Автор: Леонова Мария Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №10 "Сказка"
Населённый пункт: город курорт Железноводск
Наименование материала: Доклад
Тема: "Технология музейной педагогики в ДОУ".
Раздел: дошкольное образование
1
Муниципальна Бюджетная Дошкольная Организация
Детский Сад №10 Сказка
Города курорта Железноводска
Доклад
«Технология музейной педагогики в ДОУ».
Выполнила:
Воспитатель: Леонова М.В.
2020г.
2
Содержание
1.
Введение……………………………………………………………………с.3
2.
Понятие «Музейной педагогики» ………………………………..............с.3-6
3.
Организация мини-музея в ДОУ…………………………………….........с.6-8
4.
Заключение………………………………………………………………....с.8-9
5.
Список литературы…………………………………………………………с.10
3
Введение
XXI век ворвался в нашу жизнь бурными социально-экономическими
переменами. Меняя облик современного мира, они не обошли и культуру,
значимость которой трудно переоценить в формировании таких ценностей как
личное достоинство, развитие творческих способностей. Культура – это не
только массив доставшегося нам исторического наследия: музеи, библиотеки,
архитектурные памятники, - но и все относящиеся к культуре события,
участниками которых мы являемся. Механизмом сбережения достижений
культуры
являются
музеи.
Введение
музея
в
образовательный
процесс
способствует формированию психологической и нравственной готовности
человека не только жить в стремительно меняющемся мире, но и быть субъектом
происходящих в нем социокультурных преобразований. Утверждение, что музеи
способствуют формированию творческой личности, подчеркивает и то, что
именно в музейной среде сочетаются внешний, отраженный в памятниках
культуры и искусства мир событий и явлений, и внутренний мир человека,
который тесно связан с этнокультурными традициями и художественных
образов реконструировать и переживать ту или иную эпоху.
Музейная педагогика
– отрасль музееведения, сформировавшаяся в
научную дисциплину и особый образовательный ресурс на стыке музееведения,
педагогики и психологии.
Мини-музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ,
способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению
образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.
Понятие «Музейная педагогика»
Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный
оборот в начале XX века в Германии.
4
Немецкий
учёный
Г.
Фройденталь
сформулировал
совокупность
требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня: каждое
посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную,
воспитательную, развивающую) цель; воспитатель и дети должны осознавать,
что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно
готовиться к нему; посещать музей нужно после предварительной подготовки и
в процессе занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию; следует
отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для
сознания ребёнка, но и взрослого»; отбирать экспонаты для экскурсионного
показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка; итогом посещения музея
должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему
увиденного, создание моделей и т.д.).
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере
личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в
специально организованную предметно-пространственную среду.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую
популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются
музейные
программы,
выходят
книги,
разрабатываются
методические
рекомендации. Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных
с
воспитанием
и
образованием
детей,
через
осуществление
музейно-
педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях
детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет
роль учителя и воспитателя.
Можно сказать! Чем раньше и легче мы начнем приобщать детей к сфере
культуры и высокого искусства, тем естественнее и органичнее в них будет
вырабатываться «инстинкт культуры».
Что влияет на создание мини – музеев в ДОУ? - распад связи времен:
разные поколения не просто не находят общего языка – они пребывают в
состоянии
конфронтации.
Нравственные
и
культурные
ценности
одного
поколения не находят понимания друг с другом. - дошкольные учреждения
5
посещают дети разных национальностей; - наступление массовой культуры
сводит на нет истинные ценности: на смену им приходят мимолетные, ложные,
которые мешают формированию вкуса подрастающего поколения.
На
первый
план
выдвигаются
задачи
помочь
ребенку
увидеть «музей» вокруг себя, т. е раскрыть перед ним историко-культурный
контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить
самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Особое внимание
уделяется эстетическим, психологическим, социальным и культурологическим
аспектам развития ребенка, а в частности: формированию художественных
предпочтений; формированию навыков общения с музейной средой, развитию
речи
на
основе
знакомства
с музейными
экспонатами;
формированию
визуальной культуры; формированию навыков познавательной деятельности;
развитию творческих способностей путем овладения навыками материально-
художественной деятельности.
Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям
подрастающего поколения, творческое развитие личности.
Задачи: Формирование познавательных способностей и познавательной
деятельности; развитие речи, расширение активного словаря; воспитание
культуры поведения.
Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка
распознавать скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо
осознать и сформулировать ближайшие задачи:
учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих
вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей
причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с
памятниками истории и культуры;
формировать способность к воссозданию образа соответствующей
эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному
восприятию действительности;
6
развивать
способность
к
эстетическому
созерцанию
и
сопереживанию;
вызывать уважение к другим культурам;
развивать способность и потребность самостоятельно осваивать
окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Методы, используемые в музейной педагогике многообразны, и
подходят для детей всех возрастных групп, это такие методы как:
погружение в прошлое,
манипулирование с музейными предметами,
вопросно-ответный метод,
сюжетно-ролевая игра с переодеванием,
обыгрывание ситуаций,
мини-спектакли,
смена интерьеров,
экскурсия по выставке,
демонстрация экспонатов,
эвристическая беседа и так далее.
