Автор: Надежда Николаевна Пашкаева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: г. Нефтеюганск, АО. Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра
Наименование материала: Картотека упражнений для дыхания
Тема: Картотека упражнений для дыхания
Раздел: дошкольное образование
Картотека упражнений для дыхания
Разработала воспитатель
Пашкаева Н.Н.
«Вдох – выдох»
Цель: Дифференциация ротового и носового дыхания
Содержание: Выполнять стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через
нос, задержать на две – три секунды воздух в легких, затем произвести
протяжный плавный выдох через рот. Таким же образом выполняется ряд
следующих упражнений: вдох через нос – выдох через нос, вдох через рот –
выдох через нос, вдох через рот – выдох через рот.
Носом вдох, а выдох ртом,
(Соответствующие движения.)
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте, не спеша,
Как? Покажем малышам.
Примечание: при выполнении упражнений, направленных на
дифференциацию носового и ротового выдоха хорошо использовать
зрительный контроль (выдох на «султанчик»).
«Ветер дует»
Цель: Дифференциация ротового и носового дыхания
Содержание: Выполнять стоя. Спокойно вдохнуть через нос и также
спокойно выдохнуть через рот.
Я подую высоко,
(Руки поднять вверх, встать на носки, подуть.)
Я подую низко,
(Руки перед собой, присесть и подуть.)
Я подую далеко,
(Руки перед собой, наклониться вперед, подуть.)
Я подую близко.
(Руки положить на грудь и подуть на них.)
Муха
Цель: Учить силе выдоха, направленной воздушной струе. Развивать
воображение.
Содержание: Предлагаем ребенку увидеть муху, всмотреться в неё, поймать,
почувствовать в кулаке, поднести кулак к уху. Слушать, как звенит муха.
Петь на выдохе, подражая мухе: «З-З-З». Раскрыть ладошку и выпустить
муху, проследить глазами её полет, вдохнуть вновь.
Примечание: закончить игру можно рисованием мухи или складыванием
оригами.
Волшебные заклинания
Цель: развитие фонационного дыхания
Содержание:
Вдох – выдох: поднять руки от груди плавно вверх и в стороны, произнося:
ПА.
Вдох – выдох: от груди руки в стороны, произносить: ПО.
Вдох – выдох: показать напряжение в мышцах: ПУ
Вдох – выдох: слегка давящие движения рук вперед: ПУ
Вдох – выдох: присесть, обхватить колени: ПУ
Вдох – выдох: ПАПОПУ – движения плавные, переходят одно в другое.
Педагог обращает внимание на правильность дыхания, слитность
произнесения слов, силу голоса (средний регистр, спокойный тон),
артикуляцию.
Гоночки
Цель: Развивать длительную направленную воздушную струю.
Материал: Машинки – оригами.
Содержание: Предлагаем ребенку струей воздуха перемещать машинку от
СТАРТА к ФИНИШУ, не выдувая за ограждения.
Примечание: можно также сдувать со стола мелко нарезанные цветные
бумажки, вату.
Ветряная мельница.
Цель: Развивать сильную направленную воздушную струю.
Материал: Вертушка или игрушка – мельница из песочного набора.
Содержание: Предлагаем ребенку подуть на вертушку, чтобы она
закрутилась (указание: подуть сильно, как ветер).
Взрослый сопровождает действия ребенка стихотворным отрывком:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч!
Снегопад
Цель: развитие целенаправленного плавного выдоха.
Содержание: Сделайте снежинку из ваты (рыхлые комочки). Предложите
ребенку устроить снегопад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку
ребенку, пусть он правильно сдует её:
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
А. Барто
Примечание: Можно поиграть в «Осенний листопад», где вместо снежинок
из ваты будут бумажные листья.
Бабочка
Цель: развитие целенаправленного плавного выдоха
Содержание: Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке
привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с ребенком
русскую народную поговорку:
Бабочка – коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки-
На березовой ветке!
Затем предложите ребенку плавно подуть на бабочку плавным выдохом,
чтобы она «полетела».
Кораблик.
Цель: развитие целенаправленного плавного и длительного выдоха.
Содержание: Пуская бумажный кораблик в тазу с водой, объясните малышу,
что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и
длительно. Заканчивая игру, произнести вместе с ребенком:
Ветер, ветерок!
Натяни парусок!
Кораблик гони
До Волги – реки.
Пастушок дудит в рожок.
Цель: Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного
носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.
Материал: Рожок, дудочка.
Содержание: Предложить ребенку как можно громче подуть в рожок,
дудочку, чтобы созвать всех коров. Педагог показывает, что необходимо
вдохнуть через нос (рожок в носу) и резко выдохнуть в рожок. Побеждает
тот, кто подует громче всех.
Запасливые хомячки
Цель: Тренировка носового дыхания, смыкания губ, координации движений.
Материал: два стула, листы бумаги, 4-5 фантов.
Содержание: Педагог рассказывает детям о том, что хомячки носят запасы
пищи за щеками. Затем предлагает перенести через болото зерно.
Необходимо от стула до стула («болото»), шагая по листам бумаги,
преодолеть «болото» и перенести все фанты на другую сторону. Ребенок
берет в руку фант, надувает щеки и переходит через «болото» по «кочкам»
(листам бумаги). На другой стороне оставляет фант на стуле, хлопает себя по
щекам и возвращается тем же путем обратно. Затем начинает снова, пока не
перенесет все фанты. Педагог следит за точностью выполнения задания и
награждает того, кто справился быстрее всех и не оступился на «кочках».
Куры
Цель: укрепление мышечного «корсета» позвоночника, формирование
дыхательного акта (его глубины и ритма), развитие внимания, выдержки и
формирование правильной осанки.
Ход: ребенок стоит, наклонившись, свободно свесив руки – «крылья» и
опустив голову. Произносит «так – так – так», одновременно похлопывая
себя по коленям, выдох, выпрямляется. Поднимает руки и плечи – вдох.
Ведущий делает это движение вместе с ребенком 3 – 5 раз.
Футбол
Цель: Развивать длительную направленную воздушную струю.
Содержание: Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота – два кубика
или карандаша. Предложить ребенку дуть на «мяч» так, чтобы «забить гол».
Вата должна оказаться между кубиками (карандашами).
Шторм в стакане
Цель: Развивать силу и направленность ротового выдоха.
Содержание: Для этой игры необходима соломинка для коктейля и стакан с
водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой
опускается в стакан с водой. Ребенку предлагается подуть через соломинку,
чтобы вода забурлила.