Автор: Плиско Елена Юрьевна
Должность: заместитель директора
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г.Новомосковск
Наименование материала: Использование материалов образовательных платформ в реализации образовательной программы дошкольного образования МБОУ "Центра образования №1"
Тема: Образовательные платформы
Раздел: дошкольное образование
Проектный менеджмент в
МБОУ
«
Центр образования №1»
дошкольное отделение:
запуск и реализация
Плиско Елена Юрьевна
заместитель директора
«Стратегический менеджмент в образовательном центре
в условиях проектно-целевого подхода»
МБОУ «Центр Образования №1»
дошкольное отделение
Государственная программа «Развитие образования»
на период 2018-2025гг.
УТВЕРЖДЕНА постановлением правительства
Российской Федерации от 26 декабря 2017г. №1642
«О переводе государственной программы «Развитие
образования» на проектное управление»
Государственная программа «Развитие образования»
переведена на проектное управление с 2018года.
Управление образовательными
системами
Ориентированно на оптимизацию деятельности –
требуются новые решения, позволяющие
интенсифицировать основные процессы
образовательной организации, выделяются новые
подходы к управлению кадрами и принятию
стратегических решений по развитию
образовательной организации.
Большой
интерес
в
настоящее
время
представляет
проектный подход. Он наиболее точно отвечает реалиям
сегодняшней
образовательной
среды
и
обеспечивает
возможности для инновационного развития образовательной
организации.
ГОСТ Р 54869-211
УПРАВЛЕНИЕ
ПРОЕКТАМИ
это планирование,
организация и
контроль трудовых,
финансовых и
материально-
технических
ресурсов проекта,
направленных на
эффективное
достижение целей
проекта.
ПРОЕКТ
это комплекс
взаимосвязанных
мероприятий,
направленный на
создание
уникального
продукта или
услуги в условиях
временных и
ресурсных
ограничений.
ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ:
Традиционный
менеджмент
Управление
проектами
Ориентирован на ход событий
Достижение определенной цели
Ориентирован на организацию
Ориентирован на результат
Отсутствие определенного
срока окончания
Ограничение во времени
Общая рабочая норма
Приемка по окончанию
Опасность монотонности
Присутствует разнообразие,
приоритет ненормированности
Привлечен постоянный
персонал
Проектная команда
Причины использования проектов:
1
1
•
Сокращение цикла жизни современных
продуктов, в том числе образовательных;
•
Сокращение цикла жизни современных
продуктов, в том числе образовательных;
2
2
•
Научно-технический прогресс
•
Научно-технический прогресс
3
3
•
Экономика знаний и развитие искусственного
интеллекта;
•
Экономика знаний и развитие искусственного
интеллекта;
4
4
•
Индивидуализация потребностей в формате
проекта;
•
Индивидуализация потребностей в формате
проекта;
5
5
•
Высокая скорость изменений внешней среды.
•
Высокая скорость изменений внешней среды.
Специфические результаты, которые можно
получить за счет внедрения проектного управления:
1
1
•
Позитивный климат внутри образовательной организации;
•
Позитивный климат внутри образовательной организации;
2
2
•
Ориентация на качество преподавания и учебные
результаты;
•
Ориентация на качество преподавания и учебные
результаты;
3
3
•
Проектирование системы внутриорганизационного
мониторинга учебных достижений;
•
Проектирование системы внутриорганизационного
мониторинга учебных достижений;
4
4
•
Постоянное профессиональное развитие педагогов;
•
Постоянное профессиональное развитие педагогов;
5
5
•
Включенность родителей и сотрудничество с ними;
•
Включенность родителей и сотрудничество с ними;
6
6
•
Сетевое взаимодействие с другими образовательными
институтами и сообществами
•
Сетевое взаимодействие с другими образовательными
институтами и сообществами
10 ШАГОВ К УСПЕХУ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
№ Задачи руководителя
Критерии успеха
1
Назначить заместителя,
ответственного за
организацию проектной
деятельности (ПД)
Заместитель, ответственный
за ПД, понимает и разделяет
выгоды от внедрения
проектного управления
Заместитель прошел
обучение
2
Сформировать проектный
офис
•
Проектный офис создан из
сотрудников организации,
социальных партнеров и
представителей
общественности
10 ШАГОВ К УСПЕХУ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
№ Задачи руководителя
Критерии успеха
3
Обеспечить поддержку со
стороны заместителей,
руководителей структурных
подразделений,
методических
объединений, родителей
•
Выделено помещение и
страница на сайте, разработана
атрибутика и информационная
система
•
Проведены мероприятия с
трудовым коллективом и
родителями по организации ПД
•
Руководителем организации
ежемесячно проводится
совещание по ПД
4
Обеспечить разработку
нормативно-правовых актов
•
Утверждено положение об
организации ПД
10 ШАГОВ К УСПЕХУ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
№ Задачи руководителя
Критерии успеха
5
Сформировать стратегию
ПД
•
Определены приоритетные
направления, задачи и целевые
показатели на основе
федеральных проектов
6
Запустить «фабрику идей» и
сформировать пилотный
портфель проектов
•
В генерацию идей вовлечены
все сотрудники, родители,
старшеклассники, социальные
партнеры
7
Интегрировать ПД с
финансовым процессом
•
Подготовлены заявки для
участия в конкурсах для
получения субсидий и грантов
10 ШАГОВ К УСПЕХУ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Извлечение, резервное копирование и совместное использование сообщений
№ Задачи руководителя
Критерии успеха
8
Обеспечить обучение
сотрудников ПД
•
Сотрудники включены в планы
обучения и организации ПД
•
Обеспечено обязательное
присутствие сотрудников на
обучении
9
Обеспечить работу в
информационной системе
ПД и на сайте
•
Все проекты ведуться в
информационной системе
•
ПД еженедельно освещается на
сайте
10
Ввести в действие
механизмы
стимулирования за ПД
•
Определены показатели
эффективности участников ПД
•
Внесены изменения в НПА о
порядке стимулирования за
проектную деятельность
Организация
1 шаг
2 шаг
3 шаг
Организация
1 шаг
2 шаг
3 шаг
Стратегия и
процессы
4 шаг
5 шаг
6 шаг
7 шаг
Стратегия и
процессы
4 шаг
5 шаг
6 шаг
7 шаг
Люди и
системы
8 шаг
9 шаг
10 шаг
Люди и
системы
8 шаг
9 шаг
10 шаг
10 ШАГОВ К УСПЕХУ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
10 ШАГОВ К УСПЕХУ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Проект – это «пять П»
Проблема
Проблема
Планирование
Планирование
Поиск
информации
Поиск
информации
Продукт
Продукт
Презентация
Презентация
Алгоритм
проектной
деятельности
1
1
•
Постановка проблемы
•
Постановка проблемы
2
2
•
Оценка возможностей для решения проблемы
•
Оценка возможностей для решения проблемы
3
3
•
Разработка идеи, способствующей решению
•
Разработка идеи, способствующей решению
4
4
•
Формирование целей и предложений
•
Формирование целей и предложений
5
5
•
Сбор и обработка необходимой информации
•
Сбор и обработка необходимой информации
6
6
•
Разработка вариантов решения проблемы
•
Разработка вариантов решения проблемы
7
7
•
Организация и выполнение проекта
•
Организация и выполнение проекта
8
8
•
Обобщение результатов, оценка качества
•
Обобщение результатов, оценка качества
9
9
•
Представление проекта
•
Представление проекта
Постановка цели проекта
Цели четко определены, измеряемы и
достижимы
Задачи проекта = реальные, измеряемые,
ступеньки к достижению цели проекта
Задачи проекта = этапы проекта (решается на
определенном этапе проекта)
Этапы проекта последовательно ведут к
достижению цели
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
КАК
?
ЧТО
?
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Взаимосвязь компонентов
проекта
Итоговый продукт
Итоговый продукт
Этапы
Этапы
Задачи
Задачи
Цель
Цель
Методы реализации проекта
Практически
е
Создание
развивающей
среды
Создание
развивающей
среды
Экскурсии,
наблюдения
Экскурсии,
наблюдения
Оформление
уголков в
группах
Оформление
уголков в
группах
Словесны
е
Беседы,
наблюдения
Беседы,
наблюдения
Чтение
Чтение
Игры
Игры
Наглядны
е
Выставки
Выставки
Рассматривание
иллюстраций
Рассматривание
иллюстраций
Ознакомление с
худ.образами
Ознакомление с
худ.образами
Личный пример
взрослых
Личный пример
взрослых
Этапы работы над проектом
Деятельность педагога
Деятельность детей
1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
•
Формулирует проблему(цель)
на основе изученных проблем
детей
•
Вводит в игровую (сюжетную )
ситуацию, мотивирует
•
Формулирует задачу
•
Определяет продукт
•
Вхождение в проблему
•
Вживание в игровую ситуацию,
проникается мотивацией
•
Принятие задачи
•
Дополнение задачи проекта
•
Целеполагание
2 ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
•
Помогает в решении задачи
•
Разрабатывает план
достижения цели
•
Помогает спланировать,
составляет план-схему проекта
деятельности
•
Привлекает специалистов к
осуществлению проекта
•
Организует деятельность
•
Объединение детей в рабочие
группы
•
Распределение амплуа
•
Разработка проекта (план
деятельности по достижению
цели)
Деятельность педагога
Деятельность детей
3 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
•
Практическая помощь(по
необходимости)
•
Направляет и контролирует
осуществление проекта(это
могут быть домашние задания
для самостоятельного
выполнения, уточнения
информации и т.д.)
•
Формирование специфических
заданий, умений, навыков
•
Дети получают информацию из
различных источников,
различными способами(родители
+ специалисты + внешние
специалисты)
4 ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА
•
Подготовка к презентации
•
Презентация
•
Продукт деятельности готовят к
презентации
•
Представляют( зрителям или
экспертам)
•
Непосредственно презентация
продукта деятельности
Этапы работы над проектом
Необходимо учитывать возрастные
особенности развития воспитанников
при планировании проекта
•
В младшем возрасте тему проекта предлагают
взрослые
•
В средней группе тема проекта инициируется как
взрослым так и детьми. Если тему проекта инициирует
взрослый, то к началу воспитатели подбирают
соответствующую возрасту детей мотивацию ( это
могут быть иллюстрации, книги, предметы по теме,
истории, сюрпризные моменты).
•
В старшем возрасте тема проекта инициируются
детьми, а воспитатель ведёт опрос. Детям дается
право принять самостоятельно решение в выборе
темы проекта.
•
В младшем возрасте тему проекта предлагают
взрослые
•
В средней группе тема проекта инициируется как
взрослым так и детьми. Если тему проекта инициирует
взрослый, то к началу воспитатели подбирают
соответствующую возрасту детей мотивацию ( это
могут быть иллюстрации, книги, предметы по теме,
истории, сюрпризные моменты).
•
В старшем возрасте тема проекта инициируются
детьми, а воспитатель ведёт опрос. Детям дается
право принять самостоятельно решение в выборе
темы проекта.
Модель «3-х вопросов»
(опора на опыт детей)
Содержание
(то, что дети уже
знают
)
Содержание
(то, что дети уже
знают
)
Что мы
знаем?
Что мы
знаем?
План (тема
проекта)
План (тема
проекта)
Что мы
хотим
узнать?
Что мы
хотим
узнать?
Источники новых
знаний, т.е. средства
Источники новых
знаний, т.е. средства
Что
сделать,
чтобы
узнать?
Что
сделать,
чтобы
узнать?
Структура проекта обязательно включает:
Насыщение детей наглядным материалом, видео,
иллюстрации, репродукции, экскурсии и т.д.);
Активизацию прошлого опыты детей в различной
форме (беседы, драматизации, изодеятельность);
Ежедневные рефлексии;
Обязательное участие родителей( беседы с детьми
дома, запись сказок, высказываний детей, рисование,
пение, просмотр рекомендованных фильмов,
спектаклей, изготовление костюмов, подарков,
совместное участие в презентациях);
Презентация с показом того, что научились делать
дети.
Формы
презентаций
Формы
презентаций
Праздники
Праздники
Спектакль
, концерт
Спектакль
, концерт
Выставка,
конкурс
Выставка,
конкурс
Реклама,
газета
Реклама,
газета
Рассказ,
буклет
Рассказ,
буклет
Открытый
показ
Открытый
показ
Уровни развития проектных умений у
дошкольников
1 уровень: Подражательно-исполнительский ( с 3,5-4 до 5 лет)
Интегрирующее начало, определение проблемы, отвечающей
потребностям детей;
Постановка цели, ее мотивация;
Привлечение детей к участию в планировании деятельности;
Совместная реализация намеченного плана, движение к
намеченному результату;
Совместный анализ
выполнения
проекта, переживание
результата.
Уровни развития проектных умений у
дошкольников
2 уровень: Развивающий уровень проектирования
( с 5 лет)
Выделение проблемы, отвечающей потребности детей;
Совместное определение цели проекта, мотива деятельности,
прогнозирование результата;
Планирование деятельности детьми при незначительной помощи
взрослого;
Выполнение детьми проекта;
Обсуждение результата,
хода работы, действий каждого,
выяснение причин успехов и неудач;
Совместное определение
перспективы развития проекта.
Уровни развития проектных умений у
дошкольников
3 уровень: Творческий уровень проектирования
( цель развития проектных умений)
Постановка детей в определённые условия, выделение
проблемы;
Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива
предстоящей деятельности, прогнозирование результата;
Планирование предстоящей деятельности детьми, определение
средств реализации;
Выполнение детьми проекта,
решение творческих споров;
Обсуждение результата;
Определение перспектив
развития проекта.
Советы педагогам по работе над проектом
Глубоко изучить тематику проекта
При составлении совместного плана работы с детьми
над проектом поддерживать детскую инициативу
Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта,
поддерживать его любознательность и устойчивый
интерес к проблеме
Создавать игровую мотивацию, опираясь на
интересы детей и их эмоциональный отклик
Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную
для их понимания и с опорой на детский личный
опыт
Тактично рассматривать все предложенные детьми
варианты решения проблемы
Советы педагогам по работе над проектом
Соблюдать принцип
последовательности и
регулярности в работе над
проектом
В ходе работы над проектом
создавать атмосферу
сотрудничества с ребенком.
Используя индивидуальный
подход
Развивать творческое
воображение и фантазию
детей
Советы педагогам по работе над проектом
Творчески подходить к
реализации проекта;
ориентировать детей на
использование
накопленных наблюдений,
знаний, впечатлений
Ненавязчиво вовлекать
родителей в совместную
работу над проектом,
создавая радостную
атмосферу совместного с
ребенком творчества.
Творчески подходить к
реализации проекта;
ориентировать детей на
использование
накопленных наблюдений,
знаний, впечатлений
Ненавязчиво вовлекать
родителей в совместную
работу над проектом,
создавая радостную
атмосферу совместного с
ребенком творчества.
Используемая литература
Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью
педагогов ДОУ// Справочник старшего воспитателя
дошкольного учреждения.2009.№9. С.33-40
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность
дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных
учреждений.- М.: Мозайка-синтез, 2008.-112с.
Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду.
Пособие для воспитателей/Н.А. Виноградова, Е.П. Панков.-
М.Айрис-пресс, 2008.-208с.-(Дошкольное воспитание и
развитие).
Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного
учреждения.Аркти.М.,2010;
Методическая поддержка старшего воспитателя. Рыба-диск
«Проектная деятельность ДОУ», МЦФЭР, ресурсы образования
Проектная деятельность старших дошкольников/авт.-сост. В.Н.
Журавлева.- Волгоград: Учитель,2011.