Напоминание

"Воспитание интереса к занятиям физкультурой через нетрадиционные формы организации образовательной деятельности"


Автор: Севостьянова Екатерина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детского сада № 183
Населённый пункт: город Брянск, Брянская область
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Воспитание интереса к занятиям физкультурой через нетрадиционные формы организации образовательной деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Содержание:

Введение……………………………………………………………………………… ....2

1. История исследовательской проблемы…………………………………………...…5

2. Система практической работы………………………………………………………..

2.1. Диагностирование уровня сформированности

интереса старших

дошкольников к занятиям физкультурой

(констатирующий этап)……………………………………………………………....9

2.2. Система работы по воспитанию интереса к занятиям физкультурой через

нетрадиционные формы организации образовательной деятельности…………12

2.3. Диагностирование уровня сформированности интереса старших

дошкольников к занятиям физкультурой

(контрольный этап)…………………………………………………………………..22

Заключение…………………………………………………………………………..…25

Список литературы…………………………………………………………...………..27

Приложение………………………………………………………………………...…..29

1

Введение

Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных

учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является

фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни

физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые

семь лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы

здоровья,

долголетия,

всесторонней

двигательной

подготовленности

и

гармоничного физического развития. Болезненный, отстающий в физическом

развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта

общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности

организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю

ребенка. Недаром выдающийся педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что от

здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно

правильно организовать занятие физической культурой именно в детстве, что

позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только

полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.

Физкультурное занятие как основная форма работы по физкультуре заняла

прочное место в ДОУ. Многие воспитатели творчески подходят к организации

методики

физкультурных

занятий,

придумывают

интересные

формы

физкультурных занятий, содержание, методы и приемы, этим самым они

обеспечивают формирование прочного, устойчивого интереса к физкультуре у

детей, потребность заниматься физкультурой. Но в то же время не всегда

решаются полноценно задачи физического воспитания, формально подходят к

проведению физкультурных занятий, используются в основном занятия учебно-

тренирующего характера. Физкультурные занятия сухие, однообразные, и как

следствие этого - отсутствие интереса, желания заниматься физкультурой и слабое

физическое развитие и здоровье. Ведущее место занимают нетрадиционные

физкультурные занятия. Все это и побудило обратиться к проблеме использования

2

занятий в нетрадиционной интересной форме для воспитания интереса к занятиям

физкультурой.

Одной из основных форм работы по физическому воспитанию являются

физкультурные занятия, они имеют особое значение в воспитании здорового

ребёнка. Именно на физкультурных занятиях у детей старшего дошкольного

возраста формируются двигательные умения и навыки.

Назначение занятий по физкультуре состоит в том, чтобы:

- обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка

через специально организованные оптимальные для данного возраста физические

нагрузки;

- удовлетворять естественную биологическую потребность в движении;

- формировать двигательные умения и навыки, физические качества;

- дать возможность каждому продемонстрировать свои двигательные умения

сверстникам и поучиться у них;

- создавать условия для всестороннего развития детей, когда движения и

двигательные действия в необычных ситуациях способствуют активизации их

мышления,

поиску

адекватных

форм

поведения,

встречи

с

красивым

и

увлекательным миром.

С целью развития и поддержания у детей двигательного навыка необходимо

использовать разные формы физкультурных занятий:

- классические занятия;

- игровые занятия (игры-эстафеты, с использованием народных игр и т.д.);

- занятия тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения, спортивные

игры и т.д.);

3

- сюжетные занятия – комплексные (объединённые сюжетом, с викторинами и

т.д.);

- ритмическая гимнастика (занятия, состоящие из танцевальных движений);

- тематические занятия (с одним видом физических упражнений).

В последнее время в дошкольных учреждениях всё чаще стали применяться

нетрадиционные средства физического воспитания детей:

- ритмическая гимнастика;

- «восточная» гимнастика;

- степ-аэробика;

- фитнес-аэробика;

- организация физкультурных занятий по принципу круговой тренировки.

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей

является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются

весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети.

Результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте

здоровых детей становится всё меньше. Высок процент физиологической

незрелости (более 60 %), которая становится причиной роста функциональных (до

70 %) и хронических (до 50 %) заболеваний и только около 10% приходят в школу

абсолютно здоровыми.

Проблема сохранения и укрепления здоровья остро стоит в дошкольном

учреждении, в котором я работаю. Одной из главных задач, которые ставит перед

собой дошкольное учреждение – сохранение и укрепление здоровья детей. Для

того,

чтобы

деятельность

по

сохранению

и

укреплению

здоровья

была

эффективной, её необходимо правильно организовать, включая различные виды

деятельности и формы её организации.

