Автор: Лунева Ольга Юрьевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Лесной, Свердловская область
Наименование материала: НОД по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Путешествие на необитаемый остров"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 20 «Ласточка» комбинированного вида
Конспект
НОД по физической культуре
для детей старшего дошкольного возраста
«Путешествие на необитаемый остров»
Лунева Ольга Юрьевна
,
инструктор по физической культуре,
первая квалификационная категория
Цель - совершенствование умения выполнять основные движения осознано быстро и
ловко. Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни. Закрепление
представлений о значении правил гигиены.
Задачи:
Образовательная – упражнять в равновесии, в прыжках в длину, формировать умение
группироваться при подлезании в обруч боком, упражнять в ходьбе и беге колонной по
одному, с соблюдением дистанции. Дать детям элементарные сведения о внутренних
органах (сердце). Активизировать познавательную (умение работать по схемам) и
речевую деятельность. Расширять словарный запас детей.
Оздоровительная – формировать системы и функции организма, укреплять здоровье,
оптимальность
физической
нагрузки,
двигательной
активности,
развивать
координацию движений на основе уже накопленного детьми опыта.
Развивающая – развивать физические качества: ловкость, быстроту, выносливость;
развивать память, мышление, внимание;
Воспитательная –
воспитывать
осознанное
отношение
к
своему
здоровью;
формировать потребность в регулярных занятиях физической культурой, стремление в
расширении
своего
двигательного
опыта, способствовать
формированию
положительных эмоций.
Интеграция с образовательными областями: «Физическое развитие»; «Социально-
коммуникативное развитие»; «Речевое развитие»; «Познавательное развитие».
Оборудование:
Купол-парашют; фитболы по количеству детей; карты – схемы для создания полосы
препятствий; гимнастические скамейки; обручи для подлезания в подставках; обручи
большого размера для прыжков в длину; корзины с малыми мячами; обручи малого
размера для подвижной игры.
Предварительная работа
Создание конспекта НОД;
Рассматривание и работа по картам и схемам;
Беседы о ЗОЖ и строении человека.
Индивидуальная работа.
При ходьбе по повышенной опоре обращать внимание детей на осанку;
В передвижениях по залу бегом соблюдать дистанцию;
Выполняя
подлезание
в
обруч,
плотнее
группироваться,
опуская
голову
к
коленям;
В прыжках через обручи не останавливаться, выполняя следующий прыжок.
Предполагаемый результат
- приобретение навыков правильного дыхания; развитие физических качеств –
ловкость, выносливость, быстрота;
- повышение интереса к занятиям по физической культуре
-восстановление психоэмоциональной регуляции организма: нервной системы,
улучшению настроения, повышение двигательной активности.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
1.Подготовительная часть. Организационный момент.
Инструктор по ФИЗО: - Здравствуйте, ребята! Вы сегодня пришли в физкультурный
зал для того, чтобы заниматься физкультурой. А как вы думаете для чего необходимо
заниматься физкультурой? (Ответы детей).
Инструктор по ФИЗО: - Для того, чтобы проверить какие вы ловкие, сильные и
выносливые – я предлагаю вам пожить на необитаемом острове. (На остров дети
отправляются на «корабле». Встав врассыпную по залу, дети, покачиваясь из стороны в
сторону, представляют, что плывут на корабле)
Инструктор
по
ФИЗО:
-
Впереди
необитаемый
остров,
высаживаемся
на
сушу.
Перестраиваемся в колонну по одному и двигаемся к месту нашей стоянки.
Ходьба:
обычная,
в
колонне
по
одному,
на
носках,
пятках,
с
выполнением
упражнений для мышц рук (вертикальные махи прямыми руками поочередно вверх и
вниз), ходьба в полуприседе. Бег: легкий, с соблюдением дистанции, широким шагом,
со сменой направления. Упражнение на дыхание: вдох через нос, руки через стороны
вверх; выдох через рот, руки через стороны вниз.
2.Основная часть
Инструктор по ФИЗО:
- Мы долго искали место, где будет стоять наш лагерь.
Вот отличное место для
стоянки,
здесь
поставим
нашу
палатку.
Но
прежде
чем
ложится
спать,
я
хочу
поговорить с вами о правилах личной гигиены. Зачем нужно соблюдать чистоту?
(Ответы детей). А чем опасна грязь? (Ответы детей). Как можно победить грязь, а
значит микробов?
Инструктор по ФИЗО предлагает детям сесть в центре зала и накрывает их куполом-
парашютом (это палатка для ночлега). Через некоторое время парашют снимается.
Инструктор по ФИЗО:
- Вот и прошла ночь, пора приниматься за дело. Необходимо обеспечить себя водой и
продуктами питания, а чтобы настроение было бодрым, я предлагаю начать день с
разминки. Посмотрите, сколько здесь больших камней, давайте с ними разомнемся
(детям предлагается взять фитбол).
ОРУ с фитболами. (проверка посадки, спина прямая, бедра полностью располагаются
на фитболе, стопы прижаты к полу, стоят параллельно друг другу перед фитболом.)
1.
И.п.: сидя на фитболе, руки на поясе. 1-наклон головы к правому плечу,2-и.п.,3-
наклон головы к левому плечу,4-и.п.(8-10раз). Обращать внимание на осанку при
выполнении упражнения.
2.
И.п. тоже, руки опущены вдоль туловища. «Волна». 1-4-поочередное опускание и
поднимание
плеч.
Выполнять
движения
плавно,
без
рывков
с
небольшой
амплитудой,
следить
за
постановкой
стоп
и
осанкой.
(10-15сек.)
скорость
выполнения упражнения высокая.
3.
И.п. тоже, руки на поясе, ноги широко расставлены, стопы устойчиво стоят на
полу.1-наклон туловища вправо,2-и.п.,3-наклон влево,4-и.п.(8-10раз). Обратить
внимание детей на правильность выполнения наклона вбок, а не вперед-вбок.
Амплитуда
наклонов
в
сторону
средняя,
спина
при
и.п.
должна
оставаться
прямой. Темп выполнения средний.
4.
И.п.: основная стойка на полу за фитболом, руки на поясе.1-поднять вперед-
вверх прямую правую ногу, пронести её сверху над мячом слева направо,2-и.п., 3
–то же с левой ноги,4-и.п. (8раз). Стараться сохранять устойчивое положение
тела при выполнения упражнения, фитбол должен лежать на полу в упоре на
ручку для устойчивого положения.
5.
И.п.: сидя на полу на пятках, руки прямые лежат на мяче, фитбол расположен
перед
ребенком
в
устойчивом
положении.1-подняться
с
пяток
на
колени
выпрямить туловище голову приподнять,2-сед на правое бедро,3-выпрямиться,
встав на колени,4-сед на левое бедро. (8раз) темп выполнения средний, руки все
время остаются на фитболе, спина прямая.
6.
И.п.: сидя на фитболе, держа его за ручки. Выполняют прыжки на месте на мяче
(30сек.-1 мин.) Выполняя прыжки, обратить внимание детей на толчок от пола
ногами, а не фитболом. Восстановление дыхания.
Инструктор по ФИЗО:
- Ребята, посмотрите, я нашла карты-схемы, думаю, что это тропа к роднику и дорога
за едой.
Педагог
показывает
карты-схемы
полосы
препятствий,
которые
дети
должны
построить сами (по необходимости с помощью взрослого).
- Я предлагаю разделиться на две подгруппы построить дороги и заняться сбором воды
и пищи.
Первая полоса препятствий: дети располагают гимнастическую скамейку вдоль одной
стороны зала, дальше выкладывают 2 обруча (D-100см), корзина с мячами малого
размера («фрукты»).
Вторая полоса препятствий: гимнастическая скамейка, поставленная вдоль другой
стороны
зала,
корзина
с
«фруктами»,
3
обруча
для
подлезания
в
подставках,
расположенных перпендикулярно скамье на расстоянии 70-80см друг от друга.
На линии старта пустая корзина для сбора «фруктов».
Дети делятся на две подгруппы и выполняют задания на полосе препятствий.
Первая подгруппа.
Ходьба по скамейке, приставляя пятку одной ноги к носку другой,
спуск со скамейки, выполнение прыжков в длину с места через обручи- «ямы» (2раза).
Взять малый мяч, вернуться на линию старта по прямой, положить мяч в корзину для
сбора «фруктов». (Страховка педагогом обязательна, обращать внимание на осанку при
выполнении ходьбы по повышенной опоре. В прыжках обратить внимание на силу
отталкивания от пола ногами, стараясь не останавливаться после первого прыжка.)
Вторая
подгруппа. Ходьба по гимнастической скамье боком приставным шагом, в
конце
спуститься,
взять
в
корзине
малый
мяч,
возвращаться
на
старт,
выполняя
подлезание правым и левым боком поочередно в 3 обруча (2 раза). Убрать мяч в
корзину для сбора. (Педагог страхует детей, обращает внимание на прямую спину, при
выполнении задания на скамье). Выполняя подлезании в обруч, обращать внимание на
плотность группировки тела и на руки.
Инструктор по ФИЗО: - Второй день подошел к концу. Мы смогли добыть пищу и
воду,
сегодня
можем
умыться. Релаксационный
момент.
Закройте
глаза
и
представьте, что перед вами большой чан с чисто и прозрачной водой. Наберите в
ладошки воду. Почувствуйте, какая она прохладная. Полейте воду на лицо, чувствуйте,
как вода ласкает вас, как вам становится приятно и настроение улучшается. Вместе с
водой утекает вся ваша усталость. Вам хорошо, спокойно. Полежите так немного,
послушайте, как шумят волны. Откройте глаза, улыбнитесь друг другу. Ну, а теперь
можно устраиваться на ночлег. (Инструктор по ФИЗО предлагает собраться детям в
центре зала, накрывая их парашютом).
Инструктор по ФИЗО:
- Ребята, за дни, проведенные на необитаемом острове, вы показали какие вы ловкие и
сильные. Значит - наши занятия физкультурой прошли не зря. Они укрепили наш
организм. Скажите, а какие важные органы нашего организма вы знаете? (Ответы
детей). Да, сердце очень важный орган. Давайте найдем у себя место, где стучит
сердце. С какой стороны оно стучит? (Ответы детей). А вы слышите стук сердца?
(Ответы детей) Ребята, а как вы считаете – у сердца бывает отдых? (Ответы детей)
Сердце
работает
постоянно,
даже
когда
человек
спит. Его
нужно
тренировать
и
заниматься физкультурой. Сердце похоже на большой насос, который качает кровь. А
кровь,
в
свою
очередь,
по
всему
организму
разно сит
п и т ат е л ь н ы е
вещества. Подумайте, в каких случаях сердце начинает работать быстрее и усиленно?
(Ответы детей). А когда – спокойно? (Ответы детей). Когда бегаешь, сердце работает
быстрее. Сейчас мы это докажем. Приложите ладонь к сердцу и, прислушайтесь, как
стучит
ваше
сердце?
(Ответы
детей).
А
теперь
попрыгайте,
побегайте
на
месте.
Приложите руку к сердцу. Что изменилось? (Ответы детей).
Сердце, сокращаясь, выталкивает красную реку крови в кровеносные сосуды (артерии
и
вены).
По
ним
плывут
клетки-пароходы:
белые
и
красные.
Красные
развозят
кислород во все уголки нашего организма, а белые защищают нас от вредных вирусов,
не давая заболеть. Проводят подвижную игру «Атака на вирусы»
3.Заключительная часть.
-
Ребята,
давайте
присядем
возле
нашего
костра
(после
игры
дети
садятся
у
импровизированного костра в ожидании парохода). Ребята, прислушайтесь, кто-то
пищит. Да это же комары. Давайте мы их прогоним струей воздуха. Выполняется
дыхательная гимнастика «У костра».
Инструктор по ФИЗО:
- Ребята, у нас с вами было три интересных дня, проведенных на необитаемом острове.
Мы преодолевали препятствия и некоторые трудности, за эти дни вы показали, какие
вы ловкие и сильные. Значит - наши занятия физкультурой прошли не зря, и они
укрепили наш организм.
- Слышен гудок парохода. Пора возвращаться домой. Поплыли. (Дети, покачиваясь из
стороны в сторону, представляют, что плывут на «корабле») - Что в сегодняшнем
путешествии
вам
особенно
понравилось,
а
чем
вы
остались
недовольны
(ответы
детей). Я желаю вам здоровья, успехов и продолжать развивать свои физические
качества, которые пригодятся вам во время учебы в школе. До свидания!
Методическая литература:
1. Власенко Н.Э. Фитбол-гимнастика в физическом воспитании детей дошкольного
возраста (теория, методика, практика). – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-
ПРЕСС», 2018.
2. Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В. Фитбол-аэробика для дошкольников «Танцы на мячах».
Парциальная программа. – СПб.: ООО, ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2016.
3. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения,
спортивно-досуговые мероприятия/ авт. – сост. О.Ф. Горбатенко Т.А. Кардаильская,
Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2008.
4. Тематические праздники и развлечения: комплексно-тематическое планирование,
сценарии по программе «От рождения до школы». Старший возраст/ О.Н. Арсеневская
и др, - Волгоград: Учитель, 2014.