Автор: Мирошниченко Радомир Викторович
Должность: Преподаватель физического воспитания
Учебное заведение: Азовский филиал ГБПОУ РО «Ростовский базовый медицинский колледж»
Населённый пункт: Город Азов
Наименование материала: Статья
Тема: Современные образовательные технологии на уроках физической культуры
Раздел: среднее профессиональное
Мирошниченко Радомир Викторович,
преподаватель физической культуры
Азовского филиала ГБПОУ РО «РБМК»
Краткое описание: современные образовательные технологии на уроках физической культуры
становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Эти технологии являются результатом
научных поисков, передового педагогического опыта преподавателей и целых коллективов.
Статья. Современные образовательные технологии на уроках физической культуры.
Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности не связанной с физической
культурой, так как физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные
ценности общества и каждого человека. Здоровье – это важнейшая потребность человека,
определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.
Моя педагогическая деятельность, как преподавателя физической культуры медицинского
колледжа, направлена на комплексный подход преподавания физической культуры, так как это
важнейшее и эффективное средство не только физического, но и духовного совершенствования
личности, формирование мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями,
воспитание моральных, волевых качеств, формирование гуманистических отношений. На уроках
физической культуры обучающиеся учатся способам творческого применения полученных знаний,
умений, навыков для поддержания достаточного уровня физической и умственной
работоспособности.
К сожалению, увеличивается число студентов, освобожденных от занятий физической культурой.
Поэтому все более актуальным становится внедрение новых методик занятий, чтобы заинтересовать
обучающихся. В своей работе я использую элементы современных технологий, которые
подразделяю на традиционные и нетрадиционные
Игровые технологии используются практически на каждом уроке. Игровой метод обеспечивает
всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных
умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном
взаимодействии. В конце каждого урока проводится учебная игра. Это различные подвижные игры
на основе баскетбола, волейбола, легкой атлетики. Игровые технологии активно используются на
внеклассных спортивно – массовых мероприятиях.
Здоровьесберегающие технологии на моих уроках предусматривают: строгие дозированные
нагрузки; применение специальных упражнений для профилактики и коррекции осанки;
использование методики чередования интенсивности и реласакции в обучении. Необходимо вовлечь
студентов в активную физическую деятельность с целью формирования ценностного отношения к
своему физическому развитию, осознание личной ответственности за сохранение своего здоровья,
приобретения ими опыта здоровьесберегающей деятельности.
Соревновательные технологии. После прохождения каждой темы проводятся уроки –
соревнования, которые позволяют обучающимся проявить себя в личном первенстве, работать в
составе команды.
Технология уровневой дифференциации физкультурного образования. Это целенаправленное
физическое формирование личности посредством развития его индивидуальных способностей:
дифференцированное обучение двигательным действиям, развития физических качеств,
формирования знаний, методических умений.
При обучении двигательным действиям обучающийся может освоить действие в
предпочтительном для себя составе операций, что является основой для формирования его
двигательного стиля деятельности. Некоторые студенты не могут освоить передачу мяча в
волейболе, поэтому они не могут проявить себя в учебной игре. Они отрабатывают это упражнения
в парах, в то время, как вся группа играет в волейбол. Проводится индивидуальная работа с
обучающимися, у которых не получается выполнение того или иного двигательного действия.
Дифференцированное развитие физических качеств осуществляется с использованием разных
средств и методов, величина нагрузки всегда планируется разная. В более слабых группах студенты
раньше заканчивают выполнение заданий, у них остается больше времени на отдых и
восстановление.
Обучающимся предлагаются задания разные по сложности, содержанию, объему: небольшие
сообщения, рефераты, презентации, составление комплекса разминки. В ходе выполнения
упражнений студенты знакомятся с тем, на что влияет то или иное физическое упражнение (осанка,
сила, ловкость и т.д.), обращается внимание на технику выполнения, технику безопасности при
выполнении упражнений, проводится инструктаж по технике безопасности на занятиях.
Решающую роль в оптимальном создании условий для учета требований государственного
стандарта играет применение личностно ориентированного подхода. Реализация такого подхода
должна осуществляться за счет наиболее полного учета индивидуальных особенностей личности. С
первых уроков используюся практические задания, способствующие формированию у студентов
умений самостоятельно решать отдельные задачи урока: самостоятельно подобрать комплекс
физических упражнений и выполнить его с группой; оценка подготовленных студентом фрагментов
занятий, а также использование средств и методов физической культуры для поддержания
необходимого уровня физической подготовленности. При оценке выполнения учитывается
сформированность умений: объяснять, показывать; правильно подавать команду к началу и
окончанию упражнения; ритмично вести подсчет.
На уроках баскетбола используется групповой метод, который предусматривает одновременное
выполнение в нескольких группах разных заданий. Разделение обучающихся на группы и
определение содержания заданий осуществляется с учетом пола, уровня подготовленности и росто –
весовым показателям.
На занятиях по волейболу, баскетболу используется «технология расчлененного обучения при
освоении сложных технико – тактических действий в условиях, близких к игровым. Это позволяет
подготовить студентов к освоению и закреплению навыков учебной игры и способствует развитию
силы, быстроты, выносливости, а также и навыкам выполнения двигательных действий», то есть
технике игры.
Используя метод целостного исполнения действия, применяется в комплексе с ним зрительная,
звуковая, двигательная наглядность, направленная на создание ощущения правильного исполнения
деталей техники.
Использование информационных технологий на уроках физической культуры повышают
эффективность физкультурно – оздоровительной деятельности, стимулируют личную
заинтересованность, повышают интерес к собственному здоровью. Обучение двигательному
действию эффективно начинать с демонстрации показа техники игры. Эта цель реализуется через
использование электронных мультимедиа – презентаций. У обучающихся создается база для
теоретических знаний, она способствует развитию логического, образного мышления.
Использование и применение современных образовательных технологий дает возможность
продуктивно использовать как учебное, так и внеурочное время и добиваться положительных
результатов обученности студентов.
Список использованной литературы:
1.Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность//Теор. и практ.
физ. культ.,1995.
2.Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для студ. Учреждений
сред. проф. образования.- Москва: Академия, 2013.
3.Дорошенко А.С., Шкурко К.Ю. Образовательный урок//Физическая культура в школе. – 2005. -
№5.
4.Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно – методической деятельности в физической культуре
и спорте. Москва: издательский центр «Академия», 2000.