Напоминание

Использование игр и игровых упражнений в детском саду и дома по развитию речи и формированию слухового восприятия у дошкольников


Автор: Кодолбенко Кристина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 22
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: Использование игр и игровых упражнений в детском саду и дома по развитию речи и формированию слухового восприятия у дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование игр и игровых упражнений в детском саду и дома по

развитию речи и формированию слухового восприятия у дошкольников

Известный советский психолог Л.С. Выготский писал: «С одной

стороны, дефект - есть минус, ограничение, слабость,

затруднение в развитии; с другой стороны – именно потому, что

он создаёт трудности, он стимулирует повышенное усиленное

движение вперёд».

Число детей с нарушением слуха – глухих и слабослышащих, к

сожалению, растет во всем мире с каждым годом.

Специфика работы с детьми, имеющими нарушения слуха, имеет

свои особенности, которые полезно знать и использовать воспитателям

речевых групп. Сейчас очень широко практикуется операция по внедрению

слухового кохлеарного импланта. После этой операции дети должны

находиться в речевой среде.

Дети теряют слух по разным причинам, иногда еще до рождения.

Если нарушение слуха наступает до овладения ребенком речью, она без

обучения не развивается совсем; если до потери слуха дошкольник был

говорящим, он начинает терять речь и может стать глухонемым.

Глухота, снижение слуха, по определению Л.С. Выготского, - это

первичный дефект, а его последствием является отсутствие у детей речи.

Поскольку речь детей не может самостоятельно развиваться, они становятся

глухонемыми, что возводит преграду между ними и окружающими,

изолирует их от мира и чрезвычайно сужает их социализации в обществе.

Практически у всех глухих и слабослышащих детей имеются хотя бы

небольшие островки не погибших клеток улитки, и эти «остатки слуха»,

какими бы минимальными они не были, необходимо активизировать и с их

помощью развивать у детей слуховое внимание, слуховое восприятие и далее

– речевой слух и речь.

Одним из условий нормального развития ребенка и его успешного

дальнейшего обучения в школе является правильное формирование речи и

развитие слухового восприятия в дошкольном возрасте. Любое, даже

незначительное нарушение отражается на поведении ребенка, на его

деятельности. Необходимо работать над развитием всех сторон речи,

слухового

восприятия,

решая

задачи

формирования

правильного

произношения, развития грамматически правильной, связной речи.

Наибольшего успеха можно добиться через взаимодействие детского

сада и семьи. Только в этом случае работа над развитием речи и слуха будет

осуществляться практически в течение всего дня: во время проведения

занятий в детском саду, режимных моментов, прогулки, по дороге в детский

сад и из детского сада.

Исходя из опыта работы с семьями, воспитывающими ребенка с

ограниченными возможностями, замечено, что целенаправленное включение

родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития

и коррекции значительного повышает его эффективность.

Семья, где есть дети с нарушением слуха, по сравнению с семьей,

воспитывающей слышащего ребенка, имеет ряд особенностей. Появление в

семье физически или психически неполноценного ребенка связано со

значительными эмоциональными переживаниями родителей и близких

родственников.

После проведения медицинских диагностических обследований и

определения, что у ребёнка имеется нарушение слуха, встаёт вопрос о пути

реабилитации и его дальнейшего обучения. Но родители ребёнка часто

находятся в тяжёлом психологическом состоянии. Для них, ожидающих

рождение здорового ребёнка, диагноз тугоухость – шок. Одни обвиняют

себя, другие винят кого-то, стараются обойти разных врачей, не верят, что

это точный диагноз и другого не будет. По отношению к ребёнку поведение

родителей может также быть разным: кто-то чувствует отчуждение к своему

ребёнку, стесняется его, а другие наоборот окружают ребёнка гиперопекой,

считают, что вся жизнь теперь должна быть замкнута на патологии ребёнка,

на его существовании.

Нам приходится работать с разными родителями, находить подход к

каждому из них, для этого используем разнообразные формы, стараемся

выработать единые требования к воспитанию и развитию детей.

Так как основным видам деятельности детей дошкольного возраста

является игра, то и в домашней обстановке рекомендуем родителям

ориентировать ребенка на совместное выполнение игровых упражнений. В

каждой семье на вооружении должна быть «Домашняя игротека», состоящая

из игр на улице, на кухне и т.д.

Специально подобранные дидактические игры дают возможность

действовать по звуковому сигналу, научиться различать многие объекты и

предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам, соотносить

свои действия с сигналами и т.д., а значит – корректировать недостатки

слухового восприятия.

Глухие и слабослышащие дети очень внимательно рассматривают

лицо собеседника, обращают внимание на мимику и жесты. Мы акцентируем

внимание родителей на том, как они обращаются к детям, на их интонацию,

громкость голоса. Очень полезно совершенствовать в детях присущую им

чуткость к восприятию интонации.

Детей важно научить не только слушать собеседников, но и самих

себя; научить выражать сочувствие, радость, огорчение – любые эмоции так,

чтобы это было понятно окружающим.

Мы предлагаем родителям иметь дома много звучащих игрушек.

Занятия со звучащими предметами помогут открыть для детей предметы с

совершенно новой стороны.

Очень хорошо, если в группе и дома появляются различные

свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы, каждый

из которых имеет свой характерный «голос»:

- банки из-под кофе, чая, соков, наполненные косточками, камешками,

щепочками, фантиками, песком, пуговицами, горохом;

- шуршащие метелки из обрезков бумаги, полиэтилена и т.п.;

- погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и

металлических косточек, бусинок;

- шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, шумящие

морские раковины, стучащие палочки разной толщины из дерева разных

пород;

- сосуды с разным количеством воды;

- перевернутые детские формочки, кастрюли, ведра по которым можно

ударять;

- нитки и резинки, натянутые по принципу струны так, чтобы ребенок

мог сам менять силу их натяжения;

- свитки и дудочки из глины и дерева.

Еще дома необходимы резиновые игрушки – пищалки, свистульки,

бубен, игрушечная балалайка, гитара, гармошка. Необходимо знакомить со

всем

окружающим,

издающим

звук.

Сначала

это

игрушки,

потом

окружающие предметы: холодильник, музыкальный центр, машина.

Мы рекомендуем родителям, обратить внимание на то, какая

звуковая среда окружает детей дома:

Источник звука

Воздействие звука

Оценка звука.

Предлагаем родителям следить за шумовым фоном, который может

вызывать утомление нервной системы ребенка.

На улице по различным звукам и шумам также можно очень много

узнать о мире. Дети должны не только смотреть, но и слушать капель и

журчание ручья, шелест листьев и скрип снега, пение птиц и колокольные

перезвоны. Эти звука несут радость и здоровье вашим детям.

Предлагаем родителям использовать дома игры для развития у детей

слухового

внимания,

правильного

восприятия

речи,

учить

малышей

соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, табличкой, внятно

произносить одно- двухсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо

воспроизводить звукоподражания.

Использование игр и игровых упражнений в детском саду и дома

поможет развить речь и слуховое восприятие детей.

При этом одним из важнейших условий успешного воспитания в

семье будет являться родительский оптимизм, их уверенность в том, что с

помощью комплекса мер и правильного воспитания в семье можно повысить

эффективность социализации и реабилитации ребенка с нарушение слуха.

Забота о ребёнке с нарушением слуха требует от родителей

дополнительного труда и напряжения. Чтобы устроить его жизнь в семье

наилучшим образом, необходима настоящая мудрость и самоотверженность.

Ведь семья становится первой необходимой речевой средой для ребёнка.

Список используемой литературы.

1. Выгодская Г.Л. «Обучение глухих дошкольников сюжетно – ролевым

играм»/ Г.Л Выгодская, Москва «Просвещение» 1975, 174с.

2. Головчиц Л.А. «Методические рекомендации к программе воспитание и

обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными)

нарушениями развития»/ Л.А. Головчиц, Москва «Граф - Пресс» 2003, 128с.

3. Головчиц Л.А. «Дидактические игры для дошкольников с нарушением

слуха»/ Л.А.Головчиц, Москва «Просвещение» 2003, 134с.

4. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи

дошкольников[Текст]/ Е. И. Белая, В. И. Мирясова - ООО “Издательство

АСТ”, 2000. - 68 с.

5. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр[Текст]/М. С. Рузина - Издательский

ДОМ “Кристалл” Санкт-Петербург, 2000. - 97 с.



В раздел образования