Автор: Иванова Татьяна Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: г.Новый Уренгой
Наименование материала: Статья
Тема: «Мониторинг физического развития детей, как средство обеспечения качества образования».
Раздел: дошкольное образование
«Мониторинг физического развития детей, как средство обеспечения качества
образования».
Иванова Татьяна Александровна, старший воспитатель
МАДОУ «ДС «Мальвина»
Одним из самых важных направлений деятельности нашего Центра является со-
здание условий для обеспечения качества образования. Одной из составляющих ка-
честв образования является, по нашему мнению, состояние здоровья ребенка и прежде
всего физическое развитие (потому что только здоровый ребенок способен восприни-
мать образовательный материал, не здоровому не нужна ни музыка, ни математика, не
конструирование).
В качестве основного инструмента управления такой деятельностью мы используем
метод психолого-педагогического мониторинга.
Процесс мониторинга – это не только сбор данных о физическом и психическом
развитии ребенка; отслеживание результатов педагогического воздействия среды на
здоровье дошкольника, но и средство, позволяющее воспитателю оперативно реагиро-
вать на отклонения или иные изменения в развитии, как отдельного ребенка, так и
группы детей в целом. А так же это возможность постоянно держать в поле зрения
весь процесс физического воспитания, его динамику.
Процесс мониторинга, в нашем учреждении, включает в себя несколько составляю-
щих, в которых роль воспитателя различна:
Первая составляющая:
1.
Педагогический аудит- это исследование, проверка состояния без каких либо
выводов. Роль воспитателя в данном случае сводится к изучению исходных
данных состояния ребенка:
- работа с медицинской картой, беседы с родителями и их анкетирование с це-
лью выявления особенностей развития ребенка (наличие хронических заболеваний,
частота заболеваний и т.п.), устои и традиции семьи;
- проведение антропометрии ребенка и его родителей (сбор сведений о росте,
весе, объеме грудной клетки) – как основы для проведения работы по развитию ребен-
ка и своевременного выявления возможных отклонений (нарушение осанки, плоско-
стопие, завышенный или заниженный вес, малый объем: грудной клетки, низкое об-
щее физическое развитие).
Сбор антропометрических данных родителей позволяет спрогнозировать буду-
щий рост ребенка, его дальнейшее развитие.
На этом этапе работы воспитатели тесно взаимодействуют с медицинскими
работниками ДОУ: обсуждение индивидуальных особенностей воспитания каждого
ребенка; составление четкого представления о состоянии здоровья, уровне сформиро-
ванности двигательных умений, направленности интересов, а так же установление
биологического возраста возраста ребенка, темпа его биологического созревания, ре-
шения вопроса о возможности обучения в школе с 6- летнего возраста, рекомендуемые
физические нагрузки и занятия тем или иным видом спорта.
Вторая составляющая:
2.
Медико-педагогический контроль физического воспитания с целью динами-
ческого наблюдения за состоянием здоровья и физической нагрузкой на детей
во время занятий по физической культуре.
Медико-педагогический контроль позволяет педагогам отслеживать качество проведе-
ния занятия, его общую моторную плотность. Воспитатели совместно с медицинским
работником и младшим воспитателем группы один раз в месяц проводят такой
контроль: один из проверяющих проводит хронометраж движений (младший воспита-
тель), а другой наблюдает за распределением физической нагрузки во время занятия
физической культурой (проводит замеры пульса) медсестра.
Фиксированное наблюдение ребенка на протяжении всей деятельности дает воз-
можность определить общую и моторную плотность, длительность каждой части за-
нятия, установить, где именно была допущена потеря времени, сколько раз ребенок
упражнялся в выполнении движений, наиболее эффективные способы организации и
т.д. По итогам проведенного контроля заполняется протокол и выстраивается физио-
логическая кривая показания пульса у двоих детей. Таким образом, делается вывод о
соответствии (не соответствии) физической нагрузки норме (ускорение пульса посте-
пенное) и пишется заключение (занятие спланировано и проведено методически верно
(не верно) и т.д.
При контроле за физической нагрузкой наиболее достоверным показателем верной
ее дозировки является частота сердечно-сосудистых сокращений, в основе которой ле-
жит зависимость между мощностью работы и увеличением пульса.
Мы, воспитатели, как правило, используем наиболее доступный метод определения
нагрузки у дошкольников – оценка по внешним признакам, пользуясь разработанной
классификацией внешних признаков утомления в соответствии с учащением чес. Эта
классификация рассчитана на ребенка средней (нормальной) физической подготовлен-
ности. В этой связи, исходя из уровня подготовленности каждого конкретного ребенка,
вносим коррективы
Третья составляющая процесса мониторинга:
3.Обследование уровня физической подготовленности детей группы.
В процессе этой деятельности воспитатели изучают, прогнозируют, планируют
своевременную коррекционную или развивающую работу с детьми.
Обследование уровня физической подготовленности детей и качества, выполнения
основных движений в нашем центре проводится 2 раза в год (октябрь, май). Уровень
физической подготовленности определяется по направлениям: быстрота, ловкость,
гибкость, равновесие, выносливость, используя известные методики Н.А.Ноткиной,
Л.И.Казьминой, Н.Н.Бойнович.
Мы предлагаем детям контрольные упражнение в игровой и соревновательной форме.
В протоколы заносятся лучшие результаты из трех попыток.
В нашем детском саду по традиции мониторинг начинается с открытия Малой Спор-
тивной Олимпиады (Осенняя малая спортивная Олимпиада , Весенняя малая спортив-
ная Олимпиада). Такая форма работы нравится детям и позволяет в обстановке друже-
ского соперничества проявить силу, выносливость, ловкость, а также необычной фор-
ме провести контрольно-учетные занятия.
По результатам мониторинговых исследований на закрытии Малой Олимпиады
вручается «Переходящий спортивный кубок» (лучшей спортивной команде Центра),
определяются серебряные и бронзовые призеры среди групп ДОУ, абсолютные чемпи-
оны (дети результаты которых, превышают возрастную норму).
Достаточное физическое развитие ребенка напрямую влияет на успешность его об-
разования в целом, а именно на:
- восприятие материала;
- эмоциональное состояние;
- нормальное развитие волевых качеств;
- адекватное развитие коммуникаций
На основе результатов мониторинга планируется индивидуальное сопровождение
физического развития конкретного ребенка, имеющего результаты по показателям
«ниже возрастной нормы». Индивидуальное сопровождение включает в себя:
- обучение правильной технике выполнения основных движений;
- проведение подвижных игр;
- специальные тренировки, во время которых отрабатывается качество выполне-
ния основных движений.
Вся эта деятельность проводится как совместная в различных режимных момен-
тах (во время прогулки, во время утренней гимнастики и гимнастики после дневного
сна; во время образовательной деятельности и т.д.), что не несет для ребенка допол-
нительной нагрузки (выполняется на грани удовольствия).
Овладение технологией мониторинга позволяет каждому педагогу нашего учрежде-
ния не только повысить качество своей педагогической деятельности, но и дифферен-
цировать и индивидуализировать процесс физического воспитания каждого воспитан-
ника.