Автор: Яшинина Светлана Леонидовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 18
Населённый пункт: Киров
Наименование материала: Урок
Тема: Свойства прямоугольного треугольника
Раздел: среднее образование
Урок геометрии в 7 классе по теме
«Свойства прямоугольного треугольника»
Тип урока - урок открытия новых знаний
Цель урока - создать ситуацию на уроке, в которой обучающиеся «откроют» новые
знания и поймут их применение при решении задач.
Задачи:
Образовательные:
•
помочь учащимся «открыть» свойства прямоугольных треугольников,
•
формировать умение применять их при решении задач базового уровня.
Развивающие: развитие УУД обучающихся.
Воспитательная: учить прислушиваться к мнению своих товарищей.
УУД:
Личностные:
осознают
смысл
учения
и
понимают
личную
ответственность
за
будущий результат
Регулятивные:
учатся составлять план действий; осознает то, что уже освоено, и что
еще подлежит усвоению, может поставить учебную
Познавательные: учатся составлять устные высказывания; устанавливать причинно-
следственные связи.
Коммуникативные:
учатся слушать и слышать; выражать свои мысли, строить
высказывания
Этапы урока:
1. Этап мотивации
2. Этап актуализации и фиксирования затруднения в пробном действии
3. Этап выявления места и причины затруднений
4. Этап построения проекта выхода из затруднения.
5. Этап реализации построенного проекта
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону
8. Этап рефлексии и контрольно-коррекционной деятельности
9. Дифференцированное домашнее задание
Ход урока
1. Этап мотивации
Здравствуйте, ребята садитесь.
«Треугольник - клетка геометрии.» Иван Фёдорович Шарыгин
Поэтому сегодня мы будем говорить о треугольниках.
2. Этап актуализации и фиксирования затруднения в пробном действии
(на доске расположены различные треугольники)
На какие 2 группы можно разбить эти треугольники?
Фронтальная беседа.
- как называются стороны прямоугольного треугольника?
- какая сторона треугольника называется гипотенузой?
- какая сторона треугольника называется катетом?
3. Этап выявления места и причины затруднений
- Св-ва каких их перечисленных треуг-в мы знаем?
А свойства прямоугольных треугольников? (не знаем)
-Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке?
(Свойства прямоугольных треугольников)
Сегодня мы работаем на листочках, подпишите их, запишите тему урока - (Свойства
прямоугольных треугольников)
4. Этап построения проекта выхода из затруднения.
Ребята мы с вами сегодня будем исследователями. У вас на столах для каждой группы есть
задание. Вам нужно практическим путем определить взаимосвязь между сторонами и углами
прямоугольного треугольника, сделать вывод о сумме острых углов с помощью линейки и
транспортира. Вы работаете в парах, поэтому на выполнение лабораторной работы вам
дается 5 минут.
Инструкция (на доске).
Лабораторная работа в парах.
(на работу отводится 5 минут)
1.
Внимательно прочитайте задание
2.
Произведите необходимые вычисления или измерения (линейкой или транспортиром)
3.
Запишите результаты вычислений (измерений) в таблицу
4.
Заполните таблицу
5.
Сделайте вывод
6.
Запишите вывод на листочке
Учащиеся
разделены
на
пары.
Им
раздаются
карточки
с
готовыми
чертежами
и
соответствующими вопросами.
Вопрос№1: Чему равна сумма двух острых углов в прямоугольном треугольнике?
Вопрос№2: Какая взаимосвязь между сторонами прямоугольного треугольника, у которого
один из острых углов равен 30 градусов?
Вопрос№3: Какая особенность у прямоугольных треугольников, в которых один из катетов
равен половине гипотенузы?
Сверьте свои гипотезы с соседними партами. Совпадают ваши предположения? Выскажите
вслух Ваше предположение.
После того, как учащиеся
приходят к какому-то выводу, представитель каждой группы
озвучивает свою гипотезу.
Предполагаемые гипотезы:
1. Сумма двух острых углов прямоугольного треугольника равна 90
0
.
2.
Катет
прямоугольного
треугольника,
лежащий
против
угла
в
30
0
,
равен
половине
гипотенузы.
3. Если катет прямоугольного треугольника равен половине гипотенузы, то угол, лежащий
против этого катета, равен 30
0
.
5. Этап реализации построенного проекта
Записать свойства в рабочий лист, сделать чертеж.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Решение нескольких типовых задач в парах. Задачи на слайдах.
1. Решите устно задачи, используя свойства прямоугольного треугольника
№1 №2
№3
7.
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону
Задания на слайде
Для ребят, выполнившие задания раньше времени, подготовлены дополнительные задания
8.
Этап рефлексии и контрольно-коррекционной деятельности.
Оцените свою работу на уроке:
Верно выдвинул гипотезу в лабораторной работе _____________
Правильно решил все устные задачи _______________
Отвечал устно или у доски _______________
Решил задачу 1 в самостоятельной работе ________________
Решил задачу 2 в самостоятельной работе ________________
Решил задачу 3 в самостоятельной работе ________________
Сделал дополнительное задание №1 ________________
Сделал дополнительное задание № 2 ________________
Оценка за урок_________________
Критерии: выполнил 7-8 заданий – оценка «5»
выполнил 5-6 заданий – оценка «4»
выполнил меньше 5 заданий – «доработаю дома»
9. Дифференцированное домашнее задание
П. 35, выучить свойства
Если вы еще не уверены в своих силах, то - № 255
Если считаете, что материал усвоен хорошо – № 258
Если желаете попробовать свои силы на более сложных заданиях – № 260
Учебник Геометрия 7-9 кл. Л. С. Атанасян и др.
Рабочий лист ______________________________________________( Ф. И.)
Тема_________________________________________________________________
1.
Лабораторная работа
2.
Свойства прямоугольных треугольников:
Свойство 1:
Свойство 2:
Свойство 3:
3.
Решите задачи, используя свойства прямоугольного треугольника, запишите
ответ.
№1 №2
№3
4.
Самостоятельная работа
(Решите задачи, используя свойства прямоугольного треугольника, запишите
ответ.)
Дополнительные задания:
№1
№2
5. Оцените свою работу на уроке:
Верно выдвинул гипотезу в лабораторной работе _____________
Правильно решил все устные задачи _______________
Отвечал устно или у доски _______________
Решил задачу 1 в самостоятельной работе ________________
Решил задачу 2 в самостоятельной работе ________________
Решил задачу 3 в самостоятельной работе ________________
Сделал дополнительное задание №1 ________________
Сделал дополнительное задание № 2 ________________
Оценка за урок_________________
Критерии: выполнил 7-8 заданий – оценка «5»
выполнил 5-6 заданий – оценка «4»
выполнил меньше 5 заданий – «доработаю дома»