Напоминание

Речевое развитие


Автор: Зулинская Анна Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: ХМАО г.Сургут
Наименование материала: статья
Тема: Речевое развитие
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «Развитие речи дошкольников»

Речевое общение и развитие речи через обучение родному языку в

дошкольных

образовательных

организациях

одно

из

приоритетных

направлений

современного

дошкольного

образования,

что

находит

свое

отражение в федеральных государственных образовательных стандартах ДО.

Поэтому на сегодняшний день это одна из важнейших задач дошкольной

педагогики и психологии. В программе дошкольного учреждения решение

данной

задачи

включает

ряд

специальных

задач

через

образовательную

область «речевое развитие»: воспитание звуковой культуры речи, обогащение

и активизацию словаря, формирование грамматического строя речи, развитие

связной речи, а также воспитание интереса к художественному слову.

Речевое развитие в дошкольном образовании включает такие понятия

как,

владение

речью

как

средством

общения

и

культуры;

обогащение

активного

словаря;

развитие

связной,

грамматически

правильной

диалогической

и

монологической

речи;

развитие

речевого

творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух

текстов

различных

жанров

детской

литературы;

формирование

звуковой

аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Как известно, дошкольный период детства самый сензитивный для

овладения

речью

и

для

усвоения

всех

её

компонентов.

Но

богатая

синонимами, дополнениями, речевыми оборотами образная и связная речь у

детей дошкольного возраста – на самом деле редчайшее явление.

Вечно

занятые

родители

в

современном

обществе

часто

пускают

процесс развития речи своего малыша на самотек или просто забывают о том,

что дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. А

нередко и сами не владеют богатым языковым наследием русской культуры.

На

самом

же

деле

многие

малыши

просто

проводят

все

свое

время

за

просмотром

мультфильмов,

игрой

за

компьютером

или

играми

с

бесконечным объемом неодушевленных игрушек, редко слушают рассказы и

сказки из уст окружающих взрослых родственников (мамы, папы, бабушки,

дедушки и т.п.), а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи в

домашних условиях – вообще раритет.

Вот и приходится констатировать тот факт, что с речью ребенка к

моменту

поступления

в

школу

возникает

множество

проблем.

В

педагогическом сообществе ставя задачу по развитию речи специалисты в

области дошкольного образования должны знать с какими проблемами этой

сферы чаще всего сталкиваются воспитатели.

Типичные проблемы развития речи дошкольников:

1.

Ситуативная

речь.

Речь,

состоящая

из

простых

предложений,

односложная

по

составу.

Ребенок

не

может

правильно

строить

распространенные предложения.

2.

Бедность речи. Маленький словарный запас.

3.

Использование

в

речи

сленговых

или

нелитературных

слов

и

выражений (влияние СМИ, ТВ и Интернета)

4.

Бедная диалогическая речь проявляется в неграмотной и мало

понятной

формулировке

вопроса

или

построения

развернутого

ответа.

Обычно данная речь неуместна или непонятна.

5.

Неумение

построить

грамотный

образно-сюжетный

монолог,

плохая связная речь без логических переходов, лишних слов при пересказе

текста своими словами или описывая сюжет на заданную тему.

6.

Нет

логического

обоснования

своих

точек

зрения,

ответов

и

утверждений, своего личного мнения.

7.

Эмоционально-бедная

речь

без

навыков

культуры

речи:

отсутствуют интонационная линия, регулировка громкости голоса и темпа

речи, неправильная постановка ударений в словах и т.д.

8.

Непонятная дикция.

Как это можно исправить?

Не всегда можно надеяться только на детский сад. Подтверждения тому,

результаты

мониторинга

по

развитию

речи,

т.к.

часто

являются

недостаточными

только

речевые

занятия

в

ДОУ.

Необходимо

постоянное

общение в повседневной жизни и своевременное выявление проблем речевой

активности

малыша.

Родители

должны

проследить

за

такими

аспектами

развития

речевого

общения

крохи,

как

дикция,

построения

диалога

и

монолога

в

речи,

интонационные

составляющие

речевой

активности,

связность и логичность речи, а также содержательность её с обоснованием

своих ответов. Если этого нет, то придется приложить некоторые усилия и

возложить ответственность в этом вопросе на свои плечи.

В

этом

может

помочь

комплекс

упражнений

на

развитие

речи

в

домашних условиях. Он состоит из словесных игр направленных на развитие

разных речевых аспектов. Например, такой комплекс, который состоит из 5

упражнений.

Комплекс упражнений для развития речи дошкольника:

1.

«Беседуем по картинке»

Цель: развитие связной (контекстной) речи.

