Автор: Юлия Александровна Постолова
Должность: учитель немецкого и английского языков
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №3"
Населённый пункт: город Железногорск Курской области
Наименование материала: статья
Тема: Подготовка к устной части ЕГЭ по английскому языку
Раздел: полное образование
Выступление
Добрый
день
уважаемые
коллеги!
Сегодняшнее
выступление
было
мной
подготовлено изучив методические рекомендации для учителей, подготовленные
на основе агализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019, а дакже на основе
демоверсии 2019 года.
Устная часть ЕГЭ по иностранным языкам включает 4 задания со свободно
конструируемым ответом: 1) задание 1 базового уровня сложности – чтение вслух
фрагмента
информационного
или
научно-популярного
стилистически
нейтрального текста; 2) задание 2
базового уровня сложности – условный
диалог-расспрос с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку); 3)
задание 3 базового уровня сложности - создание монологического тематического
высказывания с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку); 4)
задание 4 высокого уровня сложности - создание монологического тематического
высказывания с элементами сопоставления и сравнения, с опорой на вербальную
ситуацию и фотографию (сравнение двух фотографий). (СЛАЙД 2)
Задания 1 нацелено на контроль навыков техники чтения, в котором проверяется
понимание
экзаменуемым
содержания
читаемого,
которое
проявляется
в
правильном
оформлении фонетической стороны устной речи, прежде всего,
интонации (беглость речи, паузация, фразовое ударение, тон и его движение, а
также звуки в потоке речи, словесное ударение,). (СЛАЙД 3)
СТРАТЕГИИ
Чтение отрывка из информационного или научно-популярного стилистически
нейтрального текста: (СЛАЙД 4)
Анализ результатов показал, что устная часть в 2019 г. была выполнена довольно
успешно, значительно лучше, чем в предыдущем году. Существенно улучшилось
выполнение задания 1. Стало меньше ответов, в которых экзаменуемые не успели
прочитать нужный фрагмент текста стало меньше «спотыканий» улучшилось
произношение межзубных [ð]/[θ]. Вместе с тем при выполнении задания 1 многие
участники из групп 1 и 2 все еще допускали ошибки при произношении/чтении
слов, приводящие к изменению их значения например, слово «ant» экзаменуемые
читали как «aunt», слово «sport» как «spot», слово «vary» – как «very» и т.д. Как и в
предыдущие годы, многие из групп 1 и 2 не могли прочитать числительные,
например, 100, 120, 2016. Многие участники из групп 1–3 добавляют окончания
или не дочитывают их, добавляют лишние слоги в словах, вставляют слова,
которых в тексте нет, чаще всего артикли и предлоги. испытуемые из групп 1–3
также делали ошибки в ударении, в делении текста на смысловые фразы, в
интонации. Группа 4 допускала отдельные нарушения в ритмико-интонационном
рисунке фраз. (СЛАЙД 5)
РЕШЕНИЯ
В процессе обучения в качестве подготовки к заданию 1 приучать обучающихся:
читать незнакомые слова по правилам, по аналогии с подобными словами,
расчленив их по составу; правильно расставлять паузы – разделить предложения на
смысловые группы с учетом знаков препинания и синтаксической структуры
предложения; обращать внимание на слитность и беглость речи. + на СЛАЙД (6)
2)Задание 2
А) Задание 2 проверяет следующие умения диалогической речи:
осуществлять запрос информации;
точно и правильно употреблять языковые средства оформления диалогического
высказывания. (СЛАЙД 7)
Б) СТРАТЕГИИ (СЛАЙД 8)
В) Ошибки (СЛАЙД 9)
Ошибки, которые допускают участники экзамена, можно разделить на три группы:
1) ошибки, в результате которых поставленные вопросы не отвечают по смыслу
коммуникативной
задаче,
2)
грамматические
ошибки,
3)
фонетические
и
лексические ошибки, мешающие пониманию высказывания. К первой группе
относятся ошибки, которые допускались и в предыдущие годы: сразу же в первом
вопросе используют местоимение «it» вместо названия предмета или объекта, о
котором спрашивают, поэтому непонятно было, о чем идет речь. Это ведет к сбою
в коммуникации, например надо задать вопрос о местоположении курсов,
магазина, кинотеатра. Вопрос участника «Where is it located?» в первом пункте
принят не будет. Все еще встречается вопрос «Where is the location?», не имеющий
смысла. К этой же группе можно отнести и вопросы (некоторые из них имеют и
грамматические ошибки): «What is the price of the membership fee? Do I need a
membership fee? How long are the opening hours? When does it open? How many open
hours has the shop? Are languages available? When/what is duration?» и т.д. Многие
участники экзамена все еще не могут задать вопросы к таким пунктам плана, как
«transportation», «accommodation», хотя данные пункты уже не один год имеются
в различных вариантах КИМ. Принимаются вопросы: «What kind of transportation
can we use to get there? What transportation is available to get to …? What (kind of)
transportation is available at the seaside? What kind of accommodation do you
have/offer/provide there? What kind of accommodation is available there?» Сложность
вызвал и пункт «how to get to the shop». Предложение «Can you tell me how to get
to the shop?» не принималось, так как это просьба, а не вопрос. К сожалению, все
еще допускается много грамматических ошибок при постановке вопросов,
например: «How many people are in a group? Is/Are there morning classes available?
What would you suggest me to join? How I can get to the shop? Could you tell me where
is your fast food restaurant located?»
Следует уделять особое внимание артиклям. При проверке данного задания
эксперты не учитывают ошибки в артиклях. Однако они учитываются в случаях,
если влияют на понимание высказывания (сравните: What are dental programs? /
What are the dental programs? What is time? / What’s the time?). Есть случаи
неправильного произношения отдельных слов в вопросах, что приводит к
искажению их смысла. Например: «How much will it cost (произносят coast) for
me? What is the price (prize) for one lesson?»
Г) РЕШЕНИЯ
При подготовке к выполнению задания 2 следует обратить внимание учащихся на
то, что здесь важно не делать никакого вступления, а сразу задавать прямые
вопросы. Обучающимся рекомендуется записывать себя на электронный носитель,
чтобы приучиться задавать вопрос за те 20 секунд, которые даются. Особо следует
уделить внимание не только грамматическим средствам оформления вопроса, но и
его уместности в условном диалоге-расспросе. Для этого на уроке нужно регулярно
организовывать спонтанные диалоги в парах на изучаемую тему.
Задания 3-4
В заданиях 3 и 4 на контроль выносятся следующие умения монологической речи:
строить высказывание в заданном объеме в контексте коммуникативной задачи в
различных стандартных ситуациях социально-бытовой, социальнокультурной и
социально-трудовой сфер общения;
логично и связно строить высказывание;
использовать стратегии описания, сообщения, рассуждения;
точно
и
правильно
употреблять
языковые
средства
оформления
монологического высказывания (СЛАЙД 10)
В данном задании, в отличие от заданий 1-2, коммуникативная ситуация
включается в коммуникативную задачу: третий и четвертый пункт плана ответа
прямо указывают на это (why you keep the photo in your album; why you decided to
show this photo to your friend).
СТРАТЕГИИ (Слайд 11)
ОШИБКИ (Слайд 12)
Стало меньше ответов с рассказом вместо описания, хотя все еще встречаются
ответы с избыточной, выдуманной информацией либо с фрагментами из заученных
наизусть «топиков». Если в предыдущие годы отмечалась тенденция соблюдения
формата монолога, то в текущем году у экзаменуемых часто отсутствовало
вступление (вместо вступления была техническая фраза «I’ve chosen photo No
2»),
часто
не
было
и
заключения.
В
ряде
случаев
участники
давали
завершающую фразу после большой паузы; это рассматривалось как недочет,
так как нарушалась связность монолога.
Появилась тенденция заканчивать
монолог фразой, «I look forward to your reaction», такая фраза не принимается как
заключение. Заключительная фраза, если произнесена на родном языке, например
«Это все», также не засчитывается, на английском (That’s all) засчитывается. Все
еще, как и в предыдущие годы, экзаменуемые забывают об адресности
(обращение к другу). Уже начиная с вводной фразы, желательно показать, что
монолог обращен к другу. Вводная фраза диктуется коммуникативной ситуацией,
например «Послушай, Оля! Ты давно просила меня показать тебе мою лучшую
фотографию» либо «Вот мой фотоальбом, Саша, а это моя любимая
фотография». Раскрывая пункт 5 плана участники экзамена по-прежнему также
часто теряют адресность: «I decided to show the picture to my friend because…» Как
и в предыдущие годы, наблюдаются такие ошибки, как неполное или неточное
освещение пунктов плана, искажение фактов, неправильная интерпретация
действий, отраженных на фотографии, что приводило к снижению баллов по
критерию «Решение коммуникативной задачи». Часто давался неполный ответ
на пункт 1 (where and when the photo was taken), согласно которому следовало в
ответе указать, как «где», так и «когда» было снято фото. К сожалению, очень
часто экзаменуемые либо забывают ответить «где», либо опускают «когда» было
снято фото.
В случае явного несоответствия описания представленному
изображению ответ признается неточным. Распространены
ответы, имеющие
фактические ошибки.
Например на картинке изображены дети, держащие
ведерки, а экзаменуемые говорят, что они держат ящики/коробки (boxes).
Возможно, учащиеся не знают слово «ведро» (bucket). Еще примером неточного
ответа может быть следующий: на картинке шесть человек, а отвечающий говорит,
что пять. Иногда наблюдаются фактические ошибки в ответах на задания 3–4 при
описании изображенных на фото людей: изображены мальчики, а экзаменуемый
сообщает,
что
на
картинке
девочки;
изображена
женщина
в
брюках,
а
экзаменуемый говорит, что – в платье; на картинке изображен молодой человек, а
обучающийся указывает, что – старик. Нередко экзаменуемые дают неправильную
интерпретацию действий. Например, на картинке изображено, как дети бегут по
пляжу, а экзаменуемый говорит, что дети плавают в море; на картинке изображено,
как девушка ест салат, а экзаменуемый говорит, что она готовит салат. В ряде
случаев
вообще
не
присутствует
описание
деятельности
людей
на
фотографии; участники описывают погоду, одежду, но не сообщают, что
делают люди на фотографии.
Однако основной ошибкой многих участников ЕГЭ из групп 1 и 2 является то, что
даются только краткие, не связанные между собой ответы на вопросы плана и нет
связного целостного монолога. Давая по одному предложению на пункты 2 и 3,
невозможно описать фотографию в деталях, да и в целом дать качественное
описание. Для того чтобы монолог был успешным, необходимо дать связное
описание изображения, основываясь на плане, а не набирать количество реплик за
счет «универсального» выученного введения или «универсальных» выученных
фраз для раскрытия на пунктов плана 4 и 5. Отмечаются также логические
ошибки, ошибки в средствах логической связи (в ряде слабых ответов средства
логической связи практически отсутствуют). Участники допускают много лексико-
грамматических ошибок, при этом в их ответах значительно реже встречаются
фонетические ошибки.
РЕШЕНИЯ (слайд 11,12)
ЗАДАНИЕ 4
Различие
между заданиями 3
и
4 состоит в разном
уровне
сложности
коммуникативно-когнитивной задачи (описание фотографии и сравнение двух
фотографий) и разным требованиям к языковому оформлению высказывания. Для
успешного выполнения задания 4 от экзаменуемого требуется более широкий
репертуар лексических единиц, грамматических форм и синтаксических структур,
чем для задания 3. (СЛАЙД 15)
ОШИБКИ (слайд 16)
Задание 4 является заданием высокого уровня и требует развитых как предметных,
так и метапредметных умений. Данное задание намного труднее, чем предыдущее,
так как требует более сложных метапредметных умений сравнения, сопоставления,
поиска общих и отличительных черт в двух фотографиях. Сложнее оно и с точки
зрения предметных умений, так как в задании высокого уровня требуется богатый
лексический словарь и разнообразный репертуар грамматических средств. В целом
результаты выполнения данного задания неплохие, однако и здесь наблюдаются
устойчивые ошибки, такие как неполные ответы в первом пункте плана (action,
location), часто один из элементов опускается при описании картинок 1 и 2, иногда
отмечают эти два элемента на картинке 1 и забывают их назвать при описании
картинки
2
или
наоборот.
По-прежнему,
раскрывая
пункт
4
плана
(предпочтения), экзаменуемые говорили, что предпочитают картинку 1 или 2
вместо деятельности/действия или вместо вида транспорта/досуга. Как и в
прошлом году,
экзаменуемые не учитывали
в
своих
ответах разные
формулировки глагольных форм в пункте 4 плана: «you’d prefer», «you
prefer», «you preferred». Некоторые участники из групп 1 и 2 не успевали
завершить монолог, что нарушало его целостность. Допускались многочисленные
ошибки в средствах логической связи, в ряде случаев имелись только примитивные
средства связи, как правило «and», «but». Сравнение фотографий требует широкого
использования средств логической связи, например: «On the one hand, … on the
other hand…», «In contrast to/with…», «Unlike…,», «… whereas…», «Firstly, …».
РЕШЕНИЯ (Слайд 17)
При обучении монологической речи, что является неотъемлемой частью школьной
программы и в то же время подготовкой к заданиям 3 и 4 устной части ЕГЭ, важно,
чтобы учащиеся прочно усвоили: любое монологическое высказывание должно
иметь вступление и заключение (вступительную и заключительную фразы). В
процессе обучения иностранным языкам необходимо уделять больше внимания
спонтанной речи. Важно развивать умения спонтанной речи на основе вербальных
опор: плана, ключевых слов и выражений – и шире использовать визуальные
опоры. В качестве подготовки к устным высказываниям следует приучить
учащихся не писать полный текст, а составлять план и список необходимых
выражений. Необходимо постоянно делать аудиозапись ответов обучающихся, а
затем
обсуждать
достоинства
и
недостатки
ответов,
трудности
и
пути
совершенствования спонтанной речи. Рефлексивный подход является основным
для ликвидации всех типов ошибок, которые допускают экзаменуемые в процессе
выполнения заданий ЕГЭ по иностранным языкам.