Авторы: Сагидуллина Аделя Рафилевна, Куклина Марина Владиславовна
Должность: студент, старший преподаватель
Учебное заведение: Удмуртский Государственный Университет
Населённый пункт: г.Ижевск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Автоматизация звуков у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией с использованием квест-технологии
Раздел: дошкольное образование
Автоматизация звуков у детей
старшего дошкольного возраста с
дизартрией с использованием квест-
технологии
ФИО автора: Сагидуллина Аделя Рафилевна
Научный руководитель: старший преподаватель кафедры Куклина Марина
Владиславовна.
Специальность, курс: специальное (дефектологическое) образование, логопедия, 4
курс.
Цель
- показать возможности использования
квест-технологиив автоматизации звуков у
детей с дизартрией .
Автоматизация звуков у детей с дизартрией имеет свои особенности и достаточно затруднена. Необходимо учитывать
недостаточность иннервации речевого аппарата, в следствии которой проявляется слабость кинестетических
ощущений. В следствии этого необходимо так выстраивать коррекционную работу, чтобы многократность повторения
материала заинтересовывала детей.
В настоящее время все более увлекательными и интересными становятся интерактивные формы, которые позволяют
подключить к игре абсолютно всех участников образовательного процесса: как детей, воспитателей, так и специалистов
детского сада, реализуя творческие, умственные способности и речевые, позволяя им воплотить свои знания
практической деятельности. К активным формам организации образовательной деятельности относятся мастер-классы,
интерактивные игры. Все эти формы могут существовать отдельно или сочетаться между собой и варьироваться
педагогом. Но особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, которая содержит в себе захватывающий сюжет и
помогает поддержать активность ребенка на протяжении всего обучения. Дети подготовительной группы считают себя
достаточно самостоятельными, зачастую испытывают интерес к сотрудничеству со сверстниками, к работе в команде.
Кроме того, у них возникает желание путешествовать, открывать что – то новое и неизведанное, находить сундуки с
сокровищами. Поэтому очень важно поощрять у детей самостоятельность, самоорганизацию, инициативу,
самовыражение. А квест-игра предусматривает самостоятельный поиск заданий и их самостоятельное выполнение.
Также, коррекционную логопедическую работу можно организовать через проведение квеста, используя при этом на
разных этапах мнемотаблицы или опорные схемы, методы наглядного моделирования и т.д. Особенно актуальны
квесты в проведении итогового занятия по изученной теме.
Гипотеза:
Мы
предполагаем, что квест-
технология способствует многократному
повторению речевого материала и
заинтересовывает детей, поэтому она является
эффективным средством в процессе автоматизации
звуков
База исследования: МБДОУ №189
В исследовании принимали участие 5 детей шестого и седьмого
года жизни
В ходе эксперимента было
выявлено:
•
Трое детей нуждаются в автоматизации звуков [р],[р’]
•
Четверо детей нуждаются в автоматизации звука [л]
•
Один ребёнок нуждается в автоматизации звуков [ш],[ж]
Для проведения коррекционной работы были
сформированы 3 группы:
1.
Группа- дети, у которых нарушен звук [л]
2.
Группа –дети, у которых нарушены звуки [р],[р’]
3.
Группа –дети у которых нарушены звуки [ш],[ж]
Автоматизация звука - это закрепление правильного произношения
звука в речи. Поставленный звук очень хрупкий, так как у ребенка
сложилась стойкая привычка дефектного произношения. При
автоматизации звука в речи - закрепляется новый правильный звук.
Особенности автоматизации
звуков у детей с дизартрией
1.
Нарушение иннервации мышц речевого аппарата является
большим препятствием на пути к правильно произносимым
звукам в связной речи.
2.
Процесс автоматизации звуков является сложным и
продолжительным.
3.
Стандартные приемы автоматизации не всегда эффективны
Особенности проведения
квестов
«Квест» -специально организованный вид исследовательской
деятельности, для выполнения которой обучающийся осуществляет
поиск информации по указанным адресам (в реальности),
включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей или
заданий.
Квест в логопедической работе:
1.
Повышает мотивацию к речевой деятельности;
2.Развивает эмоциональную отзывчивость,
сопереживание;
3. развивает воображение и творческую активность.
Особенности проведения квестов
1.
Коллективный вид деятельности
2.
Создание проблемной ситуации/ проблемного вопроса перед
детьми.
3.
Использование различных карт/ пазлов.
4.
Перемещение детей в пространстве или «перемещение» на
карте
5.
Исследование фрагментов сказочной истории.
6.
Озвучивание героя «необычным» голосом
7.
Задание, направленное на формирование образного мышления
(рассказ от лица какого-либо персонажа).
Рассмотрим использование
квест-технологий на примере
одного занятия
Приключение Лягушки Пыши
(Цель: автоматизация звука [ш] в словах, фразовой
речи)
1.
Знакомство с героем занятия. Создание
проблемной ситуации ( Собирание пазла)
2.
Рассматривание игрушки-(Игра Чей? Чья? Чьи?)
Цель: закрепить употребление притяжательных
прилагательных, согласование притяжательных
прилагательных с существительным в роде, числе.)
Посмотрите, у нашего лягушонка всё лягушачье:
лягушачьи лапки. Что еще есть у лягушонка ?
(лягушачьи глаза, лягушачий рот, лягушачья спина,
лягушачье брюшко, лягушачья голова)
Озвучивает все задания лягушонок так как у детей в диалоге с персонажем
, повышается мотивация использовать поставленные звуки в речи, что
улучшает качество речевого развития в целом.
3. Использование карты. Лягушонок отправляется искать
приключения
(Цель: создание проблемной ситуации)
4.Игра «Подарки друзьям»
Цель: Образование притяжательных прилагательных; согласование
притяжательных прилагательных с существительными
5. Интерактивная игра «Большой-маленький»
Цель: согласование прилагательных с существительными,
образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
6.Зрительная гимнастика «Ловим мошку»
Цель: развитие зрительного восприятия.
Задача-следить за передвижением мошки глазами
7. Звуковой анализ(строим мост из дощечек на карте)
Цель: определение место звука [ш] в словах (в начале, середине, конце); умение
подбирать слова-определения к заданному слову, используя предметные картинки.
8. Пересказ с опорой на схему (сказку читает лягушонок)
Цель: автоматизация звука [ш] во фразовой речи
9.Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей
Результаты коррекционной
работы
1.У всех детей автоматизировался звук [л] в связной речи.
2. У 2х детей из 5 автоматизировался звуки [Р],[Р’] в связной речи, у 1
– во фразовой речи.
3. Звуки [ш],[ж] автоматизирован в связной речи.