Правила музейной педагогики:
Правило первое: Серьезная, целенаправленная подготовка к посещению
музея, закрепление полученных знаний и впечатлений.
Правило второе: Четкое осознание конечной задачи своей деятельности –
формирование
творческой
личности,
способной
заинтересованно
воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не
только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия
другим поколениям.
Организация мини-музея в ДОУ
Виды оформления мини-музея:
Горизонтальное размещение экспонатов на одной плоскости;
Вертикальное расположение экспонатов (на полочках, стеллаже);
7
На стендах (можно использовать для легких экспонатов, которые могут
крепиться к стенду).
Формы работы в мине-музее: беседы с детьми, экскурсии для детей и
родителей;
самостоятельное рассматривание экспонатов;
мастер-класс по изготовлению
экспонатов; работа творческой группы по пополнению мини-музея экспонатами.
Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких
этапов.
1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников
детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:
родительские собрания; консультации индивидуальная работа.
2 этап. Выбор помещения.
Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.
3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.
4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда
условий: оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм; наличие
детской мебели для проведения игр, занятий; соблюдение правил безопасности,
гигиенических норм.
5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для
ознакомления детей с экспонатами.
6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором
предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для
родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения
анкетирования, диагностики
7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие
дошкольники или родители.
8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.
Экскурсионная работа в мини-музее
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:
выявление творческих способностей детей;
8
расширение представлений о содержании музейной культуры;
развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях
ДОУ заключается в следующем:
У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с
детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений -
музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем
возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных
выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к
«настоящему» музею.
У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется
интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок
должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну
ступеньку».
Заключение
Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную
красоту.
Какая
радость
духовного
общения
заключена
в
гармоничном
соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем
своих детей, своего досуга с их досугом. Но, в отличие от «идеальной», реальная
семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы
научиться
наилучшим
образом
объединять
свои
духовные
интересы
с
интересами детей. Опыт показывает, что таким объединяющим средством
становится музей. В последнее десятилетие в развивающей среде детских садов
появились новые элементы: комнаты, залы, музеи, изостудии и так далее, то есть
обогащается развивающая среда.
По определению С.Л. Новоселовой, термин «развивающая среда» – это
система материальных объектов, окружающих ребёнка, и воздействующих на
его духовное и физическое развитие.
9
У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства
приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений — музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем
возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных
выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к
«настоящему» музею.
У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется
интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.
Творчески мыслящий воспитатель всегда сможет найти такие формы
работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу
гармоничного
развития
личности
ребёнка,
расширить
его
кругозор,
сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из
сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только
облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы,
воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру.
Музейная
педагогика
служит
комплексному
развитию,
воспитанию
гражданственности
и
духовности
дошкольников.
На
сегодня
можно
с
уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память, и мы по-
новому начинаем относиться к традициям, в которых народ оставил все ценное,
что было в прошлом.
Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами
человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием
той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы
педагогов и родителей. И эти задачи можно успешно решать в рамках музейной
педагогики.
10
Список литературы
1.
Виниченко
В.
Ребенок
в
пространстве
музея.
/В.Виниченко
//Дошкольное воспитание. - 2003 г. - №5 — с. 38-41.
2.
Дошкольник. Образование. Инновации. Методические рекомендации
по организации и содержанию образовательного процесса в дошкольных
образовательных учреждениях Ульяновской области в 2008-2009 учебном году. -
Ульяновск: ИПК ПРО, 2008.
3.
Пантелеева Л.В. Музей и дети. - М.: Дом «Карапуз», 2000.
4.
Распахни окно в мир прекрасного. Вып 6. Музейная педагогика в
образовательном процессе дошкольного учреждения. Методическое пособие. -
Ульяновск: Издательство «корпорация технологий продвижения». 2007.
5.
Рыжова Н.А., Логинова Н.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском
саду. - М.: Линка-Пресс, 2008.
6.
Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. - М.:
Высш.шк., 2004.
7.
Табарданова Т.Б., Аредакова Н.А. Музейная педагогика и школьный
музей. Учебно-методическое пособие. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2009.
8.
Тихонова А.Ю., Лиллипео О.В., Краснова Е.Л. Взаимодействие
образовательного
учреждения
и
музея.
Методические
рекомендации.
-
Ульяновск: ИПК ПРО, 2006.
9.
Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников. / Т.Чумалова //
Дошкольное воспитание. - 2007 г. - №10.
11