Автор: Ярыгина Юлия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №39
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «ЭТИКЕТНЫЕ ПРАВИЛА – ПОМОЩНИКИ ОБЩЕНИЯ»
Раздел: дошкольное образование
Этикетные правила – помощники общения.
«Ничто не обходится нам так
дешево и не ценится так
дорого, как вежливость».
Сервантес.
Сейчас мы стоим перед опасностью гораздо более серьезной, чем ядерная.
Это опасность - распад духа. И этот процесс в современном мире близок к
критическому.
Пониженный
уровень
любви,
а
а г р е с с и в н о с т ь ,
безнравственность, поразившие многие слои нашего общества, передаются
нашим детям и внукам. Чем ущербнее наша нравственность, тем ущербнее
духовность будущего поколения.
Этика
и
понимание
мира
являются
главными
рычагами
развития
ребенка.
Думаю, что мы все стремимся к тому, чтобы наши дети комфортно
чувствовали себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации, чтобы
наши дети легко вступали в диалог, могли с достоинством и уважением к
другому,
аргументировать
свою
точку
зрения,
были
внимательными
слушателями
и
доброжелательными
собеседниками,
чтобы
владели
невербальными
средствами
общения
-
одним
словом,
были
добрыми,
умными, интеллигентными, коммуникабельными людьми.
И наша задача помогать детям решать эти непростые, но жизненно
важные задачи. Маленький человек очень восприимчив ко всему, что его
окружает,
чуток
к
фальши.
Он
покоряет
нас
своей
искренностью
и
непосредственностью. Мы обязаны сохранить эти кристаллики чистоты и
доброты. И чем раньше начинается знакомство с правилами общения, тем
более осознанными и естественными будут те речевые средства, которые
ребенок сможет использовать в конкретной ситуации общения.
Важно чтобы дети понимали, что
- без общения жизнь человека невозможна;
- общение предполагает взаимопонимание людей;
- общение должно быть доброжелательным;
- доброжелательное
общение
рождает
доброжелательную
ответную
реакцию.
И чтобы научить ребенка эффективному общению недостаточно бесед
раз
в
неделю. Один раз в неделю мы лишь определяем тему, проблему,
вопрос, озадачиваем ребенка или даем возможные конкретные решения в
зависимости
от
определенной
речевой
ситуации,
а
впоследствии,
в
повседневном общении, ребенок будет усваивать нормы речевого поведения.
Думаю, что только так правила общения станут не отвлеченными понятиями,
а естественной нормой.
Речевой
этикет
служит
для
установления
и
поддержания
контакта.
Речевой этикет это попросту - вежливость. Важно, чтобы дети понимали
рассуждение,
что
такое
воспитанный
человек,
что
такое
вежливость.
Невежливый человек - это невежа. Объяснить детям, что самые добрые
намерения
человека
бывают,
неприятны,
если
соединяются
с
плохими
манерами. Разъяснять детям, что этикет это есть не что иное, как правила,
касающиеся внешности и поведения везде.
Вежливость – это приветливость в общении с людьми, любезность,
сочувствие. Настоящая вежливость основана на искренности, внушаемой
сердцем.
Ввод в речь детей этикетных средств не только обогащает их активный
словарь,
но
и
воспитывает
внимательное
вдумчивое
отношение
к
употреблению выражений в речи, уместных в конкретной речевой ситуации.
Конечно
этикетные
формулы
действительно
наши
помощники.
Они
помогают в решении спорных вопросов у старших детей. Многие дети ходят
в различные кружки. Приходя туда, детям необходимо научится знакомиться
самому. Ребенку трудно представиться самому, многие стесняются, поэтому
необходимо повторить одну и туже мысль: этикет – нам большой друг. Не так
трудно запомнить, что и как говорить в разных ситуациях. Очень важны для
детей и знания вежливых форм отказа. Дети уже понимают, что трудно
отказать. Все подобные ситуации необходимо обыгрывать с участием детей,
выслушивая мнения каждого, и находить правильный ответ. Обязательно
нужно извиниться, и ответ должен быть правдивым, обоснованным.
У детей развито чувство того, что взрослому труднее всего отказать. Вот
здесь, в целях безопасности детей, нужно обсуждать ситуации, когда должен
быть категорический отказ.
1.
Если незнакомый человек приглашает покататься в своей машине.
2.
Нельзя ехать в лифте с незнакомым человеком.
И
чтобы
детям
легче
было,
этикетным
правилам
необходимо
обучать
с
раннего возраста.