Автор: Марина Владимировна Дегтярева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №33"
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Перспективное планирование в старшей логопедической группе
Раздел: дошкольное образование
Перспективный план работы на июль 2020.
1.Тема недели: «Наедине с природой!»
Цель: расширение представлений о растительном и животном мире, развитие умения
наблюдать,
анализировать,
сравнивать,
выделять
характерные,
существенные
признаки
явлений природы.
2.Тема недели: «Неделя семьи»
Цель: формирование первичных ценностных представлений о семье.
3.Тема недели: «Неделя творчества»
Ц е л ь : развитие
у
детей
художе ственных
и творческих
способностей;
совершенствование
ранее
полученных
умений
в
основных
видах
художественной
деятельности.
4.Тема недели: «Неделя в гостях у сказки»
Цель: уточнение представлений детей о сказках и их классификации.
5.Тема недели: «Секреты природы»
Ц е л ь : расширение
представлений
детей
о
предметах
и
явлениях природы,
растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Утренняя гимнастика (по плану инструктора физической культуры)
Гимнастика пробуждения в постели
«Наступило лето»
(с элементами дыхательной гимнастики)
1. «Покувыркаемся в траве» (лежа на спине, сгруппироваться, подтянув ноги к груди и
обхватив их руками, пригнуть голову. Перекаты вперед-назад, (повтор5-6 раз).
2. «Солнце встает» (сидя по-турецки, руки вдоль туловища, поднять руки через
стороны вверх, посмотреть на руки, вдох. Опустить руки, выдох). (повтор5-6 раз).
3. «Радуга» (сидя по-турецки, руки в стороны ладонями кверху. Наклон в правую
сторону, коснуться ладонью левой руки ладони правой, и. п. То же в другую сторону).
4. «Бабочка» (сидя, ноги согнуты в коленях, руки на поясе, развести колени в стороны,
вернуться в и. п.) 5-6 раз.
5. «Солнечные капельки» (сидя, глаза закрыты, подставляем солнышку лицо, греем
носик щечки, горлышко), повтор 5-6 раз.
6. «Зевота»-дыхательное упражнение (сидя, расслабиться; опустить голову, широко
раскрыть рот. Вслух произнести «о-о-хо-хо-хо-о-о-о-о» — позевать, повтор5-6 раз), повтор5-6
раз.
7. Ходьба по «следам» и массажным коврикам.
Закаливающие процедуры после сна
1. «Босохождение» в помещении по «Дорожкам Здоровья».
2.Обширное умывание
(автор Береснева З.И.)
Обширное
умывание
рекомендуется
для
детей
среднего
и
старшего
возраста.
Проводится после сна.
Раз - обмоем кисть руки,
Два – с другою повтори.
Три – до локтя намочили,
Четыре – с другою повторили.
Пять – по шее провели,
Шесть – смелее по груди.
Семь – лицо свое обмоем,
Восемь – с рук усталость смоем.
Девять – воду отжимай,
Десять – сухо вытирай.
Динамический час
1 неделя
Игровые
упражнения:
«Кто
быстрее»
(Играющие
строятся
в
две
шеренги
на
расстоянии 2—3 шагов одна от другой. По команде воспитателя дети первой шеренги
выполняют бег на скорость (дистанция 10 м) и остаются за линией финиша, в 2—3 м от нее.
К бегу приглашается вторая группа детей.) «Ловкие ребята» (прыжки из обруча в обруч); п/и
«Затейники»
2 неделя
Игровые
упражнения:
«Мяч
водящему»
(дети
строятся
в
круг,
мяч
водящему
и
обратно); «Кто быстрее» (прыжки на двух ногах с продвижением вперед).
3 неделя
Игровые упражнения: «Проведи мяч» (Воспитатель ставит в два ряда кегли (5-6
штук), расстояние между кеглями 1,5 м. Задание: провести мяч ногами, не отпуская его от
себя далеко. Дети распределяются на две команды и выполняют упражнение в среднем
темпе); «Пас друг другу» (Одна группа детей разбивается на пары и перекатывает мяч друг
другу, отбивая его поочередно то правой, то левой ногой. Расстояние между играющими 1,5
—2 м.)
«Отбей волан» (Вторая группа детей разбивается на пары, в руках у каждого ребенка
ракетка и один волан на двоих. Дети отбивают волан друг другу, стараясь, чтобы он как
можно дольше находился в воздухе.)
4 неделя П/и: «Догони обруч»; «Мяч в кругу» (играющие встают в несколько кругов
по 5-6 человек. В центре круга водящий, у него перед ногами мяч. Водящий прокатывает
игрокам мяч ногой, те обратно); п/и «Не оставайся на земле».
Подвижные игры на прогулке
«Беги, куда скажу» - развитие навыков бега, умения ориентироваться в пространстве.
«Паук и мухи» - упражнение детей в беге, развитие внимания.
«Мышеловка - обучение двигаться по кругу, развитие ловкости и внимания.
«Хитрая лиса» - обучение двигаться по кругу, развитие ловкости и внимания.
«Снайпер» - развитие ловкости, быстроты, координации движений.
«Светофор», «Пешеходы и автомобили» - упражнение в умении двигаться по сигналу,
развитие внимания.
