Автор: Елена Васильевна Филина
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР- детский сад №17"
Населённый пункт: г. Михайловск Шпаковского района Ставропольского края
Наименование материала: Прект
Тема: " Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения"
Раздел: дошкольное образование
ПРОЕКТ
«Воспитание толерантности у детей в условиях
многонационального окружения»
Пояснительная записка
Часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия
и
жестокости,
в
котором
главной
ценностью
является
единственная
в
своём
роде
и
неприкосновенная
человеческая
личность.
Но
мало
произносить
красивые
слова,
толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры
межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной
из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных
и
непохожих
друг
на
друга
культур.
В
законе
РФ
"Об
образовании"
говорится:
"Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей..." (ст.
"Принципы
государственной
политики
в
области
образования").
Аналогичные
задачи
находятся в Государственной концепции дошкольного воспитания: "В дошкольном детстве
ребенок
приобретает
основы
личностной
культуры,
ее
базис,
соответствующий
общечеловеческим
духовным
ценностям".
Дошкольное
образование,
неразрывно
связанное с социальными процессами и культурой общества.
Воспитание
основ
толерантной
культуры
необходимо
начинать
в
старшем
дошкольном возрасте, именно этот возраст является сенситивным для формирования и
развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. Под основами
толерантной
культуры
ребенка
старшего
дошкольного
возраста
понимаю
общечеловеческую
ценность,
отражающую
нравственную
основу
поведения
детей
в
обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных
групп.
В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые
методы
воспитания,
так
как
игра
является
основным
видом
деятельности
детей
дошкольного возраста.
Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста
приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё
невелик,
отсутствуют
стереотипы
сознания
и
поведения.
По
мере
роста
и
развития,
обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении
ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех
или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования
толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в
дошкольном учреждении
Воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому,
семье,
но
и
толерантного
отношения
к
представителям
национальностей,
культур
и
традиций. В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше
приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание.
Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со
своим исконным, а потом осваивать чужое. Мы живем в много национальном городе и
каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной
культурой.
Под толерантностью исследователи понимают:
ценностное
отношение
человека
к
людям,
выражающееся
в
признании,
принятии и понимании им представителей иных культур;
терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру каждого
человека, независимо от его пола, возраста, национальности, вероисповедания. Кроме
того, слово «толерантность» употребляется современными учеными и для обозначения
адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими,
не нарушая внутреннего равновесия.
Дошкольное
детство
—
это
время
достижений
и
проблем
не
только
одного
маленького
человечка,
но
и
всего
общества
в
целом.
В
этом
возрасте
происходит
формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время
взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее
как
результат
сотрудничества
людей
разных
национальностей,
разного
этнического
происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают,
возвращают в более гармоничное состояние.
Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного
возраста,
так
как,
именно
этот
возраст
является
сенситивным
для
воспитания
нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для
дальнейшего развития личности ребенка.
В
нашем
детском
саду,
как
и
во
многих
других
в
наше
время,
вместе
воспитываются
дети
разных
национальностей.
Надо
стараться
сделать
наш
дом
действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал
в него и живет вместе с нами.
Основы
толерантности
закладываются
у
дошкольников
в
проце сс е
непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной
игровой
деятельности,
всевозможных
экскурсий,
в
частности
посещение
библиотек
города, музея. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Одним из важных
звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие
педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и
поведения
ребенка
трудно
переоценить.
Родители
являются
первыми
и
основными
воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое
другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
Для
того
чтобы
работа
по
воспитанию
толерантности
у
дошкольников
была
плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов
деятельности дошкольников:
Проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с
культурой и традициями своего народа и народов мира;
Сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение
и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
Русские народные подвижные игры,
Проведение календарных праздников
Изучение народных праздников ближайших стран-соседей;
Знакомство детей с традициями народов разных стран;
Театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых
сказки народов мира
Знакомство детей с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в
разных странах;
Непосредственная
образовательная
деятельность,
созданная
на
материалах
различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в
сказочных ситуациях;
Сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
Проект
составлен
для
детей
4
-7
лет.
Модель
формирования
толерантного
поведения
разработан
с
учётом
возрастных
особенностей
детей,
содержание
воспитательно-образовательного процесса опирается на использование инновационных
педагогических технологий. Одной из таких технологий является метод проекта
Проект позволил организовать практическую работу по толерантному воспитанию
детей дошкольного возраста и помог разработать систему мероприятий с родителями и
педагогами ДОУ в данном направлении.
Гипотеза
Если
знакомство
с
национальными
традициями
будет
носить
комплексный
характер, пронизывающий все виды деятельности старшего дошкольника, осуществляться
в повседневной жизни, на специальных занятиях, то мы воспитаем любовь к своей родине,
к
своей
нации,
толерантное
отношение
к
представителям
других
национальностей,
сверстникам, их родителям.
Паспорт проекта
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Цели и задачи проекта.
Цель:
Формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного,
уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями
разных национальностей, культур, вероисповеданий.
Задачи:
1.Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного
отношения у всех участников образовательного процесса.
2.Пополнение материальной базы ДОУ.
3.Создание условий для развития толерантных отношений у детей дошкольного
возраста.
4.Разработка плана мероприятий, направленных на ознакомление с культурным
пространством людей разной национальности.
5.Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по
вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.
6. Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ.
7.Анализ результативности работы по навыкам толерантного взаимодействия всех
участников образовательного процесса.
После реализации данного проекта в группе ожидаются следующие
результаты:
Индикаторами
оценки
эффективности
проекта
будут
служить
следующие
показатели:
положительное отношение к реализации данного проекта – 100%;
участие родителей в проводимых мероприятиях -80%;
успешное усвоение детьми навыков толерантного отношения друг к другу
-100%;
положительный психологический климат в группе – 100%;
участие
и
помощь
педагогов
ДОУ
в
различных
мероприятиях
по
толерантному воспитанию -80%
Характеристика методов и средств реализации проекта:
1.Непосредственная образовательная деятельность, включающая различные виды
деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую
и др.- на основе единого содержания.
2. Беседы. Нам представляется важным использовать беседы в качестве не только
словесного метода на занятии, но и самостоятельной формы работы с детьми.
3. Видеопросмотры, которые могут использоваться в НОД, и в свободное время.
4.Развлечения и праздники с этнокультурной тематикой.
5.Фольклорные концерты и театрализованные представления.
6.Целевые прогулки, экскурсии.
Проект рассчитан на три года.