Напоминание

"Рождение ГАИ в СССР"


Автор: Куляева Екатерина Олеговна
Должность: магистрант, учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Самарский Государственный Социально - Педагогический Университет" МБОУ "Школа №144 имени Маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова" г.о. Самара
Населённый пункт: г. Самара, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Рождение ГАИ в СССР"
Раздел: высшее образование





Назад




Рождение ГАИ СССР

С

активным

распространением

автогужевого

транспорта

стала

появляться

срочная потребность

в

наведении

порядка

на

всех

дорогах

страны. Так как начали распространятся частые случаи аварий, порой со

смертельным исходом, государство всерьез забеспокоилось о безопасности

населения страны. Начало борьбы с правонарушениями на проезжей части

дороги можно отнести к XVII веку. Правители нашего государства издавали

новые

указы,

которые

предусматривали

различны

штрафы,

наказывали

поркой, лишали коней, а некоторые нарушители приговаривались даже к

смертной казни за несоблюдение простых правил на дороге.

Городская

администрация

издавали

распоряжения,

запрещающие

«ездить

на

резвых

лошадях,

бить

нерасторопных

прохожих

плетьми

и

скверно браниться, ездить скоро и чинить всякие свисты...». На начало 30-х

годов

пришлось

начало

массовой

автомобилизации

в

СССР.

Возникает

вопрос

о

создании

общесоюзном

органе

государственного

надзора

за

эксплуатацией автомобильного транспорта. Был предпринят ряд законов об

осуществления

намеченных

планов

по

созданию

специальной

службы

регулирования дорожного движения. Данное событие развивалось в течение

долгого времени и развивается до сегодняшнего дня.

В 1934 году 5 ноября Совнарком Союза ССР решает «организовать при

ЦУДорТрансе Государственную автомобильную инспекцию (ГАИ), которая

должна была иметь свои органы в союзных и автономных республиках, краях

и областях, и в районах с огромным количеством автомашин. Создатели

такой масштабной организации хотели добиться главной цели – вступить в

противоборство с неправильным применением и мародерским отношением к

автомобильному транспорту в существующих на тот момент организациях и

ведомствах СССР.

Точной датой подписания Постановления Совнаркома можно считать

3

июля

1936

года,

который

принял

«Положение

о

Государственной

автомобильной

Инспекции

Главного

Управления

Рабоче-Крестьянской

милиции

НКВД

СССР».

Этот

день

является

в

России

днем

создания

Госавтоинспекции.

Новый отдел НКВД немедленно начинает выполнять работу, главными

задачами которой является: снижение количества аварийных происшествий

на

дороге,

разработка

технических

норм

эксплуатации

автотранспорта,

контроль

подготовки

будущих

шофёров

и

их

воспитание.

Также

в

обязанности ГАИ входили учет аварий, выяснение их причин, привлечение

виновных

в

ДТП

и

наущающих

правила

дорожного

движения

к

ответственности, руководство выпуском

технических паспортов, номерных

знаков, розыском автомобилей, покинувших место ДТП без разрешения.

В

1940

году

была

установлена

система

необходимых

периодических

техосмотров

автомобильного

транспорта.

В

функции

ГАИ

входили

организация движения на дороге, объяснение установки дорожных знаков,

нанесения разметки, надзор за состоянием улиц и дорог, то есть проезжей

части.

Первые члены отдела ГАИ – всего 57 рабочих в 7-ми отделениях. Они

имели широкие полномочия: свободное посещение на все, без исключения,

объекты

народного

хозяйства,

привилегия

запрашивать

необходимую

информацию от начальников всех рангов, имели право активно участвовать

в

обсуждении,

оценивании

технических

характеристик

последних

выпущенных автомобилей в СССР. Первыми начальниками ОГАИ были

В.Я. Рубинштейн, И.Е. Жуков, Н.В. IIIранга.

Появление местных отделений ГАИ началось с «Инструкции о работе

пикетов автодорожного надзора Госавтоинспекцией УРКМ» в 1938 году.

ГАИ ГУРКМ НКВД разработали первые «Типовые правила движения по

улицам городов и дорогам СССР».

Правила дорожного движения, которые были скурпулезно разработаны

на

фундаментальном

этапе,

ознакамливали

участников

движения

со

следующей важной информацией: пешеходы обязательно должны уступать

дорогу движущейся ручной повозке, повозка уступает извозчику, извозчик –

автомашине, а автомашина общего значения – всем машинам специального

назначения

и

автобусу.

Соблюдение

правил

строго

контролировалось

сотрудниками подразделения.

В 1940 году начали активно обновляться правила дорожного движения,

был

изменен

стандарт

удостоверения

водителя

(для

всех

он

стал

одинаковым),

также

подверглись

редактированию

инструкция

по

учету

транспортного средства и технического осмотра автомобилей.

Когда началась Великая Отечественная война несметное количество

работников Госавтоинспекции были призваны на военную службу, каждый

должен

был

идти

на

войну.

Сразу

же

с

первых

недель

войны

Госавтоинспекция переменила свою работу на военный лад, вся работа на

дорогах подстраивалась под военное время. Одна четвёртая сотрудников

правоохранительных

органов

были

призваны

заниматься

строительством

военных сооружений и других построек,

а остальные члены организации

переводили транспорт из мирного состояния в полную боевую готовность

для

потребностей

армии

СССР,

курировал

авторемонтные

заводы

и

мастерские, ремонтирующие технику, отвечал за регулирование движения на

дороге и наблюдение за подготовкой работников водителей для фронта.

