровне (знание мультимедийных технологий); высокий
уровень коммуникативных навыков; знание возрастной физиологии и
психологии
обучаемых;
знание
нормативно-правовой
документации
в
области общего образования федерального, регионального, муниципального
уровней;
организационные
способности
и
способности
управления
социальной группой.
Квалификационные
требования,
предъявляемые
к
учителю
безопасности жизнедеятельности, базируясь на вышеперечисленном составе
требований к компетентности педагога вообще, учитывают специфику его
профессиональной деятельности. Функциональные обязанности учителя
ОБЖ
определены
нормативно-правовыми
источниками
общего
и
специального назначения (Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании»,
Закон РФ «О безопасности»). Так, в Законе РФ «Об образовании» излагаются
основные принципы государственной политики в области образования,
ориентирующие учителя БЖ на приоритет общечеловеческих ценностей,
подчеркивается приоритет общечеловеческих ценностей, подчеркивается
гуманистический характер образования России, подчеркивается приоритет
сохранения жизни и здоровья человека, отмечается обеспечение свободного
и всестороннего развития личности.
Автор Е.Л. Львова в своей работе «Особенности профессиональных
компетенций учителя основ безопасности жизнедеятельности» выделяет
следующие аспекты профессиональных компетенций учителя безопасности
жизнедеятельности:
Школьный предмет «Безопасность жизнедеятельности» направлен на
подготовку
человека
к
обеспечению
собственной
безопасности
на
протяжении всей жизни. Именно в процессе воспитания, обучения и развития
личности должны закладываться основы осознания целесообразности и
важности создания всех необходимых условий для сохранения жизни и
здоровья
человека.
Поэтому
определенная
часть
профессиональных
компетенций
учителя
безопасности
жизнедеятельности
связана
с
готовностью к формированию у учащихся «безопасного мировоззрения»,
соответствующего отношения к жизни, стиля поведения, предполагающего
предупреждение
и
профилактику
опасностей
во
всех
сферах
их
жизнедеятельности.
Преподавание безопасности жизнедеятельности в школе предполагает
создание
нормативно-правовых,
организационных,
методических
и
материально-технических условий для обучения основам безопасности
жизнедеятельности, патриотического воспитания и допризывной подготовки.
Способность преподавателя безопасности жизнедеятельности создать такие
условия в школьном образовательном пространстве является одной из его
специфических компетенций.
Дисциплину
«Основы
безопасности
жизнедеятельности»
в
общеобразовательной школе образуют четыре блока: «Здоровый образ
жизни»,
«Основы
медицинских
знаний
и
правила
оказания
первой
медицинской помощи», «Безопасность и защита человека в чрезвычайных и
опасных
ситуациях»,
«Основы
военной
службы».
Л.Н.Трубина
отмечает:
«В
настоящее
время
учитель-организатор
безопасности жизнедеятельности
должен быть
организатором учебно-
пространственной среды, а поэтому должен быть не только носителем
информации,
проводником
предметно-дисциплинарных
знаний,
учить
разнообразным формам мышления, но и помощником в становлении
личности безопасного типа».
Таким образом, функции выполняемые учителем БЖ, достаточно
специфичны, сложны и многообразны. Они отражают как общее назначение
учителя,
так
и
тот
особый
социальный
заказ,
который
обусловлен
спецификой курса ОБЖ и современными требованиями к нему.
В сферу специфических компетенций учителя ОБЖ входят знания:
-
психологии
поведения
человека
в
экстремальных
и
чрезвычайныхситуациях различного происхождения;
- нейрофизиологических основ поведения человека;
- основных современных теорий и методов оздоровления, укрепления и
сохранения здоровья;
- методов, средств, способов оказания первой медицинской помощи в
условиях ЧС различного происхождения;
- гигиенических норм, требований и правил сохранения и укрепления
здоровья;
- профилактики соматических и инфекционных заболеваний;
-
современных
теорий
и
практики
обеспечения
безопасности
жизнедеятельности в условиях ЧС природного, техногенного и социального
происхождения;
-
теории риска и факторов, обуславливающих возникновение ЧС
различного происхождения;
-
методов прогнозирования ЧС и их последствий;
-
основных способов, средств и методов индивидуальной и коллективной
защиты в ЧС.
В процессе своей деятельности учитель БЖ должен ставить перед
собой широкий спектр педагогических задач, таких как:
-
утверждение во взаимоотношениях учащихся общечеловеческих
ценностей;
- формирование законопослушного гражданина;
-
привитие учащимся осознания необходимости здорового образа
жизни и физического совершенствования, взаимозависимости физического,
психического и социального здоровья личности;
-
передача технологий оптимального взаимодействия с природой,
техникой, человеком;
- развитие навыков защиты от угроз различного характера;
-
формирование навыков поведения и действий во всех областях
безопасности: правовой, информационной, психологической, физической и
коммуникативной;
-
обучение приемам психической саморегуляции при пребывании в
сложных социальных условиях и нестандартных жизненных ситуациях;
- допризывная подготовка, патриотическое воспитание;
-
планирование индивидуальных программ формирования личности
безопасного типа;
- участие в составлении комплексного плана формирования личности
безопасного типа в конкретном образовательном учреждении;
- интегрирование курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в
другие предметы школьной программы;
-
организация
сотрудничества
и
обмен
опытом
с
другими
государственными и общественными структурами по БЖ.
А.В. Матвеев пишет, что профессиограмма учителя БЖ базируется на
следующих положениях:
- учитель- это, прежде всего, образованный человек с высоким уровнем
нравственных и морально-волевых качеств;
- учитель – это педагог, обладающий глубокими знаниями психолого-
педагогических, медико-биологических наук, хорошо разбирающийся в
смежных областях знаний;
- учитель – это специалист-профессионал, владеющий всем арсеналом
средств и методов и форм организации занятий, имеющий оптимальный
уровень профессиональной готовности. Принимая во внимание личностную
составляющую, профессинально компетентным является такой труд учителя,
в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая
деятельность, педагогическое общение, реализуются такие аспекты личности
учителя, как мотивация, личностные свойства (педагогические способности,
черты
характера,
психологические
процессы
и
состояния
личности),
интегральные
характеристики
(педагогическое
самосознание,
индивидуальный
стиль,
креативность
как
творческий
потенциал).
Компетенции же представляют собой способность реализовывать данные
качества
с
целью
успешной
педагогической
деятельности.
Системообразующим компонентом профессиональной компетенции является
личностный компонент, в структуру которого входят прежде всего качества,
обеспечивающие решение педагогических задач на уровне социально-
нравственной ответственности.
Для учителя БЖ важны также такие личностные качества, как
психологическая устойчивость, умение обдуманно и адекватно действовать в
экстремальных
ситуациях,
решительность,
умение
принять
на
себя
ответственность, стремление развиваться и совершенствоваться. Также
учитель БЖ сам должен вести здоровый образ жизни и придерживаться всех
принципов безопасного существования, которые прививает на своих уроках
ученикам.
Таким образом, деятельность учителя безопасности жизнедеятельности
требует
знаний,
умений
и
навыков
междисциплинарного
характера,
базирующихся на высокой физической, практической и методической
готовности, а для успешного выполнения профессиональной деятельности
учитель БЖ должен обладать определенными личностными качествами.
Литература:
Е.Л. Львова «Особенности профессиональных компетенций учителя
основ безопасности жизнедеятельности»
Горина
Л.Н.
«Культура
безопасности
жизнедеятельности:
методологический и технологический аспекты»
Митина Л.М. «Учитель как личность и профессионал (психологические
проблемы)
Попков А. «Педагогические условия эффективного обучения ОБЖ»
Сериков В.В. «Личностный подход в образовании: концепции и
технологии»
Елагина
В.С.,
Трубина
Л.Н.
«Результаты
изучения
готовности
студентов к осуществлению межпредметных связей в курсе «Основы
безопасности жизнедеятельности»
Клюшникова И.А. Формирование профессиональной устойчивости
студентов
к
педагогической
деятельности
(на
материале
подготовки
специалиста с квалификацией учитель безопасности жизнедеятельности)