Напоминание

Доклад Методы формирования профессиональных умений и навыков в процессе учебной практики


Автор: Комарова Тамара Ивановна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ФКП образовательное учреждение №277 Федеральной службы исполнения наказаний
Населённый пункт: г.Красноярск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Доклад Методы формирования профессиональных умений и навыков в процессе учебной практики
Дата публикации: 31.07.2020
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 277

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Доклад

Тема:

«Методы

формирования

профессиональных

умений

и

навыков в процессе учебной практики»

Разработал: мастер производственного обучения – Комарова Тамара Ивановна

Рассмотрено

методической комиссией

ФКП образовательного учреждения № 277

Протокол № _____ от «_____» ___________ 2020 г.

Красноярск

2020г.

Доклад

Тема:

«Методы

формирования

профессиональных

умений

и

навыков в процессе учебной практики»

Формирование у обучающихся умений и навыков – одна из основных

целей урока производственного обучения. Для ее реализации мастер

производственного обучения должен иметь чёткое представление о

структуре умений и навыков, учебном времени, необходимом для их

выработки, а также о критериях их сформированности.

Умение – это способность (или готовность) выполнять практические

действия на основе усвоенных знаний. В связи с этим умение можно

рассматривать «как знание в действии».

Навыки -

автоматизированные компоненты деятельности, которые

осуществляются путем достижения цели без строгого контроля со

стороны мышления.

При планировании учебно-производственной деятельности в рабочей

программе и учебно-тематических планах предусматривается отведение

каждой

теме

производственного

обучения

учебного

времени

на

тренировочные упражнения и производственную деятельность.

В процессе упражнений у обучающихся формируются умения и

навыки выполнения отдельных рабочих движений, приемов и трудовых

операций. В ходе производственной деятельности они закрепляются и

совершенствуются.

Основная задача производственного обучения – практическое обучение

профессиональному

мастерству,

т.е.

вооружение

обучающихся

профессиональными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для

выполнения определенных трудовых процессов.

В

процессе

теоретического

и

производственного

обучения

обучающиеся приобретают профессиональные знания, раскрывающие

сущность и особенности производственных процессов и трудовой

деятельности по профессии. Они получают научно-технические сведения

об устройстве и способах применения технических средств, о свойствах и

способах обработки различного сырья и материалов, об особенностях

выполнения трудовых приемов и операций. На основе профессиональных

знаний

и

в

тесной

связи

с

ними

обучающиеся

овладевают

профессиональными

навыками

и

умениями,

которые

в

основном

определяют уровень их профессиональной подготовки.

В настоящее время существует три компонента классификации учебно-

трудовой деятельности: организационный, стимулирующий и контрольно-

оценочный, которым соответствуют три группы методов:

Методы осуществления учебно-познавательной деятельности,

к

которым относятся:

перцептивные

(словесные, наглядные, практические)

по виду

источника

информации

(слово,

чувственный

образ,

практическое

действие);

логические

(индуктивные

и

дедуктивные,

аналитические

и

синтетические;

гностические

(репродуктивные, проблемно-поисковые);

методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

,

включающие методы формирования интереса к обучению и методы

развития чувства долга и ответственности в учении;

методы

контроля

и

самоконтроля

эффективности

учебно-

познавательной

деятельности,

в

том

числе

устного,

письменного,

программированного.

Кроме того, структура процесса обучения состоит:

- из постановки педагогом познавательной задачи;

- передачи знаний педагогом и усвоения их обучающимися;

-

практического

применения

усвоенных

знаний,

т.е.

учебно-

познавательной практики;

- проверки и самопроверки усвоенных обучающимися знаний, навыков

и умений.

Тогда

каждой

из

четырех

частей

процесса

обучения

должна

соответствовать

своя,

характерная

для

данной

части,

группа

дидактических методов:

методы постановки познавательных задач;

методы учебно-познавательной практики;

методы передачи знаний и усвоения их обучающимися (собственно

методы обучения);

методы проверки знаний, умений, навыков.

Поэтому при выборе методов обучения мастер производственного

обучения должен учитывать приведенные особенности классификации

методов.

Определяют

методы

обучения

в

зависимости

от

особенностей

источников передаваемой педагогом и усваиваемой обучающимися

учебной информации, а также от характера учебно-познавательной

деятельности обучающихся, их мыслительной работы. Важное значение

имеют также содержание и объем изучаемого материала, уровень его

теоретического обобщения и практическая значимость.

Методы обучения существенно зависят и от общих, и от частных

дидактических задач, поставленных педагогом, и от особенностей учебно-

материальной базы обучения, в частности от средств наглядности и

технических

средств,

а

также

от

необходимости

и

возможности

использования методов обучения как важного средства управления

учебно-познавательной деятельностью обучающихся, контроля и оценки

её результатов и педагогами, и самими обучающимися (самоконтроль).

Общим определяющим признаком всех методов является их идейная

направленность, воспитывающий характер. Это означает, что методы

обучения находятся в тесной связи с принципами обучения и воспитания.

По сравнению с методами теоретического обучения, т.е. научно-

предметного преподавания, методы производственного обучения имеют

свою

специфику,

которая

обусловлена

своеобразием

учебно-

познавательной практики обучающихся: деятельность их носит учебно-

производственный,

продуктивный

характер

и

определяется

закономерностями и принципами не только дидактическими, но и

производственно-техническими.

При

выборе

методов

производственного

обучения

следует

руководствоваться такими принципами, воспитательное обучение на

основе

производительности

труда,

политехнический

принцип,

систематичность

и

последовательность,

наглядность и доступность

обучения,

учет

возрастных

и

индивидуальных

особенностей

обучающихся.

Учитывая

приведенные

соображения

о

классификации

методов

обучения, в настоящее врем целесообразно выделить следующие группы

методов производственного обучения:

перцептивные методы,

т.е. определяемые характером источника

информации (словесные, наглядно-демонстрационные, практические);

методы развития самостоятельности и активности обучающихся

(самостоятельные

наблюдения,

учебно-производственные

экскурсии,

решение производственно-технических задач, лабораторно-практические

работы, выполнение домашних заданий);

методы проверки знаний, навыков и умений (устный и письменный

опрос,

выполнение

и

анализ

проверочных

практических

заданий,

квалификационных пробных работ).

Таким образом, методы производственного обучения – это способы

совместной деятельности мастера и обучающихся, посредством которых

достигается

овладение

обучающимися

практическими

знаниями,

навыками

и

умениями

и

осуществляются

воспитательные

цели

производственного обучения.

Классификация основных методов производственного

обучения.

Словесные методы:

Рассказ; Объяснение; Рассказ-объяснение;

Беседа; Лекция; Инструктаж;

Самостоятельная работа с литературой;

Письменное инструктирование.

Наглядно-демонстрационные методы:

Демонстрация наглядных пособий;

Показ трудовых приемов и операций.

Практические методы:

Упражнения в выполнении трудовых

приемов и операций;

Учебно-производственные работы;

Упражнения в планировании и

управлении

технологическим

процессом;

Упражнения на тренажерах.

Методы развития самостоятельности и активности:

Самостоятельные наблюдения;

Учебно-производственные экскурсии;

Решение

производственно-технических

задач;

Лабораторно-практические работы;

Выполнение домашних заданий.

Рассмотрим методы производственного обучения более подробно.

Словесные методы.

Словесные методы – это устное изложение учебного материала

преподавателем или мастером (рассказ, объяснение, рассказ-объяснение,

беседа, лекция, инструктаж), самостоятельная работа обучающихся с

технической литературой, письменное инструктирование.

Рассказ

используется

для

систематического,

логически

последовательного,

относительно

длительного

изложения

учебного

материала. Его следует строить по продуманному плану, заранее

подготовить во всех деталях, чтобы не допускать неточностей при

изложении

материала.

Как

правило,

рассказ

сопровождается

демонстрацией

наглядных

пособий,

образцов

производственных

материалов, инструментов, приспособлений и тому подобных средств

наглядности.

Объяснение – это метод изложения учебного материала, при котором

используются рассуждения, вопросы к обучающимся, их ответы. Этот

метод обучения близок к рассказу. В производственном обучении

объяснение используется довольно часто.

Рассказ

и

объяснение

должны

отвечать

общепедагогическим

требованиям к речи мастера: правильное построение фраз, отчетливое,

грамотное

произношение

и

выразительность

(использование

пауз,

логических ударений и интонаций, различной громкости и скорости речи).

При полном изложении вопроса (например, устройство машины,

механизма или ход технологического процесса) рассказ и объяснение

обычно сочетаются. Чтобы рассказ-объяснение был проведен успешно,

мастер должен ясно представлять, как подготовлены обучающиеся к

восприятию материала, который он собирается им преподнести. Для

этого важно знать, какой учебный материал по теме обучающиеся прошли

по специальной технологии, материаловедению, как усвоили материал на

предыдущих уроках производственного обучения. Задавая вопросы,

мастер проверяет, что обучающиеся фактически помнят, и освежает в их

памяти нужные знания.

Рассказ-объяснение обычно начинают с краткого введения, в котором

даются представление о теме и ставятся узловые вопросы, чтобы

организовать восприятие обучающимися излагаемого мастером учебного

материала. Изложение материала должно быть логически стройным и

законченным. Для этого необходимо правильно сгруппировать материал,

расположить

рассматриваемые

вопросы

в

последовательности,

соответствующей их внутренней связи, так чтобы эта связь была ясна

обучающимся и предыдущий материал подготавливал их к пониманию

последующего.

Порядок

изложения

чаще

всего

определяется

последовательностью рассматриваемых явлений или действий.

Излагая материал, мастер должен обращать особое внимание на

постепенный переход от известного к неизвестному, от цели к средствам.

Например, рассматривая конструкцию и действие какого-либо механизма,

надо сначала объяснить его назначение, а затем устройство. Это

направляет внимание обучающихся на подробное изучение отдельных

частей и механизмов в целом. Рекомендуется после подробного разбора

отдельных частей механизма вновь возвратиться к его общему устройству,

что будет способствовать более глубокому и полному пониманию

материала.

В ходе рассказа-объяснения полезно ставить риторические вопросы

(т.е. такие, на которые мастер сам и отвечает) и использовать другие

приемы, активизирующие мышление обучающихся. Надо предвидеть

возможные вопросы, сомнения и возражения обучающихся; при этом

мастер должен быть готов к ответу на них.

Рассказ-объяснение

в

производственном

обучении

отличается

конкретностью. Мастер избегает общих и отвлеченных рассуждений,

излагает вопросы применительно к предстоящим работам обучающихся,

используя различного рода пособия.

Беседа – вопросно-ответный метод обучения, имеет достоинства и

недостатки,

вытекающие

из

её

основной

особенности

непосредственного

участия

обучающихся

в

изложении

материала.

Проводя беседу, легче, чем при рассказе, активизировать внимание,

мобилизовать

опыт

и

знания

обучающихся.

Беседа

позволяет

контролировать степень усвоения материала, индивидуально подойти к

отдельным обучающимся, облегчает закрепление знаний. С другой

стороны, высказывания обучающихся затрудняют последовательность

развертывания темы, отвлекают от основных вопросов. Кроме того, беседа

требует большего времени, чем рассказ. Поэтому беседу целесообразно

проводить

при

изучении

не

совершенно

нового,

а

сравнительно

известного

материала,

когда

обучающиеся

уже

имеют

некоторое

представление о рассматриваемых вопросах.

В педагогической практике используются разные виды бесед, и почти

все они применяются в производственном обучении.

Любой

вид

бесед

мастер

тщательно

подготавливает

и

умело

направляет. Он заранее продумывает детальный план беседы, разбивая её

на этапы, определяет свою роль и обучающихся на каждом этапе. При

постановке вопросов беседы следует соблюдать следующие требования к

ним:

предельная краткость и четкость, целенаправленность;

логическая четкость и простота;

связь с предшествующими вопросами и темой беседы;

известная проблемность с целью стимулирования активной

мыслительной деятельностью обучающихся;

определенность по содержанию и форме;

практическая направленность, учет производственного опыта,

которым уже обладают обучающиеся.

В процессе беседы решающую роль играет не только умелый подбор

вопросов, но и методически правильное реагирование на ответы

обучающихся. Важно, чтобы характер и последовательность вопросов в

основном соответствовали намеченному плану беседы. Вопросы должны

побуждать обучающихся думать, сравнивать, мысленно планировать

работу, делать выводы.

В зависимости от характера ответов обучающихся мастер может

варьировать вопросы, чтобы не отклоняться от намеченной цели и

держать

нить беседы в своих руках. В процессе беседы мастер задаёт вопросы всей

группе; он может предложить и самим обучающимся ставить отдельные

вопросы. Формулируются вопросы так, чтобы они отражали суть

изучаемой темы, были конкретны и непосредственно связаны с работой

обучающихся. Особенно трудные вопросы целесообразно расчленять. Не

следует задавать «каверзные» вопросы, содержащие неверные положения,

а также такие, в которых содержится в явной или скрытой форме готовый

ответ.

Мастер обязан обеспечить активное участие в беседе всей группы.

Важно, чтобы в беседе участвовали и слабые, малоактивные

обучающиеся,

и сильные (для них надо иметь несколько трудных и интересных

вопросов).

Не надо торопить или прерывать обучающегося во время ответа до тех

пор,

пока не выяснится, что он все сказал по данному вопросу. В тех случаях,

когда обучающийся дает неосмысленный ответ, необходимо этот же

вопрос

задать в измененной форме или предложить ответить на дополнительный

вопрос.

В педагогической практике мастера иногда используют и лекции. В

зависимости от дидактических целей они могут быть вводными,

обзорными,

обобщающими,

отличаться

по

построению,

приемам

изложения

производственно-технического

материала,

характеру

сообщений и выводов. Лекционная система изложения не активирует

учебную деятельность обучающихся с учетом их познавательных

возможностей,

но

позволяет

приучить

их

к

систематическому

самообразованию.

Инструктаж широко используется в производственном обучении

для

указаний

и

предостережений,

даваемых

обучающимся

перед

выполнением практических заданий и работ. В устном инструктаже

мастер использует методические приемы рассказа и объяснения, а также

беседы, умело сопровождая их практическим показом соответствующих

приемов, трудовых действий и демонстрацией необходимых наглядных

пособий. Особо важную роль играют в инструктаже предостережения от

ошибок,

нарушений

правил

технической

эксплуатации

орудий

производства,

безопасности

труда.

К

инструктажу,

как

форме

методического

руководства

трудовой

деятельности

обучающихся,

следует переходить тогда, когда они уже владеют первоначальными

навыками работы и приступают к более ил менее самостоятельному

выполнению учебно-производственных заданий в мастерских или на

рабочих местах предприятия.

Самостоятельная

работа

обучающихся

с

технической

литературой

позволяет

им

совершенствовать

и

закреплять

приобретенные знания и производственные умения. Такая работа

включает: самостоятельное изучение материала учебников и учебных

пособий (например, при подготовке домашних заданий, связанных с

выполненными работами); работу со справочниками, техническими

документами, нормативами при выполнении учебно-производственных

заданий; изучение правил и инструкций по охране труда, уходу за

машинами, механизмами и т.д.; чтение брошюр, журнальных статей,

информационных листков об опыте передовиков производства.

Мастер, давая домашние задания, связанные с работой над книгой,

статьей, должен четко сформулировать цель задания. При работе с

технической

литературой

обучающиеся

обязаны

отвечать

на

определенные вопросы, делать необходимые записи, расчеты, выполнять

эскизы, чертежи.

Проведение

мастером

устного

инструктажа

не

исключает,

оправдавшего

себя

на

практике,

метода

письменного

инструктирования.

Письменными

инструктажами

являются

карты

(информационные,

инструкционные,

инструкционно-технологические,

операционные)

и

другие

материалы

(например,

справочные).

Использование в процессе производственного обучения письменных

инструктажей создает у обучающихся правильное представление о

современной технике и технологии, способах труда, способствует более

тесной связи производственного и теоретического обучения.

Применение инструкционных карт облегчает мастеру руководство

учебно-производственным процессом, особенно на начальных стадиях

обучения. В это время обучающиеся, не имея опыта работы, при

выполнении заданий особенно часто нуждаются в указаниях мастера. При

средней численности группы 25 человек мастер может уделить каждому

для индивидуального объяснения не более 10 минут в течение занятия; в

этих

условиях

инструкционная

карта

,

в

которой

описаны

и

проиллюстрированы

приемы

работы,

указана

целесообразная

их

последовательность, помогает

обучающимся выполнять работу в

значительной мере самостоятельно.

Письменные инструкции, как одно из дидактических средств, важное

подспорье для мастера, которым он пользуется при организации учебного

процесса. Возможны три варианта применения инструкционных карт:

обучающиеся получают готовые инструкционные карты; составляют их

под руководством мастера; разрабатывают самостоятельно.

В

начальный

период

обучения

мастер

выдает

обучающимся

инструкционные карты только после подробного разбора их содержания

и указания порядка выполнения предстоящей работы. Без такого

предварительного разъяснения, как показала практика, обучающиеся не

могут осмыслить весь процесс работы. По мере овладения обучающимися

навыками

инструкционные

карты

заменяются

операционными

и

технологическими.

Опыт

передовых

мастеров

свидетельствует

об

эффективности

письменного инструктирования, когда обучающиеся готовятся к теме в

порядке домашнего задания. На вводном инструктаже, под контролем

мастера, обучающиеся читаю по карте схему, чертеж, устанавливают

соответствие заготовки заданным требованиям, производят необходимые

расчеты. При этом мастер требует не только четкой работы по карте, но и

объяснения, какие данные нужны и как их получить. Во время показа

мастером способов работы обучающиеся комментируют его действия,

зачитывают вслух указания, имеющиеся в карте, объясняют их значение

для правильного выполнения задания. Обучающийся, вызванный для

пробного

выполнения

способа

работы,

также

комментирует

свои

действия, руководствуясь картой.

Наглядно-демонстрационные методы.

Наглядно-демонстрационные

методы

включают

демонстрацию

наглядных пособий и показ трудовых приемов и операций.

Объекты демонстрации.

Натуральные:

Оборудование; Механизмы; Приспособления;

Инструменты; Приборы; Коллекции материалов;

Материалы.

Изобразительные:

Плакаты; Диаграммы; Макеты; Модели;

Диафильмы; Кинофильмы; Видеозаписи;

Телепередачи.

Описательные:

Карточки-задания; Инструкционные карты;

Чертежи; Схемы; Тесты; Радиопередачи.

Трудовые приемы и операции:

Пользование инструментами;

Трудовые приемы и операции: характер рабочих

движений, скорость, сила, темп и ритм,

координированность, точность, пластичность и

гибкость.

Демонстрация наглядных пособий – метод, при помощи которого у

обучающихся формируется более или менее точный и конкретный образ

технических объектов, технологических процессов, приемов пользования

инструментами, рабочих движений, способов организации труда и т.п.

Применение данного метода позволяет осуществить чувственное

ознакомление обучающихся в процессе производственного обучения с

изучаемым предметом или процессом.

Использование на уроках производственного обучения наглядных

пособий различного вида и форм способствует лучшему восприятию и

усвоению объяснений мастера, формированию прочных навыков. Наряду

с демонстрацией плакатов, схем, моделей, макетов большое значение

имеет показ действующего оборудования, инструментов, приспособлений,

заготовок, образцов изделий и т.д. В производственном обучении для

показа часто применяют натуральные объекты. Изобразительные пособия

целесообразно использовать тогда, когда наиболее важные элементы

изучаемых операций, инструментов, технических устройств необходимо

показывать крупным планом или когда их невозможно показать в натуре.

Количество наглядных пособий, демонстрируемых одновременно, следует

строго ограничивать, иначе неизбежно снизится качество восприятия

каждого из них.

Натуральные объекты –

это образцы оборудования, механизмов,

приспособлений,

инструментов,

материалов,

используемых

при

ознакомлении обучающихся при с их изготовлением или применением,

чтобы

демонстрируемые

предметы

были

более

наглядными,

рекомендуется применять разрезы деталей и узлов, ярко окрашивать

некоторые поверхности. Для удобства обозрения и сравнения пособия

такого рода обычно собираются в коллекции; например, так подбирают

образцы сортов применяемых материалов, основных видов брака и т.п.

Изобразительные

пособия

это

различные

изображения

производственных объектов. Применяются плоскостные и объемные

пособия. К плоскостным относятся красочно выполненные плакаты,

диаграммы.

Хорошим

пособиями

являются

плакаты-инструкции,

иллюстрирующие

отдельные

приемы

работы

инструментом,

механизмами, а также плакаты, показывающие организацию рабочего

места, выполнение правил безопасности труда и т.п.

Плоскостные

пособия удобны тем, что позволяют дать изображение слишком крупного

или очень мелкого натурального объекта в таких масштабах, которые

делают его удобным для обозрения группой обучающихся. Эти пособия

дают возможность хорошо разобраться в объекте благодаря тому, что

изображение дается в схематичном виде.

Объёмные пособия – это

макеты и модели деталей и узлов различных машин, аппаратов, установок.

Для большей наглядности на макетах и моделях делаются разрезы,

окрашенные в различные цвета. Очень часто модели изготавливают

действующими.

Широко в производственном обучении также описательные наглядные

пособия, такие, как карточки-задания, инструкционные карты, чертежи,

схемы, тесты, видеозаписи, радиопередачи.

Одним из распространенных средств наглядности в производственном

обучении являются электрифицированные и динамические плакаты,

которые

играют

все

более

заметную

роль

в

учебном

процессе.

Методические приемы их различны: в одних случаях они позволяют

демонстрировать действие того или иного прибора или схемы, в других –

служат средством контроля знаний обучающихся.

Эффективное

средство

наглядности

технологические

схемы,

которые

можно

использовать

и

как

своеобразное

тренировочное

устройство. Использование в целях обучения технологических схем

(особенно

электрифицированных

и

динамических)

развивает

у

обучающихся ориентировочную деятельность при формировании умений

управлять технологическим процессом. Учебные технологические схемы

позволяют проводить упражнения в решении ряда познавательных задач,

что

расширяет

возможности

активации

учебно-познавательной

деятельности обучающихся. В тоже время это облегчает и организацию

работы обучающихся, и контроль за её выполнением.

Большое дидактическое значение имеет применение в учебном

процессе динамических и технических средств обучения,

которые

позволяют воспроизводить динамические образы объектов и видов работ,

а также пространственные образы тех или иных изделий.

