Напоминание

Свойства прямоугольного треугольника


Автор: Яшинина Светлана Леонидовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 18
Населённый пункт: Киров
Наименование материала: Урок
Тема: Свойства прямоугольного треугольника
Раздел: среднее образование





Назад




Урок геометрии в 7 классе по теме

«Свойства прямоугольного треугольника»

Тип урока - урок открытия новых знаний

Цель урока - создать ситуацию на уроке, в которой обучающиеся «откроют» новые

знания и поймут их применение при решении задач.

Задачи:

Образовательные:

помочь учащимся «открыть» свойства прямоугольных треугольников,

формировать умение применять их при решении задач базового уровня.

Развивающие: развитие УУД обучающихся.

Воспитательная: учить прислушиваться к мнению своих товарищей.

УУД:

Личностные:

осознают

смысл

учения

и

понимают

личную

ответственность

за

будущий результат

Регулятивные:

учатся составлять план действий; осознает то, что уже освоено, и что

еще подлежит усвоению, может поставить учебную

Познавательные: учатся составлять устные высказывания; устанавливать причинно-

следственные связи.

Коммуникативные:

учатся слушать и слышать; выражать свои мысли, строить

высказывания

Этапы урока:

1. Этап мотивации

2. Этап актуализации и фиксирования затруднения в пробном действии

3. Этап выявления места и причины затруднений

4. Этап построения проекта выхода из затруднения.

5. Этап реализации построенного проекта

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

8. Этап рефлексии и контрольно-коррекционной деятельности

9. Дифференцированное домашнее задание

Ход урока

1. Этап мотивации

Здравствуйте, ребята садитесь.

«Треугольник - клетка геометрии.» Иван Фёдорович Шарыгин

Поэтому сегодня мы будем говорить о треугольниках.

2. Этап актуализации и фиксирования затруднения в пробном действии

(на доске расположены различные треугольники)

На какие 2 группы можно разбить эти треугольники?

Фронтальная беседа.

- как называются стороны прямоугольного треугольника?

- какая сторона треугольника называется гипотенузой?

- какая сторона треугольника называется катетом?

3. Этап выявления места и причины затруднений

- Св-ва каких их перечисленных треуг-в мы знаем?

А свойства прямоугольных треугольников? (не знаем)

-Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке?

(Свойства прямоугольных треугольников)

Сегодня мы работаем на листочках, подпишите их, запишите тему урока - (Свойства

прямоугольных треугольников)

4. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Ребята мы с вами сегодня будем исследователями. У вас на столах для каждой группы есть

задание. Вам нужно практическим путем определить взаимосвязь между сторонами и углами

прямоугольного треугольника, сделать вывод о сумме острых углов с помощью линейки и

транспортира. Вы работаете в парах, поэтому на выполнение лабораторной работы вам

дается 5 минут.

Инструкция (на доске).

Лабораторная работа в парах.

(на работу отводится 5 минут)

1.

Внимательно прочитайте задание

2.

Произведите необходимые вычисления или измерения (линейкой или транспортиром)

3.

Запишите результаты вычислений (измерений) в таблицу

4.

Заполните таблицу

5.

Сделайте вывод

6.

Запишите вывод на листочке

Учащиеся

разделены

на

пары.

Им

раздаются

карточки

с

готовыми

чертежами

и

соответствующими вопросами.

Вопрос№1: Чему равна сумма двух острых углов в прямоугольном треугольнике?

Вопрос№2: Какая взаимосвязь между сторонами прямоугольного треугольника, у которого

один из острых углов равен 30 градусов?

Вопрос№3: Какая особенность у прямоугольных треугольников, в которых один из катетов

равен половине гипотенузы?

Сверьте свои гипотезы с соседними партами. Совпадают ваши предположения? Выскажите

вслух Ваше предположение.

После того, как учащиеся

приходят к какому-то выводу, представитель каждой группы

озвучивает свою гипотезу.

Предполагаемые гипотезы:

1. Сумма двух острых углов прямоугольного треугольника равна 90

0

.

2.

Катет

прямоугольного

треугольника,

лежащий

против

угла

в

30

0

,

равен

половине

гипотенузы.

3. Если катет прямоугольного треугольника равен половине гипотенузы, то угол, лежащий

против этого катета, равен 30

0

.

5. Этап реализации построенного проекта

Записать свойства в рабочий лист, сделать чертеж.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Решение нескольких типовых задач в парах. Задачи на слайдах.

1. Решите устно задачи, используя свойства прямоугольного треугольника

№1 №2

№3

7.

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

Задания на слайде

Для ребят, выполнившие задания раньше времени, подготовлены дополнительные задания

8.

Этап рефлексии и контрольно-коррекционной деятельности.

Оцените свою работу на уроке:

Верно выдвинул гипотезу в лабораторной работе _____________

Правильно решил все устные задачи _______________

Отвечал устно или у доски _______________

Решил задачу 1 в самостоятельной работе ________________

Решил задачу 2 в самостоятельной работе ________________

Решил задачу 3 в самостоятельной работе ________________

Сделал дополнительное задание №1 ________________

Сделал дополнительное задание № 2 ________________

Оценка за урок_________________

Критерии: выполнил 7-8 заданий – оценка «5»

выполнил 5-6 заданий – оценка «4»

выполнил меньше 5 заданий – «доработаю дома»

9. Дифференцированное домашнее задание

П. 35, выучить свойства

Если вы еще не уверены в своих силах, то - № 255

Если считаете, что материал усвоен хорошо – № 258

Если желаете попробовать свои силы на более сложных заданиях – № 260

Учебник Геометрия 7-9 кл. Л. С. Атанасян и др.

Рабочий лист ______________________________________________( Ф. И.)

Тема_________________________________________________________________

1.

Лабораторная работа

2.

Свойства прямоугольных треугольников:

Свойство 1:

Свойство 2:

Свойство 3:

3.

Решите задачи, используя свойства прямоугольного треугольника, запишите

ответ.

№1 №2

№3

4.

Самостоятельная работа

(Решите задачи, используя свойства прямоугольного треугольника, запишите

ответ.)

Дополнительные задания:

№1

№2

5. Оцените свою работу на уроке:

Верно выдвинул гипотезу в лабораторной работе _____________

Правильно решил все устные задачи _______________

Отвечал устно или у доски _______________

Решил задачу 1 в самостоятельной работе ________________

Решил задачу 2 в самостоятельной работе ________________

Решил задачу 3 в самостоятельной работе ________________

Сделал дополнительное задание №1 ________________

Сделал дополнительное задание № 2 ________________

Оценка за урок_________________

Критерии: выполнил 7-8 заданий – оценка «5»

выполнил 5-6 заданий – оценка «4»

выполнил меньше 5 заданий – «доработаю дома»



В раздел образования