«Лови
мяч»
-
развитие
умения
двигаться
по
сигналу,
умение
ориентироваться
в
пространстве.
«Мы пожарные» - развитие ловкости, быстроты, координации движений.
«Быстрее лопни мыльные пузыри» - развитие ловкости, внимания.
«Делай, как я» - развитие умений выполнять движения по образцу.
Игры-соревнования:
«Кто
быстрей»,
«Лягушки»,
«Сбей
кеглю»,
«Передай
мяч»,
«Меткие стрелки», «Чье звено быстрее соберется», «Перекати мяч», «Быстро пробеги»,
«Пролезь – не застрянь».
«День - ночь» - развитие навыков бега, умения ориентироваться в пространстве.
Игровые и спортивные упражнения на прогулке.
«Кто дальше бросит?» - развитие ловкости, смекалки.
«Стань первым» - развитие ориентировки в пространстве, навыков бега и ходьбы.
«Найди пару» - развитие внимания, наблюдательность, дружеские взаимоотношения.
«Пробеги - не задень» - развитие ловкости, умения ориентироваться в пространстве.
«Прыгни - повернись!» - упражнение детей в прыжках с поворотом.
Спортивная игра «Футбол», «Бадминтон».
«Кто быстрее всех» - развитие навыков бега, умения ориентироваться в пространстве.
«Кто сделает меньше прыжков?» - обучение детей прыгать в длину, делая сильный
взмах руками, отталкиваясь и приземляясь на обе ноги. Развитие силы толчка, укрепление
мышц ног.
«Скучно, скучно так сидеть» - развитие внимания, наблюдательности, дружеских
взаимоотношений.
Игры малой подвижности.
«Как живешь?» - развитие умения договариваться при помощи мимики.
«Ау» - развитие внимания.
«Пузырь» - развитие внимания, умения согласовывать движения с текстом.
«Круг-кружочек» - развитие фонематического слуха.
«Море волнуется» - развитие фантазии, творчества.
«Найди
и
промолчи»
-
упражнение
в
ориентировке
на
местности,
развитие
координацию движений.
«Водяной» - развитие умения выполнять движения по тексту, развитие координации
движений.
«Иди! Замри!» - развитие умения двигаться тихо.
«Карусели»
-
развитие
внимания,
умения
двигаться
по
кругу,
коммуникативных
способностей.
«Часовой» - развитие внимания.
«Ровным кругом» - развитие умения выполнять движения по образцу, двигаться по
кругу.
«Сломанный телевизор» - развитие коммуникативных способностей, выразительности
движений.
Хороводная игра «Лавота»
Ведущий: Мои ручки хороши, а у соседа лучше. Все берутся за руки идут по кругу и поют:
Дружно танцуем мы
Тра-та-та, тра-та-та.
Танец веселы наш
Это – Лавота.
Ручки были? Были. А головки? Головок не было. Моя головка хороша, а у соседа лучше.
Все кладут друг другу руки на головы, поют слова, продолжая движение по кругу и т.д.
Воспитание КГН.
Закрепление навыков умывания: намыливание рук до образования пены; тщательное
смывание; умывание лица; насухо вытирать своим полотенцем; вешать его на место.
Задачи:
Воспитывать
умение
следить
за
своими
вещами:
выворачивать
и
аккуратно
складывать вещи в свой шкафчик.
Формировать умение следить за своим внешним видом, исправлять неисправности,
следить за внешним видом своих друзей и исправлять их.
Воспитывать умение правильно вести себя в умывальной комнате: не шуметь; не
толкаться, аккуратно пользоваться дозаторами с мылом, не разбрызгивать воду, закреплять
умение пользоваться столовыми приборами.
Беседы о здоровом образе жизни
«Полезные и вредные советы» - формирование умений отличать вредные и полезные
привычки
«Путешествие в страну настроения» - формирование умений видеть и сопереживать
настроению окружающих его людей.
«Наши вредные друзья» - разъяснение того, что человек способен уберечь, сохранить
и укрепить свой организм, соблюдая режим дня и правила гигиены.
«Урок здоровья» - закрепление правил пользования опасными, колющими, режущими
предметами.
«Польза
воды»
-
уточнение
представлений
дошкольников
о
роли
воды
в
жизни
человека, формирование осознанного бережливого отношения к расходу воды.
«Мыло
–
помощник»
-
формирование
основ
культуры
здоровья
дошкольников
посредством
расширения
их
представлений
о
мыле
в
процессе
экспериментальной
и
исследовательской
деятельности,
воспитание
осознанного
отношения
к
гигиеническим
нормам, потребности выполнять их.
Беседа о спорте, о её пользе здоровью - закрепление знаний детей о различных видах
спорта, спортсменах; кругозора детей.
«Витамины
я
люблю
–
быть
здоровым
я
хочу»
-
закрепление
знаний
детей
о
витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в
овощах и фруктах.
«Много витаминов кушать вредно» - воспитание культуры питания, чувства меры и
правил культурного поведения.
Индивидуальная работа по развитию ОВД
Метание на дальность (мешки)
Перешагивать через скакалку с шага и бега.
Перепрыгивать через скакалку вперед и назад на двух ногах
С мячом: отбивание, ловля мяча, бросание друг другу.
Развивать умение бросать мяч о землю и ловить его одной рукой во время ходьбы.
Ходьба и бег по узкой дорожке, через канат.
Подскоки вверх, с продвижением вперед.
Подлезание: в обруч, не касаясь руками пола.
Пробегать отрезки на скорость.
СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Игровая деятельность:
Сюжетно- ролевая игра.
Цель: обогащение содержания сюжетных игр на основе полученного опыта о жизни,
труде людей. Развитие умений обмениваться ролями в совместной деятельности.
«Путешествие
по
городу»,
«Знакомство
с
памятными
местами»,
«Мы
на
даче!»,
«Спортивный
магазин»,
«Проезжая
часть»,
«Автобус».
«Больница»,
«Аптека»,
«Скорая
помощь» - учить объединять игры в один сюжет.
Театрализованные игры (разнообразные виды театров).
Игра-драматизация «В гостях у сказки» – развитие интонационной выразительности
речи.
«Теремок» хороводная игра – развитие фонематического слуха.
«Из какой сказки герой?» - закрепление знаний о знакомых сказках.
«Разговор по телефону» - развитие диалогическоц речи.
«Загадки без слов» - побуждение детей к импровизации.
Воспитатель читает загадку, дети имитируют движения по тексту.
Игра-пантомима «Как витамины вирус победили».
Дидактические игры.
Игры:
«Ура, победа!» - развитие эмоций, коммуникативных умений.
«Коврик примирения» - развитие коммуникативных навыков и умение разрешать
конфликты.
Психогимнастика «С добрым утром» - обучение детей настраиваться на радостное
эмоциональное состояние.
«Я хочу с тобой подружиться»
Цель игры: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.
Описание игры: Из участников игры выбирается водящий‚ который произносит слова:
«Я хочу подружиться с…», а дальше описывает внешность одного из игроков. Тому, о ком
говорят, нужно себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать руку. Далее водящим
становится он.
«Пожелание»
Цель: воспитание интереса к партнёру по общению.
Описание игры: дети садятся в круг и, передавая мяч («волшебную палочку» или др.),
высказывают друг другу пожелания. Например: «Желаю тебе хорошего настроения», «Всегда
будь таким же смелым (добрым, красивым), как сейчас» и т.д.
«Передай мяч» - обучение взаимодействию со сверстниками.
«Пойми меня» - продолжить учить детей подражать эмоционально-тактильным и
вербальным способам взаимодействия с партнером.
Беседы:
Цель: формирование умений выделять существенные сходства и различия между
представителями разного пола. Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду.
Помочь ребенку выразить свои чувства к близким ему людям.
«За что нам нравятся мальчики и девочки».
«Давайте никогда не ссорится».
«Дружбой дорожить умейте».
Просмотр мультфильма «Как стать другом».
Игры:
«Кто что носит?» - находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.
«Надень
и
попляши»
-
воспитывать
дружеские
отношения
между
мальчиками
и
девочками.
«Наши прически» - формировать представлений о прическах, развивать воображение
и фантазию.
«Красивый
мужской
и
женский
поступок»
-
овладение
способами
мужского
и
женского поведения в семье.
Беседы.
«О насекомых»
«Что такое проезжая часть?»
«Правила дорожного движения.»
«Таблетки - не конфетки»
«О родном городе Новокузнецке».
«Безопасность в доме»
«Дружная семья всем нужна».
«Кем работают мама и папа, с кем живешь».
«Чему учат сказки».
«О лесе, об его обитателях».
«Кто придумывает рассказы, сказки
2. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам поведения:
Беседы.
«У меня зазвонил телефон» - развитие умения участвовать в беседе, речевой этикет.
«Учимся
культурно
общаться»
-
формирование
у
детей
коммуникативные
компетенции: владение способами взаимодействия с окружающими людьми, организации
совместной деятельности в группе.
«Правила проведения в группе» - формирование знаний о правилах поведения в
группе.
«Я - пассажир» - формирование культуры поведения в транспорте.
«Правила поведения в общественных местах.
Трудовая деятельность.
Самообслуживание.
Одевание
(раздевание)
-
совершенствование
умения
самостоятельно
одеваться
(раздеваться), аккуратно складывать одежду и вещи.
Следить
за
внешним
видом
–
обучение
детей
самостоятельно
или
при
помощи
взрослого приводить в порядок вешний вид.
Закрепление умения пользоваться индивидуальной расческой.
Закрепление умения мыть руки с мылом после прогулки.
Дежурство.
Дежурство
по
столовой
–
закреплять
умение
правильно
раскладывать
столовые
приборы, класть ложку и вилку справа от тарелки, ставить чашку ручкой вправо
Дежурство
по
группе
–
совершенствовать
умение
самостоятельно
поддерживать
порядок в группе.
Хозяйственно – бытовой труд.
Помощь
воспитателю
в
ремонте
книг,
дидактических
пособий
–
формировать
положительное отношение к труду.
Протирание
пыли
на
полках
с
конструктором
–
учить
отжимать
тряпочку,
быть
аккуратным, не разливать воду.