При демонстрации наглядных пособий целесообразно соблюдать

следующие требования, благодаря которым повышается эффективность

показа: обучающихся следует предварительно информировать о том, что

они будут наблюдать и с какой целью; демонстрируемое наглядное

пособие должно быть хорошо видно всем обучающимся; в восприятии

наглядного пособия должно участвовать возможно большее количество

органов чувств, или рецепторов (зрение, слух, осязание, а в необходимых

случаях – вкус и обоняние); при демонстрации оборудования и модели

необходимо показывать их в действии.

Научно-технические и учебные кинофильмы позволяют наглядно

продемонстрировать

сложное

производственное

явление

или

технологическую операцию в изменении и развитии. Эти виды пособий

могут использоваться в производственном обучении при проведении

вводного

инструктажа,

особенно

в

тех

случаях,

когда

требуется

схематически или ускоренно показать процессы, протекающие в натуре в

течение продолжительного времени.

В

образовательных

учреждениях

применяются:

циклы

фильмов,

связанных единой тематикой (так называемые кинокурсы); учебные и

научно-популярные

фильмы,

состоящие

из

серии

кинофрагментов,

освещающих материал темы (или её части); кинофрагменты, посвященные

одному вопросу темы и рассчитанные на 3-5 мин. демонстрации (обычно

используются

как

иллюстрации);

кинофильмы-кольцовки,

воспроизводящие циклически повторяющиеся технологические процессы,

периодические движения и т.п.

Наряду с кинофильмами используются и видеозаписи, с помощью

которых упрощается показ трудовых процессов. Видеозапись позволяет

быстро воспроизвести и доступно показать трудовой процесс всем

обучающимся.

Телепередачи

в

обучении

в

образовательных

учреждениях

используются

в

основном

на

уроках

специальной

технологии

и

общетехнических предметов. В учебных мастерских мастер применяет

сравнительно редко это средство наглядности, например для показа

отдаленных и крупных объектов, а также процессов, недоступных

непосредственному наблюдению. Телепередачи могут просматриваться

всеми обучающимися также в специально оборудованных кабинетах ТСО,

причем

для

этого

используется

как

центральное,

так

и

местное

телевидение. Передачи ведутся не только из специальной телестудии, но и

непосредственно с места действия (например, из учебной мастерской, с

рабочего места новатора производства).

Радиопередачи,

заранее

фиксируемые

на

магнитную

пленку,

используются в обучении в различных ситуациях и с различными

дидактическими

целями

сочетании

с

другими

техническими

средствами). Ознакомившись с программой, например, центрального и

местного радиовещания, преподаватель, а иногда и мастер выбирает

возможные варианты включения их в урок, причем главная роль на уроке

с

применением

радиопередачи

принадлежит

лицу,

ведущему

радиопередачу.

Применение

звукозаписи

помогает

развитию

у

обучающихся

технического слуха. Умение по шуму работы, например, двигателя

определить его техническое состояние, предупредить аварию машины,

устранить неполадки – весьма ценные качества, необходимые наладчику

автоматических

линий,

комбайнеру,

трактористу

и

др.

Сущность

организации учебной работы с применением звукозаписи заключается в

прослушивании шумов и звуков при нормальной и ненормальной работе

механизмов и машин. Знание характера шумов и звуков помогает

обучающимся обнаруживать ту или иную неисправность и привести всю

систему работы механизмов в нормальное состояние.

Демонстрация (показ) трудовых приёмов и операций способствует

правильному показ трудовых приёмов и их выполнению, что является

основой производственной деятельности рабочих данной профессии.

Показ трудовых приёмов и операций является особо важным методом

обучения, причем демонстрация их должна носить обучающий характер.

Мастер сообщает обучающимся о том, что он намерен показать, объясняет

каждое своё движение и действие, подчеркивает его назначение,

сопровождая показ демонстрацией соответствующих плакатов и других

наглядных пособий.

Известно, что обучающиеся мало запоминают при наблюдении новой

для них работы, выполняемой в обычном темпе, поэтому большинство

приёмов мастер вначале показывает в замедленном темпе. Это позволяет

обучающимся увидеть, из каких трудовых движений состоит приём (или

из каких приёмов операция), уловить способы их выполнения. Этой же

цели служит расчленение трудового процесса при помощи пауз на

отдельные операции и приёмы (этапы его выполнения). Чтобы показать

элементы приёма, иногда важно остановиться на каждом из них. Это даст

возможность

обучающимся

лучше

разобраться

в

особенностях

демонстрируемых трудовых действий.

Показ

трудового

процесса,

чтобы

представление

о

нем

было

целостным, следует начинать и завершать в нормальном рабочем темпе, а

необходимые

замедления,

остановки

и

повторения,

в

том

числе

изолированные

показы,

целесообразны

на

промежуточных

стадиях

демонстрации.

Иногда

мастера

допускают

ошибки,

значительно

снижающие

эффективность

демонстраций

(показа),

например:

мастер

обращает

внимание

обучающихся

на

несколько

элементов

одновременно,

вследствие чего они не могут точно и полно воспринимать показанное;

объяснение мастера не совпадает с тем, что в данное время он показывает;

мастер включает в объяснения теоретический материал, отвлекающий

внимание обучающихся от показываемых им приёмов работы, проводит

аналогии с другими примерами и т.п. Поэтому во время демонстрации

трудового приёма любое пояснение уместно лишь в той мере, в какой оно

непосредственно улучшает восприятие показываемого; если же в виде

исключения надо пояснять что-нибудь, не связанное непосредственно с

демонстрируемым, необходимо прервать показ.

Практические методы.

Эти методы включают упражнения в выполнении трудовых приёмов,

операций, учебно-производственные работы (в том числе комплексные),

упражнения в планировании и управлении технологическими процессами,

упражнения на тренажерах.

Упражнения

важнейший

метод

учебно-производственной

деятельности обучающихся. Они представляют собой преднамеренные,

многократные повторения обучающимися под руководством мастера

определенных действий с целью формирования и закрепления навыков и

умений. Чтобы упражнения были успешными, они должны отвечать ряду

требований, основные из которых: сознательное и целенаправленное

выполнение упражнений обучающимися; методически обоснованные

систематичность и последовательность, частота и продолжительность

упражнений; постепенное нарастание степени самостоятельности в работе

обучающихся при посильности задания.

Сознательность и целенаправленность при выполнении упражнений

означают, что обучающиеся должны ясно представлять себе, для чего

нужно

данное

упражнение

и

активно

стремиться

к

достижению

поставленной цели, а также знать научно-технические основы изучаемых

процессов труда, способов их осуществления и возможные ошибки. Это

требование

имеет

особенно

большое

значение

не

первых

порах

формирования навыков.

Систематичность упражнений предполагает, что каждый новый

навык включается в систему ранее усвоенных знаний, навыков и умений и

что в процессе упражнений навыки непрерывно совершенствуются,

последовательно

повышаются

требования

к

точности

и

скорости

выполнения изучаемых действий, постепенно усложняются условия

проведения упражнений.

Упражнения должны быть правильно распределены во времени.

Длительные однообразные упражнения утомляют обучающихся и не

способствуют

росту

навыков,

поэтому

целесообразно

делать

своевременные перерывы. Продолжительность упражнений изменяется

в зависимости от особенностей изучаемого действия. Начальные шаги в

овладении навыком обычно связаны с большой тратой нервной энергии и

излишними усилиями, но при последующих упражнениях утомление

обучающихся уменьшается по мере постепенной выработки автоматизма

выполняемых действий.

Во

время

упражнений

мастер,

по

возможности,

исключает

вспомогательные работы и операции, не имеющие учебного значения.

Особое внимание он обращает на правильную рабочую позу, приёмы

пользования инструментом («хватку»), соблюдение всех требований к

рабочим движениям и приёмам и их последовательности. Упражнение

только тогда обеспечивает правильное и быстрое овладение навыками и

умениями,

когда

в

процессе

их

выполнения

будут

своевременно

предупреждаться и исправляться ошибки, в связи с чем необходимо:

обеспечивать

доходчивый

показ

приёмов

труда

и

проверить

правильность, полноту и сознательность восприятия их обучающимися;

предупреждать обучающихся о наиболее типичных ошибках и о том,

как их избежать;

проверять перед началом упражнений соответствие рабочего места

обучающегося установленным требованиям;

давать указания о том, как обучающиеся сами должны контролировать

правильность выполнения упражнений;

по мере необходимости во время упражнений демонстрировать

правильные приёмы, чтобы обучающиеся могли сравнить с ними свои

действия;

внимательно

наблюдать

за

тем,

как

обучающихся

выполняют

упражнения и немедленно исправлять каждое намечающееся отклонение

и ошибку;

изменять содержание,

организацию

и

дозировку упражнений в

зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся и процесса

формирования у них навыков и умений.

Упражнения

в

выполнении

трудовых

приемов

проводят

в

первоначальный

период

обучения.

Подготавливая

обучающихся

к

упражнениям, мастер объясняет и показывает приём, а обучающиеся

наблюдают

и

осмысливают

его.

Мастер

помогает

обучающимся

разобраться

в

особенностях

приёма,

побуждает

их

мысленно

воспроизводить трудовые действия, чтобы запечатлеть в памяти, по

возможности, яркий и точный образ. Вначале попытки обучающихся

воспроизвести

приём

могут

быть

неудачными.

Мастер

проверяет,

насколько полно, правильно и сознательно выполняют они показанные

приёмы, даёт дополнительные объяснения. На этом этапе обучения могут

применяться подготовительные упражнения в выработке правильной

рабочей позы, умения держать инструмент, координации движений и т.д.

При выполнении обучающимися упражнений мастер предотвращает их

торопливость, побуждает внимательно следить за своими движениями и

сознательно добиваться того, чтобы они соответствовали движениям,

показанным им. Наблюдая за работой обучающихся, мастер своевременно

оказывает им помощь и, если нужно, повторно показывает правильные

приёмы на их рабочих местах. Упражнения должны проводиться в такой

последовательности, которая обеспечивает постепенный переход от

усвоения простых приёмов к более сложным.

Определенную пользу в освоении трудовых приёмов с возможно

меньшим количеством ошибок могут принести различные несложные

приспособления,

например:

динамометрические

устройства

для

определения оптимальных усилий при зажиме заготовок в тисках или

завинчивании гаек, контактные и тензометрические датчики для проверки

точности обработки поверхностей и величины прилагаемых усилий и т.д.

Упражнения в выполнении трудовых операций имеют целью

освоение обучающимися определенной законченной части трудового

процесса. В зависимости от особенностей выполнения трудовых операций

могут использоваться разнообразные приёмы.

Для выполнения трудовых операций необходим значительный объем

специальных знаний о возможных способах и последовательности её

осуществления

в

зависимости

от

различных

условий.

Для

самостоятельного и успешного выполнения операции нужно уметь

наблюдать, анализировать ход работы, своевременно подмечать все

отклонения. Важно также своевременно обнаруживать недочеты в

состоянии и в работе инструментов и механизмов и принять меры по их

устранению. Формирование таких умений – одна из задач упражнений в

выполнении операций.

Упражнения в выполнении операций должны быть посильными для

обучающихся, хотя в этот период нельзя еще требовать высокой скорости

работы,

так

как

излишняя

торопливость

мешает

контролировать

правильность движения. Однако необходимо устанавливать такой темп

работы, который давал бы возможность постепенно овладевать и

скоростными навыками, в связи с чем время на упражнения должно

нормироваться.

Чтобы обучающихся ясно представляли себе требования к процессу и

результатам выполнения операций, мастер выдаёт им рабочие чертежи,

инструкционно-технологические

карты,

предварительно

проведя

необходимые объяснения и демонстрации. При этом для упражнений в

выполнении машинных операций требуется использовать инструкционно-

технологические

карты,

в

которых

определена

последовательность

вспомогательных

(по

настройке

и

наладке

оборудования,

выбору

инструментов и т.п.) и основных приёмов (по приготовлению заготовок).

Чтобы обучающихся смогли выполнять более или менее сложные

учебно-производственные

работы

том

числе

комплексные),

необходимо, чтобы они были вооружены практическими знаниями,

навыками и умениями, знали технические требования, умели планировать

технологические процессы изготовления продукции, применять ранее

известные,

более

сложные

разновидности

приёмов

и

операций

с

использованием уже ранее изученных. При этом большое значение имеет

правильный выбор учебно-производственных работ. По содержанию,

сложности и точности они должны строго соответствовать учебным

целям, выполняться в последовательности, обеспечивающей постепенное

усложнение задач, которые ставятся перед обучающимися, и учитывать их

индивидуальные особенности.

Упражнения в выполнении учебно-производственных работ (в том

числе комплексных) – это формирование сложных навыков и умений,

необходимых и типичных для работы по определенной профессии.

Обучающиеся усваивают характерные сочетания операций и сложных

приёмов, совершенствуют приобретенные точностные и скоростные

навыки и умения, некоторые дополнительные ещё не известные операции.

При обучении выполнению этих работ применяют те же методы учебной

работы (вводный инструктаж, самостоятельная работа, сопровождаемая

текущим инструктажем, и заключительный инструктаж), но мастер в

данном

случае

учитывает

специфический

характер

учебно-

воспитательных задач.

В частности, на вводном инструктаже при ознакомлении обучающихся

с учебно-производственным заданием мастер акцентирует внимание

главным образом на умении сочетать операции при изготовлении

разнообразных изделий. Не имея возможности на вводном инструктаже

рассмотреть все изделия, над которыми будут работать обучающиеся,

мастер берет два-три типичных. Это поможет им самостоятельно

разобраться в изготовлении остальных изделий.

В зависимости от характера учебно-производственных работ, их

сложности

и

опыта

обучающихся

обучение

практическому

их

выполнению

организуется

по-разному.

Часто

из-за

невозможности

одновременно

обеспечить

всех

обучающихся

специальными

инструментами и приспособлениями учебную группу разбивают на

бригады, причем каждая работает над определенным заданием. В таких

случаях вводный инструктаж проводится в два этапа: на первом

рассматриваются

вопросы,

которые

должны

быть

предварительно

разъяснены всей группе, на втором инструктаж проводится в каждой

бригаде отдельно, причем сначала в тех, которые выполняют наиболее

сложные и ответственные задания.

Основное содержание вводного инструктажа для данного этапа –

разбор возможных способов выполнения предстоящей работы. Причем,

если у обучающихся ещё нет опыта самостоятельного технологического

планирования, мастер использует рассказ или объяснение, сопровождая

его вопросами для проверки усвоения материала; когда обучающиеся уже

приобрели некоторый опыт, разбор способов выполнения заданий он

проводит методом развернутой беседы. Полезно давать обучающимся

предварительные домашние задания в виде самостоятельной разработки

по чертежам (схемам) технологических процессов изготовления изделий.

В этих случаях во время беседы мастер вносит поправки в разработанные

обучающимися технологические процессы.

Общегрупповые упражнения надо проводить тогда, когда встречаются

новые и общие для всех обучающихся приёмы работы. Вместе с тем

полезны

и

специальные

упражнения

по

отдельным

элементам

технологического планирования (например, по определению режимов,

последовательности обработки, выбору приспособлений, инструментов и

т.д.).

это

способствует

воспитанию

у

обучающихся

навыков

самостоятельного планирования работы.