Во время вторжения на территорию СССР авиации врага, постовые

милиционеры

регулировщики

контролировали

исполнение

правил

светомаскировки, помогали людям выбраться из – под обрушенных зданий,

устраняли пожары. Они выслеживали диверсантов, принимали участие в

борьбе

с

мародерством

и

другими

преступлениями.

За

благополучную

реализацию должностных обязательств и показавшие при этом себя как

отважных

и

мужественных

личностей,

многие

сотрудники

ГАИ

были

удостоены

высоких государственных наград.

Благодаря

добросовестному

отношению к своей работе, сотрудники ГАИ спасли многие жизни граждан в

такое тяжелое для нашей страны время.

Вплоть

до

1950

года

у

всех

работников

ГАИ

и

милиции

были

одинаковые функции в полномочиях и во всей работе в целом. Но уже,

примерно, к середине XX века начало происходить постепенное разделение

обязанностей

между

этими

инстанциями.

ГАИ

было

поручено

главным

образом нести полную ответственность за дорожное ведомство. В 1956 году

уже

значительно

заметно

ужесточились

правила:

водителей,

которые

находились в нетрезвом состоянии лишали водительских прав на долгий

промежуток

времени.

В

1959

году

правила

дорожного

движения

были

конкретизированы и отредактированы в соответствии с международными

стандартами.

В

60-x

годах

Советский

Союз

присоединился

к

Международной

конвенции o

дорожном движении, а

первые

единые правила

дорожного

движения стали действовать в Советском Союзе c 1 января 1961 года.

Основной

работой

милиционеров

настоящее

время

сотрудники

полиции), стоящих на посту стало регулирование движения. В связи с этим

нововведением на «вооружение» работников патрульно – постовой службы

ставится жезл регулировщика длиной около 50 см красного цвета с желтой

ручкой.

Постовой

носил

жезл

на

ремне

спереди,

с

левой

стороны

в

предназначенном

для

него

чехле,

сделанном

из

кожи.

Именно

этот

инструмент,

отличал

работника

правоохранительных

органов,

занимающегося

регулированием

движения

на

дороге,

от

других

милиционеров, выполняющих активно другую работу.

Это лишь кажется, что работать жезлом проще простого. На самом

деле

в

руках

хорошего

регулировщика

он

значит

не

меньше,

чем

дирижерская

палочка

у

дирижера

в

большом

оркестре.

На

хорошо

организованную

работу

регулировщиков,

на

гармоничность

движений

и

умение быстро, чётко и правильно выполнять движения с жезлом приходил

полюбоваться гости и народ столицы.

Работник Госавтоинспекции пользовался большим уважением, в детях

уважение к этим людям воспитывали с детства. Про милиционеров сочиняли

стихи

и

рассказы,

об

их

доблестном

труде

в

мирное

и

военное

время

рассказывали учителя на своих уроках. Чувство гордости и патриотизма в

детях воспитывали геройские поступки сотрудников данного направления

работы.

Наверное,

каждый

из

нас

помнит

рассказы

о

голодных

годах

в

блокадном

Ленинграде.

Всем

известную

Дорогу

жизни

в

Ленинграде,

находившемся под блокадой, под взрывами, бомбежками обслуживали 350

регулировщиков на 75 постах регулирования. Сотрудники работали день и

ночь, рискуя своими жизнями.

В 1966 году было образовано Союзно – республиканское министерство

охраны общественного порядка СССР, в дальнейшем ставшее МВД СССР. А

в следующем году Отдел Госавтоинспекции МВД СССР преобразован в

Управление Госавтоинспекции МВД СССР.

К началу 1970 года с возникновением новых, в большом количестве

моделей

легковых

автомобилей,

ГАИ

разделяется

на

подразделения:

дорожно-патрульная

служба,

организация

движения,

регистрация

транспортных средств, техосмотр, экзаменационные действия для приёма

экзаменов у водителей, экзаменационные действия для приёма экзаменов у

водителей. Но противодействие авариям так и остаётся главной задачей ГАИ.

10 августа 1978 года Постановлением Совета Министров СССР № 685

утверждено

единое

для

всей

страны

«Положение

о

Государственной

автомобильной инспекции». Впоследствии Управление

Госавтоинспекции

МВД СССР преобразовано в Главное управление Госавтоинспекции МВД

СССР.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 октября 1989 года

образовано

Министерство

внутренних

дел

РСФСР.

Начал

происходить

процесс

раздела

союзных

и

российских

структур

ГАИ.

В

1998

году

Госавтоинспекция

получила

новое

название

Государственная

инспекция

безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Работа

первых

Госавтоинспекторов

принесла

плоды:

количество

дорожно – транспортных происшествий снизилось и пострадавших стало

меньше.

Работники

первых

Отделов

ГАИ

вложили

большие

усилия

в

обеспечение

правопорядка

на

дорогах.

Невосполнимую

работу

по

сохранению жизни граждан ведут каждый день сотрудники ГАИ.

У ГАИ очень важная и опасная профессиональная сфера деятельности.

ГАИ стараются предотвратить аварии на дорогах, которые в большинстве

случаев происходят по вине водителей, потому что многие садятся за руль в

состоянии алкогольного опьянения, нарушают правила движения из-за этого

страдают и сами водители и пешеходы. Таким образом работа сотрудников

ГАИ в первую очередь направлена на максимальное сокращение аварий на

дорогах.



В раздел образования