Формирование у детей интереса к русской народной культуре
Автор: Сулейманова Юлия Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБУ детский сад № 170 "Дружба" Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область Наименование материала: статья Тема: Формирование у детей интереса к русской народной культуре Раздел: дошкольное образование
Формирование у детей интереса к русской народной культуре
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад
№ 170 «Дружба» г.о.Тольятти
Воспитатель Сулейманова Ю.В.
Сегодня со всех трибун с тревогой звучит тема национальных
отношений.
Нельзя
быть
равнодушным
к
их
истокам
–
национальной
культуре, особенно русской культуре, пребывающей в некоторой степени в
кризисе.
Мы забыли свою культуру. И что обидно, ведь любой другой народ
нашей страны знает и бережно хранит свои национальные песни, танцы, а
такая великая нация, как русская, - нет!
Патриотизм — это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает
в
себя
все
условия
жизни:
территорию,
климат,
природу,
организацию
общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится.
Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию
их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и
взаимодействию,
что
в
свою
очередь
порождает
творческие
усилия
и
достижения, придающие особое своеобразие культуре.
В своей истории многие народы осуществляют духовно-творческие
свершения, переживающие века (древнегреческое искусство, римское право,
германская музыка и т.д.). Каждый народ привносит в культуру свое, и
каждое достижение народа является общим для всего человечества. Вот
почему национальный гений и его творчество оказываются предметом особой
патриотической гордости и любви: в его творчестве находит сосредоточение
и воплощение жизнь народного духа. Гений творит от себя, но в то же время
за весь свой народ.
Россия — родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном
или
дочерью,
необходимо
ощутить
духовную
жизнь
своего
народа
и
творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру
страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна
вырождаться
в
тупое
самомнение
и
самодовольство.
Настоящий
патриот
учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера
и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению,
культурному застою.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но
подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и
переживается
индивидуально.
Он
прямо
связан
с
личной
духовностью
человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам, педагог не сможет
и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не
навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди
других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством,
литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших
памятниках,
литературе,
языке,
живописи...
Национальные
отличия
сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не
только передачей знаний» (Д. С. Лихачев).
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать
неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-
новому
начинаем
относиться
к
старинным
праздникам,
традициям,
фольклору,
художественным
промыслам,
декоративно-прикладному
искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных
достижений, просеянных сквозь сито веков.
Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Однако типовая
Программа воспитания и обучения детей в детском саду как руководство и
основной документ для воспитателей таких задач не ставила. Правда, уже в
младших
группах
ею
предусматривалось
приобщение
детей
к
народной
игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др.),
малышей знакомили с русскими народными играми, хороводами, народными
песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. Кроме того, в
Программе
присутствовали
задачи
по
знакомству
детей
с
декоративно-
прикладным
искусством
Хохломы,
Городца,
дымковской,
каргопольской,
филимоновской игрушкой. От возраста к возрасту усложнялись задачи по
слушанию
и
воспроизведению
фольклора,
восприятию
яркости
цветовых
образов в народном искусстве, выразительности в передаче игровых действий
в сочетании со словом.
Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской
культуре были отрывочны и поверхностны. В чем же дело? Возможно, это
происходило потому, что в Программе задачи по знакомству дошкольников с
родной
культурой
были
сформулированы
слишком
общо.
Например:
«Воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу»; «Познакомить с
некоторыми изделиями народного искусства» и т. п. При этом совершенно не
обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у
воспитателя чаще всего не было соответствующих материалов и пособий.
Окружающая
действительность
(особенно
в
городе)
также
не
давала
возможности реально приобщать детей к народной культуре.
Эти пробелы могли быть восполнены участием в фольклорных
праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в
музее — краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского сада
это
экспозиции
рассчитаны
на
восприятие
взрослого
человека,
а
для
малышей требуется большая грамотная переработка материала.
Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи
старославянские
слова
и
изречения,
почти
не
используются
потешки,
поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной
жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в
фольклорных произведениях. Поэтому многие педагоги, опрометчиво считая,
что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны
детям, или сами не понимая и не умея их объяснить, упускали в них очень
важные смысловые оттенки или пересказывали русские народные сказки на
современном
языке.
Воспитатели
зачастую
недооценивали
присказки,
заклички, потешки, поговорки, народные игры, плохо их знали наизусть и
поэтому не всегда могли использовать к месту. Музыкальные руководители,
воспринимая народные песенки как попевки-распевки, почти не включали их
в игры и праздники, увлекаясь современным материалом.
А как донести до понимания детей-горожан особенности крестьянского
труда? На практике такая задача, решалась формально, содержательно не свя-
зывалась с природными явлениями, обрядами, пословицами и поговорками.
И это вполне объяснимо, так как большинство педагогов сами плохо знали
традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, не были
проникнуты чувством понимания ее древности и величия.
Исходя из вышеизложенного, для работы с детьми по приобщению детей
к истокам русской народной культуры выбраны следующие приоритеты:
1.
Окружающие
предметы,
впервые
пробуждающие
душу
ребенка,
воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть
национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что
они — часть великого русского народа.
2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки,
пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как
нигде
сохранились
особенные
черты
русского
характера,
присущие
ему
нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости,
трудолюбии,
верности.
Знакомя
детей
с
поговорками,
загадками,
пословицами, сказками,
тем самым приобщаем их к общечеловеческим
нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом
сочетаются
слово,
музыкальный
ритм,
напевность.
Адресованные
детям
потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу,
нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко
оцениваются
различные
жизненные
позиции,
высмеиваются
недостатки,
восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях
устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду,
восхищение
мастерством
человеческих
рук.
Благодаря
этому,
фольклор
является богатейшим источником познавательного и нравственного развития
детей.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать
народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками
тончайшие
наблюдения
за
характерными
особенностями
времен
года,
погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем
эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами
общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она,
пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным
изобразительным искусством.
Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель
программы
состоит
в
приобщении
детей
ко
всем
видам
национального
искусства — от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до
театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной
культуры ребенка как основы его любви к Родине.