Напоминание

рабочая программа по русскому языку в 7 классе


Автор: Габышева Татьяна Степановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Нахаринская СОШ"
Населённый пункт: село Хочо, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: рабочая программа по русскому языку в 7 классе
Раздел: среднее образование





Назад




«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено» на заседании МО «Данко» Директор школы: _______/Дьяконов А.А./ ЗД по УВР: _________/Иванова Л.А./ Руководитель:________ /Ларионова Н.С./ Дата: ________2015 Дата:_________2015 Дата: _________2015
Рабочая программа и календарно – тематическое

планирование уроков русского языка 7 класса

на 2015 – 2016 учебный год
Учитель русского языка и литературы: Габышева Татьяна Степановна Количество часов на год: 102 Количество часов в неделю: 3 Программа: Русский язык. 5-9 классы/М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.- М.: Дрофа, 2009 Учебник: Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.-17-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений: программа для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы/М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.- М.: Дрофа, 2009, в соответствии с "Обязательным минимумом содержания основного общего образования по русскому языку", "Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации» и в соответствии с учебником «Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. М.М. Разумовской, П.А.Леканта.-17-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013» Общее количество часов -102 (3 часа в неделю). На развитие речи - 21 часов. Важнейшая цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы воспитать любовь к родному языку, отношение к нему как основному средству человеческого общения во всех сферах человеческой деятельности; обеспечить овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, обеспечить языковое развитие учащихся. Помочь им овладеть разнообразными видами речевой деятельности. Сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить школьников свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, использовать язык в разных ситуациях общения, соблюдать нормы речевого этикета. Одно из приоритетных направлений в обучении русскому языку - усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе – формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования средств в разных условиях общения. Содержание курса 7 класса нацелено на достижение предметных и метапредметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, обеспечивающего формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций. При планировании предусмотрены разнообразные виды контроля:  диктанты (объяснительный, предупредительный, графический., выборочный, распределительный, словарно- орфографический, слуховой, «Проверяю себя», со взаимопроверкой);  Тест.  Изложение (подробное, выборочное, сжатое).  Списывание (осложнённое и неосложнённое).  Комплексный анализ текста  Сочинение небольшого объёма по началу, по опорным словам. По плану, по данному сюжету. По иллюстрации.  Устные рассказы на лингвистическую тему.  Орфографический анализ слов.  Моделирование текста.  Редактирование текста.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.

Личностные результаты.
1. Понимание русского языка как одной из основных национально – культурных ценностей русского народа. 2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него. 3. Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Учащиеся должны
знать
определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя примеры. К концу 7 класса учащиеся должны
уметь
: 2

Метапредметные результаты.

Чтение и аудирование.
Выразительно читать текст публицистического стиля. Просматривать местную газету, ориентироваться в содержании номера по заголовкам статей, а в содержании –по ключевым словам, абзацным фразам; при обнаружении интересной информации переходить на вдумчивое, изучающее чтение, Фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов. Слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определённые темы и основной мысли сообщения.
Анализ текста
Определять стиль речи, находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи, определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, определять способы и средства связи предложений в тексте, определять в тексте ведущий тип речи, находить в нём фрагменты с иным типовым значением и объяснять целесообразность их соединения в данном тексте.
Воспроизведение текста.
Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи. Сохранять в изложении, близком к тексту, Типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства.
Создание текста.
Уметь видеть проявление физического и психического состояния человека во внешности людей и передавать его словами, пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, прилагательных и существительных со значением состояния лица. Создавать этюды, отражающие то или иное состояние человека, прочитанное по его внешности по его фотографии, репродукции картины, В непосредственном общении. Создавать устные и письменные высказывания художественного и публицистического стилей, раскрывая в них своё отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей: писать сочинения –описания внешности и состояния человека, сочинения повествовательного характера, сочинения-размышления, сочинения дискуссионного характера на морально –этическую тему с доказательством от противного. Писать заметки в газету, рекламные аннотации.
Совершенствование текста.
С учётом стиля речи совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного и публицистического стилей выразительные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов, Экспрессивный повтор, вопросно- ответную форму изложения.
Предметные результаты обучения.

по орфоэпии:
правильно произносить употребительные слова изученных частей речи, свободно пользоваться орфоэпическим словарём; 
по морфемике и словообразованию
: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальый, бессуфиксный, приставочно –суффиксальный, сложение разных видов), сращение, переход слова одной части речи в другую; 
по лексике и фразеологии:
свободно пользоваться лексическими словарями разных видов; 
по морфологии
: распознавать части речи, знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения; 
по орфографии:
характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание, правильно писать слова с изученными словами, свободно пользоваться орфографическим словарём 3

по

синтаксису:
определять синтаксическую роль частей речи, различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами, использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте, соблюдать правильную интонацию предложений в речи; 
по пунктуации:
обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 5-7 классах.
Формы контроля: диктанты, тестирование, сочинения, изложения.

