Напоминание

Игра - как особый вид деятельности дошкольников с ОВЗ


Автор: Аптикова Эльвира Айратовна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: Статья
Тема: Игра - как особый вид деятельности дошкольников с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИГРА- КАК ОСОБЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ.

Ребенок проводит в игре много времени. В жизни ребёнка дошкольного возраста игра

занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма

организации жизни, средство всестороннего развития.

Развитие личности в младшем дошкольном возрасте характеризуется динамичностью,

усвоением большого объема новых знаний, умений, появлением новых качеств,

потребностей.

В

этом

возрасте

формируются

все

стороны

личности

ребенка:

интеллектуальная,

нравственная,

эмоционально-волевая.

Развитие

ребенка

осуществляется в процессе разнообразной деятельности со взрослыми и в детском

коллективе. Особая роль в связи с этим отводится играм детей. Педагог А.С. Макаренко

так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка,

имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков

ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего

деятеля происходит, прежде всего, в игре». Выдающийся педагог Крупская Н. К.,

подчеркивая особенности детских игр, писала: «Игра есть потребность растущего

детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука,

гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В

игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение

взвешивать обстоятельства и пр.» Немецкий педагог Фр. Фребель считал: «Источники

всего хорошего лежат в игре и исходят из нее».

Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и

образовательные задачи:

● Развитие познавательной деятельности ребёнка с ОВЗ;

● Развитие эмоционально- волевой сферы;

● Обогащение представлений об окружающем мире;

● Формирование коммуникативных навыков;

● Формирование культурного поведения;

● Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;

● Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.

Я стараюсь в свою воспитательно-образовательную работу включать весь комплекс игр,

который существует для дошкольников. Это и дидактические, и сюжетно-ролевые, и

театрализованные игры и игры-драматизации, и подвижные, и конструктивные игры,

игры-эксперименты.

Каждый вид игры выполняет определённые функции:

1. Дидактические игры

– одно из средств познавательной деятельности школьника с

нарушением интеллекта. Дидактические игры развивают наблюдательность, внимание,

память, мышление, речь, повышают эффективность обучения.

2. В сюжетно-ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь

взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. В ходе игры ученик познаёт мир

и усваивает общественный опыт. Воспитывается стремление к учению, умение и желание

трудиться, а также моральные качества, обогащается речевой запас.

3. Театрализованные игры и игры-драматизации – это разновидность сюжетно-ролевых

игр, однако они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого –

содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от педагога режиссирования, а от ребёнка

– проговаривания реплик.

4. Подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений, т.к. большинство

таких детей имеют двигательные нарушения.

5. Для детей с нарушением интеллекта конструктивные игры служат средством развития

восприятия формы, объёма, размеров различных предметов. В ходе конструктивных

игр

ребят развивается пространственная ориентация, а также мелкая моторика.

6. Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям

реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В ходе эксперимента

идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы.

Игра – понятие многогранное. Игра сейчас встаёт в строй самых насущных потребностей

человека. Без неё невозможно нормальное развитие мозга и тела. Понять природу игры, её

поразительный воспитательный потенциал – это понять природу счастливого детства.

Детские игры воспитывают и развивают в ребёнке всё, что составляет богатство

человеческой личности.

Игра – главная сфера общения детей; в ней расширяются проблемы межличностных

отношений, совместимости, партнёрства, дружбы, товарищества. В игре познаётся и

приобретается социальный опыт, взаимоотношения людей. Игра социальна по своей

природе и непосредственному насыщению, являясь отражённой моделью поведения,

проявления и развития сложных самоорганизующих систем, и практикой творческих

решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребёнка, сферой неповторимой

человеческой активности.

Поскольку детская игра – явление универсальное и дети в играх копируют окружающую

жизнь, её функции разнообразны.

Наиболее важные функции игры:

– обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения,

которые направлены на усвоение определённого программного материала и правил,

которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно-

эстетического воспитания детей;

– развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в ней

заложено и проявлено;

– воспитательная функция

помогает

выявить

индивидуальные

особенности

детей,

позволяет устранить нежелательные проявления в характере воспитанников;

– коммуникативная функция

состоит

в

развитии

потребности

обмениваться

со

сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на

этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность;

– развлекательная функция

способствует

повышению

эмоционально-положительного

тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и яркими

впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления эмоционального контакта

между взрослым и ребёнком;

– психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей;

– релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил

ребёнка;

Имея такое разнообразие функций, игра заслуживает того, чтобы её включали во все виды

деятельности, ибо она хранит и передаёт по наследству огромную гамму духовных,

эмоциональных ценностей человеческих проявлений.

Игра есть потребность растущего ребёнка: его психики, интеллекта, биологического

фонда.

Итак, важную роль в обучении, воспитании и развитии личности имеет игровая

деятельность, которая в жизни ребёнка дошкольного возраста занимает первостепенное

место.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники