Автор: Аптикова Эльвира Айратовна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: Статья
Тема: Игра - как особый вид деятельности дошкольников с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
ИГРА- КАК ОСОБЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ.
Ребенок проводит в игре много времени. В жизни ребёнка дошкольного возраста игра
занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма
организации жизни, средство всестороннего развития.
Развитие личности в младшем дошкольном возрасте характеризуется динамичностью,
усвоением большого объема новых знаний, умений, появлением новых качеств,
потребностей.
В
этом
возрасте
формируются
все
стороны
личности
ребенка:
интеллектуальная,
нравственная,
эмоционально-волевая.
Развитие
ребенка
осуществляется в процессе разнообразной деятельности со взрослыми и в детском
коллективе. Особая роль в связи с этим отводится играм детей. Педагог А.С. Макаренко
так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка,
имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков
ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего
деятеля происходит, прежде всего, в игре». Выдающийся педагог Крупская Н. К.,
подчеркивая особенности детских игр, писала: «Игра есть потребность растущего
детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука,
гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В
игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение
взвешивать обстоятельства и пр.» Немецкий педагог Фр. Фребель считал: «Источники
всего хорошего лежат в игре и исходят из нее».
Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и
образовательные задачи:
● Развитие познавательной деятельности ребёнка с ОВЗ;
● Развитие эмоционально- волевой сферы;
● Обогащение представлений об окружающем мире;
● Формирование коммуникативных навыков;
● Формирование культурного поведения;
● Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;
● Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.
Я стараюсь в свою воспитательно-образовательную работу включать весь комплекс игр,
который существует для дошкольников. Это и дидактические, и сюжетно-ролевые, и
театрализованные игры и игры-драматизации, и подвижные, и конструктивные игры,
игры-эксперименты.
Каждый вид игры выполняет определённые функции:
1. Дидактические игры
– одно из средств познавательной деятельности школьника с
нарушением интеллекта. Дидактические игры развивают наблюдательность, внимание,
память, мышление, речь, повышают эффективность обучения.
2. В сюжетно-ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь
взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. В ходе игры ученик познаёт мир
и усваивает общественный опыт. Воспитывается стремление к учению, умение и желание
трудиться, а также моральные качества, обогащается речевой запас.
3. Театрализованные игры и игры-драматизации – это разновидность сюжетно-ролевых
игр, однако они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого –
содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от педагога режиссирования, а от ребёнка
– проговаривания реплик.
4. Подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений, т.к. большинство
таких детей имеют двигательные нарушения.
5. Для детей с нарушением интеллекта конструктивные игры служат средством развития
восприятия формы, объёма, размеров различных предметов. В ходе конструктивных
игр
ребят развивается пространственная ориентация, а также мелкая моторика.
6. Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям
реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В ходе эксперимента
идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы.
Игра – понятие многогранное. Игра сейчас встаёт в строй самых насущных потребностей
человека. Без неё невозможно нормальное развитие мозга и тела. Понять природу игры, её
поразительный воспитательный потенциал – это понять природу счастливого детства.
Детские игры воспитывают и развивают в ребёнке всё, что составляет богатство
человеческой личности.
Игра – главная сфера общения детей; в ней расширяются проблемы межличностных
отношений, совместимости, партнёрства, дружбы, товарищества. В игре познаётся и
приобретается социальный опыт, взаимоотношения людей. Игра социальна по своей
природе и непосредственному насыщению, являясь отражённой моделью поведения,
проявления и развития сложных самоорганизующих систем, и практикой творческих
решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребёнка, сферой неповторимой
человеческой активности.
Поскольку детская игра – явление универсальное и дети в играх копируют окружающую
жизнь, её функции разнообразны.
Наиболее важные функции игры:
– обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения,
которые направлены на усвоение определённого программного материала и правил,
которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно-
эстетического воспитания детей;
– развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в ней
заложено и проявлено;
– воспитательная функция
помогает
выявить
индивидуальные
особенности
детей,
позволяет устранить нежелательные проявления в характере воспитанников;
– коммуникативная функция
состоит
в
развитии
потребности
обмениваться
со
сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на
этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность;
– развлекательная функция
способствует
повышению
эмоционально-положительного
тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и яркими
впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления эмоционального контакта
между взрослым и ребёнком;
– психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей;
– релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил
ребёнка;
Имея такое разнообразие функций, игра заслуживает того, чтобы её включали во все виды
деятельности, ибо она хранит и передаёт по наследству огромную гамму духовных,
эмоциональных ценностей человеческих проявлений.
Игра есть потребность растущего ребёнка: его психики, интеллекта, биологического
фонда.
Итак, важную роль в обучении, воспитании и развитии личности имеет игровая
деятельность, которая в жизни ребёнка дошкольного возраста занимает первостепенное
место.