Напоминание

" Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения"


Автор: Елена Васильевна Филина
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР- детский сад №17"
Населённый пункт: г. Михайловск Шпаковского района Ставропольского края
Наименование материала: Прект
Тема: " Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОЕКТ

«Воспитание толерантности у детей в условиях

многонационального окружения»

Пояснительная записка

Часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия

и

жестокости,

в

котором

главной

ценностью

является

единственная

в

своём

роде

и

неприкосновенная

человеческая

личность.

Но

мало

произносить

красивые

слова,

толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры

межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной

из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных

и

непохожих

друг

на

друга

культур.

В

законе

РФ

"Об

образовании"

говорится:

"Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей..." (ст.

"Принципы

государственной

политики

в

области

образования").

Аналогичные

задачи

находятся в Государственной концепции дошкольного воспитания: "В дошкольном детстве

ребенок

приобретает

основы

личностной

культуры,

ее

базис,

соответствующий

общечеловеческим

духовным

ценностям".

Дошкольное

образование,

неразрывно

связанное с социальными процессами и культурой общества.

Воспитание

основ

толерантной

культуры

необходимо

начинать

в

старшем

дошкольном возрасте, именно этот возраст является сенситивным для формирования и

развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. Под основами

толерантной

культуры

ребенка

старшего

дошкольного

возраста

понимаю

общечеловеческую

ценность,

отражающую

нравственную

основу

поведения

детей

в

обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных

групп.

В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые

методы

воспитания,

так

как

игра

является

основным

видом

деятельности

детей

дошкольного возраста.

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста

приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё

невелик,

отсутствуют

стереотипы

сознания

и

поведения.

По

мере

роста

и

развития,

обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении

ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех

или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования

толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в

дошкольном учреждении

Воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому,

семье,

но

и

толерантного

отношения

к

представителям

национальностей,

культур

и

традиций. В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше

приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание.

Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со

своим исконным, а потом осваивать чужое. Мы живем в много национальном городе и

каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной

культурой.

Под толерантностью исследователи понимают:

ценностное

отношение

человека

к

людям,

выражающееся

в

признании,

принятии и понимании им представителей иных культур;

терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру каждого

человека, независимо от его пола, возраста, национальности, вероисповедания. Кроме

того, слово «толерантность» употребляется современными учеными и для обозначения

адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими,

не нарушая внутреннего равновесия.

Дошкольное

детство

это

время

достижений

и

проблем

не

только

одного

маленького

человечка,

но

и

всего

общества

в

целом.

В

этом

возрасте

происходит

формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время

взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее

как

результат

сотрудничества

людей

разных

национальностей,

разного

этнического

происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают,

возвращают в более гармоничное состояние.

Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного

возраста,

так

как,

именно

этот

возраст

является

сенситивным

для

воспитания

нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для

дальнейшего развития личности ребенка.

В

нашем

детском

саду,

как

и

во

многих

других

в

наше

время,

вместе

воспитываются

дети

разных

национальностей.

Надо

стараться

сделать

наш

дом

действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал

в него и живет вместе с нами.

Основы

толерантности

закладываются

у

дошкольников

в

проце сс е

непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной

игровой

деятельности,

всевозможных

экскурсий,

в

частности

посещение

библиотек

города, музея. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Одним из важных

звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие

педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и

поведения

ребенка

трудно

переоценить.

Родители

являются

первыми

и

основными

воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое

другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Для

того

чтобы

работа

по

воспитанию

толерантности

у

дошкольников

была

плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов

деятельности дошкольников:

Проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с

культурой и традициями своего народа и народов мира;

Сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение

и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

Русские народные подвижные игры,

Проведение календарных праздников

Изучение народных праздников ближайших стран-соседей;

Знакомство детей с традициями народов разных стран;

Театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых

сказки народов мира

Знакомство детей с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в

разных странах;

Непосредственная

образовательная

деятельность,

созданная

на

материалах

различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в

сказочных ситуациях;

Сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

Проект

составлен

для

детей

4

-7

лет.

Модель

формирования

толерантного

поведения

разработан

с

учётом

возрастных

особенностей

детей,

содержание

воспитательно-образовательного процесса опирается на использование инновационных

педагогических технологий. Одной из таких технологий является метод проекта

Проект позволил организовать практическую работу по толерантному воспитанию

детей дошкольного возраста и помог разработать систему мероприятий с родителями и

педагогами ДОУ в данном направлении.

Гипотеза

Если

знакомство

с

национальными

традициями

будет

носить

комплексный

характер, пронизывающий все виды деятельности старшего дошкольника, осуществляться

в повседневной жизни, на специальных занятиях, то мы воспитаем любовь к своей родине,

к

своей

нации,

толерантное

отношение

к

представителям

других

национальностей,

сверстникам, их родителям.

Паспорт проекта

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Цели и задачи проекта.

Цель:

Формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного,

уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями

разных национальностей, культур, вероисповеданий.

Задачи:

1.Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного

отношения у всех участников образовательного процесса.

2.Пополнение материальной базы ДОУ.

3.Создание условий для развития толерантных отношений у детей дошкольного

возраста.

4.Разработка плана мероприятий, направленных на ознакомление с культурным

пространством людей разной национальности.

5.Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по

вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.

6. Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ.

7.Анализ результативности работы по навыкам толерантного взаимодействия всех

участников образовательного процесса.

После реализации данного проекта в группе ожидаются следующие

результаты:

Индикаторами

оценки

эффективности

проекта

будут

служить

следующие

показатели:

положительное отношение к реализации данного проекта – 100%;

участие родителей в проводимых мероприятиях -80%;

успешное усвоение детьми навыков толерантного отношения друг к другу

-100%;

положительный психологический климат в группе – 100%;

участие

и

помощь

педагогов

ДОУ

в

различных

мероприятиях

по

толерантному воспитанию -80%

Характеристика методов и средств реализации проекта:

1.Непосредственная образовательная деятельность, включающая различные виды

деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую

и др.- на основе единого содержания.

2. Беседы. Нам представляется важным использовать беседы в качестве не только

словесного метода на занятии, но и самостоятельной формы работы с детьми.

3. Видеопросмотры, которые могут использоваться в НОД, и в свободное время.

4.Развлечения и праздники с этнокультурной тематикой.

5.Фольклорные концерты и театрализованные представления.

6.Целевые прогулки, экскурсии.

Проект рассчитан на три года.



В раздел образования