Напоминание

Современные педагогические технологии


Автор: Костромин Игорь Борисович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОУ ИРМО
Населённый пункт: Иркутский район, село Смоленщина
Наименование материала: статья
Тема: Современные педагогические технологии
Раздел: полное образование





Назад




Современные педагогические технологии

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

то и в жизни он будет только подражать, копировать»

(Л.Н. Толстой)

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых

технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность

учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся,

позволит реализовать принципы здоровье сбережения. Рекомендуется осуществлять

выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня

подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных

запросов, возрастной категории обучающихся.

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся

технологии:

1.

Информационно – коммуникационная технология

2.

Технология развития критического мышления

3.

Проектная технология

4.

Технология развивающего обучения

5.

Здоровье сберегающие технологии

6.

Технология проблемного обучения

7.

Игровые технологии

8.

Модульная технология

9.

Технология мастерских

10. Кейс – технология

11. Технология интегрированного обучения

12. Педагогика сотрудничества.

13. Технологии уровневой дифференциации

14. Групповые технологии.

15. Традиционные технологии (классно-урочная система)

1). Информационно – коммуникационная технология

Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования

– улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности,

ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-

коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей

информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его

результативность.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных

технологий в образовании. Это не только новые технические средства, но и новые формы

и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Внедрение ИКТ в

педагогический процесс повышает авторитет педагога в коллективе, так как

преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт

самооценка самого педагога, развивающего свои профессиональные компетенции.

Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих

современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных

технологий.

В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников,

пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает

для педагога новые возможности в преподавании своего предмета, а также в

значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения,

позволяют улучшить качество преподавания.

2) Технология критического мышления

Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип

мышления, который помогает критически относиться к любым утверждениям, не

принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям,

методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества

прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким

образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления. Это скорее

Имя, чем понятие, но именно под этим именем с рядом международных проектов в нашу

жизнь пришли те технологические приемы, которые мы будем приводить ниже.

В ходе работы в рамках этой модели обучающиеся овладевают различными способами

интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе

осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и

логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по

отношению к окружающим.

3). Проектная технология

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник

еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и

связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании,

разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником

В. Х. Килпатриком. Чрезвычайно важно было показать детям их личную

заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им

в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая

для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые

знания, которые еще предстоит приобрести.

Цель технологии – стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам,

предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную

деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически

применять полученные знания.

Практическое применение элементов проектной технологии.

Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно

участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие

задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий,

знания материала на данный исторический этап. Являясь исследовательским методом,

она учит анализировать конкретную историческую проблему или задачу, создавшуюся на

определенном этапе развития общества. Овладевая культурой проектирования, школьник

приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих

перед ним задач.

4). Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством

педагога самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных

проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки,

развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция,

творческое мышление и другие личностно значимые качества.

Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда

предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным

возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой

ситуации, снять возникшее противоречие.

В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы,

практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и

проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной

ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях.

Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. В

общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися

ставится проблема и они, при непосредственном участии учителя или самостоятельно,

исследуют пути и способы ее решения, т. е.

*строят гипотезу,

*намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,

*аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты,

рассуждают, доказывают.

5). Игровые технологии

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека,

удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на

воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и

совершенствуется самоуправление поведением.

6). Кейс – технология

Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и

ситуативный анализ.

Кейс технологии противопоставлены таким видам работы, как повторение за

учителем, ответы на вопросы педагога, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от

обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один

правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и

множество альтернативных путей, приводящих к нему).

В кейс - технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных

данных) описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую

проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо

усвоить при разрешении данной проблемы

Кейс - технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи,

не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет

поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету,

развивает у школьников такие качества, как социальная активность,

коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

7). Технология творческих мастерских

Одним из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых

знаний, является технология мастерских. Она представляет собой альтернативу классно –

урочной организации учебного процесса. В ней используется педагогика отношений,

всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и

методы погружения, безоценочная творческая деятельность учащихся. Актуальность

технологии заключаются в том, что она может быть использована не только в случае

изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного.

Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса

обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через

создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец.

В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе

с опорой на свой личный опыт, учитель – мастер лишь предоставляет ему необходимый

материал в виде заданий для размышления. Эта технология позволяет личности самой

строить своё знание, в этом её большое сходство с проблемным обучением. Создаются

условия для развития творческого потенциала и для ученика, и для учителя.

Формируются коммуникативные качества личности, а также субъектность ученика –

способность являться субъектом, активным участником деятельности, самостоятельно

определять цели, планировать, осуществлять деятельность и анализировать. Данная

технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока,

находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект,

способствует приобретению опыта групповой деятельности.

Мастерская схожа с проектным обучением, потому что есть проблема, которую надо

решить. Педагог создаёт условия, помогает осознать суть проблемы, над которой надо

работать. Учащиеся формулируют эту проблему и предлагают варианты её решения. В

качестве проблем могут выступать различные типы практических заданий.

В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы

деятельности, и обучение идёт от одной к другой.

8). Технология модульного обучения

Модульное обучение – альтернатива традиционного обучения, оно интегрирует все то

прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике.

Модульное обучение, в качестве одной из основных целей, преследует формирование у

обучающихся навыков самостоятельной деятельности и самообразования. Сущность

модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с

определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной

деятельности. Обучение основано на формировании механизма мышления, а не на

эксплуатации памяти! Рассмотрим последовательности действий построения учебного

модуля.

Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное

содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности.

9). Здоровье сберегающие технологии

Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья

школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение

психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по

укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение

показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

10).Технология интегрированного обучения

Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному

познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-

следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование

различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком

уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные

уроки раскрывают значительные педагогические возможности.

Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя,

способствует раскрытию способностей.

11). Традиционная технология

По своему характеру цели традиционного обучения представляют воспитание личности

с заданными свойствами. По содержанию цели ориентированы преимущественно на

усвоение знаний, умений и навыков, а не на развитие личности.

Традиционная технология представляет собой прежде всего авторитарную педагогику

требований, ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его

многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для проявления

индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.

Традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной

взаимосвязи и дополнять друг друга.



В раздел образования