Напоминание

«Закономерности психологических изменений в развитии детей, необходимые для успешного обучения его в школе»


Автор: Овчинникова Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №34"
Населённый пункт: Томская обл.ЗАТО г.Северск, п.Самусь
Наименование материала: статья
Тема: «Закономерности психологических изменений в развитии детей, необходимые для успешного обучения его в школе»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Закономерности психологических изменений в развитии детей,

необходимые для успешного обучения его в школе»

В семье подрастает бедующий первоклассник. Как подготовить ребенка к

школе? Какие умения, навыки должны быть сформированы к концу

дошкольного детства?

Обучение в школе и подготовка к нему связаны с необходимостью учета

важных психологических закономерностей развития детей в

интеллектуальной , личностной, волевой сферах.

Безусловно широкий кругозор и разностороннее представление о явлениях

окружающей действительности необходимы ребенку. Однако овладевать он

ими должен в тесной связи с развитием мышления. Важно учить детей

сравнивать, анализировать и обобщать полученную информацию, доказывать

свою собственную точку зрения, делать самострельные выводы, высказывать

суждения.

Выгоцкий отмечал, что интеллектуальная готовность заключается не только в

сумме усвоенных ребенком знаний, но и в уровне развития самих

интеллектуальных процессов: «Ребенок должен уметь выделять

существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать

их, видеть сходное и отличное. Он должен научиться рассуждать, находить

причины явлений, делать выводы, уметь обобщать»

Многие исследователи потенциальных способностей развития детей

единодушны в том, что достаточно высокого уровня познавательной

деятельности дошкольники достигают, только если обучение в этот период

направлено на активное развитие мыслительных процессов. Способности

ребенка без соответствующей тренировки постепенно угасают. Доказано, что

дети лучше запоминают то, что активно узнали сами. Поэтому задания,

предлагаемые детям, должны не содержать прямых ответов, а заставлять их

думать, рассуждать, доказывать и делать вывод.

В дошкольном возрасте ребенок, действуя с предметами, овладевает

наглядно- действенным мышлением. А затем и наглядно- образным

мышлением. Ребенок, опираясь на наглядное представление об объектах и

явлениях окружающего мира, учится выделять их существенные признаки,

классифицировать предметы, понимать их схематическое изображение. При

возникновении перед ребенком определенных задач, он ищет пути их

решения, представляя себе реальную ситуацию.

Однако усвоение существенных признаков предметов и явлений, сопряжено с

трудностями. В дошкольном возрасте ребенок еще мыслит наглядными

образами и часто не может отвлечься, абстрагироваться от некоторых свойств

предметов, бросающихся в глаза.

Рассматривая готовность детей к школе, необходимо особое внимание

обратить на уровень развития речи ребенка. Развитие речи идет в двух

направлениях:

1.Интенсивное пополнение словарного запаса, усваивается морфологическая

система языка, на котором говорят окружающие.

2.Речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания,

восприятия, памяти, воображения, мышления). Старший дошкольник

способен общаться на уровне контекстной речи. Эта речь формируется по

мере того, как ребенку приходится рассказывать о том, что незнакомо

собеседнику. Данная форма приходит на смену ситуативной речи.

Д,Б Эльконин, рассматривая речевое развитии детей в дошкольный период,

так же указывает на то, что появление новых речевых форм связано с

возникновением у детей новых потребностей общения и деятельности.

«Новыми задачами общения , требующими передачи ребенком своих

впечатлений, полученных непосредственно контакта со взрослым». Уровень

развития речи к концу дошкольного возраста должен позволять ребенку

свободно выражать свои мысли, грамотно строить фразы, понимать и

воспроизводить услышанную речь вне опоры на наглядную ситуацию.

Помимо интеллектуальной готовности в личностной сфере дошкольника

происходят изменения. Новообразованием в личностной сфере становятся

наличие потребности ребенка в общении и взаимодействия со сверстниками.

Сформированность личностной готовности позволяет первокласснику

включиться в учебный процесс в качестве его активного участника,

подчинять свое поведение правилу, полноценно сотрудничать с партнером,

помогать и содействовать ему.

Важные изменения происходят к концу дошкольного возраста и волевой сере.

Ребенок приобретает способность делать не только то, что ему хочется, но и

то, что требует учитель. В это время ребенок может сознательно управлять

своим поведением, добиваться достижения поставленной цели, преодолевать

трудности. Произвольность формируется в игре детей, на занятиях в детском

саду, при выполнении повседневных поручений взрослого. Значимым для

развития произвольно поведения выступает и организующая помощь

взрослого. Речевые указания взрослых регулируют поведение ребенка.

Постепенно он приобретает умение самостоятельно управлять своим

поведением, регулировать собственные действия.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники