Напоминание

Связная речь у младших дошкольников


Автор: Тищенко Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №21
Населённый пункт: с.Табунщиково
Наименование материала: статья
Тема: Связная речь у младших дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы».

К.Д. Ушинский.

1.Введение

1.1 Актуальность опыта работы

В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и

эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается

количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи

становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Наиболее сенситивным

периодом для усвоения речи является младший дошкольный возраст. В этот период

возрастает речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и усложняются

речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое

оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения, формируется

звуковая культура речи. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего

окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать

прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. Изучив

педагогическую литературу по данному вопросу мы пришли к выводу, что повышению

уровня развития речи у детей может способствовать театрализованная деятельность.

Почему именно театрализованная деятельность?

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия

на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы

общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем

научиться сами и научить наших детей. Существует мысль, сказанная немецким психологом

Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что

мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Возможности театрализованной деятельности очень широки. Участвуя в ней, дети

знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а

умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и

обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе

работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно

активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее

интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед

необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь,

ее грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития

чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям.

Это - конкретный, зримый результат.

В настоящее время методическая литература, посвященная театрально-игровой

деятельности, обогатилась рядом работ, охватывающих самые разнообразные стороны

театрализованной игры. Достаточно сослаться на исследования Л. В. Артемовой, А.Н.

Брызгаловой. Глубокий анализ театрально-игровой деятельности осуществлен как с точки

зрения «преодоление коммуникативной дезадаптации у дошкольников», так и с позиции

«развитие мотивации к развитию творчества». Значительные исследования посвящены

театрализованной игре «в развитие интеллекта дошкольника», в «своем творчестве

ребенок открывает новое для себя». Несмотря на столь многочисленную литературу,

посвященную театральной деятельности остается открытым и очень актуальным вопрос

использование театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста.

1.2 Новизна опыта и технология опыта

Работая по данной теме, мы накопили достаточно теоретического и практического

материала, что позволило нам разработать свой педагогический опыт по теме: «Развитие

связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством театральной

деятельности».

Цель: Рассмотреть театральную деятельность с позиции универсального средства в

развитии связной речи младших дошкольников. В соответствии с поставленной целью в

опыте выдвигаются следующие задачи:

1. Систематизировать имеющиеся в педагогической науке знания о театральной

деятельности в дошкольном детстве;

2. Провести анализ театрально-игровой деятельности;

3. Обобщить опыт работы «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста

посредством театральной деятельности».

При составлении системы образовательной деятельности придерживались единых

принципов и подходов. А именно:

- непрерывности и преемственности содержаний (материал располагается в

последовательности и с учетом возрастающей детской компетентности;

- интеграции образовательных областей знаний, которая позволяет охватить не только

конкретное содержание отдельных направлений, но и целостную картину мира;

- развивающего характера обучения, основанного на детской активности и

экспериментировании, решение проблемных ситуаций, усвоение обобщенных способов

действия;

- рационального сочетания разных видов детской деятельности (адекватное сочетание

интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок);

обеспечение психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей;

- сотрудничества между детьми, педагогами и родителями.

При проведении театрализованной деятельности использовали традиционные, прошедшие

проверку временем методы образования:

наглядные (наблюдения, рассматривание картин и иллюстраций, экскурсии);

словесные (беседы, чтение художественной литературы и т.п.);

- практические (театрализованные игры, представления, развлечения, спектакли и т.д.).

Однако наряду с традиционными методами широко использовали новые технологии:

- элементы ТРИЗ;

- метод игрового проблемного обучения;

- мнемотехники

Театрализованная деятельность в нашей работе пронизывает все режимные моменты:

включаю её во всю образовательную деятельность, в деятельность детей в свободное

время (инсценировки драматизации, концерты и т.д.). В образовательную деятельность

включаем театрализованную игру как игровой приём и форму обучения. Персонажи

помогают детям усвоить занятия, умения и навыки. Игровые приёмы, которые мы

используем, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал;

привлекают своей ненавязчивостью, излишней сухости в изложении материала. Так, в

образовательной деятельности по математике в гости приходит Петрушка, который не

умеет считать, и дети объясняют ему правила по математике; по ознакомлению с

окружающим миром растениями, а куклы-зверята разыгрывают представление на тему,

почему надо беречь всё живое и т.д. Смешной Карлсон с удовольствием постигает вместе с

дошкольниками секреты ухода. Игровая форма проведения образовательной деятельности

способствует раскрепощению ребёнка, созданию атмосферы свободы игры.

Самостоятельная игра дошкольников возникает под воздействием впечатлений,

полученных из окружающей среды. Чтобы возникала и развивалась полноценная игровая

деятельность, необходимо питать впечатления детей. На самостоятельную игру

дошкольников в детском саду влияют два существенных фактора: регламентированная

деятельность взрослых с детьми и свободная деятельность детей и взрослых. Влияние

регламентированной деятельности проявляется в отражении, в самостоятельной игре детей

того содержания, материала, которые используются в процессе обучения детей. Это

рассказы, истории, сказки, которые заинтересовали детей настолько, что им хочется

воплотить их в самостоятельной игре. В совместной свободной деятельности детей и

взрослых наибольшее впечатление оказывают на детей спектакли в исполнении взрослых и

старших детей. Детям хочется ещё раз пережить заинтересовавшие их сюжеты, поэтому

они обыгрывают их в своей игре, заново проходя по сюжетным линиям, по-своему

преобразуя, варьируя и выстраивая их. Дети повторяют историю о колобке, распределяют

роли в игре в теремок, строго соблюдая правила очерёдности появления того или иного

персонажа. Если самостоятельная игра имеет высокий уровень развития, то дети в ней

придумывают к ранее уже известным героям новых. Большое впечатление на детей

оказывают праздники и развлечения, Бурные чувства и переживания толкают детей на

немедленное и отсроченное во времени воплощение в игре увиденного. Дети обыгрывают

прозвучавшие на празднике песни, поставленные сценки, проведённые игры. В

самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей.

Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново

мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной

свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, а также способствуют

возникновению самостоятельной театрализованной игры детей. На прогулке

предоставляются большие возможности для игрового развития детей. Детям

предоставлены свобода передвижения, пространство для игр, возможность пользоваться

атрибутикой и элементами костюмов. Мы старались заинтересовать детей неожиданной

игровой ситуацией (волк подглядывает за зайцем из-за куста; кукла Машенька съезжает с

горки на саночках; на полянке расположился игрушечный зоопарк) драматизацией эпизодов

знакомой сказки. Всё это оказывает эмоциональное воздействие на детей и переносится

затем в самостоятельные игры. Большое влияние на детей оказывает не всё увиденное и

услышанное в стенах детского сада и за его пределами. В самостоятельную игру детей

переносится только то, что взволновало их воображение яркими, захватывающими

образами, заставило испытывать сильные чувства, пробудило интерес, дало пищу для

размышлений.

Немаловажное значение имеет внимание родителей к проблемам их собственных детей. Мы

привлекаем родителей для подготовки и проведения праздников, развлечений, игр. В

процессе направленной работы родители проникаются заботой о собственных детях и

внимательно относятся к детской игре как к насущной потребности ребёнка, стараются

организовать игры . 1.3 Цель и задачи опыта работы

Цель: развитие связной речи у детей 3-5 лет посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

-Обогащать словарный запас.

-учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки,

рассказы.

- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;

составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями.

-Познакомить детей с различными видами театра.

- Обучать детей элементам театрализованной образовательной деятельности.

Развивающие:

-развивать монологическую речь

- совершенствовать диалогическую речь

- Развивать интерес к театрально – игровой деятельности.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к театру

1.4 Условия формирования опыта.

Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Поэтому система

работы с детьми младшего дошкольного возраста в основном строится на играх, игровых

упражнениях, которые повышают умственную активность, совершенствуют и развивают

речь, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную

активность. Однако, работая с детьми, мы пришли к выводу, что необходимо планировать и

организовывать образовательную деятельность по развитию речи таким образом, чтобы

дети были открытыми, естественными, жизнерадостными. Для этого мы обратились к

театральной деятельности, как к одному из самых эффективных методов воздействия на

ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип развития: развивай играя.

1.5 Адресность опыта.

В дошкольном возрасте происходит развитие речи, обогащение словарного запаса,

формируется правильное звукопроизношение. Появляются первые представления о роли,

ребёнок осваивает действия, связанные с сюжетом и ролью мамы, пациента, врача.

Наиболее важным представляется сюжетно-игровое действие с предметом. Для

эффективного развития речи я очень часто показывала игровые сюжеты, инсценировки с

участием персонажей настольного театра, театра мягкой игрушки, на фланелеграфе. Дети

очень любят игры с куклами: кукла обедает, дает концерт, собирается в гости. Детям мы

предоставляем огромный выбор предметов, образцов сюжетных действий с ними, самих

сюжетов. Осознание условно игровой ситуации позволяет ребенку постепенно проникать в

нее, учиться действовать в ней, а со временем и переживать ее. Если применять в работе

фольклорный материал, то стимулируется эмоциональное проявление детей, развивается

связная речь. Образное слово, повторы, привлекательные персонажи, доступные сюжеты

помогают детям адекватно реагировать на эти произведения. Знакомство с миром театра в

данном возрасте начинается именно с кукольного, как наиболее близкого детям. Показывая

мини-пьески в театре кукол, взрослый передает палитру переживаний через интонацию и

через внешние действия героя. Уже с первых игр мы учили детей создавать элементарную

предметно-пространственную среду: готовить необходимый игровой материал. Место игры

мы оборудовали сами, но дети принимали в этом непосредственное посильное участие.

Чтобы развивалась театральная деятельность детей младшего возраста мы старались

расширять детские впечатления помимо театрализованных игр-занятий. Много

рассказывали о животных, устраивали экскурсии по детскому саду, по территории

прилегающих участков для прогулки, для того, чтобы питать жизненные впечатления детей.

Эти знания пригодились в игре, расширили детский кругозор, обогатили впечатлениями.

Дети младшей группы всегда участвуют в общих праздниках детского сада, для них

выделяется особое место в праздничном действии, когда они смогут поучаствовать в игре,

спеть песню, потанцевать. В общем представлении малышам отводятся театральные

сценки, доступные восприятию малышей , способствующие возникновению положительной

эмоциональной реакции. Театральная игра позволяет малышу вступить с миром в такие

взаимоотношения, в которые он не может вступить сам из-за ограничений возраста. Дети

подросли и они принимают действия взрослого в качестве образца. Именно через

театрализованную игру ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых.

Чтобы ролевое поведение детей обогащалось, я давала примеры ролевой игры. Это

достигается как при проигрывании ролей детьми, так и при выступлении театра взрослых.

Малыши любят, когда им читают сказки. Неспешное выразительное чтение сказки

взрослым доставляет детям массу удовольствий, заставляет работать воображение. Читаем

сказки по несколько раз для того, чтобы дети постепенно усваивали сначала общую канву

сюжета, потом более ясно им виделись детали эпизодов. В ходе основательного знакомства

со сказкой выразительное чтение нужно сочетать с обыгрыванием отдельных эпизодов.

Реплики, диалоги, импровизационные движения - все это может стать хорошей тренировкой

для развития игровых умений и речевого развития.

Дети младшей группы способны показать в настольном театре небольшой сюжет. Это могут

быть знакомые потешки, песенки, прибаутки. В самостоятельной игре дети часто играют с

интересом в концерт. Они берут своих любимых кукол, сажают на стульчики зрителей-

игрушек и начинают выступать: читают за кукол стихи, поют песенки, управляют

пляшущими куклами. Это развивает творческие качества детей, способствует развитию

воображения, образного мышления. В три-четыре года дети могут сами обустроить место

для игры и оснастить ее необходимыми атрибутами. Мы помогали детям советом,

подсказывали, где найти необходимый материал. Малыши охотно используют в игре

элементы костюмов, имеющихся в игровой комнате. Накоплению театральных впечатлений

способствуют инсценировки, показанные взрослыми или старшими детьми. После

спектакля необходимо побеседовать с малышами: понравился ли им спектакль, о чем был

сюжет и так далее. Театрализованные игры способствуют речевому развитию малышей. Во

время совместных игр со взрослым ребенок слышит много новых слов, ему становятся

понятными более сложные фразы, выражения, игровые ситуации. Играя с игрушкой,

ребенок придумывает и проговаривает ситуацию игры, употребляет новые слова. Надо

помнить, что, чем ярче показанное представление, тем больше вероятности того, что

ребенок будет отображать его в своих играх.

Главное в воспитании свободного, интеллигентного, культурного человека в дошкольный

период - формирование гармоничной, творчески активной личности, способной чувствовать

себя хозяином собственной жизни, а значит - ответственным за себя и окружающий мир. В

этом смысле искусство театра призвано оказать огромное влияние на образовательный

процесс.

2. Связная речь и ее значение в младшем дошкольном возрасте.

2.1 Особенности развития связной речи в младшем дошкольном возрасте.

«Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы».

К.Д. Ушинский.

Главной особенностью младшего дошкольного возраста является возникновение

планирующей функции речи. Речь обоих видов приобретает форму монологической,

контекстной. Появление контекстной речи определяется задачами и характером его

общения с окружающими. Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д. Б.

Эльконина, происходит к 4-5 годам. Переход к контекстной речи тесно связан с освоением

словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитием умения

произвольно использовать средства языка. С усложнением грамматической структуры речи

высказывания становятся более развернутыми и связными .

Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе,

пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и

картинкам. Вместе с тем их связная еще несовершенна. Они не умеют правильно

формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в

большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушение логики;

предложения внутри рассказа связаны лишь формально.

По словам К.И.Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка,

возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его

внутреннего смысла .

В дошкольном образовательном учреждении работа по развитию связной речи детей

охватывает следующие стороны речи:

1.Развитие словаря:

2.Грамматический строй речи:

3.Звуковая культура речи

Связная речь является показателем речевого развития ребенка. В этом возрасте дети

выражают свои мысли только в простых предложениях. Дошкольники осваивают умение

строить разные типы высказывания - описание и повествование.

Речь детей становится более связной и последовательной, совершенствуется понимание

смысловых сторон речи, то есть все те умения, которые необходимы ребенку для развития

связной речи.

Однако речь детей отличается подвижностью и неустойчивостью. Они могут

ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение, значение слова

вызывает у многих детей затруднение. Большинство детей не владеют в достаточной

степени умением строить описание и повествование, нарушают структуру,

последовательность изложения, не владеют умением связывать между собой предложения

и высказывания.

Дети учатся подбирать слова к заданным словам определения. Учатся понимать смысл

загадок и сравнивать предметы. Они учатся подбирать и различать слова близкие и

противоположные по смыслу. От объяснения слов дети переходят к составлению

словосочетаний, затем предложений, и наконец, они могут выполнять задание на

составление рассказов с многозначными словами, то есть переносить усвоенные навыки в

связное высказывание.

Особое внимание уделяется развитию описательной речи. Дети учатся сравнивать,

сопоставлять предметы, игрушки, описывать их по следующей схеме:

1) указание на предмет, называние его.

2) оценка предмета или отношения говорящего к нему такое обучение способствует умению

описывать предметы, развивает у детей умения и навыки, обеспечивающие общую

структуру оформления текста.

Беседы воспитателя с детьми, слушание сказок и других произведений детской

литературы, разговоры детей в процессе коллективных игр и занятий являются

необходимым условием развития детской речи в этом возрасте.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений

ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании,

как общая основа воспитания и общения детей

Цель речевого развития детей дошкольного возраста формирование не только правильной,

но и хорошей устной речи, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Это

развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений,

разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение

.

В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного

развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно

рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет,

событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения)

свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие

отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи необходимо

также умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать

подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения,

использовать языковые средства для связи предложений.

Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к

обучению в школе .

Основной характеристикой связной речи является её понятность для собеседника.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных

формах – диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые

определяют характер методики их формирования.

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития

ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи можно

рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Связная речь

вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем,

словарным составом, грамотным строем.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать

связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что

является решающим условием для развития его личности.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с

усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми .

Работа по развитию связной речи трудоемка и всегда почти полностью ложится на плечи

педагогов. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его

собственная речь должна, прежде всего, учитывать возраст детей .

Педагог должен воспитывать своей речью.

2.2 Театральная деятельность как средство развития связной речи младшего

дошкольного возраста.

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить

правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как

импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои

вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в

роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по-

своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети

можно представить наше будущее общество.

Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять

театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут

сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую

культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным

искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не

только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со

сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

Театрализованная деятельность в детском саду– это хорошая возможность раскрытия

творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети

учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой

художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение,

ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на

целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие,

активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество;

развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию,

самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для

социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует

коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости,

значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций

Огромную роль в развитии диалогической и монологической речи играет

театрализованная деятельность. В душе каждого ребенка таится желание свободной

театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты.

Именно это активизирует мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает

воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка,

который помогает людям – прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир

и является средством общения, – невозможно.

С. Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий,

его лицо, он сам» . Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика, синтаксис)

и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Формирование исполнительских умений дошкольников – сложный и длительный

педагогический процесс, протекающий в различных видах художественно-речевой

деятельности (пересказ, заучивание и чтение наизусть, драматизация и др.). Для развития

исполнительских умений у детей необходимо создание следующих условий:

1) учет специфики художественно-речевой деятельности,

тесно связанной с эмоциональным восприятием, анализом и оценкой произведения;

2) учет ведущего динамического стереотипа, определяющего пути развития

исполнительских умений детей от подражания взрослому к проявлению самостоятельности

и творческой инициативе;

3) овладение детьми техникой исполнения (дыхание, голос, дикция);

4) воспитание активности и сознательности детей, положенных в основу развития

исполнительских умений; 5) использование методических приемов, отвечающих

возрастным особенностям детей.