4

Начиная работать по данной проблеме: «Воспитание интереса у детей старшего

дошкольного возраста к занятиям физкультурой через нетрадиционные формы

организации образовательной деятельности» я для себя наметила следующую

цель: повысить у детей старшего дошкольного возраста интерес к занятиям

физкультурой

через

нетрадиционные

формы

организации

образовательной

деятельности. Для реализации поставленной цели я ставлю следующие задачи:

1)

освоить методический материал, предоставляющий эффективные подходы к

организации физического воспитания при помощи нетрадиционных форм;

2)

проверить

на

практике

эффективность

их

применения

(проведение

обследования);

3)

разработать и внедрить систему работы по воспитанию интереса к занятиям

физкультурой через нетрадиционные форм организации образовательной

деятельности;

4)

консультирование

и

рекомендации

воспитателям

по

эффективному

использованию

нетрадиционных

форм

организации

образовательной

деятельности для воспитания интереса к занятиям физкультурой;

5)

привлечь родителей для активного участия в жизни группы.

5

1. История исследовательской проблемы

Вопросам физического воспитания уделяли огромное внимание такие видные

ученые как П.Ф.Лесгафт, Е.А.Аркин, В.В.Гориневский, А.И.Быкова, И.А.Метлов,

А.В.Кенеман, Д.В.Хухлаева, Т.И.Осокина, Г.П.Юрко.

Огромный вклад в развитие теории физического воспитания внес русский педагог,

анатом и врач П.Ф.Лесгафт (1837-1909). П.Ф.Лесгафт большое внимание в

физическом воспитании уделял подвижным играм. В своих научных трудах

П.Ф.Лесгафт уделял внимание не только физическому, но и гармоничному

воспитанию

человека.

Он

считал,

что

физическое

воспитание

должно

продолжаться всю жизнь, поэтому важно с детства учить ребенка сознательно

усваивать физические упражнения. П.Ф.Лесгафт в конце XIX - начале ХХ в. создал

оригинальную российскую систему воспитания. Она была создана с учетом

мировых систем и национальных традиций. Созданная П.Ф.Лесгафтом теория

физического воспитания не утратила своего значения до нашего времени, многие

ее положения актуальны и сегодня.

Идеи П.Ф.Лесгафта продолжил его ученик В.В.Гориневский (1857-1937) -

выдающийся

деятель

спортивной

медицины.

Придавая огромное

значение

влиянию физических упражнений, их воздействию на все органы тела и особенно

на

деятельность

центральной

нервной

системы,

В.В.Гориневский

уделял

физическому воспитанию особое внимание. Он выступал за воспитание у детей

красивых, выразительных движений, которые, по его мнению, наиболее ярко

отражают

индивидуальную

и

психическую

деятельность

человека.

В.В.Гориневский был первым ученым, написавший книгу о врачебном контроле за

занятиями физическими упражнениями и спортом населения. Им были заложены

научные основы тренировки, доказана ведущая роль подвижных игр в системе

физического

воспитания

ребенка.

В.В.Гориневский

по

праву

считается

основателем постреволюционной системы физического воспитания.

6

А.И.Быкова разработала методику развития движения ребенка, определила ее

значение,

содержание,

организацию.

Она

совместно

с

Н.А.Метловым,

М.М.Канторович, Л.И.Михайловой разрабатывала программы по физическому

воспитанию детей, выпускала сборники подвижных игр для дошкольных

учреждений.

Особую

роль

в

развитии

физического

воспитания

дошкольников

сыграл

Н.А.Метлов - образованнейший человек, он окончил юридический факультет

МГУ, Московскую консерваторию. Им написано свыше 130 работ по физическому

воспитанию. В 60-е годы им написаны учебник для педагогических училищ,

«Методика физического воспитания», а также книга для воспитателей и

музыкальных руководителей «Утренняя гимнастика под музыку».

Особое место среди специалистов в области физического воспитания детей

дошкольного возраста занимает выдающийся педагог А.В.Кенеман (1896-1987).

Под ее руководством в 1960 г. была создана методика исполнения сюжетного

рассказа, мини-сказки при объяснении новых подвижных игр. Особо следует

отметить заслугу А.В.Кенеман в создании учебника «Теория и методика

физического воспитания детей дошкольного возраста», изданного в соавторстве с

Д.В.Хухлаевой.

Значительный вклад в теорию и практику физического воспитания внесла

Д.В.Хухлаева. Ее работы по формированию двигательных навыков у детей,

разработка методов и приемов обучения метанию, создание программ и

методических пособий для дошкольных учреждений.

Научные

исследования

в

области

физкультурных

занятий

ведутся

давно.

Физкультурные занятия были введены в дошкольные учреждения в 50-е годы ХХ

в. Первоначально занятия с использованием физических упражнений получили

название

занятия

гимнастикой

и

подвижных

игр

(Е.Г.Леви-Гориневская,

Н.И.Кильпио). В дальнейшем, благодаря исследованиям ряда ученых, круг

физических упражнений для дошкольников расширился.

7

В 70-е годы ХХ столетия исследования А.В.Кенеман и Г.П.Лескова убедительно

доказали, что в ходе обучения физкультурным упражнениям важно давать детям

знания о технике выполнения движений, чтобы формирование двигательных

умений и навыков осуществлялось не только через большое количество

повторений, а влияло на быстрое усвоение движений через реализацию принципа

осознанности в обучении. Тем самым был поставлен вопрос не только о

формировании двигательных навыков, но и приобщении дошкольников к

физической культуре общества.

8

2. Система практической работы

2.1. Диагностирование уровня сформированности интереса старших

дошкольников к занятиям физкультурой (контрольный этап)

Одной из задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта

дошкольного образования является развитие интереса детей к систематическим

занятиям физическими упражнениями. Проблему развития интереса к физической

культуре

у детей

дошкольного

возраста

исследовали

Т. П. Бакурова,

Е. Н. Вавилова, З. Нестерова, Л. А. Сварковская и др. Одним из средств развития

интереса

к занятиям

по

физической

культуре

является

использование

рифмованных текстов. Они выполняют следующие функции: ритмическую,

эмоциональную,

выразительную,

учебно-познавательную,

развивающую,

смысловую, оздоровительную, воспитательную, развития интереса к занятиям.

В рамках своего практического исследования решила проследить, каким образом

реализуется функция развития интереса к занятиям по физической культуре на

примере детей старшего дошкольного возраста.

.Для

диагностирования

уровня

сформированности

интереса

старших

дошкольников к занятиям физкультурой была разработана система сюжетных

физкультурных занятий для старших дошкольников на основе рифмованного

текста. В систему занятий входили сюжетные физкультурные занятия, для которых

подобраны рифмованные тексты из художественной литературы, а также занятия,

в которых использовался авторский рифмованный текст.

Критериями сформированности интереса детей средней группы к занятиям

физической культурой выступили: познавательная активность к физкультурным

занятиям

(познавательный

компонент);

степень

личностной

значимости

физкультурного

занятия

для

дошкольника

(мотивационный

компонент);

положительное эмоциональное отношение к занятиям физической культурой

(эмоциональный компонент); степень проявления внимания на занятиях по

9

физической культуре (волевой компонент). Предложенная диагностика включала

четыре уровневых показателя (начальный, достаточный, средний, высокий).

Табл. 1. Динамика развития компонентов интереса к занятиям физкультурой на

начало учебного года, %.

Критерии /

уровни

Начальный

Достаточный

Средний

Высокий

Познавательный

34

40

20

6

Мотивационный

27

33

27

13

Эмоциональный

20

13

47

20

Волевой

27

27

33

13

начальный

достаточный

средний

высокий

0

5

10

15

20

25

30

35

40

45

В результате использования системы сюжетных физкультурных занятий на основе

рифмованных

текстов

в педагогическом

процессе

была

установлена

положительная динамика развития интереса к занятиям по физической культуре

у дошкольников

пятого

года

жизни.

У детей

экспериментальной

группы

улучшились уровневые показатели развития всех компонентов интереса и интереса

10

к занятиям по физической культуре в целом. Динамика развития компонентов

интереса к физкультурным занятиям у детей группы отражена в таблице 1. На

основе данной диагностики я определила общий уровень развития интереса по

всем критериям.

Чтобы улучшить показатели детей старшего дошкольного в воспитании интереса к

занятиям физкультурой в своей работе я решила использовать нетрадиционные

формы организации физического воспитания.

11

2.2. Система работы по воспитанию интереса к занятиям физкультурой через

нетрадиционные формы организации образовательной деятельности.

Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо

физически развитым. Наряду с совершенно естественной заботой о чистоте его

тела, удовлетворении потребностей в пище крайне необходимо обеспечить и

потребность в движениях. С момента рождения нормально развивающийся

ребенок стремится к движениям. Вначале эти движения беспорядочны. Однако

постепенно

они

начинают

приобретать

более

координированный

и

целенаправленный характер. Формирование этой важной для жизнедеятельности

потребности в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания,

от того, насколько окружающие ребенка взрослые создают необходимые условия,

способствуют своевременному освоению доступных по возрасту движений.

Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние

неизмеримо выше для растущего и развивающегося детского организма.

Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять физические

упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья,

гармоничного развития ребенка.

Интерес - это осознанное, избирательное, положительное отношение к чему-либо,

побуждающее человека проявлять активность для познания интересующего его

объекта.

Интерес характеризуется широтой (например, по всем видам спорта), глубиной

(проявление специального интереса к одному виду спорта), устойчивостью

(длительность сохранения), мотивированностью (случайный или осознанный),

действительностью (проявляет ребенок активность для удовлетворения интереса

или же он пассивен).

Интересы детей бывают разными. Это и стремление укрепить здоровье,

сформировать осанку, это и желание развить двигательные и волевые качества. С

учетом конкретных причин проявления дошкольниками интереса к физической

12

культуре руководитель физического воспитания должен строить свою работу по

агитации и пропаганде физической культуры, по формированию интереса к

физкультуре, независимо от проходимого материала. Однако дополнительно

проявляют

и

дифференцированный

интерес

к

различному

программному

материалу (мальчики отдают предпочтение спортивным играм, а девочки -

подвижным). От правильной постановки целей зависит поддерживание, а порой и

формирование интереса и целеустремленности дошкольников в сфере физической

культуры. Поддерживание интереса и целеустремленности дошкольников во

многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение, и формируется ли у

них удовлетворенность занятиями физической культурой.

Занятия являются основной формой педагогической работы при обучении детей в

детском саду движениям. Максимальная эффективность занятий по физической

культуре может быть обеспечена, если деятельность детей организуется с учетом

принципов систематичности, доступности, активности, сознательности и др.

Чрезвычайно важно, что построенные по определенному плану занятия позволяют

регулировать оказываемую на ребенка физическую нагрузку, постепенно и

осторожно увеличивать ее, способствуя повышению выносливости детского

организма.

Физкультурные

занятия

способствуют

воспитанию

у

дошкольников

положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания

дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Они проводятся летом и

зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания

организма ребенка.

Содержание занятий подбирается в соответствии с поставленными программными

задачами. Чередование упражнений разного характера и интенсивности с

периодами отдыха при использовании разных способов организации детей

(фронтальной, групповой, индивидуальной), одновременного или поочередного

выполнения упражнений обеспечивает моторную плотность занятий примерно на

13

60-80%. Применяя различные приемы руководства деятельностью детей на

занятиях, воспитатель постоянно заботится о том, чтобы все дети были на них

активны, проявляли инициативу и навыки самоорганизации.

Для того, чтобы воспитать интерес у детей старшего дошкольного возраста к

занятиям физкультурой, я в своей работе решила использовать нетрадиционные

формы организации образовательной деятельности.

За последние годы проведены исследования Л.М. Коровиной, установившие

эффективность использования нетрадиционных средств физического воспитания

детей старшего дошкольного возраста.

Раскрывая образовательные задачи по физическому воспитанию детей, что в свою

очередь поможет укрепить их здоровье, развить необходимые двигательные

навыки,

в своей работе я использую следующие нетрадиционные средства

физического воспитания детей старшего дошкольного возраста:

ритмическая гимнастика;

«восточная» гимнастика;

организация занятий по принципу круговой тренировки;

степ-аэробика;

фитнес-аэробика;

физкультурные праздники вместе с родителями;

игровые занятия, построенные на основе игр и игр-эстафет;

занятия на спортивных комплексах и тренажерах;

с применением нестандартного физкультурного оборудования

Теперь о каждой нетрадиционной форме организации подробнее.

Ритмическая гимнастика

одна из наиболее эффективных форм повышения

двигательной активности. Занятия ею повышают функциональные возможности

сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, развивают координацию и

музыкальность, гибкость и пластику движений.

14

Длительность занятий в старшей группе – 30-35 минут, в подготовительной – 35-40

минут.

Цель

занятий:

создать

положительный

психологический

настрой,

повышать

эмоциональный

уровень,

способность

к

развитию

мышления,

воображения; развивать творческие способности ребёнка; укрепить здоровье.

При составлении комплексов для дошкольников следует учитывать не только

уровень подготовленности детей, но и особенности психики, координацию

движений. Поэтому комплексы должны быть доступными, с подобранной

музыкой, а их содержание, в случае необходимости, передавать образно, в игровой

форме. Комплексы могут быть включены в праздники и развлечения как

показательные выступления.

«Восточная»

гимнастика.

Для

гимнастики

не

требуется

специально

организованного места, её можно проводить в любом помещении, в любой лёгкой

одежде, не нужно не атрибутов, не пособий. Все упражнения дети выполняют,

сидя на полу по-турецки или сидя на стуле, а можно и стоя около стола. На

физкультурном занятии им рекомендуется быть в свободной физкультурной

форме, босиком.

Комплекс

гимнастики

должен

состоять

из

постепенно

усложняющихся

упражнений,

в

которых

невысокая

физическая

нагрузка

чередуется

с

расслаблением отдельных частей руки. Сложность состоит в координации и

согласовании движений разных частей тела. Качество выполнения упражнений

оценивается по соблюдению правильной осанки, широте амплитуды движений, по

активности и точности выполнения упражнений в заданном темпе.

Организация занятий по принципу круговой тренировки. Существующая

типовая «Программа воспитания и обучения в детском саду» (раздел «Физическое

воспитание») предусматривает развитие двигательных навыков ребёнка через

разные формы физического воспитания, в том числе и на физкультурных занятиях.

Проанализировав данный раздел, я пришла к выводу, что предлагаемые типы

занятий для детей старшего дошкольного возраста в недостаточной степени

15

позволяют

совершенствовать

двигательную

активность

и

самостоятельную

деятельность ребёнка. В связи с этим возникла необходимость моделирования

занятия нового типа по принципу круговой тренировки.

Занятия данного типа начали разрабатывать А. Замотаева, Н. Лапина, С.

Шарламова и А. Фёдоров. При разработке новой системы они опирались на

основные дидактические принципы:

1)

наглядность и доступность (рисунок-схема);

2)

последовательность и систематичность (от простого к сложному);

3)

индивидуально-дифференцированный подход (группа делится на команды по

4-5 человек).

Эффективность и значимость таких занятий, которую подтвердили исследования

М. Руновой, определяется:

- моторной плотностью (зависит от вида занятия и поставленной цели);

- формированием двигательных умений и навыков, развитием физических

качеств;

- обеспечением индивидуального подхода к детям с учётом групп здоровья,

пола и уровня физической подготовленности.

При отборе упражнений для занятий необходимо руководствоваться следующим

правилом: не воздействовать на одну и ту же группу мышц, что вызывает

ненужную утомляемость, а распределять нагрузку на разные группы мышц и

вариативно менять виды деятельности.

Целесообразно проводить круговую тренировку в основной части физкультурного

занятия, после предварительной разминки, включающей разновидности бега,

ходьбы, ОРУ.

Фитнес-аэробика. Эти занятия не только способствуют развитию основных

физических качеств, но и позволяют освоить танцевальные движения, значительно

лучше улучшают музыкальность и двигательную память детей, а также помогают

16

избавиться от лишнего веса. Первые упоминания о детской фитнес-аэробике

можно найти в работах О. Долгоруковой. Она писала: «Занятия детской фитнес-

аэробикой проводятся в форме урока-тренировки, продолжительность которого

зависит от возраста занимающихся: для детей 3-4 лет это 20 мин.; 5-6 лет – 25

мин.; 6-7 лет – 30 мин.».

Каждое занятие состоит из трёх частей:

- подготовительная часть (разминка) – 5-7 мин.;

- основная часть;

- заключительная часть.

Разминка начинается с простых и хорошо разученных упражнений (базовые шаги

аэробики, танцевальные движения), постепенно добавляются подскоки, различные

прыжки, бег на месте. В конце разминки обязательно включаются основные

движения скретчинга (комплекс упражнений и поз для растягивания мышц, связок,

сухожилий туловища и конечностей): повороты и наклоны туловища, наклоны со

сгибанием и прогибанием спины, глубокие выпады вперёд, в стороны, назад.

Основная часть делится на аэробную и силовую.

В аэробной части разучиваются новые упражнения, движения или комплекс

стилизованных

танцевальных

движений

с

использованием

различного

оборудования для фитнеса: гимнастических лент, скакалок и др.

Силовая часть включает упражнения, воздействующие на мышцы брюшного

пресса, груди, спины, плечевого пояса, таза, бёдер. Для увеличения нагрузки могут

применяться дополнительные приспособления: гантели (для детей 6-7 лет их масса

0,3 – 0,5 кг), степ-платформы и др.

Заключительная часть состоит из упражнений на расслабление или растягивание,

а также на гибкость – скретчинг, выполняемых в положении лёжа, сидя и стоя. При

17

подборе упражнений на расслабление и растягивание используются медленные

танцевальные движения, специальные упражнения для дыхания.

Музыка в занятиях фитнесом играет очень важную роль, решая следующие задачи:

«диктует» ритм и задаёт темп движения. А это значит, что с помощью музыки

можно варьировать интенсивность занятий. Во время разминки и в силовой части

используют среднюю по темпу музыку. В аэробной части необходимо более

быстрое сопровождение.

Степ-аэробика одно из направлений аэробики, направленное на поддержание в

тонусе всего тела, а также на развитие двигательных навыков. Воздействие на

мышцы происходит под воздействием кислорода, как и в любом другом

направлении аэробики. Немаловажным фактором является эмоциональный фон во

время занятий. Так как все тренировки происходят под ритмичную музыку, то

улучшается настроение, изменяется внутреннее состояние, физические усилия не

так заметны под воздействием ритмичного «танца».

Что же такое степ-аэробика? Изобрела её в середине 90-х годов XX

века

американка Джин Миллер, известный инструктор по аэробике. После травмы

колена она для укрепления мышц и ускорения выздоровления приспособила для

тренировок …ступеньки крыльца своего дома. Ритмичные подъёмы и спуски по

ступенькам

дали

такой

замечательный

результат,

что

Джин

выздоровев,

приступила к созданию на основе своего домашнего комплекса нового вида

аэробики, который получил название «степ-аэробика».

Для того чтобы ребёнок старшего дошкольного возраста получил физическую

нагрузку при занятиях степ-аэробикой достаточно всего 20-30 мин.

Упражнения для степ-аэробики подбираются преимущественно циклического

характера (в основном, это ходьба), вызывающие активную деятельность органов

кровообращения и дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей

двигательной структуре и доступные детям.

18

Каждый комплекс упражнений состоит из подготовительной и основной части.

Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к

главной

физической

нагрузке.

Упражнения

выполняются

с

небольшой

амплитудой. Заканчивается комплекс аэробики упражнениями на дыхание и

расслабление, выполняемыми в медленном темпе. Во время занятия следует

напоминать

детям

об

осанке

и

правильном

дыхании,

поддерживать

их

положительные эмоции.

Основным тренажёром для занятий степ-аэробикой является шаговая платформа –

степ (ступенька, высотой не более 8 см, шириной 25 см, длинной 40 см). Если

детский сад не имеет средств для покупки степ-платформы, поэтому на занятии

можно использовать пластмассовые гимнастические скамейки. Они очень удобны

в применении: лёгкие, устойчивые, не занимают много места при хранении, легко

моются.

Упражнения не трудны и все основаны на шагах, но это не просто шаги, это целые

системы специально разработанных упражнений, затрагивающих многие группы

мышц, а также и те, задействование которых в других видах тренировок

практически не происходит.

О. Павшик в своей работе пишет о рекомендациях по использованию степ-досок

на занятиях физической культурой.

- на первых занятиях познакомить детей с новым для них гимнастическим

снарядом. Дети берут скамеечки в руки, рассматривают, ставят на пол, сами

становятся на них, переворачивают и т.д. Убирают, складывая «пирамидкой». Для

ритмической гимнастики расставлять скамейки в шахматном порядке, по кругу, по

периметру зала, объясняя детям принцип их расположения;

- затем нужно обучить детей правильно вставать на скамейку:

# обе ноги должны быть слегка расставлены и обращены носками вперёд;

# выполняя упражнение сбоку от доски, начинать следует с ноги, стоящей

19

вплотную к степу;

- сначала разучивают шаги на степ, потом добавляют движения руками;

- упражнения на силу чередуются с упражнениями на гибкость;

- все упражнения должны выполняться в одну и другую сторону (для

гармоничного развития обеих частей тела);

- нагрузку нужно повышать постепенно, увеличивая темп музыкального

сопровождения, усложняя комплексы, и сокращая паузы для отдыха.

Игровые занятия, построенные на основе игр и игр-эстафет. Целесообразно

использовать

для

снятия

напряжения

после

занятий

с

повышенной

интеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых условиях, для

обеспечения положительных эмоций, Вводная часть такого занятия может быть

недолгой, т. к. подготовку организма к нагрузкам продолжит игра малой или

средней подвижности. В основную часть могут быть включены игры высокой

подвижности, совершенствующие виды движений. Заключительная часть такого

занятия должна обеспечить снижение нагрузки.

Занятия на спортивных комплексах и тренажерах

.