Уход за игрушками и их мытье – формировать умение распределять работу с помощью
воспитателя.
Помощь сотрудникам детского сада: протереть стульчики, столы – формирование
положительного отношения к взрослым и сверстникам.
Труд в природе.
Вскапывание песка, рыхление земли на клумбах и огороде - продолжение обучения
детей самостоятельно подбирать инвентарь, договариваться о взаимодействии.
Уборка
участка
от
мелких
веточек
-
учить
детей
самостоятельно
выполнять
соответствующие трудовые операции.
Уборка
мусора
на
игровой
площадке
-
предложить
детям
объяснить
назначение
данной трудовой операции, продолжать учить пользоваться инвентарём, договариваться о
взаимодействии, прививать любовь к трудолюбию.
Подкормка птиц - учить правильно выбирать место для кормления птиц (скворечники
на территории детского сада), осуществлять наблюдение за птицами. Поощрять желание
детей заботиться о птицах.
Расчистка
дорожек
от
мелкого
мусора
-
закреплять
умение
детей
действовать
согласованно, помогать друг другу, гордиться результатами своей работы.
Прополка сорняков в огороде и цветниках, поливка посадок - развитие трудовых
умений и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями.
Ручной труд
1.Изготовление из бумаги украшение группы «Гирлянды. Лето» – развитие мелкой
моторики пальцев рук у детей, развивать тактильную чувствительность, воображение.
2.Ремонт
игрушечных
машинок
вместе
с
воспитателем,
изготовление
«Прав
водителя».
3.«Замки
из
песка»,
«Мой
город»
-
конструирование
из
песка
и
природных
материалов, развивать мелкую моторику.
4.«Мы - спортсмены» - упражнять в умении создавать постройку из деталей «Лего»,
развивать конструктивное мышление
Беседы о труде, профессиях.
«Знаменитые люди города» - продолжать знакомить детей с знаменитыми людьми
города, прививать уважение к труду, гордость за знаменитых людей города.
«Садоводы – кто они такие?», «Кто работает в детском саду» - показать значимость
труда; воспитывать желание помогать взрослым.
Заучивание С. Михалков «Должен помнить пешеход: перекресток-переход»
Игры.
«Профессии» - расширять знания о профессиях садовода, сотрудников детского сада.
Д /и «Вредно- полезно» - знакомить с лекарственными растениями.
Д /и «Подскажи словечко» - развивать логическое мышление, внимание, память.
Беседы (ПДД, ПБ, поведение один дома, на природе, при Ч.С.)
1.«Детские шалости с огнем» - обучить мерам пожарной безопасности.
2.«Пожар в квартире» - познакомить с правилами пожарной безопасности
3.«Безопасность дома» - закреплять представления об опасных для жизни предметах и
ситуаций в доме.
4.«Правила
дорожного
движения»,
«Улица
полна
неожиданностей»
-
закреплять
правила поведения на улице и во дворе.
Индивидуальная работа по СКР
Беседы, проблемные ситуации: «Если б не было друзей...», «Почему так произошло?»
Дидактические
игры
«Правильно
ли
поступил
Денис?»,
«Правила
поведения
со
сверстниками и взрослыми»
Ситуативный разговор «Поможем Тимуру найти друзей», «Мой друг, кто он?»
Словесные
игры:
«Без
маски»,
«Про
кого
я
говорю?»,
«Опиши
друга»
,
«Что
изменилось?»
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
«Чтение художественной литературы»
Л.Воронкова «Что сказала бы мама», М. Дружинина «Кто знает волшебное слово», А.
Кондратьева «Добрый день», А. Яшина «Я люблю, когда при встрече». А. Плешкова «Как
поссорились растения». А. Онегов «На лесной полянке», «Тропинка полевая», И. Соколов-
Митков «Цвета леса». «Легенды о цветах»,
: В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», К.
Чуковский «Муха – цокотуха», А. Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Разговор с пчелой» М.
Бородицкая..
Стихотворения для заучивания
Лето (Л. Корчагина)
Если дует ветер
Теплый, хоть и с севера,
Если луг — в ромашках
И комочках клевера,
Бабочки и пчелы
Над цветами кружатся,
И осколком неба
Голубеет лужица,
И ребячья кожица
Словно шоколадка…
Если от клубники
Заалела грядка —
Верная примета:
Наступило лето.
Ромашка (М. Познанская)
На лугу у той дорожки,
Что бежит к нам прямо в дом,
Рос цветок на длинной ножке —
Белый с желтеньким глазком.
Я цветок сорвать хотела,
Поднесла к нему ладонь,
А пчела с цветка слетела
И жужжит, жужжит: «Не тронь!»
Загадки.
Что выше леса,
Краше света,
Без огня горит? (Солнце)
Солнце печёт, липа цветёт.
Рожь поспевает, когда это бывает? (Лето)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь)
Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
солнца белые лучи. (Ромашка)
Дуб зелёный, цепь на нём,
Кот всё бродит там кругом.
Надо отгадать тебе,
Это место в сказке где? (Лукоморье)
Пословицы, поговорки.
1. Летом не припасешь, зимой не принесешь.
2. Июль –краса лета, середка цвета.
3. Июль устали не знает — все прибирает.
4. Дождливое лето хуже осени.
5. Не проси лета долгого, проси теплого.
Считалки.
Жаба прыгала, скакала,
Чуть в болото не упала.
Из болота вышел дед,
Двести восемьдесят лет.
Нес он травы и цветы.
Выходи из круга ты.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Небо, звезды, луг, цветы —
Ты пойди-ка, поводи!
Ехала телега темным лесом
За каким-то интересом.
Стуки, звон,
Выйди вон!
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Выплывает белый месяц!
Кто до месяца дойдёт,
Тот и прятаться пойдёт!
(Тот тогда водить пойдёт!)
За морями, за горами,
За дремучими лесами
На пригорке — теремок,
На дверях висит замок.
Кто к замочку ключ найдет,
Тот из круга вон пойдет.
С
ловесные игры.
1. «Кто самый внимательный?» - развитие слухового внимания и памяти, активизация
словаря по лексическим темам.
2. «Посчитай!» - согласование существительного с числительным.
3. «Подбери признак» - согласование существительного с прилагательным в и.п.
4. «Какой, какая, какое» - образование относительных прилагательных.
5. «Объясни, как ты понимаешь» - толкование пословиц и поговорок.
6. «Скажи наоборот» - подбор антонимов.
7.«Вопрос - ответ» - развитие умения отвечать на вопрос простым предложением.
8.«Подбери современное слово» - развитие слухового внимания и памяти, активизация
словаря.
ЛОГОРИТМИКА
«Жук» (дети выполняют движение в соответствии с текстом)
В нашу группу жук влетел.
Закружился и запел;
«Жу-жу-жу,жу-жу-жу,
Очень весело кружу!»
Вот он вправо полетел-
Каждый влево посмотрел.
Вот он влево полетел –
Каждый влево посмотрел.
Жук кружится и хохочет,
К нам на носик сесть он хочет.
Ты, жучишка, не шали!
Где мы скажем, там сиди.
Жук — вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко,
Жук, вот левая ладошка
Посиди на ней немножко.
Жук с ладони улетел
И на потолок присел.
На носочки мы привстали,
Но жука мы не достали.
Хлопнем дружно:
Хлоп, хлоп, хлоп,
Улетай скорей, жучок.
Физкультурная минутка.
«Зарядка»
Встали ровно. Наклонились.
Раз – вперед, а два – назад.
Потянулись, распрямились,
Повторяем все подряд. (Наклоны, руки вперед.)
Напоследок пошагаем,
Выше ноги поднимаем. (Ходьба на месте.)
Бег на месте, веселей.
И быстрей, быстрей, быстрей. (Бег на месте.)
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
«Лето наступает»
Вот и лето наступает
Всех на отдых приглашает
Будем плавать, загорать
И на даче отдыхать.(загибание
пальцев друг за другом на
каждое слово)
«Я рисую лето»
Я рисую лето
Красной краской –
Солнце,
На газонах розы,
На лугах покосы,
Синей краской – небо
И ручей певучей.
«Сказки»
Будем
пальчики
считать,
Б у д е м
с к а з к и
н а з ы в а т ь :
(Вытягивают
руки
вперед,
играя
пальчиками.)
Э т а
с к а з к а
–
« Т е р е м о к » .
Э т а
с к а з к а
–
« К о л о б о к » .
Э т а
с к а з к а
–
« Р е п к а » :
П р о
в н у ч к у,
б а б к у,
д е д к у.
(Поочередно
касаются
большим
пальцем
остальных,
начиная
с
указательного.)
« В ол к
и
с е м е р о
ко з л я т »
-
Этим
сказкам
каждый
р а д !
(Показывают большой палец.)
Пальчиковая
сказка-игра
«Теремок»
На полянке теремок
(ладошки соединяем домиком)
дверь закрыта на замок
(пальцы сомкнуты в «замок»)
Из трубы идет дымок
(сомкнуть пальцы в колечки)
вокруг терема забор
(руки перед собой, пальцы прямые
и сомкнутые)
чтобы не забрался вор.
тук-тук-тук
тук-тук-тук
(кулачок
стучит
по
ладони)
Открывайте, я ваш друг!
(Руки развести в стороны)
Дыхательная гимнастика
«Дождик»
Попеременно выставлять прямые руки вперёд – «ловить капли» - вдох; на выдохе
произносить «Кап – кап – кап!»; попеременно выставлять прямые руки вперёд – «ловить капли»
- вдох; на выдохе произносить «Так – так – так!» Повторить 3 – 4 раза.
«Вода в лужах»
На вдохе плавно покачивать руками внизу вправо – влево; на выдохе произносить «Буль
– буль – буль!» Повторить 3 – 4 раза
«Вдыхаем аромат леса»
Вдох носом, пауза, под счёт «раз, два, три» выдох ртом.
Творческое рассказывание - развитие у детей умений ориентироваться в предложенном
текстовом
и
наглядном
материале
при
составлении
собственного
рассказа;
активизация
имеющихся
у
детей
знаний
и
представлений
об
окружающем;
уточнение
и
развитие
пространственных и временных представлений; активизация словаря, развитие воссоздающего
и творческого воображения
«Какая бывает радуга», «Кого можно встретить в лесу», «Мое любимое место в городе»,
«Традиции нашей семьи», «Сказка - переделка»,
«Моя любимая игрушка – герой сказки».
Индивидуальная работа по речевому развитию
По формированию словаря «Измени слово», «Один – много», «Что можно делать с
этим предметом?», «Скажи наоборот», «Горячий — холодный», «Сравни зверей».
По формированию ЗКР «Найди пару» «Придумай слова, в которых звук – будет в
начале
(в
середине,
в
конце)»,
«Цепочка
слов»,
«Твердый
–
мягкий»,
«Замени
звук»,
«Услышишь — хлопни», «Эхо».
По
формированию
грамматически
правильной
речи
«Составь
предложение»,
«Пропавшее слово», «Узнай по описанию».
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
Дидактические игры
«Что умеет делать?» - определение того, что умеет делать объект или что делается с
его помощью.
« Р а н ь ш е
–
п о зж е » -
развитие
логического
мышления,
умение
замечать
непоследовательность в суждениях.
«Где живет?» - закрепление знаний детей о среде обитания животных, фантастических
героев.
«На что похоже» - развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям
разнообразных систем.
«Геометрическое лото» - упражнение в классификации геометрических фигур по
основным признакам.
«Где
что
растет?»
- обучение
пониманию
происходящих
в
природе
процессов;
формирование представлений о назначении растений.
«Какое время года?» - обучение соотношению описания природы в стихах или прозе с
определенным временем года; развитие слухового внимания, быстроты мышления.
«Кто
(что)
летает
(плавает)?»
- закрепление
знаний
о
животных,
насекомых,
птицах, развитие внимания, памяти.
«Подбери
пару»
-
закрепление
знаний
об
окружающем
мире,
формирование
представлений о классификации явлений и объектов.
«Отгадай,
что
это
за
животное»
-
закрепление
умений
отгадывать
животных
по
некоторым признакам, по отдельным частям (ушам, хвостам, и др.)
«Блоки Дьенеша» - развитие умения задавать вопросы и выделять свойства.
«Какая, какой, какое?» - подбор определений, соответствующих данному примеру,
явлению.
«Кто чем питается?» - упражнение в знании особенностей питания птиц и животных.
«Земля-воздух-земля» - закрепление знаний о животных, насекомых, птицах, развитие
внимания, памяти.
«Узнай по описанию» - развитие памяти, внимания.
«Цветы садовые и полевые» - воспитание любви к природе.
«Кто быстрее найдет березу, тополь, клен?» - закрепление знаний детей о деревьях
нашего участка.
«Винни-Пух знакомит с растениями - медоносами» - развитие наблюдательности.
«Перекресток» - закрепление правил дорожного движения.
«Где
что
можно
делать?»
-
активизация
в
речи
глаголов,
употребляющихся
в
определенной ситуации.
«Чудесные превращения» - развитие умения называть предметы и ситуации на основе
наглядных моделей.
«Что растет на огороде», «Что растет в саду» - уточнение знаний о растениях, о
способах ухаживания за ними.
«Что мне нравится в моем городе» - уточнение представлений о родном городе.
«Найди чем отличаются» - закрепление знаний об окружающем мире, упражнение в
классификации явлений и объектов.
«Узнай по части» - развитие внимания, памяти, мышления, речи.
Настольная игра «Мозаика»: «Букет для друга», «Пирог для друга» - развитие мелкой
моторики, ориентировки на плоскости, воображения.
Индивидуальная работа по познавательному развитию
Д /и «Сколько?»-упражнять в счете (на ощупь); развивать внимание.
Д/и «Чудесный мешочек»-закрепить количественные отношения между числами.
Д/и «У кого столько же»-закрепить навыки счета в пределах 5, 10,20.
Д/и «Игра сложи фигуру»-продолжать учить различать и называть геометрические
фигуры.
Д/и
«Что
изменилось»-
правильно
называть
геометрические
фигуры
и
их
пространственное
расположение;
развивать
зрительную
память;
логическое
мышление;
внимание.
Д/и
«Каждую
фигуру
на
свое
место»-дать
представление
об
изменении
геометрических фигур;
Д/и «Скажи, где?»-закрепить умение различать геометрические фигуры; определять
положение предметов на листе бумаги.
Д/и «Неделька, стройся»-упражнять в названии последовательности дней недели;
развивать внимание; формировать навыки самоконтроля.
«Делай по порядку»-развивать умение детей чётко выполнять основные движения,
память, внимание.
Наблюдения на прогулке
1.За солнцем.
Задачи: дать детям представление о состоянии погоды летом. Закрепить название сезонной
одежды.
2. За бабочкой.
Задачи: познакомить с бабочкой, их образом жизни, необходимыми условиями для жизни.
Развивать наблюдательность.
3. За одуванчиком.
Задачи: познакомить с одуванчиком. Разобрать его строение, обратить внимание на то какие
перемены с ним происходят после окончания цветения.
4.Наблюдение за проходящим транспортом.
Задачи: учить детей различать легковой и грузовой транспорт, развивать наблюдательность,
умение правильно излагать свои мысли.
