Автор: Шипоша Галина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №186"
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: Проект
Тема: Предметно-развивающая среда, способствующая правильному развитию речи детей
Раздел: дошкольное образование
Руководитель проекта: воспитатели 1-ой младшей группы «Теремок»
Возрастная группа: дети от 2 до 3 лет.
Участники проекта: воспитатели и родители группы.
Основная
идея:
Разработка
предметно-развивающей
среды,
способствующей правильному развитию речи детей.
Актуальность
проекта:
Третий
год
жизни
является
самым
благоприятным для развития речи ребенка. Основная цель развития речи
ребенка – овладение нормами и правилами родного для него языка. Проект
направлен на развитие речевой деятельности, посредством правильно
организованной предметно-развивающей среды. Результаты диагностики
речевого
развития
детей
в
группе
показали,
что
речевое
развитие
соответствует норме у 29,6% детей; средний уровень - 55,6%; «не
говорящие» дети - 14,8%. .
Задачи проекта:
1)
изучить и внедрить в практику новые подходы к организации
предметно-развивающей среды, обеспечивающих полноценное развитие речи
дошкольников в рамках основной общеобразовательной программы ДОУ;
2)
разработать рекомендации по созданию предметно-развивающей
среды, способствующей развитию речи, в ДОУ с учетом возрастных
особенностей детей;
3)
организовать
развивающую
среду,
способствующую
благополучному
и
эффективному
развитию
речи
детей
(центр
сенсомоторного
развития "Мир под рукой";
театрализованный центр
"Петрушкин театр"; литературный центр «У Лукоморья»).
4)
создать условия для обеспечения развития речевой деятельности
дошкольников через интеграцию разных видов деятельности (игровой,
двигательной,
интеллектуальной,
самостоятельной,
творческой,
художественной, театрализованной).
При создании предметно-развивающей среды учесть следующие
принципы: научности, опоры на зону ближайшего развития, непрерывности
и
целостности,
совмещение
игровой
и
познавательной
деятельности,
постепенного усложнения обучающих заданий и условий игр.
Методы и приемы исследования: моделирование, изучение опыта и
обобщение результатов.
Ожидаемый результат: важная составляющая в развитии устной речи
младших дошкольников – создание предметно-развивающей речевой среды.
Предметно – развивающая среда станет соответствовать ФГОС к Основной
общеобразовательной программе.
Наряду с этим она будет гармонична,
соответствовать возрастным психофизическим показателям развития детей.
Благодаря творческому подходу в группе появятся грамотно оформленные
речевые центры с многофункциональными пособиями для развития речи. В
ходе
реализации
данного
проекта
заметно
повысится
уровень
профессионального мастерства педагогов по данной теме. К созданию
предметной
среды
могут
быть
привлечены
родители,
что
поможет
налаживанию взаимодействия с ними. Ожидается, что воспитанники меньше
будут конфликтовать между собой: будут реже ссориться из-за игрового
пространства
или
материалов,
поскольку
увлечены
интересной
деятельностью. Преимущество созданной среды в том, что появится
возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной речевой
деятельности. Каждый ребенок выберет занятие по интересам в любом
центре,
что
обеспечивается
разнообразием
предметного
содержания,
доступностью и удобством размещения материалов. Планируется, что
значительно возрастет самостоятельная речевая деятельность: в течение дня
дети смогут создать и выполнить любую театрализованную постановку по
сказке через различные виды театров. Посмотреть иллюстрации книг и
обсудить друг с другом содержание, попытаться воспроизвести содержание
сказки.
В
связи
с
выполнением
этого
проекта,
мы
ожидаем,
что
активизируется разговорная речь, увеличится словарный запас, ребенок
станет активнее в речевом общении с воспитателем и детьми, начнет охотно
вступать в речевой контакт.
Содержание практической деятельности
по реализации проекта
этапы
мероприятия
содержание деятельности
1-ый этап
подготови
тельный
- изучение источников литературы по данной теме;
- знакомство с опытом других детских образовательных учреждений;
- наблюдение;
- диагностика.
2-ой этап
основной
Организация
предметно-
развивающей среды в
группе:
1)центр
сенсомоторного
развития
"Мир
под
рукой";
2)
театрализованный
центр
"Петрушкин
театр";
3)литературный
центр
Центр сенсомоторного развития
«Мир под рукой»
1.
Нетрадиционный материал: закрытые
емкости
с
прорезями
для
заполнения
различными
мелкими
и
крупными
предметами,
крупные
пуговицы
или
косточки от счетов для нанизывания.
2. Мозаика большого размера «Ракушка»
3. Конструкторы типа «Lego» или «Duplo»
большого размера.
4.
Рамки-вкладыши
«Транспорт»,
«Домашние
животные»,
«Овощи»,
«У Лукоморья».
«Детеныши»,
«Домашние
животные
и
птицы», «Геометрическая фигура»
5. «Волшебный куб», «Домик», «Вертолёт»
(игрушка-вкладыш).
6. Сборные игрушки (матрешки, пирамидки,
машинки).
7. Разрезные картинки (2—4 части).
8. Простые крупные пазлы.
9.Кубики
сюжетные.
10.Игра
«Волшебные
прищепки».
11.Шнуровки.
12. Лото «Окружающий мир»
13. Домино
14. Цепочка «Мiniland»
Театральный центр
«Петрушкин театр»
.
1. Различные виды театра (плоскостной,
настольный,
кукольный):
а.
кукольный
театр
«Волк
и
козлята»,
«Репка»,
«Маша
и
медведь»
б.
настольный театр «Репка », «Теремок»,
«Заюшкина
избушка»,
«Курочка
ряба»,
«Маша
и
медведь»
в. Плоскостной «Три медведя»
г. Театр резиновых игрушек «Белоснежка и
семь гномов»
д. Пальчиковый театр «Теремок»
4.
Костюмы,
маски,
атрибуты
для
разыгрывания
сказок
«Репка»,
«Курочка
Ряба».
5.
Ширма,
отделяющая
уголок
от
зон
подвижных игр.
6. Настольная развивающая игра «Цепочки»
Литературный центр
«У Лукоморья» .
1.
Стеллаж
для
книг,
столик
и
два
стульчика, мягкий диванчик.
2. Фланелеграф
3. Детские книги по программе, любимые
книжки детей, книжки-малышки, книжки-
игрушки.
3-ий этап
заключи-
тельный
1) презентация проекта для детей и родителей
2) представление опыта на фестивале проектов
3) создание фотоколлажа « С помощью чего мы развиваем нашу речь»
Технология реализации проекта
На
первом
этапе
реализации
проекта
мы
изучали
источники
литературы по данной теме, знакомились с опытом других детских
образовательных учреждений, наблюдали, диагностировали.
На втором этапе реализации проекта мы формировали три речевых
центра: центр сенсомоторного развития «Мир под рукой», театральный центр
«Петрушкин театр», литературный центр «У Лукоморья». Наполнили их
следующим содержанием:
Центр сенсомоторного развития «Мир под рукой»
1.
Нетрадиционный материал: закрытые емкости с прорезями для
заполнения
различными
мелкими
и
крупными
предметами,
крупные
пуговицы или косточки от счетов для нанизывания.
2. Мозаика большого размера «Ракушка»
3. Конструкторы типа «Lego» или «Duplo» большого размера.
4. Рамки-вкладыши «Транспорт», «Домашние животные», «Овощи»,
«Детеныши», «Домашние животные и птицы», «Геометрическая фигура»
5. «Волшебный куб», «Домик», «Вертолёт» (игрушка-вкладыш).
6. Сборные игрушки (матрешки, пирамидки, машинки).
7. Разрезные картинки (2—4 части).
8. Простые крупные пазлы.
9.Кубики сюжетные.
10.Игра «Волшебные прищепки».
11.Шнуровки.
12. Лото «Окружающий мир»
13. Домино
14. Цепочка «Мiniland»
Театральный центр «Петрушкин театр».
1.
Различные
виды
театра
(плоскостной,
настольный,
кукольный):
Кукольный театр «Волк и козлята», «Репка», «Маша и
медведь»;
Настольный театр «Репка », «Теремок», «Заюшкина
избушка», «Курочка ряба», «Маша и медведь»;
Плоскостной «Три медведя»
Театр резиновых игрушек «Белоснежка и семь гномов»
Пальчиковый театр «Теремок»
2.
Костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок «Репка»,
«Курочка Ряба».
3. Ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр.
4. Настольная развивающая игра «Цепочки»
Литературный центр «У Лукоморья»
1. Стеллаж для книг, столик и два стульчика, мягкий диванчик.
2. Фланелеграф
3. Детские книги по программе, любимые книжки детей, книжки-
малышки, книжки-игрушки.
Заключение
Благодаря формированию и красочному оформлению речевых центров,
мы привлекли
внимание и увлечённость детей к ним, таким образом,
активизировали их разговорную речь, увеличили словарный запас.
Дети
стали активнее в речевом общении с воспитателем и друг с другом, начали
охотно вступать в речевой контакт. Увеличилась потребность в речевой
активности, научились новому и стали стремиться показать свой результат
другому. Появился интерес к театрализации, самостоятельному созданию
своего образа посредством сказочных героев. Появилась усидчивость.