Напоминание

Картотека упражнений для дыхания


Автор: Надежда Николаевна Пашкаева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: г. Нефтеюганск, АО. Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра
Наименование материала: Картотека упражнений для дыхания
Тема: Картотека упражнений для дыхания
Раздел: дошкольное образование





Назад




Картотека упражнений для дыхания

Разработала воспитатель

Пашкаева Н.Н.

«Вдох – выдох»

Цель: Дифференциация ротового и носового дыхания

Содержание: Выполнять стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через

нос, задержать на две – три секунды воздух в легких, затем произвести

протяжный плавный выдох через рот. Таким же образом выполняется ряд

следующих упражнений: вдох через нос – выдох через нос, вдох через рот –

выдох через нос, вдох через рот – выдох через рот.

Носом вдох, а выдох ртом,

(Соответствующие движения.)

Дышим глубже, а потом

Шаг на месте, не спеша,

Как? Покажем малышам.

Примечание: при выполнении упражнений, направленных на

дифференциацию носового и ротового выдоха хорошо использовать

зрительный контроль (выдох на «султанчик»).

«Ветер дует»

Цель: Дифференциация ротового и носового дыхания

Содержание: Выполнять стоя. Спокойно вдохнуть через нос и также

спокойно выдохнуть через рот.

Я подую высоко,

(Руки поднять вверх, встать на носки, подуть.)

Я подую низко,

(Руки перед собой, присесть и подуть.)

Я подую далеко,

(Руки перед собой, наклониться вперед, подуть.)

Я подую близко.

(Руки положить на грудь и подуть на них.)

Муха

Цель: Учить силе выдоха, направленной воздушной струе. Развивать

воображение.

Содержание: Предлагаем ребенку увидеть муху, всмотреться в неё, поймать,

почувствовать в кулаке, поднести кулак к уху. Слушать, как звенит муха.

Петь на выдохе, подражая мухе: «З-З-З». Раскрыть ладошку и выпустить

муху, проследить глазами её полет, вдохнуть вновь.

Примечание: закончить игру можно рисованием мухи или складыванием

оригами.

Волшебные заклинания

Цель: развитие фонационного дыхания

Содержание:

Вдох – выдох: поднять руки от груди плавно вверх и в стороны, произнося:

ПА.

Вдох – выдох: от груди руки в стороны, произносить: ПО.

Вдох – выдох: показать напряжение в мышцах: ПУ

Вдох – выдох: слегка давящие движения рук вперед: ПУ

Вдох – выдох: присесть, обхватить колени: ПУ

Вдох – выдох: ПАПОПУ – движения плавные, переходят одно в другое.

Педагог обращает внимание на правильность дыхания, слитность

произнесения слов, силу голоса (средний регистр, спокойный тон),

артикуляцию.

Гоночки

Цель: Развивать длительную направленную воздушную струю.

Материал: Машинки – оригами.

Содержание: Предлагаем ребенку струей воздуха перемещать машинку от

СТАРТА к ФИНИШУ, не выдувая за ограждения.

Примечание: можно также сдувать со стола мелко нарезанные цветные

бумажки, вату.

Ветряная мельница.

Цель: Развивать сильную направленную воздушную струю.

Материал: Вертушка или игрушка – мельница из песочного набора.

Содержание: Предлагаем ребенку подуть на вертушку, чтобы она

закрутилась (указание: подуть сильно, как ветер).

Взрослый сопровождает действия ребенка стихотворным отрывком:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч!

Снегопад

Цель: развитие целенаправленного плавного выдоха.

Содержание: Сделайте снежинку из ваты (рыхлые комочки). Предложите

ребенку устроить снегопад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку

ребенку, пусть он правильно сдует её:

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

А. Барто

Примечание: Можно поиграть в «Осенний листопад», где вместо снежинок

из ваты будут бумажные листья.

Бабочка

Цель: развитие целенаправленного плавного выдоха

Содержание: Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке

привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с ребенком

русскую народную поговорку:

Бабочка – коробочка,

Полети на облачко,

Там твои детки-

На березовой ветке!

Затем предложите ребенку плавно подуть на бабочку плавным выдохом,

чтобы она «полетела».

Кораблик.

Цель: развитие целенаправленного плавного и длительного выдоха.

Содержание: Пуская бумажный кораблик в тазу с водой, объясните малышу,

что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и

длительно. Заканчивая игру, произнести вместе с ребенком:

Ветер, ветерок!

Натяни парусок!

Кораблик гони

До Волги – реки.

Пастушок дудит в рожок.

Цель: Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного

носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.

Материал: Рожок, дудочка.

Содержание: Предложить ребенку как можно громче подуть в рожок,

дудочку, чтобы созвать всех коров. Педагог показывает, что необходимо

вдохнуть через нос (рожок в носу) и резко выдохнуть в рожок. Побеждает

тот, кто подует громче всех.

Запасливые хомячки

Цель: Тренировка носового дыхания, смыкания губ, координации движений.

Материал: два стула, листы бумаги, 4-5 фантов.

Содержание: Педагог рассказывает детям о том, что хомячки носят запасы

пищи за щеками. Затем предлагает перенести через болото зерно.

Необходимо от стула до стула («болото»), шагая по листам бумаги,

преодолеть «болото» и перенести все фанты на другую сторону. Ребенок

берет в руку фант, надувает щеки и переходит через «болото» по «кочкам»

(листам бумаги). На другой стороне оставляет фант на стуле, хлопает себя по

щекам и возвращается тем же путем обратно. Затем начинает снова, пока не

перенесет все фанты. Педагог следит за точностью выполнения задания и

награждает того, кто справился быстрее всех и не оступился на «кочках».

Куры

Цель: укрепление мышечного «корсета» позвоночника, формирование

дыхательного акта (его глубины и ритма), развитие внимания, выдержки и

формирование правильной осанки.

Ход: ребенок стоит, наклонившись, свободно свесив руки – «крылья» и

опустив голову. Произносит «так – так – так», одновременно похлопывая

себя по коленям, выдох, выпрямляется. Поднимает руки и плечи – вдох.

Ведущий делает это движение вместе с ребенком 3 – 5 раз.

Футбол

Цель: Развивать длительную направленную воздушную струю.

Содержание: Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота – два кубика

или карандаша. Предложить ребенку дуть на «мяч» так, чтобы «забить гол».

Вата должна оказаться между кубиками (карандашами).

Шторм в стакане

Цель: Развивать силу и направленность ротового выдоха.

Содержание: Для этой игры необходима соломинка для коктейля и стакан с

водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой

опускается в стакан с водой. Ребенку предлагается подуть через соломинку,

чтобы вода забурлила.



В раздел образования