Такие занятия помогают

достичь нужного оздоровительного эффекта за сравнительно небольшой период

времени. Оздоровительная техника помогает решить и проблему дефицита

пространства, поскольку легко умещается даже в небольшом пространстве.

Современные

тренажеры

имеют

привлекательный

вид,

регулируются,

что

позволяет использовать их в работе с детьми разной физической подготовки, что

побуждает детей к двигательной активности. В ходе таких занятий в значительной

мере повышается эмоциональный тонус детей, активизируется познавательная

деятельность, развивается творческое воображение;

С применением нестандартного физкультурного оборудования, направленного

на физкультурно-оздоровительную работу с детьми. Яркие пособия с задорными

стихами к ним способствуют:

20

возникновению

и

длительному

удержанию

интереса

к

этим

физкультурным игрушкам;

удовлетворению потребности детей в движениях;

расширению физических возможностей детей;

развитию двигательного воображения детей;

укреплению здоровья детей;

привлечению семьи к работе ДОУ по оздоровлению детей

Это оборудование многофункционально и может быть использовано в разных

направлениях развития детей – физическое развитие, математика, развитие

речи, творческие игры и т. д.

Данное оборудование,

можно, использовать как на занятиях,

так и в

самостоятельной деятельности детей.

21

2.3.

Диагностирование

уровня

сформированности

интереса

старших

дошкольников к занятиям физкультурой

(контрольный этап)

Для воспитания у старших дошкольников двигательных интереса к занятиям

физкультурой во время физкультурных минуток я применяю отдельные виды

упражнений из комплекса «восточной» гимнастики.

Данный комплекс можно использовать в работе с детьми, начиная с трёхлетнего

возраста, но в укороченном варианте. Разучивают его поэтапно, без музыкального

сопровождения, в медленном темпе, по 2-3 упражнения, прибавляя постепенно

новые. В освоенном виде упражнения хорошо провожу уже под фонограмму.

Также во время физкультурных пауз я использую элементы комплекса

ритмической гимнастики «На арене цирка» и «Друзья Буратино». Дети с большим

удовольствием выполняют элементы ритмической гимнастики, т.к. переданы в

игровой форме.

Иногда физкультурные занятия организую по принципу круговой тренировки, за

основу беру вариант круговой тренировки «Матросы на корабле в шторм».

Предложенную

круговую

тренировку

выполняю

по

типу

непрерывного

длительного упражнения с преимущественной направленностью на развитие

общей выносливости. В процессе выполнения у детей совершенствуются навыки

основных

движений

(ползания,

лазанье,

равновесие),

развиваются

навыки

совместных взаимодействий.

Приведённый вариант круговой тренировки рекомендую в течение 3-5 занятий.

При разучивании упражнений на первом занятии выбираю «капитана» - ребёнка,

обладающего ловкостью; он по моему заданию начинает прохождение «станций»

по порядку, в то время как остальные дети наблюдают за ним.

22

На втором занятии дети выполняют уже знакомые упражнения, поэтому, чтобы

увеличить моторную плотность, до начала круговой тренировки расставляю детей

по «станциям», по 3-4 человека на каждой.

Для детей старшего дошкольного возраста организован кружок «Степ-аэробика».

Чтобы познакомить воспитателей с нетрадиционными формами организации

физического воспитания, мною была проведена следующая работа:

- консультация «Упражнения для оздоровления детей старшего дошкольного

возраста», в которой приведены упражнения для физкультминуток, динамических

пауз, офтальмомассаж;

- рекомендованы схемы для организации физкультурного занятия по принципу

круговой тренировки.

Не маловажную роль в организации работы по физическому воспитанию

играет взаимодействие с семьёй. С этой целью мною были организованы и

проведены следующие виды работы:

- физкультурный праздник «Лето спортивное»;

- консультация «Всей семьёй – на старт»;

Чтобы проверить эффективность использования нетрадиционных форм

организации образовательной деятельности для воспитания интереса к занятиям

физкультурой, в конце учебного года (май) было проведено педагогическое

обследование по тем же показателям, что и в начале учебного года (май).

23

Табл. 2. Динамика развития компонентов интереса к занятиям физкультурой на

конец учебного года, %.

Критерии /

уровни

Начальный

Достаточный

Средний

Высокий

Познавательный

-

27

33

40

Мотивационный

6

13

40

40

Эмоциональный

-

7

20

73

Волевой

-

27

40

33

начальный

достаточный

средний

высокий

0

5

10

15

20

25

30

35

40

45

На основе данной диагностики общий уровень развития интереса по всем

критериям. В высокий уровень интереса показали 33 % детей, что на 26 % больше,

чем в начале исследования; средний –60 %, что на 20 % больше, чем в начале

эксперимента. За счет увеличения процента высокого и среднего уровня развития

интереса уменьшилось количество детей, имеющих достаточный уровень — 7 %,

что на 37 % меньше, чем на констатирующем этапе. Начальный уровень развития

интереса детей, который имели некоторые дети (13 %) в начале исследования,

перешел в более высокие стадии развития и не был обнаружен на данном этапе

эксперимента.

24

Заключение

По результатам написания работы на тему: «Воспитание интереса у детей

старшего дошкольного возраста к занятиям физкультурой через нетрадиционные

формы организации образовательной деятельности» установлено: организация

физкультурных

занятий

при

помощи

нетрадиционных

форм

физического

воспитания повышает интерес детей старшего дошкольного возраста к занятиям

физкультурой.

Для организации физического воспитания большое значение имеет правильная

организация

занятий

и

других

видов

деятельности,

в

которых

у

детей

формируются двигательные навыки. Исследования, проведённые Л.М. Коровиной,

установили эффективность использования нетрадиционных форм физического

воспитания для развития двигательных навыков у детей дошкольного возраста.

Итак, при помощи нетрадиционных форм организации физического воспитания у

детей старшего дошкольного возраста повышается показатель сформированности

двигательных навыков.

Для того, чтобы познакомить воспитателей с нетрадиционными формами

организации физического воспитания была проведена консультация на тему:

«Упражнения для оздоровления детей старшего дошкольного возраста» и

предложены им

«Рисунки-схемы для организации занятий по принципу круговой тренировки

детей старшего дошкольного возраста». Я считаю, что высокий уровень развития

двигательных навыков будет обусловлен достаточной частотностью применения

педагогами

нетрадиционных

форм

организации

физического

воспитания;

использование

дифференцированного

подхода;

привлечением

родителей

к

участию в спортивных мероприятиях вместе с детьми.

25

Использование в работе различных методов и приёмов, помогает сохранить и

укрепить здоровье ребёнка, чтобы процент здоровых детей с каждым годом

становился всё больше и больше. По результатам работы нетрадиционные формы

организации образовательной деятельности способствуют воспитанию у детей

интереса к занятиям физкультурой. Детям интересны занятия, организованные с

применением нестандартного оборудования (степ-платформ, фитбол-мячей), они с

интересом и желаниям занимаются танцевально-игровой гимнастикой «Степ-

аэробика», которая первоначально организована для детей 5-7 лет.

Также мною будет продолжена работа по ознакомлению воспитателей с

нетрадиционными формами организации физического воспитания и повышению

собственного уровня знаний по данному вопросу.

26

Список литературы

1. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Старший возраст. – М.:

Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

2. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей

дошкольного возраста. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

3. Глушкова Г.В. Организация физического воспитания детей в семье: ключевые

ситуации // Ребёнок в детском саду. 2004, № 6 (с. 21-25).

4. Долгорукова О. Фитнес-аэробика //Обруч. 2005, № 6 (с. 38-42).

5. Замотаева Н. Организация физкультурных занятий по принципу круговой

тренировки // Дошкольное воспитание. 2001, № 5 (с. 36-48).

6. Каралашвили Е. Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет // Дошкольное

воспитание. 2002, № 6 (с. 39-41).

7. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей

дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1978.

8. Киреева Т. Всей семьёй – на старт // Дошкольное воспитание. 2006, № 3 (с.25-

27).

9. Павшик О. Правильные скамейки // Обруч. 2007, № 5 (с. 40-42).

10. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста

(3-7 лет). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

11. Подольская Е. Лечебная гимнастика // Дошкольное воспитание. 2005, № 8 (с.

64-67).

12. Прищепа С., Храмцова Н., Шатверян Т. Играем пальчиками // Дошкольное

воспитание. 2006, № 3 (с. 48-50).

27

13. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой,

В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаик –Синтез, 2005 (с. 167–172).

14. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель»,2005.

15. Шарламова С., Фёдоров А., Лапина Н Круговая тренировка в физическом

воспитании детей // Дошкольное воспитание. 1998, № 6 (с. 47-50).

16.

Шебеко

В.Н.,

Ермак

Н.Н.,

Шишкина

В.А..

Физическое

воспитание

дошкольников. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.

17. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие детей 3-7 лет: Ч 3: Конспекты

занятий для старшей и подготовительной к школе группы. – М.: Гуманит. изд.

центр ВЛАДОС, 2003.

28



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники