Напоминание

"Технология музейной педагогики в ДОУ".


Автор: Леонова Мария Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №10 "Сказка"
Населённый пункт: город курорт Железноводск
Наименование материала: Доклад
Тема: "Технология музейной педагогики в ДОУ".
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Муниципальна Бюджетная Дошкольная Организация

Детский Сад №10 Сказка

Города курорта Железноводска

Доклад

«Технология музейной педагогики в ДОУ».

Выполнила:

Воспитатель: Леонова М.В.

2020г.

2

Содержание

1.

Введение……………………………………………………………………с.3

2.

Понятие «Музейной педагогики» ………………………………..............с.3-6

3.

Организация мини-музея в ДОУ…………………………………….........с.6-8

4.

Заключение………………………………………………………………....с.8-9

5.

Список литературы…………………………………………………………с.10

3

Введение

XXI век ворвался в нашу жизнь бурными социально-экономическими

переменами. Меняя облик современного мира, они не обошли и культуру,

значимость которой трудно переоценить в формировании таких ценностей как

личное достоинство, развитие творческих способностей. Культура – это не

только массив доставшегося нам исторического наследия: музеи, библиотеки,

архитектурные памятники, - но и все относящиеся к культуре события,

участниками которых мы являемся. Механизмом сбережения достижений

культуры

являются

музеи.

Введение

музея

в

образовательный

процесс

способствует формированию психологической и нравственной готовности

человека не только жить в стремительно меняющемся мире, но и быть субъектом

происходящих в нем социокультурных преобразований. Утверждение, что музеи

способствуют формированию творческой личности, подчеркивает и то, что

именно в музейной среде сочетаются внешний, отраженный в памятниках

культуры и искусства мир событий и явлений, и внутренний мир человека,

который тесно связан с этнокультурными традициями и художественных

образов реконструировать и переживать ту или иную эпоху.

Музейная педагогика

– отрасль музееведения, сформировавшаяся в

научную дисциплину и особый образовательный ресурс на стыке музееведения,

педагогики и психологии.

Мини-музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ,

способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению

образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Понятие «Музейная педагогика»

Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный

оборот в начале XX века в Германии.

4

Немецкий

учёный

Г.

Фройденталь

сформулировал

совокупность

требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня: каждое

посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную,

воспитательную, развивающую) цель; воспитатель и дети должны осознавать,

что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно

готовиться к нему; посещать музей нужно после предварительной подготовки и

в процессе занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию; следует

отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для

сознания ребёнка, но и взрослого»; отбирать экспонаты для экскурсионного

показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка; итогом посещения музея

должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему

увиденного, создание моделей и т.д.).

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере

личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в

специально организованную предметно-пространственную среду.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую

популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются

музейные

программы,

выходят

книги,

разрабатываются

методические

рекомендации. Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных

с

воспитанием

и

образованием

детей,

через

осуществление

музейно-

педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях

детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет

роль учителя и воспитателя.

Можно сказать! Чем раньше и легче мы начнем приобщать детей к сфере

культуры и высокого искусства, тем естественнее и органичнее в них будет

вырабатываться «инстинкт культуры».

Что влияет на создание мини – музеев в ДОУ? - распад связи времен:

разные поколения не просто не находят общего языка – они пребывают в

состоянии

конфронтации.

Нравственные

и

культурные

ценности

одного

поколения не находят понимания друг с другом. - дошкольные учреждения

5

посещают дети разных национальностей; - наступление массовой культуры

сводит на нет истинные ценности: на смену им приходят мимолетные, ложные,

которые мешают формированию вкуса подрастающего поколения.

На

первый

план

выдвигаются

задачи

помочь

ребенку

увидеть «музей» вокруг себя, т. е раскрыть перед ним историко-культурный

контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить

самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Особое внимание

уделяется эстетическим, психологическим, социальным и культурологическим

аспектам развития ребенка, а в частности: формированию художественных

предпочтений; формированию навыков общения с музейной средой, развитию

речи

на

основе

знакомства

с музейными

экспонатами;

формированию

визуальной культуры; формированию навыков познавательной деятельности;

развитию творческих способностей путем овладения навыками материально-

художественной деятельности.

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям

подрастающего поколения, творческое развитие личности.

Задачи: Формирование познавательных способностей и познавательной

деятельности; развитие речи, расширение активного словаря; воспитание

культуры поведения.

Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка

распознавать скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо

осознать и сформулировать ближайшие задачи:

учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих

вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей

причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с

памятниками истории и культуры;

формировать способность к воссозданию образа соответствующей

эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному

восприятию действительности;

6

развивать

способность

к

эстетическому

созерцанию

и

сопереживанию;

вызывать уважение к другим культурам;

развивать способность и потребность самостоятельно осваивать

окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Методы, используемые в музейной педагогике многообразны, и

подходят для детей всех возрастных групп, это такие методы как:

погружение в прошлое,

манипулирование с музейными предметами,

вопросно-ответный метод,

сюжетно-ролевая игра с переодеванием,

обыгрывание ситуаций,

мини-спектакли,

смена интерьеров,

экскурсия по выставке,

демонстрация экспонатов,

эвристическая беседа и так далее.

Правила музейной педагогики:

Правило первое: Серьезная, целенаправленная подготовка к посещению

музея, закрепление полученных знаний и впечатлений.

Правило второе: Четкое осознание конечной задачи своей деятельности –

формирование

творческой

личности,

способной

заинтересованно

воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не

только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия

другим поколениям.

Организация мини-музея в ДОУ

Виды оформления мини-музея:

Горизонтальное размещение экспонатов на одной плоскости;

Вертикальное расположение экспонатов (на полочках, стеллаже);

7

На стендах (можно использовать для легких экспонатов, которые могут

крепиться к стенду).

Формы работы в мине-музее: беседы с детьми, экскурсии для детей и

родителей;

самостоятельное рассматривание экспонатов;

мастер-класс по изготовлению

экспонатов; работа творческой группы по пополнению мини-музея экспонатами.

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких

этапов.

1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников

детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:

родительские собрания; консультации индивидуальная работа.

2 этап. Выбор помещения.

Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.

3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.

4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда

условий: оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм; наличие

детской мебели для проведения игр, занятий; соблюдение правил безопасности,

гигиенических норм.

5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для

ознакомления детей с экспонатами.

6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором

предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для

родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения

анкетирования, диагностики

7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие

дошкольники или родители.

8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.

Экскурсионная работа в мини-музее

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

выявление творческих способностей детей;

8

расширение представлений о содержании музейной культуры;

развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях

ДОУ заключается в следующем:

У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с

детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений -

музею.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем

возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных

выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к

«настоящему» музею.

У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется

интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок

должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну

ступеньку».

Заключение

Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную

красоту.

Какая

радость

духовного

общения

заключена

в

гармоничном

соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем

своих детей, своего досуга с их досугом. Но, в отличие от «идеальной», реальная

семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы

научиться

наилучшим

образом

объединять

свои

духовные

интересы

с

интересами детей. Опыт показывает, что таким объединяющим средством

становится музей. В последнее десятилетие в развивающей среде детских садов

появились новые элементы: комнаты, залы, музеи, изостудии и так далее, то есть

обогащается развивающая среда.

По определению С.Л. Новоселовой, термин «развивающая среда» – это

система материальных объектов, окружающих ребёнка, и воздействующих на

его духовное и физическое развитие.

9

У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства

приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений — музею.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем

возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных

выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к

«настоящему» музею.

У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется

интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.

Творчески мыслящий воспитатель всегда сможет найти такие формы

работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу

гармоничного

развития

личности

ребёнка,

расширить

его

кругозор,

сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из

сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только

облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы,

воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру.

Музейная

педагогика

служит

комплексному

развитию,

воспитанию

гражданственности

и

духовности

дошкольников.

На

сегодня

можно

с

уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память, и мы по-

новому начинаем относиться к традициям, в которых народ оставил все ценное,

что было в прошлом.

Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами

человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием

той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы

педагогов и родителей. И эти задачи можно успешно решать в рамках музейной

педагогики.

10

Список литературы

1.

Виниченко

В.

Ребенок

в

пространстве

музея.

/В.Виниченко

//Дошкольное воспитание. - 2003 г. - №5 — с. 38-41.

2.

Дошкольник. Образование. Инновации. Методические рекомендации

по организации и содержанию образовательного процесса в дошкольных

образовательных учреждениях Ульяновской области в 2008-2009 учебном году. -

Ульяновск: ИПК ПРО, 2008.

3.

Пантелеева Л.В. Музей и дети. - М.: Дом «Карапуз», 2000.

4.

Распахни окно в мир прекрасного. Вып 6. Музейная педагогика в

образовательном процессе дошкольного учреждения. Методическое пособие. -

Ульяновск: Издательство «корпорация технологий продвижения». 2007.

5.

Рыжова Н.А., Логинова Н.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском

саду. - М.: Линка-Пресс, 2008.

6.

Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. - М.:

Высш.шк., 2004.

7.

Табарданова Т.Б., Аредакова Н.А. Музейная педагогика и школьный

музей. Учебно-методическое пособие. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2009.

8.

Тихонова А.Ю., Лиллипео О.В., Краснова Е.Л. Взаимодействие

образовательного

учреждения

и

музея.

Методические

рекомендации.

-

Ульяновск: ИПК ПРО, 2006.

9.

Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников. / Т.Чумалова //

Дошкольное воспитание. - 2007 г. - №10.

11



В раздел образования