Тематическое планирование содержания учебного материала
Наименование раздела Кол-во часов по плану Закрепление и углубление изученного в 6 классе 34 Наречие 32 Предлог 7 Союз 5 Частица 10 Междометие 3 Повторение 7
Контрольных работ – 9, уроков развития речи – 21.
4

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения; • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы; • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения); • основные единицы языка, их признаки; • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию); • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое); • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект); • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление); • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); 5
• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения; • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества; • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры; • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения; • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования. 6

Тематическое планирование по русскому языку для 7 класса по программе М.М.Разумовской

I
полугодие № урока Тема урока Тип урока Содержание урока Планируемые результаты (в соответствии с УУД) Домашнее задание
1 четверть

О языке
1 Изменяется ли язык с течением времени. §1 Комбинированный Ознакомить учащихся со структурой учебника, его особенностями, спецификой; показать школьникам естественность и необходимость изменений в языке; формировать умение видеть исторические изменения некоторых языковых фактов; развивать навыки устной и письменной речи Уметь строить небольшое рассуждение на данную лингвистическую тему с использованием материалов этимологического анализа. Составить текст- рассуждение на тему «Изменяется ли язык с течением времени»
Язык и речь. Правописание. Культура речи.

Закрепление и углубление изученного в 5 – 6 классах
2 Р/р. Что мы знаем о стилях речи. §2 Урок развития речи. Повторить сведения о речи, её стилях, тексте; формировать умение определять основные характеристики текста; формировать интерес к тексту как единице языка. Уметь анализировать текст по предложенному плану. Работать со схемами, их читать. стилистический анализ текста 3 Р/р. Что мы знаем о типах речи. §3 Урок развития речи. Повторить сведения о речи, её типах, тексте; формировать умение определять основные характеристики текста; формировать интерес к тексту как единице языка. Уметь определять тип и стиль речи, выделять опорные слова текста. стилистический анализ текста 4 Фонетика и орфоэпия. §4 Повторительно- обобщающий Повторить, обобщить и углубить знания по фонетике и орфоэпии; закреплять навык фонетического разбора слова Рассуждать на лингвистическую тему. Формировать навыки устной речи. упражнения по выбору учителя 5 Фонетика и орфоэпия. Понятие звукописи и фонетического значения. §4 Комбинированный Ввести в активный словарь учащихся понятие звукописи; показать примеры художественного использования звукописи; формировать умение применять полученные знания при самостоятельной работе Уметь производить фонетический разбор. Знать нормы орфоэпии. упр. по выбору с учетом уровня обученности учащихся 6 Словообразование знаменательных частей речи. §5 Повторительно- обобщающий Повторить имеющиеся у школьников знания о составе слова и особенностях разбора слова; закрепить понятие о словообразовательной цепочке; повторить основные способы словообразования; формировать умение правильно разбирать слова, выделяя их структуру и обосновывая свой выбор. Знать способы образования слов с помощью морфем. Уметь составлять словообразовательную цепочку, работать со словообразовательным словарем, анализируя словообразовательные гнезда. упражнения по выбору учителя Подготовиться к контрольной работе 7 Словообразование знаменательных частей речи. §5 Повторительно- обобщающий Повторить имеющиеся у школьников знания о составе слова и особенностях разбора слова; закрепить понятие о словообразовательной Знать способы образования слов с помощью морфем. Уметь составлять словообразовательную цепочку, работать упражнения по выбору учителя Подготовиться к 7
цепочке; повторить основные способы словообразования; формировать умение правильно разбирать слова, выделяя их структуру и обосновывая свой выбор. со словообразовательным словарем, анализируя словообразовательные гнезда. контрольной работе 8 Словообразование знаменательных частей речи. §5 Повторительно- обобщающий Повторить имеющиеся у школьников знания о составе слова и особенностях разбора слова; закрепить понятие о словообразовательной цепочке; повторить основные способы словообразования; формировать умение правильно разбирать слова, выделяя их структуру и обосновывая свой выбор. Знать способы образования слов с помощью морфем. Уметь составлять словообразовательную цепочку, работать со словообразовательным словарем, анализируя словообразовательные гнезда. упражнения по выбору учителя Подготовиться к контрольной работе 9 Словообразование знаменательных частей речи. §5 Повторительно- обобщающий Повторить имеющиеся у школьников знания о составе слова и особенностях разбора слова; закрепить понятие о словообразовательной цепочке; повторить основные способы словообразования; формировать умение правильно разбирать слова, выделяя их структуру и обосновывая свой выбор. Знать способы образования слов с помощью морфем. Уметь составлять словообразовательную цепочку, работать со словообразовательным словарем, анализируя словообразовательные гнезда. упражнения по выбору учителя Подготовиться к контрольной работе 10 Контрольная работа по теме «Повторение». Урок контроля Проверить знания по фонетике и словообразованию; формировать умения правильного фонетического, словообразовательного разборов и разбора слов по составу. Знать способы образования слов. Уметь выполнять словообразовательный и морфемный разбор. Вспомнить способы связи предложений в тексте 11 Р/р. Способы и средства связи предложений в тексте. §6 Урок развития речи. Знакомство со способами и средствами связи предложений в тексте, со схемами параллельного и последовательного соединения предложений в тексте; повторение изученного о тексте. Знать способы связи предложений в тексте: последовательный и параллельный. Знать средства связи. Уметь составлять небольшие тексты с последовательной связью. стилистический анализ текста 12 Правописание: орфография и пунктуация. §7 Повторительно- обобщающий Повторение вопросов правописания, повторение понятий терминов «орфография», «пунктуация», «орфограмма», «правописание», «знаки препинания»; учить различать дефис и тире по изображению на письме и по существу. Орфографический анализ. Правописание морфем. упражнения по выбору учителя 13 Р/р. Подготовка и написание изложения по упр.81 Урок развития речи. Обучение написанию изложения, воспринятого на слух; проведение диагностики сформированности умения письменно пересказывать текст, сохраняя его стилевые особенности; осуществление орфографического и пунктуационного контроля изученного. Уметь письменно пересказывать текст, сохраняя его стилевые особенности Повторить языковые средства выразительности. 8
14 Р/р. Подготовка и написание изложения по упр.81 Урок развития речи. Обучение написанию изложения, воспринятого на слух; проведение диагностики сформированности умения письменно пересказывать текст, сохраняя его стилевые особенности; осуществление орфографического и пунктуационного контроля изученного. Уметь письменно пересказывать текст, сохраняя его стилевые особенности Повторить языковые средства выразительности. 15 Правописание: орфография и пунктуация. Разделительные Ъ и Ь. §7 Повторительно- обобщающий Повторить правила правописания разделительных Ъ и Ь; закрепить навык с помощью упражнений тренировочного характера Знать и безошибочно употреблять
ь
как разделительный, как показатель грамматической ф о р м ы мягкости согласных,
ъ
как разделительный. упражнения по выбору учителя 16 Буква Ь для обозначения мягкости согласного. Буква Ь как показатель грамматической формы. §7 Повторительно- обобщающий Повторение правил употребления и правописания Ь как показателя мягкости согласного и грамматической формы. Знать и безошибочно употреблять
ь
как разделительный, как показатель грамматической ф о р м ы мягкости согласных,
ъ
как разделительный. упражнения по выбору учителя 17 Р/р. Публицистический стиль речи. §10 Урок развития речи. Знакомство со спецификой и особенностями публицистического стиля; формирование умений видеть эти особенности в тексте. Умет ь характеризоват ь речевую ситуацию . Знат ь характерные язы ко в ы е и речевые средства, делающие высказывание ярким и эмоциональным. стилистический анализ текста 18 Буквы О и Ё после шипящих и Ц. Повторительно- обобщающий Повторить правила правописания буквы О и Ё после шипящих и Ц; закрепить навык с помощью упражнений тренировочного характера Знат ь прав и л а употребления на письме букв
о-