Упражнения

в

планировании

технологических

процессов

целесообразно проводить в два этапа. На первом этапе обучающихся учат

составлению карт технологических процессов по чертежам и техническим

требованиям к изготовлению деталей (изделий). При этом обучающиеся

должны обстоятельно изучить необходимую документацию (технические

требования,

чертежи

и

т.п.),

с

помощью

мастера

наметить

последовательность переходов, операций и подобрать приспособления и

инструменты, необходимые для изготовления деталей (изделий).

На

втором

этапе

обучающиеся

самостоятельно

разрабатывают

технологические

процессы

изготовления

изделий

(желательно

выполняемых по заказам предприятия). При этом упражнения включают

как самостоятельную разработку технологических процессов, так и

организацию рабочих мест перед изготовлением изделий (деталей) по

составленным

картам

технологических

процессов.

Если

некоторые

обучающиеся

вносят

предложения

по

усовершенствованию

технологических процессов (на основе анализа работы по изготовлению

изделий),

то

можно

предложить

им

составить

инструкционно-

технологические

карты

для

более

рациональных

технологических

процессов.

Чтобы управлять технологическими процессами, обучающиеся должны

быть вооружены необходимыми практическими знаниями, навыками и

умениями, знать технические требования к технологическим процессам,

уметь сочетать освоенные трудовые приёмы. Для этого проводятся

упражнения в управлении технологическими процессами. Во время

подготовки

к

упражнениям

мастер

знакомит

обучающихся

с

требованиями к изготовляемой продукции и порядком выполнения

работы. Общие основы изучаются на уроках специальной технологии:

обучающиеся решают производственные задачи, выполняют упражнения

по управлению технологическими процессами.

Рассмотренные

методы

упражнений

различны

для

рабочих

автоматизированного

и

аппаратурного

труда

(операторы

пультов

управления, аппаратчики установок непрерывного действия и т.п.), где

функции

контроля

и

регулирования

производственных

процессов

составляют

наибольшую

часть

трудовой

деятельности.

Обучение

выполнению этих функций обычно связано с наибольшими трудностями,

так как сложно создать учебные мастерские для практического обучения.

Вместе

с

тем

квалифицированное

выполнение

контрольно-

регулировочных функций требует овладение сенсорными или умственно-

сенсорными

навыками

для

своевременного

и

точного

восприятия

признаков, характеризующих состояние производственного процесса,

умения анализировать полученные данные и принимать необходимое

решение, освоения двигательных навыков для быстрого и правильного

осуществления принятого решения.

Поэтому

для

практической

подготовки

обучающихся

к

профессиональной деятельности рекомендуется использовать следующие

приёмы овладения управлением технологическими процессами: изучение

непосредственно на рабочем месте схем и режимов технологических

процессов,

особенностей

устройства

оборудования

и

механизмов,

организации рабочего места, правил безопасности труда; ознакомление с

основными вопросами управления технологическими процессами (пуск,

остановка

аппаратов,

регулировка

отклонений);

фиксирование

фактического хода технологического процесса; составление графиков

результатов наблюдений с указанием нарушений режима; выяснение как

связаны

контрольные

приборы

с

автоматами,

как

осуществляется

сигнализация при нарушении режима; установление причин изменения

температурного режима процесса и ситуаций по показаниям приборов;

регулирование процесса при тех или иных отклонениях; изготовление

схем по результатам анализа ситуаций; оказание помощи аппаратчику;

установление последовательности и норм загрузки аппарата; определение

признаков, по которым аппаратчик судит о ходе операции; выполнение

отдельных поручений аппаратчика (включение аппарата, отбор проб,

простейшие наблюдения, ведение записей).

В

процессе

производственного

обучения

также

применяются

различные тренировочные устройства и приспособления: несложные

приспособления,

работающие

на

основе

электроконтактных

и

тензометрических, а иногда и оптических датчиках, для тренировок и

самоконтроля

выполнения

некоторых

ручных

и

машинно-ручных

действий, в частности для слесарей и станочников-профессионалов.

Наибольший

интерес

представляют

более

сложные

технические

средства-тренажеры, используемые для овладения (в учебных целях)

основными трудовыми операциями и процессами, с которыми имеет дело

в

производственных

условиях

рабочий-оператор,

и

позволяющие

моделировать

не

только

конструктивные

и

эксплуатационные

особенности данного вида техники и технологии, но и обстановку и

условия труда, т.е. производственную среду.

Упражнения

на

тренажерах

успешно

применяются

для

формирования основных навыков и умений при подготовке операторов-

станочников, операторов пищевых, химических и других производств,

водителей и машинистов транспортных, погрузочных и других машин,

энергетических

установок,

а

также

работающих

на

клавиатурных

устройствах

(машинисток,

операторов

вычислительных

машин,

полиграфистов и т.д.). упражнения на тренажерах могут иметь и более

узкую

направленность,

например,

для

формирования

навыков

ориентировки по приборам, в том числе при аварийных ситуациях. По

конструкции и методике использования тренажеры должны удовлетворять

ряду требований (простота, возможность создавать обстановку, близкую к

реальной, полнота информации и т.д.).

Тренажеры используются как вспомогательные учебные технические

средства, а также в тех случаях, когда обучают приёмам поиска

неисправностей в электро- и радиоаппаратуре, в двигателях внутреннего

сгорания,

в

металлорежущих

станках

и

т.д.

(т.е.

технической

диагностике). С помощью тренажеров можно установить причины

неисправностей оборудования, брака продукции, определить на основе

имеющихся теоретических и практических знаний оптимальные пути и

средства устранения недостатков.

Применение тренажеров в учебном процессе обусловлено рядом

преимуществ. Основные из них следующие: предварительная подготовка

к работе на сложном оборудовании в учебных помещениях; создание

условий,

аналогичных

производственным,

без

риска

подвергнуть

обучающихся опасности при обращении (без подготовки) со сложным

действующим

оборудованием;

имитация

явлений

и

процессов,

возникающих

при

различных

неисправностях

обучающихся

в

действующем

оборудовании

(например,

в

станках-автоматах,

радиоэлектронной аппаратуре); создание аварийных ситуаций в учебных

целях; систематический эффективный контроль мастера за деятельностью

обучающихся с указанием на ошибки, показом правильных приёмов; при

этом обучающиеся имеют возможность сами контролировать

свои

действия и своевременно предупреждать ошибки.

При

обучении

некоторым

профессиям

тренажеры

являются

единственно

возможным

эффективным

средством

первоначальной

подготовки; в частности, это относится к профессиям аппаратурного

труда,

для

которых

в

условиях

производства

трудно

применить

методически обоснованную систему упражнений.

Методы развития самостоятельности и активности

обучающихся

Такие важные качества, как самостоятельность и активность, должны

постоянно формироваться у обучающихся при использовании всех

методов и форм организации обучения. Однако можно особо выделить

такие методы, как самостоятельные наблюдения обучающихся, учебно-

производственные

экскурсии,

решение

производственно-технических

задач, лабораторно-практические работы, выполнение домашних заданий

обучающихся (в особенности по производственному обучению).

Самостоятельные

наблюдения

обучающихся

как

метод

производственного обучения организуются при длительном изучении

явлений и процессов производства в естественных условиях. Этот метод

может быть использован для изучения технологического процесса,

режима работы, действия машин, аппаратуры, печей, установок и т.п.

широко применяется этот вид наблюдения при обучении профессиям по

обслуживанию процессов химического производства, например хода

определенного технологического цикла, регулировки процесса и др.

Для

получения

требуемых

результатов

наблюдений

обязательна

соответствующая

подготовка

к

ним;

надо

научить

обучающихся

наблюдать,

развивать

у

них

определенные

умения

планирования,

осмысления

и

фиксации

наблюдений,

сопоставления

результатов

наблюдений с техническими материалами и т.п. Наблюдения ведутся

обучающимися по специальным заданиям мастера. Они могут длиться в

течение

часа,

части

или

полного

рабочего

дня,

всего

периода

производственного обучения на предприятии. В последнем случае задания

подразделяются

на

части,

выполнение

которых

можно

проверить

отдельно. Наблюдения могут проводиться в естественных условиях (на

производстве) или в экспериментальных условиях, т.е. в условиях

правильно организованного опыта как в форме экскурсий, так и в

процессе самостоятельных работ.

В обучении учащихся образовательных учреждений наблюдения чаще

всего

проводятся

в

естественных

производственных

условиях.

Организуются они в таком порядке: формулировка и постановка мастером

вопросов, которые надо выяснить при наблюдениях; указания о порядке

наблюдений; проведение наблюдений и оформление их результатов.

Основные

элементы

деятельности

мастера

по

руководству

самостоятельными наблюдениями обучающихся следующие: сообщение

цели и порядка наблюдений; выделение основных моментов, явлений,

которые обучающиеся должны усвоить; перечисление вопросов, на

которые обучающиеся должны будут ответить при подведении итогов

наблюдений; акцентирование обучающихся на трудностях, которые могут

возникнуть у них при наблюдении, и ознакомление со способами их

устранения или предупреждения; помощь обучающимся (в выводах,

сравнениях); подведение итогов работы. Задания по самостоятельным

наблюдениям

для

обучающихся

мастер

составляет

совместно

с

преподавателем по специальной технологии.

В

правильной

организации

самостоятельных

наблюдений

обучающихся важное значение имеет инструктаж мастера. Обучающиеся

должны ясно представлять себе цель задания, вопросы, на которые им

необходимо ответить, порядок проведения наблюдений, трудности,

которые могут возникнуть, и способы их преодоления, уметь оформить

результаты наблюдений и сделать окончательные выводы.

После выполнения обучающимися задания мастер проводит групповую

беседу, в которой подводит итоги работы. Желательно, чтобы на итоговых

занятиях присутствовал преподаватель специальной технологии, особенно

когда наблюдения были длительными. В процессе беседы мастер

предлагает обучающимся объяснить явления и процессы, сформулировать

определенные выводы, отвечает на возникшие обучающихся у них

вопросы. В конце беседа обучающиеся с помощью мастера формулируют

выводы и записывают их в тетради.

Учебно-производственные экскурсии являются одним из видов

организованных

наблюдений

обучающихся

за

производственными

процессами

под

руководством

мастера

в

цехе

на

производстве,

лаборатории,

на

рабочем

месте

передовика

производства,

т.е.

в

естественных

условиях.

Экскурсии

оказывают

значительное

педагогическое влияние на обучающихся, особенно в начальный период

обучения, так как способствуют развитию интереса к профессии,

помогают ознакомиться с организацией производства, охраной труда.

Учебно-производственные

экскурсии

могут

иметь

различное

назначение в зависимости от задач, которые ставятся при их организации

и проведении. Задача общеознакомительных экскурсий – создать у

обучающихся общее представление об объекте (например, экскурсии на

базовое предприятие, когда обучающиеся изучают начальные темы

программы производственного обучения). Во время таких экскурсий

обучающиеся знакомятся, например, с производственным процессом

предприятия, начиная с заготовительных цехов и кончая помещениями

для хранения готовой продукции.

Задачей

экскурсии

может

быть

и

подготовка

обучающихся

к

пониманию сложных процессов производства, к изучению современных

средств техники. В таких случаях группа обычно делится на бригады и

составляется график передвижения их в пределах отдельных объектов

наблюдения. Во время наблюдения обучающиеся могут делать зарисовки,

записи,

эскизы,

отражающие

важнейшие

элементы

наблюдаемых

объектов.

Чтобы

учебно-производственная

экскурсия

прошла

успешно,

необходимо

мастеру

самому

тщательно

подготовиться

к

ней

и

подготовить обучающихся, организованно провести экскурсии и подвести

итоги. Подготовка мастера к экскурсии включает: определение темы, цели

и места экскурсии; личное посещение места экскурсии и определение

обучающихся объектов наблюдения; разработка плана и маршрута

экскурсии; договоренность с администрацией предприятия о времени и

порядке проведения экскурсии.

Поскольку назначение экскурсий может быть различным, мастеру

следует определить содержание учебного материала, который должен

быть усвоен обучающимися во время каждой экскурсии. В плане

экскурсии следует предусмотреть перечень объектов и процессов на

каждом участке, где должны побывать обучающиеся, порядок их

передвижения от одного объекта к другому, задания обучающимся и

способы их выполнения, распределение обязанностей между мастером и

работником предприятия.

Подготовка обучающихся к экскурсии предполагает разъяснение

мастером

цели

экскурсии,

подчеркивание

того,

на

чем

следует

сосредоточить внимание, что записать и зарисовать в процессе экскурсии.

Особо тщательно надо проинструктировать обучающихся о соблюдении

требований охраны труда и правил поведения во время экскурсии. В тех

случаях, когда цель экскурсии – изучение оборудования, механизмов,

приспособлений, инструментов, технологии производственных процессов,

необходимо

с

обучающимися

провести

беседу

о

конструкции

наблюдаемых объектов, технологии производства.

В зависимости от задач экскурсии и подготовки обучающихся

целесообразно давать различные задания, например: проследить за

определенным процессом работы; составить схему технологического

процесса; эскиз какого-либо приспособления или инструмента; описать

порядок организации рабочих мест и примы передовиков производства.

Обычно экскурсии проводятся всей группой обучающихся (фронтально)

под руководством мастера. Если же, как отмечалось, по условиям

производства это невозможно и группу разбивают на бригады, то ими

руководит

преподаватель

специальной

технологии,

работники

предприятия.

При

проведении

экскурсии

мастеру

необходимо

держать

всех

обучающихся в поле зрения, не разрешая расходиться по предприятию.

Мастер и работники предприятия должны стремиться к всемерному

использованию

воспитательных

возможностей

экскурсии,

обращая

внимание

обучающихся

на

новейшее

оборудование,

процессы

механизации

и

автоматизации

и

их

значение

в

повышении

производительности труда, на работу передовиков производства.

В

конце

каждой

экскурсии

подводятся

итоги:

обобщение

и

систематизация материала экскурсии; задания обучающимся на дом для

обработки

данных

наблюдений;

организация

выставки

материалов

экскурсии; обсуждение отчетов обучающихся (письменных или устных) и

оценка их. В результате экскурсии у обучающихся могут возникнуть

предложения по применению в процессе производственного обучения

передовых методов труда, приспособлений, инструментов, с которыми

они ознакомились во время экскурсии.

При обучении обучающихся постоянно возрастают требования к

изготовлению продукции, что связано с необходимостью формирования у

обучающихся сложных двигательных и аналитических навыков и умений

(диагностика работы машин, механизмов; контроля за работой приборов,

аппаратов; самоконтроля за правильностью действий и результатами

организации и планировании труда и др.). Одновременно овладеть

трудовыми двигательными, сенсорными и умственными навыками и

умениями

обучающиеся

не

могут

только

в

результате

простого

повторения действий, которые показывает мастер, выполнения работы по

образцу, по готовым инструкциям.

При таком обучении учащиеся пассивны, так как не самостоятельно

выполняют

учебные

задания

и

решают

познавательные

задачи.

Умственная деятельность обучающихся не активирована, приобретенные

умения узкопрофессиональны. При изменении характера работы и

производственной

обстановки

обучающихся

оказываются

в

затруднительном положении, не могут приспособить имеющиеся знания к

новым требованиям, применить навыки и умения в изменившихся

условиях.

