Автор: Куляева Екатерина Олеговна
Должность: магистрант, учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Самарский Государственный Социально - Педагогический Университет" МБОУ "Школа №144 имени Маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова" г.о. Самара
Населённый пункт: г. Самара, Самарская область
Наименование материала: Статья, методическая разработка
Тема: «Государственная автомобильная инспекция в СССР»
Раздел: полное образование
Методическая разработка внеурочной деятельности по теме:
«Государственная автомобильная инспекция в СССР»
Для
данной
темы
во
внеурочной
деятельности
можно
отдать
предпочтение нескольким направлениям и видам, которые подходят с точки
зрения предполагаемых результатов деятельности.
Внеурочная познавательная деятельность обучающихся может быть
организована
в
форме
факультативов,
кружков
познавательной
направленности, научного общества учащихся, интеллектуальных клубов,
библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий,
олимпиад, викторин и т. п. Благодаря данному виду внеурочной деятельности,
формируются
на
первом
уровне
результаты,
выраженные
не
фундаментальными знаниями, а, скорее, такими знаниями, которые нужны
человеку
для
полноценного
проживания
повседневной
жизни,
успешной
социализации в обществе.
Для
достижения
второго
уровня
результатов
в
познавательной
деятельности
необходимо
внести
в
данную
деятельность
ценностный
компонент.
Учителю
рекомендуется
организовать
работу
так,
чтобы
обучающиеся смогли обсудить друг с другом информацию по выбранной
теме, высказать по ней свое мнение, выработать свою позицию к ней. Поиск и
предъявление
обучающимся
этой
информации
не
должны
затруднять
педагога, так как её можно найти в самых разных предметных областях
познания. При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые
дискуссии. Они позволяют обучающимся соотнести собственное отношение к
дискутируемому вопросу с мнениями других и способствуют коррекции этого
отношения
—
ведь
весомое
для
подростков
мнение
сверстников
часто
становится источником изменения их взгляда на мир. Кроме того, благодаря
дискуссиям
обучающиеся
приобретают
опыт
поведения
в
ситуации
разнообразия взглядов, учатся уважать иные точки зрения, соотносить их со
своей собственной
1
.
Позитивное
отношение
к
знанию
как
общественной
ценности
вырабатывается у школьника в том случае, если знание становится объектом
эмоционального переживания. Наиболее
удачными формами
здесь могут
быть,
например, школьный интеллектуальный клуб
«Что? Где? Когда?»,
дидактический театр, научное общество обучающихся.
Достижение
результатов
третьего
уровня
возможно
при
условии
организации
взаимодействия
обучающихся
с
социальными
субъектами
в
1
Григорьев Д.В. Г83 Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:
пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. — М.: Просвещение, 2010. С. 17.
открытой общественной среде. Наиболее эффективно это может происходить
во время проведения социально ориентированных акций.
Также
для
проведения
внеурочного
мероприятия
по
теме
«Государственная автомобильная инспекция в СССР» может реализоваться
через перекрестную дискуссию. Обучающиеся заранее дома знакомятся с
информацией по выбранной теме. Также готовят 1-2 «толстых» вопроса
(проблемные вопросы, требующие неоднозначного ответа), а также могут
подготовить материал, который им понадобится при ответе на «тонкие»
вопросы, которые нужно для того, чтобы более детально разобраться с темой.
На
самом
уроке
после
организационного
момента
предлагает
обучающимся озвучить свои «толстые» вопросы, чтобы обучающиеся не
повторялись. После этого необходимо обсудить вопросы с классом и наиболее
волнующий взять для дальнейшего проведения урока.
На следующем этапе необходимо заполнить таблицу для перекрестной
дискуссии: «Согласен», «Не согласен». Благодаря подготовленным «тонким
вопросам» можно составить скелет основного вопроса и подобрать аргументы.
После того, как обучающиеся заполнили таблицу, необходимо приступить к
непосредственному обсуждению в группе, обменяться идеями.
На следующем этапе происходит озвучивание аргументов для всего
класса. Предполагается, что учитель контролирует дисциплину и время на
подготовку.
Обучающиеся
должны
внимательно
слушать
выступающих,
чтобы не повторять уже сказанного.
В
качестве
завершения
и
рефлексии
обучающимся
предлагается
написать индивидуальную работу – эссе на заданную тему.
Представленная
тема
работы
может
изучаться
в
социальном
направлении внеурочной деятельности. В основу ее организации в рамках
социального направления может быть положена общественно – полезная
деятельность.
Проблема
формирования
сознательного
гражданина
с
прочными
убеждениями
по
праву
стоит
во
главе
угла
идейного
и
нравственного
воспитания и является основной проблемой воспитания в целом. Данное
направление может быть ориентировано и на формирование гражданственной
идентичности обучающихся как составную часть сложного и многостороннего
процесса формирования личности. Его основой является формирование и
развитие приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа,
своей
этнической
или
социокультурной
группы,
базовым
национальным
ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям, социальную
самоидентификацию
обучающихся
посредством
личностно
значимой
и
общественно приемлемой деятельности.
Для организации направлений внеурочной деятельности необходимо
максимально использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и
спортивный залы, библиотеку, а также помещения близко расположенных
домов культуры, центров детского досуга
2
. В рамках данного направления
возможно проведение по теме «Государственная автомобильная инспекция в
СССР» беседы, социальные акции, например, «ГАИ – вчера и сегодня!», а
также организация учителем коллективно творческих дел (КТД)
3
.
Профессор
С.Д.
Поляков
в
статье
«Научно-методическом журнале
заместителя директора школы по воспитательной работе»
4
: «Аббревиатура
КТД
(коллективное
творческое
дело)
знакома
практически
всем
педагогическим … КТД — жёсткая организационная форма, завязанная на
определённую
направленность
деятельности
—
пользу,
радость
людям».
Результат С.Д. Поляков видел в том, что обучающиеся могут с помощью
данной методики проявить свою активность и не просто быть ведомыми на
уроке, а попробовать самим организовать мероприятие.
В развёрнутом виде коллективное творческое дело имеет шесть этапов:
•
совместное решение и проведении дела,
•
коллективное планирование,
•
коллективная подготовка,
•
коллективное проведение дела,
•
коллективный анализ,
•
ближайшее последействие.
Многие методисты считают, что КТД с классом необходимо вводить
постепенно, чтобы обучающиеся смогли прочувствовать свои возможности и
способности и проявить его на практике. Д.В. Григорьев пишет о «шагах»,
которые помогут прийти к КТД как к традиции класса.
•
Делаем жизнь интереснее. Учитель придумывает и организует интересные
дела для обучающихся, таким образом собирая вокруг себя активных
участников
школьной
жизни,
формируя
внеурочную
деятельность
школьников.
•
Ищем помощников. При организации мероприятий учитель просит кого-то
из
обучающихся
помочь.
И
в
этот
период
выделяются
активные
2
Организация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС основного
общего образования: методические рекомендации / авт.-сост.: Р.Р. Багаутдинова, Е.В.
Габдрахманова. – Казань: ИРО РТ, 2015. С. 30.
3
Григорьев Д.В. Г83 Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:
пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. — М.: Просвещение, 2010. С. 55-58
4
Поляков С.Д. Технологии коллективного творческого дела: от традиционного к
личностно ориентированному // Научно- методический журнал заместителя директора
школы по воспитательной работе. - №1. - 2003. — С. 71-72.
обучающиеся, которые в последствие будут составлять коллектив, который
будет организовывать КТД.
•
Привлекаем ребят к планированию. На этом этапе возможно планирование
мероприятий вместе с обучающимися.
•
Предлагаем
сделать выбор.
На
этом этапе
учитель
предлагает
самим
обучающимся придумать тему, которая их интересует.
•
Оказываем помощь. Теперь учитель сам выступает помощником того
актива
обучающихся,
который
он
собрал.
Помощь
может
быть
предоставлена в организации самого мероприятия, правильно выбранной
литературе и т.д.
Очень
важно
использование
интерактивных
и
современных
информационных
технологий,
которые
помогут
при
любом
внеурочном
мероприятии.
Реализация темы «Государственная автомобильная инспекция в СССР»
у
обучающихся
среднего
возраста
поможет
более
подробно
разобрать
деятельность автомобилистов и инспекторов в период СССР; узнать, как
влияла внешнеполитическая обстановка на принятие и корректировки законов
в отношении ГАИ; какие настроения были в то время у населения.
Также
внеурочные
мероприятия
помогают
обучающимся,
кроме
усвоения более детально исторических событий, научиться самостоятельно
искать и анализировать различные исторические источники; организовать
себя
в
данной
деятельности;
проявить
или
развить
уже
имеющиеся
способности и таланты.
Внеурочное мероприятие для обучающихся по теме:
««Государственная автомобильная инспекция в СССР»
Класс: 10 – 11
Форма: дискуссия
Цель: проанализировать влияние Государственной автомобильной инспекции
на советское общество.
Задачи урока:
1.
изучить формирование госавтоинспекции в СССР;
2.
рассмотреть ГАИ СССР на международной арене;
3.
проанализировать роль инспекторов дорожного движения в советском
обществе;
4.
формирование
собственного
взгляда
обучающихся
на
данную
историческую проблему;
5.
определение своей позиции, умение аргументировать свою точку зрения,
задавать вопросы, перерабатывать информацию для изложения;
6.
овладение
начальными
навыками
ораторского
умения
и
искусством
доказательной полемики.
План урока
1. Организационный этап
2. Постановка проблемного вопроса и составление таблицы.
3. Аргументация
4. Рефлексия
Ход мероприятия
1. Организационный этап
Вступительное слово(учитель)
Сколько на улицах машин! И с каждым годом их становится всё больше
и
больше.
И
все
торопятся,
спешат
доставить
груз,
быстрей
перевезти
пассажиров. Ребята! Вы уже знаете, что для того, чтобы на дорогах было
безопасно,
все
автобусы,
автомобили
подчиняются
строгим
законам
дорожного
движения.
Знать
и
выполнять
правила
поведения
на
улицах
должны и все пешеходы: взрослые и дети. В нашей стране не только много
делают для того, чтобы на дорогах было безопасно, чтобы было хорошо и
удобно
пешеходам,
но
и
строго
следят,
чтобы
все
выполняли
правила
дорожного движения.
Кто же следит за тем, чтобы не нарушались законы улиц и дорог?
Сегодня
мы
с
вами
поговорим
о
Государственной
автомобильной
инспекции в период СССР. Прежде чем приступить к обсуждению данной
темы, давайте разделимся на группы. Каждой группе будет дано задание.
В дальнейшем учащиеся работают с предоставленными материалами и
дискутируют на тему.
2. Создание проблемной ситуации. Выдвижение предложений и гипотез
Изучив полученный материал обучающиеся предлагают дискуссионные
(проблемные) вопросы.
•
Создание Госавтоинспекции: залог успеха или поражения?
---На наш взгляд данный вопрос является актуальным, так как инспектора
участвовали не только в мирной жизни населения, но и боевых действиях и
могли совершить действия, которые не могли обычные солдаты. Они могли
выступить
в
качестве
пассивных
помощников,
так
как
власти
могли
отказать в выезде за пределы страны.
•
СССР автомобильная страна или же нет?
---Так как прогресс не прекращался, а автомобилестроение развивалось очень
быстро, это могло отразится на статусе СССР. Но в тоже время, можно
было показать, что население способно поднять уровень государства в
отношении автомобилестроения на более высоком уровне и показать на
международной арене что они такие единственные.
•
Развитие Госавтоинсаекции: успех власти или народа?
---Поскольку во время войны власти проводили новую политику во всех сферах
общества, то Госавтоинспекция тоже подверглись реорганизации. Власти
СССР создавали организации по работе с населением как на региональном так
и местом уровне. И от того, как развивается ГАИ во многом зависело
дальнейшая автомобилизация.
Группы предлагают несколько вариантов вопросов, аргументируя свое
решение по поводу каждого из них.
Вопросы
записываются
на
доске,
учащиеся
общим
голосование
выбирают основной вопрос, который будет разобран более подробно. Выбрав
основной
дискуссионный
вопрос,
на
доске
появляется
таблица
«Согласен/Несогласен). Учащиеся делятся на группы.
Проблемный
вопрос
дискуссии:
«Развитие
Госавтоинспекции:
успех
власти или народа?» (Формулируют учащиеся).
Учащиеся делятся на группы и каждая из групп записывает аргументы в
выбранный столбец изучив полученные материалы.
3. Решение проблемной ситуации. Аргументирование (учащиеся)
Согласен с тем, что успех зависел от
власти, а не от народа
Не согласен с тем, что успех зависел
от власти, наоборот народ помог
развитию
1.Контролировала
все
сферы
жизни
общества.
2.Создана четкая партийная структура
в сфере милиции и НКВД СССР
3.Был верховный орган отвечающий за
права инспекторов
4.На местах были созданы комитеты,
которые регулировали работу ГАИ
5.
Помогала
создавать
законы
и
распоряжения.
6. Деятельность ГАИ освещалась не
только
в
заявлениях,
но
и
в
архитектуре,
кинематографе,
литературе.
1.Желание
народа
встать
на
защиту
Родины. Патриотические чувства
2.Основной
поток
инспекторов
работали на дорогах, постах и помогали
в первых рабочих движениях.
3. Каждый стремился помочь развитию
ГАИ
и
приходили
добровольно
работать.
4. Не нравился контроль каждого шага,
хотели
получить
более
свободное
перемещение.
Учитель. Итак, давайте все таки ответим на главный вопрос, развитие
Госавтоинспекции: успех власти или народа?
Учащиеся.
Конечно
в
первую
очередь,
основной
вклад
в
развитие
Госавтоинспекции
внесла
советская
власть.
Которая
на
всех
уровнях
административного контроля делала все что было возможно. От создания
структурных
подразделений
до
строительства.
Создание
обществ
способствовало работе с населением и выявлением необходимого материала
для его популяризации.
Учитель. Молодцы, вы смогли сделать правильный вывод на основе
полученных знаний. И теперь вы сможете рассказать своим друзьям, что ГАИ
и власть это неотъемлемые части друг друга.
4. Рефлексия
Ответив
на
дискуссионный
вопрос,
напишите
краткое
эссе
по
теме:
«Государственная автомобильная инспекция в СССР».
На сегодня наше мероприятие завершено. Спасибо за работу.