Автор: Баннова Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСОВ №250
Населённый пункт: с.Вольно -Надеждинское Приморский край Надеждинский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект НОД "Что мы знаем о железной дороге"
Раздел: дошкольное образование
Конспект ООД по познавательному развитию
Тема: "Что мы знаем о железной дороге?"
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель:
Создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников
в процессе знакомства с железнодорожной дорогой
Задачи:
Обучающие задачи:
Знакомить детей с историей железнодорожной дороги ;
формировать знания детей об окружающем мире – железной дороге, поездах,
железнодорожных профессиях;
способствовать ранней профориентации на профессии железнодорожного
транспорта;
Развивающие задачи:
развивать познавательные процессы детей: наблюдательность, способность
замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать
результаты;
-развивать активную речь детей в процессе сравнения, анализа, в поиске
идентичности и различия предметов;
-развивать самостоятельность, активность, умение работать в коллективе.
активизировать речь, расширять и обогащать словарь детей
Воспитательные задачи:
воспитывать интерес к железной дороге, уважения к труду
железнодорожников
способствовать проявлению положительных эмоций;
воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в
процессе решения познавательной задачи.
Предварительная работа:
чтение сказки Н.Михайловой “Непослушный
вагон”, стихотворения
С.Маршака “Багаж”, чтение цикла рассказов Б.С. Житкова « Железная
дорога»
отгадывание загадок на железнодорожную тематику;
рассматривание иллюстраций;
знакомство с профессиями железнодорожной магистрали;
рисование на тему «Мои родители – железнодорожники».
аппликация “ Грузовой вагон ”;
рисование “ Пассажирский вагон ”.
Оборудование: видеопроектор, экран, портативный компьютер,
презентация “ Наша железная дорога”.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите это карта нашей страны. А красными линиями
на ней нанесены железные дороги . Они расходятся во все стороны, по городам и
селам. И днем и ночью по железной дороге мчатся поезда. Железная дорога как
единый большой организм работает без отдыха. И сегодня мы с вами совершим
небольшое путешествие по железной дороге.
А сейчас отгадайте загадки:
1Что такое отгадай
Не автобус, не трамвай,
Хоть питается бензином,
Но колеса не резиновые (тепловоз)
2.Поднял кверху две руки,
Взял две жилы в кулаки.
Дай еще хоть рельсов пару
Прокачу я вас на славу! (электровоз)
3. Ем я уголь, пью я воду,
Как напьюсь – прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колес
И называюсь… (паровоз)
Чем отличается паровоз от электровоза ? (Паровоз работает от пара, а электровоз
от электричества)
Где был построен первый в мире паровоз
(Первый в мире паровоз был изобретен и построен в Англии
?)
Кто построил первый паровоз и железную дорогу в России?
(В России первыми изобретателями паровоза и железной дороги были отец и сын
Черепановы.)
Где была построена первая железная дорога в России?
(Первая железная дорога была построена от С- Петербурга до Царского села, и
называлась она Царскосельская )
Почему про первые паровозы говорили «самовар в упряжке ходит»?
.
( Паровоз передвигался при помощи пара)
Молодцы, ребята! Теперь скажите мне, чем отличается тепловоз от электровоза?
(
Тепловоз работает на дизельном топливе, а электровоз на электричестве
)
Ребята, скажите мне, пожалуйста, какие бывают поезда (
пассажирские, грузовые
)?
Воспитатель: Правильно, железнодорожные составы бывают грузовые и
пассажирские. Чем отличается пассажирский поезд от грузового? (
Пассажирский
перевозит людей, а грузовой разные грузы)
А что общего между пассажирским и грузовым поездом? (
Локомотив и вагоны
)
Какие виды грузовых вагонов вы знаете и для перевозки каких грузов они
предназначены
( товарный вагон, платформа, цистерна, хоппер
)
Молодцы, а сейчас мы с вами немножко поиграем (физминутка)
Мы в вагончиках сидим
Мы сидим, мы сидим. (повороты головы вправо и лево)
И в окошечко глядим
Весело глядим.
Едет, едет паровоз (руки согнуты в локтях, пальцы в кулачок)
Чух –чух-чух, чух-чух-чух
Ребятишек он повез
Чух –чух-чух,чух-чух-чух
А колесики стучат (ударять по коленям)
Так-так-так, так-так-так
Будто с нами говорят
Так-так-так, так-так-так.
Громко делаем гудок (рука согнута в локте)
Ту-ту-ту, ту-ту-ту.
Подъезжает паровоз
Ту-ту-ту, ту-ту-ту.
Едет, едет паровоз (руки согнуты в локтях, пальцы в кулачок)
Чух –чух-чух, чух-чух-чух
Ребятишек он привез
Чух –чух-чух,чух-чух-чух ( дети садятся на места)
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие. Чтобы железная дорога работала
без
перебоев,
ее
обслуживают
люди
разных
профессий.
О
них
мы
сейчас
и
поговорим.
1Они работают не в кабинете,
Их место - отрезок пути,
Могут много километров
С инструментом в руках пройти.
Они выносливы и закалены,
Решительны и тверды,
Исправляют поломки на рельсах,
Чтоб в поездках не вышло беды. (монтер пути)
1Что делает на железной дороге монтер пути?
( Монтер пути – рабочий, который ремонтирует железнодорожный путь)
2. Каким должен быть монтер пути,
(Он должен быть сильным, внимательным, выносливым, сообразительным)
2.Они усталость, позабыв,
Не спуская взора с рельс мелькания,
Приведут локомотив,
Уложившись в сроки расписания.
(машинист и пом.машиниста )
1.
Кто такой машинист и что он делает на железной дороге?
( Машинист – управляет локомотивом).
2. Каким должен быть машинист, чтобы успешно работать на железной дороге?
Он должен быть внимательным, сообразительным; наблюдательным;
решительным; дисциплинированным; ответственным)
3.Он – вежливый, добрый, но строгий –
Работник железной дороги.
Пассажиров он встречает
Их билеты проверяет,
Говорит, куда пройти,
Чаем потчует в пути. (проводник)
1.Кто такой проводник железной дороги?
Проводник –хозяин пассажирского вагона. Следит за состоянием вагона,.
Обслуживает пассажиров, обеспечивает безопасность их посадки и высадки,.
Информирует пассажиров о названиях пунктов остановок и продолжительности
стоянок поезда,
4.
Трудным делом занят он
От зари до вечера,
Отправляет поезда и сюда, и туда.
Он вручает машинистам -расписание,
Отдает телеграфистам приказания.
Очень важная работа у…(диспетчера)
Кто такой диспетчер и что он делает на железной дороге?
(
Диспетчер следит за движением поездов по станции в соответствии графиком, а также за
соблюдением безопасности движения)
.
5 Пропускает поезда,
Знает все-кому куда.
Примет поезд и отправит,
Зря на месте не оставит.
(дежурный по станции)
Что делает на железной дороге дежурный по станции?
(
Он принимает, отправляет и пропускает
поезда на станции
).
Воспитатель:
От вагона до вагона кто шагает вдоль перрона?
Кто за смазкою следит, каждый болтик оглядит?
Молотком коротконосым по стальным стучит колесам
И выслушивает их, словно врач своих больных?
Чтоб аварии в пути не могло произойти? (осмотрщик)
Что делает осмотрщик?
(
Следить за состоянием не только локомотива, но и всех вагонов.
Он проходят вдоль поезда и специальным молотком на длинной ручке простукивают буксы и
колесные пары. Без его сигнала о том, что все благополучно, поезд дальше не поедет)
А как вы думаете, каким должен быть осмотрщик? ( Он должен быть
внимательным, наблюдательным, у него должен быть хороший слух )
Воспитатель: Если осмотрщик нашел какую-либо неисправность в вагоне или
поезде куда он должен отправить их? (
Не исправные вагоны и поезда отправляют в депо на
ремонт
) Кто занимается ремонтом локомотивов и вагонов?
( Ремонтом занимаются
слесари-ремонтники)
Сейчас ребята вы тоже станете слесарями- ремонтниками. Вы должны будете
собрать поезд, чтобы он смог отправиться в путь.
Проводиться дид игра « Собери поезд»
Воспитатель: молодцы ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, и когда
станете взрослыми, сможете работать на железной дороге вместе со своими
родителями.
Первый паровоз в России (рис. 1) был построен в 1833-1834 гг. уральским
крепостным механиком Ефимом Алексеевичем Черепановым и его сыном
Мироном Ефимовичем на Нижие-Тагильском заводе. Этот паровоз перевозил до 3,2
т груза со скоростью около 16 км в час. В 1835 г. Черепановы построили второй,
более мощный паровоз, перевозивший около 16 т груза. При постройке этих
паровозов русские механики внесли много технических новшеств, которые
впоследствии нашли применение в паровозостроении.
Паровоз Черепановых