В процессе производственного обучения следует вырабатывать у

обучающихся профессиональную самостоятельность. Основные пути и

средства воспитания самостоятельности обучающихся при выполнении

заданий

это

применение

различных

технических

устройств,

инструкционных

карт,

эталонов,

позволяющих

обучающимся

осуществлять самоконтроль в процессе изготовления изделий или

выполнения работ; привлечение обучающихся к анализу заданий, чтению

схем, чертежей; побуждение обучающихся к самостоятельности в работе

при подборе режимов работы, составлении рациональной технологии;

обучение самостоятельному пользованию контрольно-измерительными

приборами, инструментами, проверке готовой продукции.

Для развития познавательной активности обучающихся большое

значение имеют производственно-технические задачи, которые можно

разделить на три основные группы: выполняющие функции закрепления

знаний (воспроизведение изученного, первичная систематизация фактов,

понятий, формирование навыков); способствующая овладению методами

логического

мышления

и

опытом

творческого

мышления

(самостоятельная аналитико-синтетическая работа; сравнение, обобщение,

оценки,

выводы,

углубление

знаний,

уточнение,

конкретизация,

систематизация);

требующие

применения

полученных

знаний

(выполнение самостоятельных работ, овладение умениями, отработка

навыков).

Как

известно,

предоставление

обучающимся

относительной

самостоятельности

(под

контролем

мастера)

при

разработке

технологических процессов изготовления изделий (деталей), имеющих

общественно

полезную

ценность,

активизирует

их

трудовую

деятельность, развивает чувство ответственности за порученное дело, что

способствует

осознанию

необходимости

совершенствования

производственных

процессов,

побуждает

к

изучению

достижений

новаторов производства.

Особое значение для развития самостоятельности имеет инструктаж,

проводимый мастером при выдаче и приёме выполненной каждым

обучающимся работы. Вначале мастер дает обучающимся необходимые

указания, затем предлагает им самим разобраться в чертеже, схеме,

продумать

технологический

процесс.

При

приёме

работы

мастер

оценивает

соблюдение

технических

требований,

выполнение

норм

времени.

Одновременно

вместе

с

обучающимися

он

составляет

намеченный технологический план и его фактическое выполнение,

разбирает трудности, которые они испытывали во время работы. Важно

развивать самостоятельность обучающихся без практической помощи

мастера при изготовлении изделий. Мастер дает, главным образом, устные

указания и только в отдельных случаях, когда в работе обучающихся

намечается брак, делает поправки.

При выполнении обучающимися производственных заданий мастеру

следует уделять особое внимание развитию у них самостоятельности,

инициативы, смелости, творческого подхода к работе. Самостоятельное

выполнение работ широко п обучающихся применяется при обучении в

учебных

мастерских.

Дальнейшее

развитие

и

закрепление

самостоятельности в работе происходит в производственных цехах.

Лабораторно-практические работы, проводимые мастером (нередко

совместно с преподавателями специальных дисциплин), имеют большое

значение

для

развития

у

обучающихся

навыков

самостоятельных

наблюдений, а также выполнения несложных экспериментов, прививают

интерес

к

самостоятельным

исследованиям,

связанным

с

профессиональной деятельностью. Тем самым лабораторно-практические

работы,

как

метод

обучения,

помогают

научить

обучающихся

самостоятельно

анализировать

и

проверять

на

опыте

различные

производственно-технические явления и факты. В связи с этим они

играют обучающихся значительную роль в установлении связей между

теоретическим и производственным обучением, в формировании умения

применять знания на практике.

Лабораторно-практические

работы

предусмотрены

в

программах

производственного

обучения

ряду

энергетических,

химических,

механизаторских

профессий.

В

небольшом

объёме

они

должны

применяться и в производственном обучении по другим профессиям и

специальностям. Лабораторно-практические работы включают вводную

часть,

выполнение

работы,

заключительную

часть,

оформление

письменного отчета.

Вводная часть – это инструктирование обучающихся о теме и целях

работы; объяснение порядка проведения работы и её организации

(разделение группы на бригады или звенья, выполнение всей группой и

т.п.);

объяснение

правил

пользования

оборудованием

(приборами,

инструментами, приспособлениями); показ приёмов выполнения работы;

ознакомление с правила безопасности труда. В конце беседы мастер путем

опроса проверяет степень подготовки обучающихся к предстоящей

работе. В период выполнения обучающимися лабораторно-практических

работ мастер наблюдает за их работой, консультирует, исправляет и

предупреждает возможные ошибки. Выполненные работы принимаются и

оцениваются мастером.

При проведении лабораторно-практических работ мастер особое

внимание уделяет предварительной подготовке учебно-материальной

базы: приборов, механизмов, инструментов и т.п. Практика работы

показывает, что в большинстве случаев нет достаточного количества

сложных приборов и механизмов. Поэтому значительная часть работ

проводится

не

фронтально,

а

бригадами

или

звеньями

по

2-3

обучающихся. В этом случае мастер составляет график их перемещения с

таким расчетом, чтобы каждый обучающийся выполнил установленные

программой работы.

В заключительной части занятий подводятся итоги выполнения

лабораторно-практических

работ

всей

группой

или

отдельными

бригадами, проводится анализ качества их выполнения, разбор типичных

ошибок и положительных сторон, объявляются оценки за выполненные

работы. Отдельные обучающиеся делают сообщения о выполнении

задания, мастер даёт указания по оформлению письменного отчета по

такой примерно схеме: тема и цель лабораторной работы; перечисление

использованного оборудования, приспособлений и инструментов; краткое

описание хода работы и проведенных наблюдений; запись произведенных

вычислений и измерений; составление схем и эскизов; оформление

заключения по результатам работы.

Для своевременного обеспечения бригад (звеньев) материально-

техническим

средствами,

письменными

заданиями-инструкциями

и

другой

документацией,

необходимой

для

проведения

лабораторно-

практических работ, мастер организует актив из обучающихся (дежурные,

общественные лаборанты или бригадиры).

Существенную роль в воспитании самостоятельности обучающихся, в

развитии их технического мышления играют домашние задания

по

производственному обучению.

При выполнении домашних заданий обучающиеся закрепляют знания,

приобретают навыки самостоятельной работы, проявляют творческую

инициативу. Большую ценность при выполнении домашних заданий

имеют упражнения, которые в ряде случаев необходимы для выработки

весьма важных навыков для квалифицированного рабочего. Чтобы

выработать

у

обучающихся

умение

безошибочно

производить

производственные

расчеты,

мало

сообщить

им

соответствующую

формулу и даже дать пример расчета. Они должны еще самостоятельно

поупражняться в этих расчетах.

Опыт

показал,

что

для

лучшей

подготовки

обучающихся

к

самостоятельной работе в учебных мастерских целесообразно давать

задания

по

производственному

обучению.

Для

ознакомления

обучающихся с перечнем и содержанием домашних заданий, со сроками

их выдачи и выполнения, а также с оценками в учебной мастерской

вывешиваются специальные таблицы.

При выдаче домашних заданий мастер разъясняет обучающимся их

содержание, практическое значение и наиболее рациональные способы

выполнения. Эскизы и технологические карты, выполненные в порядке

домашних заданий, обучающиеся могут использовать на занятиях, но

только после того, как они проверены мастером.

Методическое обеспечение:

1) Н.И. Макиенко «Педагогический процесс в образовательных

учреждениях», издательство «Высшая школа», Москва, 1997г.;

2) Н.А. Шамков «Педагогические основы производственной практики

обучающихся в образовательных учреждениях», издательство «Высшая

школа», Москва, 1998г.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники