Напоминание

Автоматизация звуков у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией с использованием квест-технологии


Авторы: Сагидуллина Аделя Рафилевна, Куклина Марина Владиславовна
Должность: студент, старший преподаватель
Учебное заведение: Удмуртский Государственный Университет
Населённый пункт: г.Ижевск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Автоматизация звуков у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией с использованием квест-технологии
Раздел: дошкольное образование





Назад




Автоматизация звуков у детей

старшего дошкольного возраста с

дизартрией с использованием квест-

технологии

ФИО автора: Сагидуллина Аделя Рафилевна

Научный руководитель: старший преподаватель кафедры Куклина Марина

Владиславовна.

Специальность, курс: специальное (дефектологическое) образование, логопедия, 4

курс.

Цель

- показать возможности использования

квест-технологиив автоматизации звуков у

детей с дизартрией .

Автоматизация звуков у детей с дизартрией имеет свои особенности и достаточно затруднена. Необходимо учитывать

недостаточность иннервации речевого аппарата, в следствии которой проявляется слабость кинестетических

ощущений. В следствии этого необходимо так выстраивать коррекционную работу, чтобы многократность повторения

материала заинтересовывала детей.

В настоящее время все более увлекательными и интересными становятся интерактивные формы, которые позволяют

подключить к игре абсолютно всех участников образовательного процесса: как детей, воспитателей, так и специалистов

детского сада, реализуя творческие, умственные способности и речевые, позволяя им воплотить свои знания

практической деятельности. К активным формам организации образовательной деятельности относятся мастер-классы,

интерактивные игры. Все эти формы могут существовать отдельно или сочетаться между собой и варьироваться

педагогом. Но особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, которая содержит в себе захватывающий сюжет и

помогает поддержать активность ребенка на протяжении всего обучения. Дети подготовительной группы считают себя

достаточно самостоятельными, зачастую испытывают интерес к сотрудничеству со сверстниками, к работе в команде.

Кроме того, у них возникает желание путешествовать, открывать что – то новое и неизведанное, находить сундуки с

сокровищами. Поэтому очень важно поощрять у детей самостоятельность, самоорганизацию, инициативу,

самовыражение. А квест-игра предусматривает самостоятельный поиск заданий и их самостоятельное выполнение.

Также, коррекционную логопедическую работу можно организовать через проведение квеста, используя при этом на

разных этапах мнемотаблицы или опорные схемы, методы наглядного моделирования и т.д. Особенно актуальны

квесты в проведении итогового занятия по изученной теме.

Гипотеза:

Мы

предполагаем, что квест-

технология способствует многократному

повторению речевого материала и

заинтересовывает детей, поэтому она является

эффективным средством в процессе автоматизации

звуков

База исследования: МБДОУ №189

В исследовании принимали участие 5 детей шестого и седьмого

года жизни

В ходе эксперимента было

выявлено:

Трое детей нуждаются в автоматизации звуков [р],[р’]

Четверо детей нуждаются в автоматизации звука [л]

Один ребёнок нуждается в автоматизации звуков [ш],[ж]

Для проведения коррекционной работы были

сформированы 3 группы:

1.

Группа- дети, у которых нарушен звук [л]

2.

Группа –дети, у которых нарушены звуки [р],[р’]

3.

Группа –дети у которых нарушены звуки [ш],[ж]

Автоматизация звука - это закрепление правильного произношения

звука в речи. Поставленный звук очень хрупкий, так как у ребенка

сложилась стойкая привычка дефектного произношения. При

автоматизации звука в речи - закрепляется новый правильный звук.

Особенности автоматизации

звуков у детей с дизартрией

1.

Нарушение иннервации мышц речевого аппарата является

большим препятствием на пути к правильно произносимым

звукам в связной речи.

2.

Процесс автоматизации звуков является сложным и

продолжительным.

3.

Стандартные приемы автоматизации не всегда эффективны

Особенности проведения

квестов

«Квест» -специально организованный вид исследовательской

деятельности, для выполнения которой обучающийся осуществляет

поиск информации по указанным адресам (в реальности),

включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей или

заданий.

Квест в логопедической работе:

1.

Повышает мотивацию к речевой деятельности;

2.Развивает эмоциональную отзывчивость,

сопереживание;

3. развивает воображение и творческую активность.

Особенности проведения квестов

1.

Коллективный вид деятельности

2.

Создание проблемной ситуации/ проблемного вопроса перед

детьми.

3.

Использование различных карт/ пазлов.

4.

Перемещение детей в пространстве или «перемещение» на

карте

5.

Исследование фрагментов сказочной истории.

6.

Озвучивание героя «необычным» голосом

7.

Задание, направленное на формирование образного мышления

(рассказ от лица какого-либо персонажа).

Рассмотрим использование

квест-технологий на примере

одного занятия

Приключение Лягушки Пыши

(Цель: автоматизация звука [ш] в словах, фразовой

речи)

1.

Знакомство с героем занятия. Создание

проблемной ситуации ( Собирание пазла)

2.

Рассматривание игрушки-(Игра Чей? Чья? Чьи?)

Цель: закрепить употребление притяжательных

прилагательных, согласование притяжательных

прилагательных с существительным в роде, числе.)

Посмотрите, у нашего лягушонка всё лягушачье:

лягушачьи лапки. Что еще есть у лягушонка ?

(лягушачьи глаза, лягушачий рот, лягушачья спина,

лягушачье брюшко, лягушачья голова)

Озвучивает все задания лягушонок так как у детей в диалоге с персонажем

, повышается мотивация использовать поставленные звуки в речи, что

улучшает качество речевого развития в целом.

3. Использование карты. Лягушонок отправляется искать

приключения

(Цель: создание проблемной ситуации)

4.Игра «Подарки друзьям»

Цель: Образование притяжательных прилагательных; согласование

притяжательных прилагательных с существительными

5. Интерактивная игра «Большой-маленький»

Цель: согласование прилагательных с существительными,

образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

6.Зрительная гимнастика «Ловим мошку»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Задача-следить за передвижением мошки глазами

7. Звуковой анализ(строим мост из дощечек на карте)

Цель: определение место звука [ш] в словах (в начале, середине, конце); умение

подбирать слова-определения к заданному слову, используя предметные картинки.

8. Пересказ с опорой на схему (сказку читает лягушонок)

Цель: автоматизация звука [ш] во фразовой речи

9.Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей

Результаты коррекционной

работы

1.У всех детей автоматизировался звук [л] в связной речи.

2. У 2х детей из 5 автоматизировался звуки [Р],[Р’] в связной речи, у 1

– во фразовой речи.

3. Звуки [ш],[ж] автоматизирован в связной речи.



В раздел образования