Напоминание

Экологическое воспитание дошкольников


Авторы: Климова Ильмира Ануваровна, Соавтор Дягтерь Марина Владимировна
Должность: заведующий МБДОУ
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №3 "Веселый улей"
Населённый пункт: Калининградская область, Гурьевский район п.Некрасово
Наименование материала: Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность
Тема: Экологическое воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экологическое воспитание

дошкольников через проектную

деятельность

авторы проекта:

Климова ИА. – заведующий МБДОУ «Детский сад №3 «Веселый улей»

Калининградская область Гурьевский район п.Некрасово ,

Дегтярь М.В.- директор Клайпедского дет.сад/ясли "Путинелис"

1

Паспорт проекта

Наименование

проекта

Проект «ГОРОД ПТИЦ»

Назначение

проекта

Проект для детей старших и подготовительных групп детских

садов

Сроки

реализации

проекта

Учебный год. Октябрь - Июнь

Разработчики

проекта

Климова ИА. – заведующий МБДОУ «Детский сад №3

«Веселый улей» Калининградская область Гурьевский район

п.Некрасово ,

Дегтярь М.В. - директор Клайпедского дет.сад/ясли

"Путинелис"

Направление

проекта

П р о е к т

о п р е д е л я е т

с од е р ж а н и е

и

о р г а н и з а ц и ю

образовательного процесса для детей дошкольного возраста 5-

7

лет

и

направлен

на

формирование

общей

экологической

культуры

Вид проекта:

Долгосрочный, групповой, творческий

Продолжител

ьность

проекта:

9 месяцев

Участники

проекта:

дети старших и подготовительных групп , родители

воспитанников, руководители и воспитатели дошкольных

учреждений

Возраст детей

5-7 лет.

Образователь

ная область:

Экологическое воспитание.

Характеристика проекта:

По

продолжитель

ности:

долгосрочный

По

содержанию

экологический;

По

смешанный, практико – ориентированный (присутствуют

2

доминирующе

й

деятельности

:

элементы информационного, творчески-игрового,

познавательного проектов);

По характеру

содержания:

ребенок + семья + природа;

По количеству

участников:

коллективный , групповой (участвуют дети, родители

воспитанников, воспитатели ДОУ, узкие специалисты).

По характеру

участию

ребенка в

проекте:

участник от зарождения идеи до получения результата;

Актуальность проекта:

* «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Дело в том, что заложить

любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в

младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и

взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно

своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

* Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе

стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом,

экологическое образование - актуальная и главная задача.

* В современных условиях, проблема экологического воспитания

дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

* Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное

значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный

и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства

очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и

интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и

психических возможностей, начало становления личности. В этот период

формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической

культуры.

* Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет

большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего

экологического образования. Результативность деятельности в системе

дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней

системы экологического образования.

* Большинство современных детей редко общается с природой.

Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего

окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе,

поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья,

травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей

дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в

природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-

исследовательской деятельности. Если ребенок хотя бы раз в дошкольном

3

возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в

дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования

ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать,

рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат,

экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения,

словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется

дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к

ведущему способу познания окружающего мира.

Тема проекта «ГОРОД ПТИЦ» выбрана не случайно. Ведь именно птицы

окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время

года

перед

зимующими

птицами

встают

жизненно

важные

вопросы:

как

прокормиться,

ведь

доступной

пищи

становится

значительно

меньше,

но

потребность

в

ней

возрастает.

Иногда

естественный

корм

становится

практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и

погибают. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать

экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым

друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок

мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой

проблеме И мы, взрослые должны научить воспитанников видеть это, пополняя

представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия

для общения ребенка с миром природы.

Проблема: Как привлечь птиц на территорию детского сада; развитие у детей

разговорной речи на основе составления рассказов, историй из личного опыта и

фантазии.

Главная

цель

проекта:

создание

условий

для

формирования

у

ребенка

элементов

экологической

культуры,

экологически

грамотного

поведения

в

природе, гуманного отношения к живым объектам природы -птицам. Изучение

детьми объектов живой природы зимующих птиц во взаимосвязи со средой

обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с

окружающим его большим миром природы.

Целеполагание:

Только

при

совместном

взаимодействии

с

семьей

и

разных

форм, методов и приемов работы: наблюдений, бесед, экологических игр, чтение

художественной

литературы

экологического

содержания,

включения

труда

в

природе в повседневную жизнь, мы можем говорить о формировании общей

экологической культуры у детей дошкольного возраста, и бережного отношения к

представителям животного мира –птицам.

Задачи:

Формировать у детей элементарные представления о птицах (характеристика,

внешние

признаки

птиц

способы

передвижения, особенности

внешнего

4

строения, позволяющие летать)

уточнить,

Уточнить

представления

о

знакомых

птицах,

условиях

их

обитания,

роли

человека в жизни птиц.

Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.

Формировать

осознанно-правильное

отношение

к

птицам

ближайшего

окружения,

желание

практически

сохранить,

поддержать,

создать

для

них

нужные условия.

Ознакомление с художественной литературой, участие детей в драматизациях

небольших отрывков произведений.

Принципы реализации проекта:

Плановость, систематичность, последовательность формирования знаний у

детей.

Тесная

взаимосвязь

теоретических

сведений

с

конкретными

практическими действиями.

Воспитательная ценность знаний и умений.

Поиск согласия в решении главных вопросов.

Осознанная деятельность всех участников педагогического проекта.

Методическая

работа

по

проекту:

формировать

потребности

в

изучении

детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах познавательного

образования детей дошкольного возраста;

Повышать профессиональный уровень в области методики приобщения детей к

наблюдениям и рассказыванию.

Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности.

Условия реализации проекта:

-заинтересованность педагогов ДОУ, детей, родителей воспитанников.

-регулярность, системность организации работы

-создание

материально-технических

условий,

использование

электронных

ресурсов и мультимедийного оборудования.

Критерии эффективности проекта

Рост

мотивации

к

изучению

проблемы

у

всех

участников

проекта.

Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников ДОУ на основе откры-

тости, взаимообогащения, установления и расширения деловых и творческих

контактов.

Предполагаемые результаты:

1.

Воспитать любовь к Природе (через прямое общение с ней, восприятие её

красоты и

многообразия мира птиц).

2.

Научить детей сопереживать её бедам (через восприятие отрицательной

человеческой

деятельности).

3.

Научить грамотно защищать природу и бороться за её сохранение (через

практическую

5

общественную деятельность)

4.

У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы- птицам,

должны знать и называть птиц, обитающих в их местности.

5.

Ребята

будут

бережно

относиться к

природе,

будут

стремиться

к

правильному поведению по отношению к живым объектам природы.

6.

Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

Познакомятся

с

запрещающими

и

разрешающими

экологическими

знаками, изобретут свои собственные знаки.

7.

У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы-

(птиц),

они

научатся

делать

выводы,

устанавливать

причинно-

следственные связи.

8.

Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных

времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.

9.

Ребята узнают значение птиц в жизни человека.

10.Ребята узнают значение птиц в жизни природы.

11. Ребята узнают много интересного из жизни птиц (домашние, лесные,..) . У

ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить птиц на

полезных

и

вредных,

и

тем

более,

руководствоваться

этим

в

своих

поступках по отношению к ним.

12.У детей будут сформированы навыки ухода за птицами в уголке природы.

13.Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой природы-птицами,

объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы :

* Все живые организмы имеют равное право на жизнь.

* В природе все взаимосвязано.

* В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в

другое.

14.Ребята

гуманно

станут

обращаться

со

всеми

объектами

природы

и

соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа

тоже таит в себе опасность для жизни людей.

15.К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое

просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей

детского сада.

Возможные риски:

Взрослые будут на мероприятиях соблюдать правила поведения в природе, а в

жизни как привыкли. У детей может возникнуть понимание того, что можно в

определенных

ситуациях

поступать,

по

отношению

к

природе,

хорошо,

а

в

других плохо.

Ресурсное обеспечение проекта

Материально-техническое

мультимедийные презентации, выполненные педагогами ДОУ,

информация в СМИ

уголки природы в групповых помещениях;

игротека;

6

видеотека;

методические и дидактические пособия, картотека.

зеленая зона на участке детского сада (общий цветник, уголок сада, уголок

леса со скворечниками, скворечники на территории детского сада, которые

будут называться одноименно «Городом пти»).

Система работы по проекту включает:

создание

предметной

среды-

художественная

литература,

иллюстрации,

атрибуты,

игрушки,

настольно

печатные

и

дидактические

игры,

самодельные альбомы родителей и детей…

РАБОТА ПО ПРОЕКТУ:

(октябрь) «Перелетные птицы»

1.

Знакомство детей с понятием перелетные птицы

2.

Работа на интерактивной доске по теме «Перелетные птицы»

3.

Посещения региональных парков

4.

Картинная галерея эдукационное занятие по теме «Перелетные птицы»

5.

Викторины и эдукационные занятия «Перелетные птицы»

6.

Детьми созданная анимация «Перелетные птицы»

(ноябрь и декабрь) «Зимующие птицы»

1.

Знакомство детей с понятием Зимующие птицы

2.

Работа на интерактивной доске по теме «Зимующие птицы»

3.

Творческие лаборатории с родителями по созданию кормушек для птиц

4.

Акция корм для зимующих птиц «Покормите птиц зимой»

5.

Картинная галерея эдукационное занятие по теме «Зимующие птицы»

6.

Театральные импровизации по докучным сказкам о птицах.

7.

Викторины и эдукационные занятия «Зимующие птицы»

(январь и февраль) «Домашние птицы»

1.

Знакомство детей с понятием «Домашние птицы»

2.

Работа на интерактивной доске по теме «Домашние птицы»

3.

Выращиваем цыплят (инкубатор с цыплятами).

4.

Творческие лаборатории с родителями «Птицы из бросового материала»

5.

Викторины и эдукационные занятия «Домашние птицы»

6.

Детьми созданная анимация «Домашние птицы»

(март и апрель) «Перелетные птицы, добро пожаловать домой»

1.

Знакомство детей с явлением, возвращение птиц в родные края (народные

приметы, праздники и традиции)

2.

Работа на интерактивной доске по теме «Перелетные птицы, добро

7

пожаловать домой»

3.

Творческие конкурсы стихи и песни

4.

День скворечника

5.

Викторины и эдукационные занятия «Перелетные птицы, добро

пожаловать домой»

6.

Посещение с детьми Орнитологической станции

7.

Детьми созданная анимация «Добро пожаловать домой!»

(Май ) «Экзотические птицы»

1.

Знакомство детей с понятием «Экзотические птицы»

2.

Работа на интерактивной доске по теме «Экзотические птицы»

3.

Творческие лаборатории с родителями «Экзотические птицы из бросового

материала»

4.

Посещение мини Зоопарка

5.

Викторины и эдукационные занятия «Экзотические птицы»

6.

Выставка творческих работ в детской библиотеке

7.

Детьми созданная анимация «Город птиц»

8

Приложение Правила поведения в природе

КАК ПОДКАРМЛИВАТЬ ПТИЦ

Укрепляя кормушку, не обламывайте ветки.

Не прибивайте кормушку к стволу дерева.

Сметайте с кормушки снег.

Не кладите в кормушку куски хлеба, корки мандаринов, макароны. Птицы это

не едят! Им нужны семечки подсолнуха, арбуза, тыквы. Можно добавлять к

семенам крошки белого хлеба, кусочки не соленого сала.

КАК ОХРАНЯТЬ ПТИЦ.

Не бегайте, не шумите в лесу, не беспокойте птиц и зверей.

Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам хищники могут

отыскать и разорить гнезда.

Не прикасайтесь к гнездам, иначе птицы-родители могут его покинуть

Весной вначале лета не берите в лес собаку. Она может поймать плохо

летающих птенцов.

Не ловите и не уносите домой здоровых птенцов.

Подкармливайте птиц зимой.

В начале весны стройте домики для птиц и развешивайте их в садах и

парках.

Берегите пернатых! Если бы не птицы, бесчисленные полчища насекомых

давно погубили бы нашу планету.

9



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники