Автор: Верясова Лариса Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №21
Населённый пункт: Город Армавир, Краснодарский край
Наименование материала: Статья
Тема: Мини - музей в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
“Мини – музей в ДОУ”
В воскресный день с сестрой моей
Мы вышли со двора.
- Я поведу тебя в музей! –
сказала мне сестра.
Эти слова из стихотворения Сергея Михалкова многие из нас помнят с
детства. А многие ли у нас, отложив в выходной все насущные дела в
сторону, идут в музей?
Для начала давайте разберемся, что же такое музей.
Музей – от греческого “museion” (мусейон) – Храм муз; учреждение, которое
занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием
памятников истории и культуры.
В нашем городе есть Краеведческий музей, посвященный родному краю. А
как много существует различных видов музеев, о которых мы даже не
подозреваем. А рассказы с картинками вряд ли помогут детям понять, что это
такое и насколько интересно можно провести время в музее.
Именно поэтому создание макета музея в детском саду – это дополнительная
возможность расширить кругозор дошкольников, познакомить с
увлекательным миром предметов, историей их происхождения.
Итак, цель создания макета музея в ДОУ – это приобщение детей к
сокровищам истории, культуры, искусства, общечеловеческим ценностям
(отношения к природе, к социуму).
Если в обычном музее ребенок – лишь пассивный созидатель, то
здесь он соавтор, творец экспозиции.
И не только дети, а также их родители, братья и сестры. Ведь именно они
приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют
с детьми разные подделки, собирают коллекции. Макет – музей результат
общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Задачи макета – музея в детском саду.
- Совершенствовать педагогическое мастерство и творчество педагогов ДОУ
по созданию макетов.
- Обогащать предметно – развивающую среду ДОУ,
- Обогащать образовательный процесс новыми формами работы;
- Формировать у дошкольников представление о музее;
- Расширять кругозор;
- Содействовать укреплению связей ДОУ с семьей.
Формы работы с музеем – макетом.
- Мини – беседы с детьми.
- Экскурсии для детей и родителей.
- Самостоятельное рассматривание экспонатов.
- Творческие игры, образовательные путешествия.
- Чтение художественной литературы.
- Прослушивание аудио - материалов, просмотр мини – презентаций,
познавательных мультфильмов.
Педагогические функции музея:
- Образовательные:
- развитие зрительно – слухового восприятия, усвоение информации.
- использование дидактических материалов, расширяющих рамки
образовательной программы, стимулирующих интерес к искусству;
- Развивающие:
- активизация мышления;
- обогащение словарного запаса
- развитие интеллектуальных чувств, памяти.
- Воспитательные:
- формирование личностных качеств, взглядов, убеждений;
- становление умственного, нравственного, эстетического и экологического
воспитания.
Музеи природы.
Главное значение таких музеев – формирование научной картины мира и
поддержка интереса к миру природы.
Можно выделить два вида музеев природы:
1.
Музеи, в которых представлены любые объекты природы и экспонаты,
отражающие природные явления и процессы, их взаимозависимость.
2.
Тематика музеев второго вида может быть конкретной, например:
музей животных домашних, диких, животных леса или тундры; и т.д.
При большом многообразии видов музеев, мы остановились на музеях
природы. А именно выбрали тему нашему музею-макету: «Животный мир
Краснодарского края».
При формировании музея строго соблюдалось правило “Не навреди
природе!” – здесь нет пойманных и засушенных экспонатов. Это очень
важный воспитательный момент, на который следует обращать внимание
родителей. Многие из них в порыве энтузиазма предлагают наловить
бабочек, жуков. Все это наносит непоправимый вред природе, а главное,
формирует у ребенка потребительский подход к окружающему миру.
Создание мини – музея (музея – макета) в детском саду подарило нашим
воспитанникам и родителям много ярких, незабываемых впечатлений,
позволило создать слово “музей” привычным и привлекательным для детей.
Наш мини - музей всегда открыт для посетителей, а экспонаты используются
для проведения игр, занятий. Наш мини – музей это – познавательный и
воспитательный центр, а самое главное результат творческий, совместной
работы воспитателей, детей и родителей.
Для чего нужны музеи?
Для чего нужны музеи?
Чтобы знанья нам давать.
Посещая их, мы будем
Обо всем на свете знать.
Есть музей технический,
Есть биологический,
Есть музей игрушек
И лесных зверюшек
Вот краеведческий музей
Лишь откроешь в него дверь,
Флора с фауной зовут,
Мир природы создан тут.
Вот у самых у дверей
Чучела лесных зверей
Неподвижно здесь стоят
Рассмотреть их всем велят.
А налево от двери –
Дно морское рассмотри
Здесь и рыбки и ракушки
Водоросли и моллюски.
Приходите же в музей
Посещайте галереи!
И большие и ребята –
Рассмотрите экспонаты.
Полюбуйтесь на картины.
Отвлекитесь от рутины.