5. За воробьем.
Задачи: углублять знания об особенностях внешнего вида воробья, жизненных проявлений;
активизировать внимание и память детей.
6. За автомобилями.
Задачи: учить различать автомобили по их назначению;
формировать интерес к профессии водителя, стремление освоить его трудовые действия.
7. За травой.
Задачи: познакомить с различными видами трав, разобрать строение, поговорить о лечебных
свойствах. Развивать познания детей о растениях, бережное отношение.
8. Наблюдение за цветением черемухи.
Задачи: познакомить с черемухой (строение, польза, изменения, происходящие после
окончания цветения).
9. За небом и облаками.
Задачи: разобрать понятие «облако», зависимость погоды от наличия облаков. Развивать
наблюдательность, внимание, умение отвечать на вопросы грамматически правильными
предложениями.
10.Наблюдение: что цветет летом?
Задачи: познакомить с некоторыми цветущими травянистыми растениями. Разобрать их
строение, поговорить о пользе цветов.
11. За крапивой.
Задачи: познакомить с лекарственным растением, разобрать строение, рассказать о его пользе
и особенностях.
12.Наблюдение за тополем.
Ход наблюдения:
Как называется это дерево? Какое оно? (высокий ствол серо-зеленый, у него сильные,
крепкие ветки, с острыми, клейкими листочками, почками). Когда распускаются листочки, то
кажется, что тополь надел зеленую шапку, летом летит с тополя пух, а весной у тополя
появляются сережки. Как называются ветки вместе с листьями у древа? (крона дерева).
Тополь хорошо очищает воздух, корни дерева достают влагу из земли, он дает много тепла.
Древесина тополя мягкая, легкая, из нее изготовляют бумагу, спички, игрушки, делают
фанеру: строительный материал.
13. За летним дождем.
Задачи: закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе.
14.Наблюдение дождя и появления радуги на небе.
Задачи: закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе.
Разобрать понятие «радуга».
15. За божьей коровкой.
Ход наблюдения:
Про какого жучка мы с вами сегодня будем говорить? Почему этот жучок получил такое
название? Да, люди считают, что божья коровка приносит удачу, уничтожает вредных
насекомых, тлю. Сколько черных точек на спине жучка? За это называют семиточкой. С
каким грибом можно сравнивать божью коровку? (мухомором) Почему божью коровку
называют доктором Айболитом? Божья коровка поедает вредных насекомых.
16.Наблюдение за сверканием молнии во время грозы.
Задачи: закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе.
Разобрать понятия «молния», «гроза».
17.Наблюдение за комарами.
Ход наблюдения: комар маленький, слабый, с тонким телом и 6 ножками, длинным хоботком,
с помощью которого он питается. Обратить внимание на то, что не все комары садятся на
тело, многие из них садятся на цветы и хоботком цветут из них нектар – это самцы. А самки
должны напиться крови, чтобы отложить в воду яйца, поэтому они досаждают людям и
животным. Комара легко поймать, он является пищей для многих животных (лягушек, птиц,
водоплавающих рыб). Художественное слово: Летит, пищит, ножки длинные тащит, случай
не упустит сядет и укусит.
18. За дождевым червем.
Задачи: познакомить с дождевым червем, с его строением, его образом жизни, условиями для
жизни, средой обитания.
Опытническая деятельность.
Задачи: формировать представления детей о свойствах воды, песка, магнита, мыла.
Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.
Опыт 1. «Из чего состоит песок»
Цель: знакомство детей с песком как с природным компонентом и его составом.
Опыт 2. «Мокрый песок принимает любую нужную форму»
Цель: закрепление представлений о свойствах песка.
Опыт3. «Вода
растворитель.
Прозрачность
воды.
Различные
состояния
воды.
Подкрашивание воды. Тонет не тонет». «Всасывание воды,» Испарение воды на солнце».
Опыт4. «Какие материалы притягивает магнит?», «Танцующая фольга», «Магниты
действуют на расстоянии», «Магнит имеет два полюса», «Магнитное поле Земли».
Опыт5. «Смешиваем цвета - получаем другой цвет».
Опыт 6. «Как дышат растения»
Беседы
Рассматривание фотографий, иллюстраций, сюжетных картинок о лете, июльских
праздниках, родном городе и стране, иллюстраций из серии «Деревья», «Цветы».
«Красная книга», «Правила поведения на природе»; «Как мы обижаем природу»; «О
лекарственных растениях»; «О лесе, о его обитателях»
«Когда я увидел радугу» - расширение представлений о естественнонаучных связях
между природными явлениями.
«Красная книга» - знакомство детей с Красной книгой, охраняемыми растениями,
животными.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Знакомство с художниками -иллюстраторами (по русским народным сказкам): В.А.
Серов, И.Я. Билибин.
Рассматривание летних пейзажей Ромадин, Левитан, Куинджи.
Беседа «Знакомство с творчеством художников» - развитие устойчивого интереса к
книге, к её оформлению, иллюстрациям.
«Минутки любования»
Цель: ознакомление дошкольников с книжно-иллюстративной выставкой художника-
иллюстратора.
Дидактическая игра «Найди иллюстрацию нужного художника».
Цель: развитие памяти и мышления, эстетического вкуса.
Рисование
Цель: закрепление умений изображать окружающие предметы и явления, упражнение
в
правильном
владении
изобразительными
материалами
(мелом,
восковыми
мелками,
цветными карандашами, рисовании кистью)
Рисование иллюстраций к рукописной книге.
Конкурс рисунков «Разноцветный мир».
«Моя любимая игрушка».
Конкурс рисунков «Золотая рыбка».
Рисование «Кого можно встретить в лесу».
«Бабочки на лугу».
«Мой любимый луговой цветок» - развитие фантазии, творчества.
«Мой любимый сказочный герой».
«Рисование мелом на асфальте деревьев».
«Ромашка-символ семьи».
«Радуга – дуга»».
Индивидуальная работа по рисованию
«Чудесные превращения кляксы», «Цветущая клумба», «Что тебе нравится рисовать»,
рисование по трафаретам и шаблонам, «Дорисуй по точкам», «Проведи линию», «Поможем
художнику», «Симметричные предметы».
Аппликация
Цель: упражнение в приемах вырезания предметов различной формы, закрепление
умений аккуратно приклеивать готовые детали.
«Автомобиль»
«Луговой цветок» - учить вырезать округлые линии.
Изготовление Красной книги родного края.
«Мой дом» - учить вырезать ножницами полоски.
Коллективная работа «На лугу».
Индивидуальная работа по аппликации
«Придумай сам», «Составь букет», «Кто быстрее и больше вырежет кружочков»,
«Собери узор», «Разрезные картинки».
Лепка.
Цель: упражнение в приемах лепки, развитие творческого воображения и мелкой
моторики.
«Мы гуляем» – развитие мелкой моторики.
«Сказочная
рыбка»
(декоративная
лепка)
-
передавать
в
лепке
выразительные
особенности сказочной рыбки: округлую или удлиненную форму туловища с красивыми по
форме плавниками и хвостом, с большими глазами и ритмично расположенными чешуйками.
«Наши
игрушки»
(лепка
предметная)
-
учить
детей
лепить
игрушки,
передавая
характерные особенности их внешнего вида (форму, цвет и соотношение частей)
«Витаминный
натюрморт»
-
лепка
фруктов
и
ягод
из
соленого
теста;
создание
объемных композиций.
Индивидуальная работа по лепке
«Реставратор», пластилиновая живопись «Круг-кружочек», «Пластические этюды»,
«Змейка», Дидактическая игра «Формы», «Необычный зоопарк».
Конструирование.
Цель: обучение детей умению выполнять различные постройки, ориентируясь на
схемы, по замыслу.
«Мой город», «Старинная крепость», «Кремль»,
Подарок для друга»,«Магнитный
конструктор».
Музыкальное развитие
Танцевальные игры: «Делай так», «Не делай так».
Сочинение сказки «Путешествие веселой нотки».
Импровизация - игра на детских музыкальных инструментах.
Слушание русских народных мелодий, классической музыки.
Слушание, пение знакомых детских песен.
Беседа «Кто придумывает песни».
Сюжетно-ролевая игра «Концерт».
Детское творчество «Пропоем знакомое стихотворение».
Прослушивание сказок в аудиозаписи.
Досуговая деятельность Развлечения
1.«День Нептуна».
2.«Квест «Прогулка по Новокузнецку».
3.«Танцевальный марафон».
4.Тетрализация русских народных сказок».
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Ширма – раскладушка по теме: «Лето».
Буклет: «Воспитываем грамотного пешехода».
Информационные листы «Рекомендации для родителей по ПДД».
Беседа с родителями «Как уберечь ребенка от травм».
Выставка совместного творчества детей и родителей «Счастливое детство»
Консультация «Правила поведения на воде».
Ширма – раскладушка: «Летний отдых семьей».
Фотовыставка: «Мои любимые места города Новокузнецка».
Буклет: «Осторожно – клещи».
Беседа: «Как одеть ребенка в летний период».
Консультация: «Огонь – друг, огонь – враг».
Консультация: «Укусы насекомых».
Оформление
наглядной
информации
для
родителей
«Профилактика
кишечных
заболеваний».
Привлечение родителей к оформлению участка группы и изготовлению атрибутов для
совместных игр с детьми.
Развивающая предметно – пространственная среда
Иллюстрации: «Насекомые», «Полевые садовые цветы», иллюстрации по сказкам,
иллюстрации обитателей наших водоемов.
Энциклопедии, журналы по лексическим темам «Детство», «Сказки», «Природа и
растения нашего края» (и т.д.)
Альбом: «Лето красное пришло».
Фотовыставка: «Мой любимый город».
План экологической тропы: «Деревья нашего участка».
Дидактическая игра «Что хорошо, а что плохо?» - о хороших и «плохих» правилах
поведения в природе и в окружающей жизни.
Материалы и оборудование для опытнической деятельности с песком и почвой, водой.
Слушание гимна города Новокузнецка, слушание русских народных сказок.
Стихи о памятных местах нашего города.
Выставить
библиотеку
потешек,
пословиц,
стихов,
сказок
о
летних
природных
явлениях.