ѐ


после шипящих и
ц
в разных морфемах. Безошибочно писат ь сл о в а с данными орфограммами. упражнения по выбору учителя 19 Правописание: орфография и пунктуация. Правописание приставок. §7 Повторительно- обобщающий Повторить правила правописания приставок; закрепить навык с помощью упражнений тренировочного характера Знать группы приставок с уч е том правил их правописания. Уметь приводить соответствующие примеры. Верно писать слова с данными приставками.. упр. по выбору с учетом уровня обученности учащихся 20 Правописание: орфография и пунктуация. Правописание корней слов. §7 Повторительно- обобщающий Повторить правила правописания корней слов; закрепить навык с помощью упражнений тренировочного характера Знать, что в корне употребляются разные орфограммы, их употребление регулируется разными правилами. Уметь дифференцировать орфограммы, опознавать их в тексте. упражнения по выбору учителя 21 Правописание: орфография и пунктуация. Правописание корней слов. §7 Повторительно- обобщающий Повторить правила правописания корней слов; закрепить навык с помощью упражнений тренировочного характера Знать, что в корне употребляются разные орфограммы, их употребление регулируется разными правилами. Уметь дифференцировать орфограммы, опознавать их в тексте. упражнения по выбору учителя 22 Правописание: орфография и Повторительно- Повторить правила правописания суффиксов; Знат ь вызывающие трудност и на упр. по выбору с учетом 9
пунктуация. Правописание суффиксов. §7 обобщающий закрепить навык с помощью упражнений тренировочного характера письме частотны е суффиксы существительных, прилагательных, глаголов, причастий. Уметь приводить примеры слов с данными суффиксами, верно их писать. уровня обученности учащихся. Подготовиться к контрольной работе 23 Правописание: орфография и пунктуация. Правописание суффиксов. §7 Повторительно- обобщающий Повторить правила правописания суффиксов; закрепить навык с помощью упражнений тренировочного характера Знат ь вызывающие трудност и на письме частотны е суффиксы существительных, прилагательных, глаголов, причастий. Уметь приводить примеры слов с данными суффиксами, верно их писать. упр. по выбору с учетом уровня обученности учащихся. Подготовиться к контрольной работе 24 Контрольный диктант по теме «Правописание корней, приставок, суффиксов» Урок контроля Проверка умения воспринимать текст на слух, безошибочно писать его под диктовку. Определить уровень знаний учащихся по повторенным темам Уметь применять правила на практике. упр. по выбору с учетом уровня обученности учащихся 25 Р/р. Языковые средства публицистического стиля речи. §10 Урок развития речи. Знакомство с языковыми средствами выразительности публицистического стиля; формирование навыка анализа текста Анализ написания диктанта и выполнения заданий. Исследование текстов публицистического стиля. стилистический анализ текста 26 Правописание: орфография и пунктуация. Правописание окончаний. §7 Повторительно- обобщающий Повторить правила правописания окончаний; закрепить навык с помощью упражнений тренировочного характера Уметь дать теоретическое обоснование правописания окончаний слов. Практикум. упражнения по выбору учителя 27 Правописание: орфография и пунктуация. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. §7 Повторительно- обобщающий Повторить правила правописания НЕ с разными частями речи; закрепить навык с помощью упражнений тренировочного характера Уметь применять правила для написания
не
с разными частями речи. Осознават ь противопоставление: глаго л ы и ег о формы, существи- тельные и прилагательные . упр. по выбору с учетом уровня обученности учащихся
2 четверть
28 Правописание: орфография и пунктуация. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. §7 Повторительно- обобщающий Повторить правила правописания НЕ с разными частями речи; закрепить навык с помощью упражнений тренировочного характера Уметь применять правила для написания
не
с разными частями речи. Осознават ь противопоставление: глаго л ы и ег о формы, существи- тельные и прилагательные . упр. по выбору с учетом уровня обученности учащихся 29 Правописание: орфография и пунктуация. НЕ и НИ в отрицательных местоимениях. §7 Повторительно- обобщающий Повторить правила правописания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях; закрепить навык с помощью упражнений тренировочного характера Знать правила написание
не
и
ни
в составе отрицательных местоимений, условия их слитного и раздельного употребления . Умет ь приводить примеры и верно писат ь указанные слова упр. по выбору с учетом уровня обученности учащихся 30 Правописание: орфография и пунктуация. Употребление дефиса. §7 Повторительно- обобщающий Повторить правила правописания слов через дефис; закрепить навык с помощью упражнений тренировочного характера Знать правила употребления дефиса в предлогах, сложных существительных и прилагательных, местоимениях. Приводить пример ы . Грамотно упр. по выбору с учетом уровня обученности учащихся 10
употреблять дефис в изученных группах слов. 31 РР. Заметка в газету. §11 Урок развития речи. Обобщение знаний о публицистическом стиле; знакомство с одним из жанров – заметка в газету; обучение написанию сочинения данного жанра. Знать характеристику жанра: тематика, цел ь речи, доку- ментальност ь жанра. Уметь находит ь заметки в СМ И об интересном факте, определять их тему, основную мысль, тип речи. Составить заметку в газету 32 Словарное богатство русского языка. §8 Повторительно- обобщающий Формирование представления о лексике русского языка как о богатстве; закрепление умения работать с разными лексическими группами, анализировать лексический материал; познакомить с учеными – составителями словарей русского языка. Владеть изученными сведениями из области лексики. Знать е е основные раздел ы . Умет ь работат ь со словарями. стилистический анализ текста 33 Грамматика: морфология и синтаксис. §9 Повторительно- обобщающий Повторение сведений об изученных частях речи; закрепление навыка разграничения частей речи, определения их грамматических признаков. Понимать, что такое грамматика. Знать е е основные разделы. Опознавать части речи и их морфологические признаки. Проводить разбор слов по частям речи; проводить синтаксический разбор предложений. .Подготовиться к контрольной работе 34 Контрольный диктант по теме «Правописание: орфография и пунктуация» Урок контроля Проверка умения воспринимать текст на слух, безошибочно писать его под диктовку. Определить уровень знаний учащихся по повторенным темам; Уметь применять изученные правила на практике, а также оформлять сложные предложения, предложения с при- частными и деепричастными оборотами.
Наречие
35 Какие слова являются наречиями. §12 Урок изучения нового материала Дать понятие о наречии; формировать умение отличать наречия от других частей речи, определять их синтаксическую роль. Иметь представление о наре- чии как неизменяемой части речи. На основе семантико-грамматических особенностей слов опознавать наречия в предложении, в тексте; уметь доказыват ь принадлежность слова к классу наречий. 36 Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи. §13 Урок изучения нового материала Научить отличать наречие от созвучных форм других частей речи; закрепить умения определять наречия в тексте Уметь сопоставлять наречия с соотносимыми словоформами других частей речи, проводить семантико- грамматический анализ наречий. упр. по выбору с учетом уровня обученности учащихся 37 Разряды наречий по значению. §14 Урок изучения нового материала Закрепить умение определять наречие в предложении; дать представление о разрядах наречий Знат ь разряды наречий по значению ; определять в тексте значение употребляемых наречий. упражнения по выбору учителя 38 Разряды наречий по значению. §14 Комбинированный Закрепить умение определять наречие в предложении; определять разряды наречий по 11
значению; введение понятия о категории состояния. 39 Степени сравнения наречий. Словарный диктант. §15 Урок изучения нового материала Дать понятие о степенях сравнения наречий; формировать умение находить степени сравнения наречий, отличать эти формы от степеней сравнения имен прилагательных Знать образование степеней сравнения наречий в сопоставлении со степенями сравнения им е н прилагательных. Находить в тексте эти формы. Уметь производить морфологический разбор наречий. Составить словосочетания с использованием наречий по репродукции картины В.К. Нечитайло «Материнство» 40 Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. §15 Комбинированный Закрепление способов образования сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий; знакомство с порядком выполнения морфологического разбора наречия . Описать репродукцию картины В.К. Нечитайло «Материнство» 41 Степени сравнения наречий. §15 Уроки закрепления изученного Урок- игра, путешествие Обобщение знаний о морфологических особенностях наречий; формировать навык морфологического разбора наречий. Выполнение практических заданий в форме путешествия команд по «станциям»: нахождение в тексте наречий, образование степеней сравнения наречий, морфемный и морфологический разбор наречий, определение синтаксической роли наречий, употребление наречий- паронимов и наречий в составе фразеологизмов. упр. по выбору с учетом уровня обученности учащихся 42 Словообразование наречий. §16 Урок изучения нового материала Повторить известные школьникам способы словообразования; познакомить со способами словообразования наречий; формировать умение определять способы словообразования наречий Иметь представление об основных способах образования наречий.Проводить морфемный разбор на основе семантико-словообразова- тельного анализа. . упражнения по выбору учителя. Подготовиться к контрольной работе 43 Словообразование наречий. §16 Уроки закрепления изученного Повторить известные школьникам способы словообразования; закрепить знания о способах словообразования наречий; формировать умение определять способы словообразования наречий Морфемный анализ наречий. Составление словообразовательных цепочек. Рассуждения на лингвистические темы. Описать репродукцию картины В.Е. Маковского «Свидание» 44 Контрольная работа по теме «Наречие» Контрольный Проверить уровень усвоения изученного материала по теме «Наречие» Уметь опознавать в тексте наречия, определять их разр я д , способ образования. 45 Правописание наречий, образованных от имён существительных. §17 Урок изучения нового материала Формирование умения слитно-раздельного написания наречий; закрепление навыков определения наречий в тексте, их разрядов, способов образования. Знать правописание наречий, предложенных д л я заучивания ; на грамматико-семантической основе разграничиват ь наречия и созвучные им формы других частей речи. упр. по выбору с учетом уровня обученности учащихся Уроки закрепления изученного 12
46 Правописание наречий на

и

. НЕ в наречиях на

и

. §18 Комбинированный Знакомство с правилом написания НЕ в наречиях на

и
–е;
закрепление умения писать наречия слитно, раздельно; различать омонимичные формы. Понимать, что правило написания не с наречиями то же, что и с именами существительными и прилагательны- ми. Знать суффиксы с н-нн наречий, им е н прилагательных и причастий. Верно воспроизводить их при письме. упражнения по выбору учителя 47 Правописание наречий на

и

. Буквы Н, НН в наречиях на

и
–е.
§18 Урок изучения нового материала Формирование навыка написания букв Н, НН в наречиях на

и
–е;
закрепление умения различать написание букв Н, НН в суффиксах различных частей речи. Чтение правила. Письменная отработка написания букв Н, НН на основе словосочетаний и текстов. Разряды наречий. Составить рассуждение на лингвистическую тему по пройденному материалу. Озаглавить текст. Уроки закрепления изученного 48 Правописание наречий на

и

. Буквы Н, НН в наречиях на

и
–е.
§18 Урок изучения нового материала Формирование навыка написания букв Н, НН в наречиях на

и
–е;
закрепление умения различать написание букв Н, НН в суффиксах различных частей речи. Чтение правила. Письменная отработка написания букв Н, НН на основе словосочетаний и текстов. Разряды наречий. Составить рассуждение на лингвистическую тему по пройденному материалу. Озаглавить текст.
2 полугодие
3 четверть 49 Правописание наречий на

и

. буквы
о, е
в конце наречий после шипящих. §18 Комбинированный Повторение материала, изученного по теме «Правописание
о, е
после шипящих»; закрепление навыка правописания
о, е
в наречиях и других частях речи. Чтение правила. Письменная отработка написания букв
о, е
на основе словосочетаний и текстов. упр. по выбору с учетом уровня обученности учащихся 50 Р/р. Рассуждение-размышление. §19 Урок развития речи. Закрепить знания о публицистическом стиле; формировать умение видеть фрагменты рассуждения-размышления в тексте Чтение сведений о рассуждениях различного типа, пересказ текста. Работа с фрагментами текстов, представляющими разновидности рассуждения. стилистический анализ текста. Подготовиться к контрольной работе 51 Контрольный диктант по теме «Правописание наречий» Контрольный Проверить уровень усвоенности материала по изученным орфограммам при написании наречий Уметь опознавать в тексте наречия, определять их разряд, способ образования 52 Буквы
о, а
в конце наречий. §20 Комбинированный Знать правило употребления суффиксов О,А, зависящих от приставки; уметь безошибочно писать такие наречия. Знат ь прав и л о употребления суффиксов
– о ,


, зависящих от приставки. упражнения по выбору учителя 53 Анализ контрольного диктанта Урок анализа работы Выполнение работы над ошибками, выявление имеющихся у семиклассников пробелов в знаниях по повторенным темам путём совместной и индивидуальной работы над ошибками Работа над ошибками. Практикум закончить работу над ошибками 54 Дефис в наречиях. §21 Урок изучения нового материала Знать словообразовательные приставки наречий, которые пишутся через дефис; знать Знать словообразовательные признаки наречий, которые пишутся через 13
правило дефисного написания наречий; уметь безошибочно писать наречия. дефис. Находит ь эти наречия в тексте и верно писать их. упр. по выбору с учетом уровня обученности учащихся Уроки закрепления изученного 55 Дефис в наречиях. §21 Урок изучения нового материала Знать словообразовательные приставки наречий, которые пишутся через дефис; знать правило дефисного написания наречий; уметь безошибочно писать наречия. Знать словообразовательные признаки наречий, которые пишутся через дефис. Находит ь эти наречия в тексте и верно писать их. упр. по выбору с учетом уровня обученности учащихся 56 Р/р. Описание состояния человека. §26 Урок развития речи. Знать, как строится типовой фрагмент текста со значением «описание состояния человека», какие языковые средства помогают передать состояние человека. Уметь сопоставлять фрагмент текста со значением описания состояния человека с другими разновидностями описания. «Новое» и «данное». Тип речи. Рассказ на лингвистическую тему. 57
Не
и
ни
в отрицательных наречиях.§22 Комбинированный Знать правило и верно писать отрицательные наречия. Знат ь правило и верно писать отрицательны наречия. Опознавать сходство и различие в правописании отрицательных местоимений и отрицательных наречий. упр. по выбору с учетом уровня обученности учащихся 58 Буква Ь на конце наречий после шипящих. §23 Комбинированный Формировать умения написания наречий, оканчивающихся на шипящий Владет ь обобщенны м правилом употребления
ь
после шипящих в конце слов разных частей речи. упражнения по выбору учителя 59 Р/р. Описание состояния человека. Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка» Урок развития речи. Обучение написанию сочинению по картине с описанием состояния человека. Уметь писать сочинения по совместно составленному плану. Написать сочинение по собранному материалу 60 Употребление наречий в речи. §24 Урок изучения нового материала Знать определительные и обстоятельственные наречия, понимать разницу между этими наречиями, употреблять наречия для связи слов в предложении Роль наречий в текстах разных стилей. 61 Употребление наречий в речи. Употребление наречий в поэтических текстах. Урок закрепления изученного Уметь распознавать наречия в тексте, определять их признаки, правильно употреблять наречия Понимать роль наречий в художественном и научном тексте; разницу между обстоятельственными и определительными наречиями 62 Произношение наречий. §25 Комбинированный Закреплять умение правильно произносить наречия Уметь произносить наиболее употребительные наречия, применяя известные правила произношения и ударения 63 Систематизация и повторение изученного по теме «Наречие» Повторительно- обобщающий Повторение и систематизация изученного о наречии Повторить изученный материал. . упр. по выбору с учетом уровня обученности учащихся 64 РР. Сжатое изложение. Урок развития речи. Обучение написанию изложения данного типа. Работа с текстом упр. 312 Подготовиться к контрольной работе 14
65 Контрольный диктант по теме «Наречие» Урок контроля Проверить уровень усвоенности материала по изученным орфограммам при написании наречий Уметь применять изученные правила на практике, а также оформлять сложные предложения, предложения с причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами. 66 Анализ письменных работ Урок анализа работы Выполнение работы над ошибками, выявление имеющихся у семиклассников пробелов в знаниях по повторенным темам путём совместной и индивидуальной работы над ошибками Работа над ошибками. Практикум закончить работу над ошибками
Служебные части речи.

Предлог
67 Служебные части речи. Предлог как часть речи. Разряды предлогов. §27 Урок изучения нового материала Дать сведения о предлоге как служебной части речи; формировать умение распознавать предлоги и характеризовать их. Иметь представление о грамматических особенностях служебных частей речи и их отличиях от знамена- тельных частей речи. Владеть сведениями о предлоге. упр. по выбору с учетом уровня обученности учащихся 68 Предлог как часть речи. Разряды предлогов. Морфологический разбор предлога. §27 Урок закрепления изученного Закрепление сведений о предлоге как служебной части речи; формировать умение распознавать предлоги и характеризовать их. Уметь выполнять морфологический разбор предлога упражнения по выбору учителя 69 Р/р. Подготовка к написанию изложения «Поговорим о бабушках» Урок развития речи. Обучение написанию изложения, воспринятого на слух; проведение диагностики сформированности умения письменно пересказывать текст, сохраняя его стилевые особенности; осуществление орфографического и пунктуационного контроля изученного. стилистический анализ текста 70 Р/р. Написание изложения «Поговорим о бабушках» Урок развития речи. 71 Правописание предлогов. §28 Комбинированный Формирование умения раздельного, слитного, дефисного написания предлогов; уметь правильно писать производные предлоги. Знать, какие предлоги пишутся через дефис. Верно писать производные предлоги, соотносимыми с другими частями речи. упражнения по выбору учителя 72 Употребление предлогов в речи. §29 Комбинированный Формировать правильное употребление предлогов в составе словосочетаний Уметь употреблять предлоги в составе словосочетаний, соблюдая современные нормы русского литературного языка. упр. по выбору с учетом уровня обученности учащихся 73 РР Порядок слов в простой монологической речи. §30 Урок развития речи. Дать понятие о порядке слов в предложении; формировать умение видеть расположение слов в предложении и тексте. Умет ь устанавливат ь нужный порядок слов в предложении. стилистический анализ текста
Союз
15
74 Союз как часть речи. Разряды союзов. §32 Урок изучения нового материала Дать представление о союзе как служебной части речи; формировать умение узнавать союзы, находить их в тексте, отличать от предлогов. Знать разряды союзов и типы предложений, в которых они употребляются. упражнения по выбору учителя 75 Правописание союзов. §33 Урок изучения нового материала Дать представление о правописании союзов; формировать умение правильно писать составные союзы, различать союзы и омонимичные слова Знать и безошибочно писать союзы., предложенные для заучивания. Отличать союзы от созвучных местоимений с предлогами. упр. по выбору с учетом уровня обученности учащихся Урок закрепления изученного 76 Употребление союзов в простых и сложных предложениях. §34 Комбинированный Закрепить умение правильно писать союзы; формировать умение правильно расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях; формировать умение определять роль союзов в предложениях. Уметь обнаруживать союз, определять тип предложения и пунктуационно правильно оформлять его на письме. Иметь представление о союзных словах, их роли в сложном предложении и отличие от подчинительных союзов. Рассказ на лингвистическую тему по пройденному материалу. Основная мысль текста. 77 Р/р. Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи. §31 Урок развития речи. Знакомство с обратным порядком слов и его ролью Умет ь находит ь и анализировать предложения с обратным порядком слов. стилистический анализ текста. Подготовиться к контрольной работе 78 Контрольный диктант по теме «Правописание предлогов и союзов» Урок контроля Проверить уровень усвоенности материала по изученным орфограммам при написании наречий Уметь применять изученные правила на практике. 4 четверть
Частица
79 Частица как часть речи. Разряды частиц. §36 Урок изучения нового материала Дать представление о частице как служебной части речи; формировать умение находить частицы и определять их разряд Уметь различать разряды частиц и те значения, которые ими передаются, выразительно произносить вслух предложения с частицами, передающими разные оттенки значения. Рассказ на лингвистическую тему по пройденному материалу.. Основная мысль текста. 80 Р/р. Описание внешности человека. §35 Урок развития речи. Знакомство с описанием человека – деловым и художественным Анализ фрагментов текстов, включающих описание внешности человека. Чтение и пересказ материала учебника. Дополнение текста описанием внешности. 81 Правописание частиц. §37 Урок изучения нового материала Дать сведения о правописании частиц
бы, ли,

же, -то, -ка, -таки
Знать случаи употребления на письме частиц
не
и
ни
с отдельными частями речи. Уметь объяснять их правописание и верно их употреблять в собственной письменной речи. Знать правила употребления, написания частиц
ли, же, бы, -то, -ка.
Разграничивать частицы и приставки не, ни; верно писать. упражнения по выбору учителя 82 Правописание частиц. §37 Комбинированный Дать сведения об употреблении на письме частиц
не
и
ни
; формировать умение Уметь решать орфографические задачи:
не
или
ни
? упр. по выбору с учетом уровня обученности 16
грамотного написания частиц, определения их разряда. учащихся 83 Р/р. Написание сочинения- миниатюры «Человек, который мне нравится (не нравится)» Урок развития речи. Обучение написанию сочинения данного типа 84 Произношение предлогов, союзов, частиц. §39 Повторительно- обобщающий Формирование умения правильного произношения предлогов, союзов, частиц; закрепление орфоэпических умений школьников Фонетический, орфоэпический, морфологический разборы. Работа с орфоэпическим словариком. упражнения по выбору учителя, Подготовиться к контрольной работе 85 Контрольный диктант по теме «Частица» Урок контроля Проверить уровень усвоенности материала по изученным орфограммам при написании и употреблении частиц Знать правиланаписания частиц, местоимений, наречий, пунктуацию сложного предложения Повторить орфограммы корня. 88 Анализ письменных работ Урок анализа работы Выполнение работы над ошибками, выявление имеющихся у семиклассников пробелов в знаниях по повторенным темам путём совместной и индивидуальной работы над ошибками Работа над ошибками. Практикум
Междометия и звукоподражательные слова
89 Междометия и звукоподражательные слова. §40 Урок изучения нового материала Дать понятие о междометии; формировать умение находить междометия в тексте, определять их синтаксическую роль Знать языковые особенности междометий; изучить перечень наиболее употребительных междометий. Уметь определять роль междометий в высказывании. Языковые средства. Составление предложений. Урок закрепления изученного 90 Междометия и звукоподражательные слова. §40 Комбинированный Дать понятие о звукоподражательных словах; формировать умение находить междометия и звукоподражательные слова в тексте, определять их синтаксическую роль Уметь опознавать звукоподражательные слова. Выразительно читать предложения со звукоподражаниями. Диалог на тему. 91 Р/р. Характеристика человека. §42 Урок развития речи. Закрепление умения создавать характеристику на примере самостоятельно составленной характеристики товарища. Знать отличие краткой характеристики и полной. Уметь создавать сжатую характеристику на основе художественной. Подготовить развернутые устные характеристики людей.
Омонимия слов разных частей речи
92 Омонимия слов разных частей речи. §41 Комбинированный Показать взаимосвязь слов различных частей речи; формировать умение различать омонимичные формы и правильно их писать Уметь различать омонимичные части речи на основе семантико- грамматического анализа. 93 Омонимия слов разных частей речи. §41 Комбинированный Показать взаимосвязь слов различных частей речи; формировать умение различать омонимичные формы и правильно их писать Уметь различать омонимичные части речи на основе семантико- грамматического анализа. 94 Р/р. Подготовка к написанию сжатого изложения по тексту К.И.Чуковского «О Чехове» Урок развития речи. Обучение написанию текста данного типа, формирование умения выделять в тексте главное и второстепенное. Уметь отбирать материал для сжатого изложения. 17
95 Р/р. Написание сжатого изложения по тексту К.И.Чуковского «О Чехове» Урок развития речи.
Повторение
96 Фонетика. Орфоэпия. Повторительно- обобщающий Формирование умения правильно произносить слова изученных частей речи, производить орфоэпический и фонетический разборы, соотносить звуки и буквы. Знать предмет изучения фонетики и орфоэпии. Уметь записывать слова в транскрипции, делать фонетический и орфоэпический разборы. упражнения по выбору учителя, 97 Состав слова и словообразование. Повторительно- обобщающий Формирование умений объяснять значения слов, их написание, грамматическое значение Уметь выделять морфемы на основе словообразовательного анализа, различать морфологические способы образования изученных частей речи. упр. по выбору с учетом уровня обученности учащихся 98 Лексика и фразеология. Повторительно- обобщающий Обобщение и повторение изученного по теме Уметь употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения. Составить связный текст на тему «Летний вечер» (упр.552) 99 Грамматика: морфология и синтаксис. Повторительно- обобщающий Обобщение и повторение изученного по теме Знать морфологические признаки частей речи: разборы слов и предложений. Морфологические и синтаксические нормы. упр. по выбору с учетом уровня обученности учащихся 100 Орфография. Пунктуация. Повторительно- обобщающий Обобщение и повторение изученного по теме Знать характеристику изученных орфограмм, уметь объяснять их правописания. Правильная постановка знаков препинания в предложениях. Орфографические и пунктуационные нормы. Подготовиться к итоговой контрольной работе 101 Итоговый контрольный диктант Урок контроля Проверить орфографическую и пунктуационную грамотность учеников к концу 7 класса Знать пройденный материал, уметь применять на практике. 102 Анализ письменных работ Урок анализа работы Выполнение работы над ошибками, выявление имеющихся у семиклассников пробелов в знаниях по повторенным темам путём совместной и индивидуальной работы над ошибками Работа над ошибками. Практикум 18


В раздел образования