В своей работе мы часто используем театрализованные игры и упражнения что

положительно влияет на развитие связной речи детей.

Каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли.

3. Этапы работы по развитию связной речи посредством театрализованной

деятельности.

Подготовка к театрализованной деятельности детей должна проходить в несколько этапов.

Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести

по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и

отдельных средств выразительности. Например, после чтения стихотворения С. Маршака

«Котята» можно спросить у детей: «Какое настроение было у хозяйки в начале

стихотворения? Как вы догадались об этом?»

Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им

будет потом театрализовать прочитанное.

Именно перед воспитателем встают две основные задачи: во-первых, понять, разобраться в

том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и

серьезны, и, во-вторых, помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые

условия, в которых проявится его активность, его содействие тем, о ком он услышал.

Как же должен реагировать воспитатель на эмоциональную активность детей во время

чтения произведения или просмотра видеофильма? Разумеется, не следует делать детям

замечаний, призывать их сидеть тихо. Это помешает им полноценно переживать события

сказки, а педагогу не позволит наблюдать их эмоциональную реакцию, что в свою очередь

затруднит ему дальнейшую работу.

Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность

событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев можно

использовать специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?».

Например, воспитатель читает отрывок из сказки и спрашивает: «Вы согласны, что эта

песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и семеро козлят»? («Козлятушки-

ребятушки, отворитеся, отопритеся...»). Почему вы так думаете?» Или он показывает детям

иллюстрацию с лисой и спрашивает: «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и

петух»? Почему вы так решили?» Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему именно так

они думают, дети вынуждены вспоминать текст и представлять определенный образ.

Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах,

а также видеофильмы по различным произведениям. При рассматривании с детьми

иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоциональных состояний

персонажей, изображенных на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?» и др.).

После беседы о прочитанном (или рассказанном) и подобных упражнений необходимо

вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов.

Причем никогда нельзя требовать буквального воспроизведения содержания. При

необходимости можно непринужденно поправить ребенка и, не задерживаясь, двигаться

дальше. Однако, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, следует поощрять точность и

выразительность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки.

Из многообразия средств выразительности в детском саду рекомендуется:

- во 2-й младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения

(уметь имитировать характерные движения сказочных животных)

Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать детей на

физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.

Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Например, после

прослушивания в записи русской народной мелодии «Курочка и петушок» воспитатель

может спросить детей, подходит ли эта музыка образу смелого петушка из сказки «Лиса,

заяц и петух», и попросить показать данный образ в движении. После этого можно

предложить детям загадать друг другу загадки, имитируя движения различных животных.

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать

знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность

выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность

естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того,

именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными

выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения. Например, детям

предлагается попроситься в теремок, как лягушка или медведь (русская народная сказка

«Теремок»), после чего воспитатель спрашивает, кто из них был более похожим по голосу и

манерам на этих персонажей.

Общаясь друг с другом, сотрудничая со взрослыми, заниматься общим делом, объединённые

одной целью, дети начинают внимательнее изучать друг друга, свой характер , поведение.

При этом учатся слушать друг друга, они усваивают опыт принятия самостоятельных

решений. Все это помогает скорректировать поведение некоторых детей, отдельных черт их

характера.

Ведь все – таки то, чем мы занимаемся не столько приобретение актерских навыков, а

сколько приобретение навыков поведения, развитие связной речи и применения данных

навыков в определенных ситуациях.

Образовательная деятельность дает возможность включить ребенка в активное усвоение

театральных игр и определенных ролей. В процессе постановки театра дети учат потешки,

стихи , сказки , скороговорки. Все это благотворно влияет на их интеллектуальное развитие

, совершенствование речи.

У детей обогатился опыт игровой, театрализованной деятельности, что наблюдается в

процессе их самостоятельной игры, где они используют, элементы театральных костюмов,

атрибуты, импровизируют, показывают мини – спектакли.

Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью , мы старались сделать жизнь своих

воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями,

интересными делами, радостью творчества. Награда этому – счастливые глаза ребенка,

умение сформулировать речевые обороты,

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное

Учреждение «Детский сад № 21 «Радуга.»

Творческий отчет по теме: «Пути формирования связной речи у

младших дошкольников.»

Подготовила: воспитатель Тищенко И.Н.

с. Табунщиково.

2018 г.



В раздел образования