Напоминание

«Мониторинг физического развития детей, как средство обеспечения качества образования».


Автор: Иванова Татьяна Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: г.Новый Уренгой
Наименование материала: Статья
Тема: «Мониторинг физического развития детей, как средство обеспечения качества образования».
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Мониторинг физического развития детей, как средство обеспечения качества

образования».

Иванова Татьяна Александровна, старший воспитатель

МАДОУ «ДС «Мальвина»

Одним из самых важных направлений деятельности нашего Центра является со-

здание условий для обеспечения качества образования. Одной из составляющих ка-

честв образования является, по нашему мнению, состояние здоровья ребенка и прежде

всего физическое развитие (потому что только здоровый ребенок способен восприни-

мать образовательный материал, не здоровому не нужна ни музыка, ни математика, не

конструирование).

В качестве основного инструмента управления такой деятельностью мы используем

метод психолого-педагогического мониторинга.

Процесс мониторинга – это не только сбор данных о физическом и психическом

развитии ребенка; отслеживание результатов педагогического воздействия среды на

здоровье дошкольника, но и средство, позволяющее воспитателю оперативно реагиро-

вать на отклонения или иные изменения в развитии, как отдельного ребенка, так и

группы детей в целом. А так же это возможность постоянно держать в поле зрения

весь процесс физического воспитания, его динамику.

Процесс мониторинга, в нашем учреждении, включает в себя несколько составляю-

щих, в которых роль воспитателя различна:

Первая составляющая:

1.

Педагогический аудит- это исследование, проверка состояния без каких либо

выводов. Роль воспитателя в данном случае сводится к изучению исходных

данных состояния ребенка:

- работа с медицинской картой, беседы с родителями и их анкетирование с це-

лью выявления особенностей развития ребенка (наличие хронических заболеваний,

частота заболеваний и т.п.), устои и традиции семьи;

- проведение антропометрии ребенка и его родителей (сбор сведений о росте,

весе, объеме грудной клетки) – как основы для проведения работы по развитию ребен-

ка и своевременного выявления возможных отклонений (нарушение осанки, плоско-

стопие, завышенный или заниженный вес, малый объем: грудной клетки, низкое об-

щее физическое развитие).

Сбор антропометрических данных родителей позволяет спрогнозировать буду-

щий рост ребенка, его дальнейшее развитие.

На этом этапе работы воспитатели тесно взаимодействуют с медицинскими

работниками ДОУ: обсуждение индивидуальных особенностей воспитания каждого

ребенка; составление четкого представления о состоянии здоровья, уровне сформиро-

ванности двигательных умений, направленности интересов, а так же установление

биологического возраста возраста ребенка, темпа его биологического созревания, ре-

шения вопроса о возможности обучения в школе с 6- летнего возраста, рекомендуемые

физические нагрузки и занятия тем или иным видом спорта.

Вторая составляющая:

2.

Медико-педагогический контроль физического воспитания с целью динами-

ческого наблюдения за состоянием здоровья и физической нагрузкой на детей

во время занятий по физической культуре.

Медико-педагогический контроль позволяет педагогам отслеживать качество проведе-

ния занятия, его общую моторную плотность. Воспитатели совместно с медицинским

работником и младшим воспитателем группы один раз в месяц проводят такой

контроль: один из проверяющих проводит хронометраж движений (младший воспита-

тель), а другой наблюдает за распределением физической нагрузки во время занятия

физической культурой (проводит замеры пульса) медсестра.

Фиксированное наблюдение ребенка на протяжении всей деятельности дает воз-

можность определить общую и моторную плотность, длительность каждой части за-

нятия, установить, где именно была допущена потеря времени, сколько раз ребенок

упражнялся в выполнении движений, наиболее эффективные способы организации и

т.д. По итогам проведенного контроля заполняется протокол и выстраивается физио-

логическая кривая показания пульса у двоих детей. Таким образом, делается вывод о

соответствии (не соответствии) физической нагрузки норме (ускорение пульса посте-

пенное) и пишется заключение (занятие спланировано и проведено методически верно

(не верно) и т.д.

При контроле за физической нагрузкой наиболее достоверным показателем верной

ее дозировки является частота сердечно-сосудистых сокращений, в основе которой ле-

жит зависимость между мощностью работы и увеличением пульса.

Мы, воспитатели, как правило, используем наиболее доступный метод определения

нагрузки у дошкольников – оценка по внешним признакам, пользуясь разработанной

классификацией внешних признаков утомления в соответствии с учащением чес. Эта

классификация рассчитана на ребенка средней (нормальной) физической подготовлен-

ности. В этой связи, исходя из уровня подготовленности каждого конкретного ребенка,

вносим коррективы

Третья составляющая процесса мониторинга:

3.Обследование уровня физической подготовленности детей группы.

В процессе этой деятельности воспитатели изучают, прогнозируют, планируют

своевременную коррекционную или развивающую работу с детьми.

Обследование уровня физической подготовленности детей и качества, выполнения

основных движений в нашем центре проводится 2 раза в год (октябрь, май). Уровень

физической подготовленности определяется по направлениям: быстрота, ловкость,

гибкость, равновесие, выносливость, используя известные методики Н.А.Ноткиной,

Л.И.Казьминой, Н.Н.Бойнович.

Мы предлагаем детям контрольные упражнение в игровой и соревновательной форме.

В протоколы заносятся лучшие результаты из трех попыток.

В нашем детском саду по традиции мониторинг начинается с открытия Малой Спор-

тивной Олимпиады (Осенняя малая спортивная Олимпиада , Весенняя малая спортив-

ная Олимпиада). Такая форма работы нравится детям и позволяет в обстановке друже-

ского соперничества проявить силу, выносливость, ловкость, а также необычной фор-

ме провести контрольно-учетные занятия.

По результатам мониторинговых исследований на закрытии Малой Олимпиады

вручается «Переходящий спортивный кубок» (лучшей спортивной команде Центра),

определяются серебряные и бронзовые призеры среди групп ДОУ, абсолютные чемпи-

оны (дети результаты которых, превышают возрастную норму).

Достаточное физическое развитие ребенка напрямую влияет на успешность его об-

разования в целом, а именно на:

- восприятие материала;

- эмоциональное состояние;

- нормальное развитие волевых качеств;

- адекватное развитие коммуникаций

На основе результатов мониторинга планируется индивидуальное сопровождение

физического развития конкретного ребенка, имеющего результаты по показателям

«ниже возрастной нормы». Индивидуальное сопровождение включает в себя:

- обучение правильной технике выполнения основных движений;

- проведение подвижных игр;

- специальные тренировки, во время которых отрабатывается качество выполне-

ния основных движений.

Вся эта деятельность проводится как совместная в различных режимных момен-

тах (во время прогулки, во время утренней гимнастики и гимнастики после дневного

сна; во время образовательной деятельности и т.д.), что не несет для ребенка допол-

нительной нагрузки (выполняется на грани удовольствия).

Овладение технологией мониторинга позволяет каждому педагогу нашего учрежде-

ния не только повысить качество своей педагогической деятельности, но и дифферен-

цировать и индивидуализировать процесс физического воспитания каждого воспитан-

ника.



В раздел образования