Содержание упражнения: играем по типу «вопрос-ответ», помните речь

взрослого

образец

для

речи

ребенка.

Задавайте

вопросы

используя

многообразие

вопросительных

слов,

фразеологизмы

или

предположения.

Задавайте уточняющие вопросы, просите ребенка проговаривать еще раз

полные ответы. Сами отвечайте на вопросы ребенка развернутыми логически

построенными предложениями.

2.

«Большой – маленький»

Цель: развитие сравнительной формы в речевой активности.

Содержание

упражнения:

Для

проведения

упражнения

понадобятся

картинки с предметами или игрушками разной величины и размера. Пример

диалога:

- Смотри, кто это на картинке?

- Девочка и мальчик.

- Какая девочка?

- Маленькая.

- Да, девочка младше мальчика, а мальчик ее старший брат. Мальчик

высокий, а девочка его ниже ростом.

- Какая коса у девочки?

- Большая.

- Да, коса у девочки длинная. Есть даже поговорка такая «Длинная коса

– девичья краса». Как ты думаешь, почему длинная коса считалась красивее

короткой?

И так далее.

Необходимо

использовать

синонимы

прилагательных

(«большой»

значит

длинный,

старший,

высокий,

широкий,

толстый,

огромный,

вместительный, великий и т.д.)

3.

«Вечер загадок»

Цель: расширять обобщающие понятия при отгадывании загадок.

Содержание упражнения: Название говорит само за себя, но это не

значит, что вы читаете загадку, а ребенок отгадывает. Немного усложните

задачу малышу. После того как он отгадал правильно задавайте уточняющие

вопросы

по

загадке.

Например,

всем

известная

загадка

"Красная

девица

сидит

в

темнице,

коса

на

улицу".

Спрашиваем,

что

это.

Если

ребенок

догадался об ответе и кричит "морковка", спрашиваем, почему. "Потому что

красная". Ну, клубника тоже красная – значит это тоже правильный ответ?

4.

«Интервью»

Цель: развивать логически связную диалогическую речь.

Содержание

упражнения:

При

этом

упражнение

задача

ребенка

усложняется тем, что ему как корреспонденту придется задействовать все

свои

языковые

навыки,

чтобы

грамотно

по строить

диалог

с

интервьюируемым – то есть с вами. Выбирайте разные темы для беседы. С

помощью

такого

игрового

упражнения

вы

можете

расширить

не

только

словарный запас ребенка, но и обогатить его знания об окружающим мире.

Поменяйтесь ролями и у вас появиться возможность проанализировать речь

ребенка.

5.

«Помоги понять, что сказал»

Цель: расширение словарного запаса оборотов речи (фразеологизмы,

пословицы, поговорки)

Содержание упражнения: Предложите ребенку вместе разобраться в

сути смысла фразеологической речи. Расскажите ребенку ряд фразеологизмов

или пословиц. Подумайте вместе с ним, что бы они могли означать. Это

увлекательное упражнение поможет окрасить связную речь новыми яркими

речевыми оборотами.

Если совсем нет времени на игровые упражнения есть другой прием.

Просите своего ребенка каждый вечер в непринудительной беседе рассказать,

как у него прошел день. Так вы получите полный «отчет» и будете в курсе

всех интересов ребенка. Пусть он поведает вам обо всем: где был, и с кем

разговаривал, и о чём разговаривал, и что видел по дороге домой, и во что

была одета бабушка, которая забирала его с плавания. Результат не заставит

себя

долго

ждать,

очень

скоро

знакомые

будут

удивляться

насыщенным

сложными предложениями и ярким оборотам речевых высказывании вашего

крохи.

Еще один незатейливый прием поможет вашему ребенку развивать

речь.

Это

совместные

дела

по

дому,

даче,

в

лесу,

на

площадке

и

т.п.

Объясняйте

ребенку

свои

действия,

проговаривайте

вслух

мысли.

При

обогащении и накапливании опыта малышом, с новыми впечатлениями от

общения со взрослыми развивается речь дошкольника.

Нельзя забывать и о совместном чтении художественных произведений,

сказок, детских стихотворений. Это кладезь образца речевой активности,

малыши

обожают,

когда

им

читают

с

выражением

и

эмоциональными

нотками, меняя голоса персонажей. А если добавить к этому пересказ, то

через некоторое время малыш сам начнет дополнять и делиться с вами

новыми творческими идеями маленького фантазера.

Это наиболее часто применяемые приемы и методы по развитию речи

ребенка

в

домашних

условиях

помогут

вашему

малышу

многократно

увеличить словарный запас и устранить дефекты речи, а также справиться с

недостатками речевого общения.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники